ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРОГРАММА по учебному плану ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 ЖИВОПИСЬ

Трубаева Татьяна Валерьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

по учебному плану

ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05

ЖИВОПИСЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivopis_5_let.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРОГРАММА

по учебному плану

ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05

ЖИВОПИСЬ

 

Сафоново 2013

«Одобрено»                                                        «Утверждаю»

Методическим Советом                                         Директор МБОУДОД

образовательного учреждения                                «Сафоновская ДШИ № 2»

«___» __________20____                                        __________     Т.В. Штетингер

(дата рассмотрения)                                         «___» __________20____                          

                                                                                                (дата утверждения)

 

Примерная  программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)

ЖИВОПИСЬ

__________________________________________________________________

название программы

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств  № 2»

(наименование учреждения по Уставу)

Разработчики:

Трубаева Татьяна Валерьевна преподаватель, Головченко Людмила Васильевна преподаваттель

(ф.и.о., должность)

Рецензент:

___________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

Рецензент:

___________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

№№

Наименование раздела

I.

Пояснительная записка

II.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации

III.

Учебно–тематический план

IV.

Содержание учебного предмета. Годовые требования

V.

Требования к уровню подготовки обучающихся

VI.

Формы и методы контроля, система оценок

VII.

Методическое обеспечение учебного процесса

VIII.

Список рекомендуемой литературы

 


  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета,  его место и роль

в образовательном процессе

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».  Для создания данной программы были переработаны типовые  и авторские программы по живописи для ДШИ (ДХШ).

Живопись воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок. Живопись – это душа реалистического изображения. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции,  с пленэром.

На уроках происходит знакомство со средствами и приемами живописи, дети учатся видеть, понимать и изображать трехмерную форму предмета посредством цвета; развивают творческие способности.

В результате изучения данного курса ученик должен знать закономерности цветовой гармонии и колорита, получить навыки работы разными живописными материалами (гуашь, акварель),  иметь навыки работы с цветом, передачи основных цветовых отношений, уметь работать с натуры и по памяти, последовательно вести работу над натюрмортом.

На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.


Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Живопись» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5- лет – с 1 по 5 класс.

При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-5 классах – три часа, самостоятельная работа в 1-2 классах – два часа, в 3-5 классах – три часа.

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области  изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

  • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
  • знаний разнообразных техник живописи;
  • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
  • навыков в использовании основных техник и материалов;
  • навыков последовательного ведения живописной работы;

 - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций будет осуществляться в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Обоснование структуры программы

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школьной библиотеки.

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

        Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,

сведения о затратах учебного времени,

графике промежуточной и итоговой аттестации

При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 924 часа (в том числе, 495 аудиторных часов, 429 часов самостоятельной работы).

Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки 

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы/полугодия

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия (в часах)

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

429

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

зачет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

80

85

80

85

96

102

96

102

96

102

924

Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет.

Первый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Знакомство с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д). Основные и второстепенные цвета.

урок

3

1

2

Локальные и смешанные цвета

урок

5

2

3

Три основных свойства цвета.

Теплые и холодные цвета, цветовой круг, светлота и цветовая насыщенность

Урок

5

2

3

Знакомство с контрастными цветами.

Смешение красок

урок

5

2

3

Хроматические и ахроматические цвета

урок

5

2

3

Приемы работы с акварелью Знакомство с копией. Копирование лоскута материала с рисунком

урок

5

2

3

Этюд кленовых листьев с натуры

урок

5

2

3

Смешанные цвета.

Этюд с натуры яблока, груши на нейтральном фоне

урок

5

2

3

Нюанс

урок

5

2

3

Колорит в живописи. Постановка из насыщенных теплых цветов

урок

10

4

6

Цветовая гармония. Полярная гармония.

Этюд с натуры крынки или бидона на нейтральной драпировке

Урок

5

2

3

Трехцветная и многоцветная гармония

Решение объёма в постановке из двух предметов на нейтральном фоне

урок

10

4

6

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

Контрольный урок

урок

2

1

1

II полугодие

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

Портрет

урок

10

4

6

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

10

4

6

Цветовой контраст (хроматический)

урок

10

4

6

Цветовой контраст (хроматический)

урок

10

4

6

Фигура человека

урок

10

4

6

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

Второй год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

урок

10

4

6

 Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

13

5

8

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

Контрастная гармония

урок

5

2

3

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

Урок

15

6

9

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

15

6

9

Контрольный урок

урок

2

1

1

II полугодие

Этюд фигуры человека

урок

5

2

3

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

Урок

5

2

3

Портрет

урок

15

6

9

Гармония по общему цветовому тону и светлоте  

урок

15

6

9

Контрольный урок

урок

2

1

1

Третий год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

4

2

2

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

9

6

6

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

Фигура человека

урок

6

3

3

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности  

(на ненасыщенных цветах)

урок

18

9

9

Контрольный урок

урок

2

1

1

II полугодие

Гармония по общему цветовому тону

урок

24

12

12

Контрастная гармония на ненасыщенных цветах

урок

30

15

15

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

Гармония по светлоте

урок

24

12

12


Четвертый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Контрастная гармония

