Программа учебного предмета ЛЕПКА

Трубаева Татьяна Валерьевна

Программа учебного предмета

ЛЕПКА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_lepka_56_variativ_let.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

215503 Смоленская область, г. Сафоново, ул. Ленинградская, дом 11

Тел.: 8 (48 142) 2 82 99

_____________________________________________________________________________

Программа учебного предмета

ЛЕПКА

2013


Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)  

                                              ЖИВОПИСЬ

(название программы)

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»__________________________________________________________________

(наименование учреждения по Уставу)

Разработчики: Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»,

Головченко Людмила Васильевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»

(ф.и.о., должность)


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Лепка

Область применения программы:

  1. Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительногоискусства в соответствии с ФГТ по программе«Живопись» со сроком обучения 5, 6 лет,  срок освоения – 3 года, 1 – 3 классы.

Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в детских музыкальных школах и школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:

Вариативная часть

принадлежность предмета к предметной области

  1. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Цель предмета:

  1. Цель предмета:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Задачи предмета:

- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).

- знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

- оборудование и пластические материалы.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

- передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

- работать с натуры и по памяти;

- применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

- применять конструктивные и пластические способы лепки.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 148,5 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 99 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49,5часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

148,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

99

в том числе:

практические занятия

96

контрольные уроки, зачеты, творческие просмотры

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49,5

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

Лепка

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Содержание учебного материала

11

Тема 1.

Материалы и инструменты

Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «пластилиновая мозаика».Выполнениекомпозиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка».Выполнениеплоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка».

Практические занятия

11

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 2.

Пластилиновая живопись

Содержание учебного материала

11

Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цветапосредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.

Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг».

Применениетехники«Пластилиновая живопись» в конкретном изделии.«Карандашница»,«Декорированная вазочка».

Практические занятия

11

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 3.

Пластилиновая аппликация

Содержание учебного материала

11

Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Аквариум».«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».Выполнениемногослойнойкомпозиции: «Пирожное», «Торт».

Практические занятия

10

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

1

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 4.

Пластические фактуры. Фактуры в пластилиновой композиции.

Содержание учебного материала

11

Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы»,«Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».Интерпретацияприродных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные».Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях.Композиция «Замороженное оконце».Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур.Творческая работа «Пенек с грибами».«Морские камешки».

Практические занятия

11

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 5.  Полуобъемные

изображения

Содержание учебного материала

11

Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла»,«Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.Закрепление умения набирать полу - объемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».Создание сложнойформы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др.

Практические занятия

11

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 6. Объемные формы

Содержание учебного материала

11

Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета».Закреплениенавыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка».Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик и др.Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга». «Хозяин и его животное», «охота», «цирк».

Практические занятия

10

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

1

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 7.Соленое тесто

Содержание учебного материала

11

Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Полу-объемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.«Театральнаякукла».

Практические занятия

1

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 8.

Коллаж.

Композиция из пластилина и декоративных материалов.

Содержание учебного материала

11

Коллаж «Морские сокровища».Декоративное панно «Слово-образ».Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа).Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник».

Практические занятия

11

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

-

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

Тема 9.Полимерная глина

Содержание учебного материала

11

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчик, бабочка и др.).

Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото.Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др.

Практические занятия

10

Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры

1

Самостоятельная работа обучающихся

5,5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- специальная мебель и приспособления;

учебные пособия.

В кабинете должны быть представлены:

1) плоскостные наглядные пособия:

- демонстрационные картины и таблицы;

- раздаточные наглядные пособия;

- аппликации.

2) объемные наглядные пособия:

           - модели;

- макеты.

Кабинет должен иметь:

- набор кинофильмов и кинофрагментов;

- видеофильмы (документальные).

Особая часть кабинета – дидактические раздаточные материалы:

- карточки для получения конструктивных ответов;

- карточки-тесты;

- демонстрационные карточки;

Технические средства:

ноутбук, магнитофон, мультимедиа.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых   учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Ю. Дрожин рабочая тетрадь «Филимоновская свистулька» М.: Мозаика-синтез 2003
  2. И.Лыкова  рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003
  3. Д. Рос «Керамика» М.: АСТ-Пресс книга 2003
  4. Ю. Дрожин «Узоры  Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002
  5. Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002
  6. А. Иванова «Вышивка в интерьере» М.: Олма – Пресс 2003г.
  7. «Солёное тесто»М.: АСТ-Пресс книга 2003
  8. И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003
  9. И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003
  10. И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003
  11. И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003

Дополнительные источники:

     1.        Т.Шпикалова, Г. Величкина «Дымковская игрушка» М.: Мозаика-синтез 1998

2.        Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир» С-Петербург: Криталл 1998

