Костюм эпохи Древней Греции

  1. Познакомить воспитанников с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции.
  2. Сформировать представление об основных элементах костюма эпохи Древней Греции.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostyum_epohi_drevney_gretsii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

       

Тема: костюм эпохи Древней Греции.

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции.
  2. Сформировать представление об основных элементах костюма эпохи Древней Греции.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы.

  1. Иллюстративный материал с изображением элементов костюма и орнаментах эпохи Древней Греции.
  2. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
  3. Музыкальный ряд «Сиртаки».
  4. Раздаточный материал: кукла-шаблон.

                            План занятия.

  1. Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов.

                                    Ход занятия.

Музыкальный эпиграф («Сиртаки»).

Древние греки, античные греки.

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Беседа.

   Конечно же, мы, ребята не сможем пройти стороной и не поговорить об этой древней стране, которая, можно сказать, стала родиной всей европейской культуры.

   Мы уже знаем, что одежда, костюм не только служат практическим целям, они становятся особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в нем. Декор костюма выполняется не только для получения эстетического удовольствия, но и имеет символическое значение, носит обереговый характер.

   Греки достигли многого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство лица.

   Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармонические пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка – основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.

   Посмотрите, как одеты олимпийские боги, жизнь и поступки которых были так похожи на жизнь самих греков. Вы узнаете их?

    Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их изготавливали ручным способом на вертикальном станке. Искусство ткачества ценилось высоко.

   Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии, во время похода Александра Македонского, и назвали его «шерстью дерева».

   Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета – серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски.

   Узоры орнамента связаны с природой, имеют  стилизованный геометрический или растительный характер. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным  направлением линий драпировки это особенно четко и выразительно подчеркивает красоту и пластику движений.

   Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр. Это орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий. Эта орнаментальная формула художественно выразила философскую идею движения через стилизованный образ вечно набегающей и убывающей волны.

    

                             МУЖСКОЙ КОСТЮМ

   Хитон – нижняя одежда из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища или скрепленной на плечах двумя пряжками-фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до колен. По талии повязывался пояс, образуя напуск.

   Гиматий – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 на 4м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами, например: один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь.

   Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца.

   В Спарте шерстяной Гиматий носили прямо на теле, без хитона.

   

   Хламида – вид плаща. Прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фабулой.

   Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.

   Обувь греков повторяла форму ступни, изготовлялась на пробковой подошве (или веревочной), с ремешками, переплетавшимися на икрах. Носила обувь только знать.

   Головные уборы носили, в основном, в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей.

                                   ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

   Хитон, гиматий. Длина верхней части соотносилась с нижней по классическому принципу «золотого сечения» (3:5).

   Диплоидий – отворот на хитоне раннего времени. Украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота была различной: до груди, бедер, до колен.

   Спартанки носили хитон-пеплос, его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой.

   Длинные волосы собирались в греческий узел, короткие стрижки украшали обручем или лентой. Сетки из золоченных шнуров, диадемы, шпильки, гребни, серьги, ожерелья, кольца, камеи, пряжки из серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента украшали женщин.

   Рабыни носили костюмы своей родины.

                             Постановка задачи.

   А теперь, ребята, самостоятельно выполните костюм эпохи Древней Греции.

   Нам сегодня может пригодиться кукла-шаблон. Можете нарисовать, как, по-вашему, выглядели жители Древней Греции, герои греческих мифов, олимпийские боги.

                             Выполнение задания.

Экспресс-выставка лучших работ «Гости из древней Греции».

 

Греческая керамика.

Цели:

  1. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.
  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  3. Формировать навыки работы с художественными материалами в технике аппликации.
  4. Развивать творческую активность.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты-таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз.
  2. Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных ваз.
  3. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
  4. Видеофильм «Подобные богам» из серии Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
  5. Художественные материалы.

   Просмотр видеофильма «Подобные богам».

- Ребята! Посмотрев фильм, как будто совершили экскурсию по одному из главных музеев России – Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

   Какие предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции сохранило время? Конечно же – это знаменитые античные вазы!

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!», - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной приглянулись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком-рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

И Гектор, как видно, лишается сил…

А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей – подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

       А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

   Слова «сосуды», «посуда» на латинском  - «вазы». В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

   Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

   Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого различного назначения:

   Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.

   Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

   В росписи ваз различается несколько вводов техники с использованием специального состава, так называемого «черного лака».

   Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

   Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины ( красновато-коричневый ) – такую роспись называли краснофигурной.

   Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

   Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

   К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

Постановка художественной задачи.

- Мы с вами тоже сегодня попробуем выполнить такую вазу.

   Сначала мы выберем форму для будущей вазы.

   Затем решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет для ее украшения.

   Подумайте, в какой технике ( краснофигурной или чернофигурной ) она будет смотреться интереснее?

   Для работы используйте технику аппликации. Цветовую палитру ограничьте до 2-3 цветов.

Выполнение задания.

 

Подведение итогов.

Экспресс-выставка «Античная керамика» с защитой работ. Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный сюжет росписи.