урок

12

6

6

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

16

8

8

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

 (на ненасыщенных цветах)

урок

24

12

12

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

9

3

3

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

Контрольный урок

урок

2

1

1

II полугодие

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

Фигура человека

урок

18

9

9

Нюансная гармония

урок

24

12

12


Пятый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Гармония по общему цветовому

тону, по насыщенности

урок

12

6

6

Нюансная гармония

урок

28

14

14

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

Интерьер

урок

24

12

12

Контрольный урок

урок

2

1

1

II полугодие

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

урок

28

14

14

Фигура человека

урок

12

6

6

Гармония по общему цветовому

тону и светлоте

урок

24

12

12

Гармония по общему цветовому

тону и насыщенности

урок

24

12

12

Контрольный урок

урок

2

1

1

        

  1. Содержание учебного предмета.  

Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.  

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии,  тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:

 - самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;

 - самостоятельно строить цветовую гармонию;

 - выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

 - уметь технически реализовать замысел.

Первый год обучения

1. Тема. Знакомства с материалами. Основные и второстепенные цвета.

Показать принадлежности художника, познакомить с акварельными красками, кистями, бумагой и т.д)

Выполнение упражнения мазком, заливкой, отмывкой (получение составных цветов из основных).

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:

 - в заливках «Ромашка»;

 - цветовой дождь.

2. Тема. Локальные и смешанные цвета.

Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков.

Использование акварели, бумаги формата А4, А3.

Самостоятельная работа:

-«Бабочка» по-сырому;

-«Бабочка» по-сухому.

3. Тема. Теплые и холодные цвета, цветовой круг, светлота и цветовая насыщенность

Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа:

- заливки теплые «Солнце», «Радость»;

- заливки холодные «Снежное царство», «Грусть»

4. Тема. Знакомство с контрастными цветами. Смешение красок

Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Таблица цветовых смесей. 

Использование акварели, бумаги формата А4. 

Самостоятельная работа:

- белое - черное;

 - красное – зеленое;

- оранжевое - зеленое;

 - фиолетовое - лимонное.

5. Тема. Хроматические и ахроматические цвета 

Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima).

Использование акварели, бумага А3.

Самостоятельная работа:

- заливки цветные;

- заливки тушью;

- пятно-силуэт.  

6. Тема. Приемы работы с акварелью Знакомство с копией. Копирование лоскута материала с рисунком

Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. 

Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа:

- передача размера, цвета и рисунка

- подбор цвета.

7. Тема. Этюд кленовых листьев с натуры. 

Отработка техники «а-ля- прима» Точная передача цвета Проработка деталей

Смешанные цвета.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.

8. Тема. Смешанные цвета. Этюд с натуры яблока, груши на нейтральном фоне. 

Прием «пуантилизм». Изменение цвета и тона в зависимости от освещения. Понятие контраста. Решение локального цвета в свету и тени.

Попытка передачи объема.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд с натуры яблока, груши на нейтральном фоне.

9. Тема. Нюанс. Техника работы гуашью. Технические приемы работы гуашью Особенности работы гуашью.

 Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении с кувшином. 

Использование гуаши, бумаги формата А3. 

Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях с кувшином при холодном освещении.

10. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне.

Использование гуаши, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.

11. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Постановка из 2-3-х предметом используя фрукты или овощи на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) 

Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюд по тому же принципу.

12. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд сухоцветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумага  формата А3.

Самостоятельная работа:  натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.

13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из 2-3-х предметов на нейтральном фоне.

Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из 2-3-х предметов.

14. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:  аудиторное задание по памяти.

15. Тема. Портрет человека. Ознакомление с живописным изображением лица человека, передача пропорций. Передача образа и  характера модели. Этюды с натуры головы человека. 

Использование техники по выбору, бумаги формата А3. 

Самостоятельная работа: этюды с натуры головы человека (девочка в русском костюме).

16. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. 

Использование акварели, бумага А3.

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

17. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. 

Использование техники по выбору, бумаги формата А3. 

Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

18. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Работа мазком по форме. Несложный натюрморт (серый бидон с фруктами на красном фоне).

Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

19. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне).

Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.

20. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

21. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения.  Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне.

Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

Второй год обучения

1. Тема.   Гармония по общему цветовому тону. Вспомнить навыки и умения приобретённые в 1 классе. Дальнейшее развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. 

Работа по-сырому, «а-ля-прима». Этюд цветов на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.   Самостоятельная работа: этюд цветов на нейтральном фоне.

2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Метод ведения работы – лессировка. Провести анализ работ художников в жанре натюрморт.

Натюрморт из 2-3-х предметов с ясно выраженным цветом при боковом освещении

Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.  

3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне.

Использование различной техники, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.

4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы гуашью. Этюд тематического натюрморта с характерными предметами на нейтральном фоне.

Использование гуаши,  бумага А3.

Самостоятельная работа: этюд тематического натюрморта.

5. Тема. Контрастная гармония. Этюд декоративного натюрморта из ярких предметов и тканей. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Равновесие пятен цвета и тона. Решение силуэта.

Использование акварели, бумаги формата А4. 

Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.

