Необычные решения обычных тем

Новичкова Татьяна Алексеевна

Материал представляет собой обобщение опыта педагога по нестандартным подходам к обычным учебным заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnye_resheniya_obychnyh_tem.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Необычные решения обычных тем.

На занятиях в изостудии с детьми младшего и среднего возраста возникает потребность получения необходимых знаний и умений для усложнения заданий, для продвижения вперёд по программе. Интереснее всего детям, когда они получают знания в игровых или иных необычных формах. Поэтому педагог всегда в поиске этих новых форм.

Одним из приемов является метод «Образное  цветоведение». 

Обычно усвоение знаний и выработка навыков  происходят в результате выполнения упражнений, мы же стараемся, чтобы само тренировочное задание переходило в творческое изображение или сразу являлось творческим продуктом.

Например: всем педагогам – художникам известен традиционный, можно сказать, классический способ освоения цветовой палитры: выполнение растяжек,  цветовых таблиц, выкрасок. Многие из нас именно так осваивали цветовое многообразие мира. При работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, у которых этот способ обычно энтузиазма  не вызывает. Для них это достаточно монотонная и неинтересная деятельность, но необходимость в расширении цветовой палитры существует. Вместо скучных упражнений на получение оттенков цветов я с первых занятий даю детям задания, связанные с разными образами или образными конструкциями, в процессе которых они учатся смешивать цвета и получать новые оттенки, мотивацией к получению разнообразных оттенков служит стремление сделать образ ярким и выразительным, найти родственников определённым цветам в палитре.

Метод «Образное цветоведение», в процессе реализации программы изостудии «Первоцвет», применяется при освоении различных тем. Таких, например, как осеннее дерево, вечерний город, животные, цветы и т.д.

Одним из вариантов применения метода является тема: «Моя карта», на примере которого учащиеся осваивают цветовую  палитру. Детям предлагается создать свои земли и воды с высоты птичьего полета(самолета), используя для различного рельефа и глубины воды разные оттенки цветов. Например: оттенки охры для песка и пляжа, оттенки зелени для лесов и лугов, ультрамарин, лазурь и составные оттенки синих для разной воды, умбры и марс  для горной местности.  В результате, выполняя увлекательное задание, дети получают большое количество оттенков, закрепляют названия цветов и расширяют свои знания об окружающем  мире. В результате получается самостоятельное творческое изображение.

Ещё один вариант применения метода «Образное  цветоведение»- тема «Волшебные камни». Выполняя задания на эту тему, дети продолжают освоение цветовой  палитры и знакомятся с акварельными приёмами.  Им предлагается выбрать камень в разрезе с интересной фактурой (агаты, малахиты). Изучая натурный материал, дети выбирают интересную им цветовую гамму и получают каждые свой волшебный камень. На выходе получается выставочная  коллективная работа «Волшебные камни», и дети могут полюбоваться на результаты своего труда.

    Собственная оригинальная методика – «превращение обычного в необычное» (освоение последовательности выполнения портрета в «профиль», через создание характерного образа на основе традиционной схемы). Предлагается традиционную  схему  сделать ступенькой к заданию и  продолжить превращения обычной учебной последовательности в характерный образ, выстроенный по диагонали. Данный метод наиболее эффективен в работе с детьми среднего возраста, так как вызывает творческий интерес и развивает поисковую активность. Каждый имеет возможность создать интересную причёску, головной убор или использовать исторические аналоги.  При использовании данной методики, ученики лучше усваивают последовательность работы над портретом в «профиль».  Для детей интересен процесс превращения схемы в образ, присутствует авторский подход, что делает работы выразительными и индивидуальными. Метод «превращения обычного в необычное» можно использовать при работе над другими темами.

 В изостудии, зачастую занимаются не только художественно одарённые дети, но и просто увлечённые изобразительным искусством. Обычно им  нелегко даются темы «Перспектива круга. Овал», «Линейная перспектива. Куб». Для решения данной проблемы используется приём «увлекательная цель». Например, показываются необычные варианты ваз и сосудов и ставится проблема «Можем ли мы создать свой эскиз? Что для этого надо?

Для этого, используя  знания по теме «Симметрия»,  необходимо научиться изображать овалы и тогда авторская ваза готова! Для эмоциональной окрашенности задания предлагается задать колорит своему изделию, на усмотрение автора.

Детям интересны объемные изделия. Когда мы рассматривали кубы, выполненные другими детьми ранее, возникло желание создать свой вариант. Для этого ступенькой послужило знакомство с изображением куба в двух положениях.  Желание выполнить объёмную модель являлось отличной мотивацией для выполнения технической ступеньки-построения куба. Затем дети выполняли эскиз оформления и развёртку. При этом  продвинутые учащиеся активно помогали тем, кому сложно. В результате все справились.

В заключение, могу сказать, что,  конечно, педагог должен быть эмоционально заряжен, предлагая детям необычные решения и приёмы. Его увлечённость и позитивный настрой  помогут  освоить даже непростые темы и снять у детей страх перед сложными заданиями.