  3.        Журнал «Юный художник»

 4.        Журнал « Художественная школа»

  5.        Журнал «Изобразительное искусство в школе»

 6.        Журнал «Народное творчество»

Интернет – ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://pedagogic.rubooks
  3. http://glina.teploruk.ru/
  4. http://www.kalinkapolinka.ru/publ/master_klassy/2
  5. http://www.livemaster.ru › Журнал › Мастер-Классы
  6. http://liveinternet.ruusers/dispepsia/rubric/3745489/
  7. http://bibliotekar.ruЭнциклопедия искусства
  8. http://twirpx.comФайлыИскусствоСловари и энциклопедии

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся

знает:

- понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

- оборудование и пластические материалы.

умеет:

- наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

- передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

- работать с натуры и по памяти;

- применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

- применять конструктивные и пластические способы лепки.

- контрольные уроки,

- творческие просмотры,

- зачеты.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

заданий

Наименование заданий

Количество

часов

1 класс

Вводная беседа. Знакомство с группой

Искусство скульптуры и керамики. Ознакомление с оборудованием скульптурной мастерской, сведения о пластических материалах. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся

2

Основы материаловедения по керамике

Глина, ее особенности. Первичное практическое знакомство с глиной  и ее подготовка к работе

2

1

Лепка геометрических фигур: куб, шар, цилиндр, конус. Освоение конструктивного способа лепки керамических изделий и составление из них простейших керамических форм

4

2

Освоение пластического способа изготовления изделий. Лепка овощей и фруктов

4

3

Лепка натюрморта, состоящего из крынки и двух фруктов с натуры

4

4

Первые сведения о рельефе и освоение способа лепки путем раскатки глиняного пласта

2

5

Освоение спирально-кольцевого способа лепки сосудов. Лепка мелких бытовых предметов по памяти

4

6

Натюрморт из двух предметов – двухплановый рельеф.

4


7

Изучение приемов работы на гончарном станке. Плакетка «Натюрморт»

6

8

Декорирование керамических изделий

4

9

Лепка простого орнамента «Цветок лотоса»

6

10

Орнаментальная композиция в рельефе. Беседа

2

11

Русское изразцовое искусство. Разработка эскиза изразца.

Лепка изразца.

Декорирование изразца

4              

8                                   2

12

Образная выразительность народной глиняной игрушки. Экскурсия в музей ДПИ

2

13

Беседа о художественных особенностях и технология изготовления дымковской игрушки.

2

14

Создание композиции на сказочную тему по мотивам дымковской игрушки

8

Итого:

70

2 класс

1

Лепка кратковременных этюдов домашних животных по памяти и наблюдению

6

2

Лепка из пластилина домашнего животного с использованием каркаса

6

3

Лепка композиции из керамической глины. Декоративная переработка предыдущего задания. Роспись ангобами  или глазурями

6

4

Этюд с натуры.  Драпировка, висящая на стене

6


5

Создание композиции для керамического панно с использованием рельефного изображения объемных предметов: драпировка со складками, сосуд на фоне драпировки; лепка керамического панно «Вид из окна» с последующей росписью

8

6

Зарисовки животных и птиц в музее и зоопарке

6

7

Лепка животных из пластилина с изготовлением каркаса

8

8

Создание анималистических композиций. Декоративная переработка и лепка животных из глины для дальнейшего обжига. Роспись, глазуровка. Групповая работа панно «Аквариум». Групповая работа «Подмосковные леса»                                  

8

9

Эскизы двух-трех фигур. Композиции на тему «Цирк», «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г.Х. Андерсена». Лепка в материале. Роспись

8

10

Создание детской народной игрушки – свистульки

8

  Итого:

70

3 класс

1

Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных частей лица

2

2

Лепка этюдов глаза, носа, губ

12

3

Моделировка формы лица. Лепка с натуры античной маски (напр. «Венеры», «Давида», «Антиноя»). Этюды «Автопортрет» и «Портрет  друга»

12

4

Кратковременные наброски с фигуры. Знакомство с анатомий человека. Пропорции и особенности фигуры

4

5

Создание композиции на тему народных сказок, былин. Передача народного колорита (костюм), эмоционального настроения. Лепка композиции из керамической глины. Роспись изделия в традициях различных промыслов

8

6

Литье в гипсовой форме

7

7

Формовка изделий пластическим способом

7

8

Декорирование керамических изделий. Формовка и роспись изделия по собственной композиции

10

9

Создание тематических композиций с архитектурными формами. Проектирование настенного панно. Выполнение работы в материале

8

Итого:

70