6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону. Конструктивное построение предметов.  Передача объема и пространства тональными средствами. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки.

Натюрморт из двух – трёх предметов (кофейник, кружка, яблоко и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль.

Использование акварели, гуаши. Бумага формата А3.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков  с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из трех предметов быта на фоне 2-3-х драпировок с боковым освещением  (с предварительным эскизом).

Использование акварели, гуаши.  Бумага формата А3.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.   

8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Этюд фигуры человека.

Использование акварели, гуаши.  Бумага формата А3.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения.  Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд натюрморта со стеклянным предметом на цветном фоне. Использование акварели, бумага формата А2.

Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.

10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт из нескольких различных по материалу предметов (дерево, стекло, керамика) на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).

Использование акварели (техника лессировок), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Тематический натюрморт с баранками на светлом теплом фоне без складок.

Использование гуаши. Бумага формат А2.

Самостоятельная работа: этюды  с хлебопекарными изделиями.  

12. Тема.  Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности различных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов.  Связь предметов с окружающей средой. Натюрморт из трёх предметов. Фон холодный.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

13. Тема.   Портрет. Продолжение изучения пропорций головы человека. Особенности и индивидуальный характер построения головы человека. Этюд в фас, ¾,  профильном положении. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков.

Использование акварели (многослойная акварель), гуаши,  бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.

14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.  Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из разной фактуры.

Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.  

Третий год обучения

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Повторение пройденного материала. Этюд цветов разными акварельными техниками. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды цветов.

2. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений. Натюрморт (корзина с грибами) на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями.

Использование гуаши, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов, грибов.

2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Продолжение изучения понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью (гуашью). Этюд чучела птицы на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Лепка цветом формы предмета.

Использование акварели или гуаши (поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование птиц с иллюстраций.

3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека.

Использование акварели или гуаши, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.

5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Тематический, праздничный натюрморт против света.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме  с чучелом животного.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением животных.

7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения.  Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой).

Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

9. Тема. Гармония по светлоте. Весенний натюрморт с вербой. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

 

Четвертый год обучения

1. Тема. Контрастная гармония. Декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов и фруктов на контрастном фоне.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

2. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Натюрморт из овощей,  фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды овощей,  фруктов.

3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности  (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов маляра  со сложной по фактуре и цвету драпировкой (с предварительным эскизом). 

Использование гуаши, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюд предметов школьника.

4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен.  Натюрморт из предметов сложной формы, различных по фактуре на богатых драпировках

Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды драпировок, различных по фактуре.

5.  Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.

6.  Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Натюрморт из предметов искусства. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюд предмета сложного по конструкции.

7. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Фрагмент интерьера мастерской.

Использование акварели, гуаши, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюд домашнего интерьера.

8. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из предметов с введением гипсовой маски или гипсового орнамента Конструктивное написание цветом гипсовой маски или орнамента.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

9. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека  с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,  «За чтением» и т.п.)

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.  

Тема. 10. Нюансная гармония.  Натюрморт из 3-5 предметов на фоне 2-3-х цветных драпировок. В композиционном центре – предмет сложной формы. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения.

Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды предметов сложной формы.

Пятый год обучения

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.  Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями.  Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3  Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.  

2. Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. 

Использование акварели для эскизов - техника a la prima, для постановки – метод лессировок. Бумага формата А2.

Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.

3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом.  Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции.

Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.

4. Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.

5. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.

7. Тема. Фигура человека в театральном костюме. Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре.

Использование акварели, гуаши, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.  

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету.

Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»).

Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

 - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

 - знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

 - умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

 - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

 - умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

 - навыки в использовании основных техник и материалов;

 - навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену

Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

- грамотно расположить предметы в листе;

- точно передать пропорции предметов;

- поставить предметы на плоскость;

- правильно строить цветовые гармонии;

- умело использовать приемы работы с акварелью;

- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;

- добиться цельности в изображении натюрморта.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде  проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- грамотно передавать локальный цвет;

- грамотно передавать цветовые и  тональные отношения предметов к фону;

- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;

 2 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.

 3 год обучения

- грамотно компоновать сложные натюрморты;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;

4 год обучения

- грамотно компоновать объекты в интерьере;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;

5 год обучения

- передавать цельность и законченность в работе;

- строить сложные цветовые гармонии;

- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;

- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;

С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;      

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

VII. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:

1. Анализ цветового строя натюрморта.

2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.

3. Выбор техники исполнения.

4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.

5. Выполнение картона.

6. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы  обсуждается с преподавателем.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

 - посещение выставок;

 - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

 - чтение дополнительной литературы;

 - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

 - посильное копирование шедевров мирового искусства;

 - выполнение аудиторных заданий по памяти.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

VIII. Список рекомендуемой литературы

Методическая литература

  1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
  2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
  3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
  4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
  5. Все о технике: цвет. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2002
  6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2004
  7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение,  1992
  8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
  9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
  11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008
  12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
  13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
  14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
  15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
  16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
  17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
  18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
  19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974

Учебная литература

  1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
  4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
  5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
  6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
  7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
  8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
  9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.