Конспект занятия "Космические дали".

Рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос; способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну; рассказать о красках космоса, о художнике – космонавте А. Леонове, дважды герое Советского Союза, и о художнике А. Соколове, о новом виде пейзажа – космическом; овладеть методикой работы от эскиза к работе в формате (А-3, А-4); развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы «по сухому», «по мокрому»; развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вкус; рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка,  книга), о филателии как разновидности прикладной графики, об изобразительных элементах марки (страна, год выпуска, название рисунка и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskie_dali._konspekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: космические дали.

Цели и задачи: рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос; способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну; рассказать о красках космоса, о художнике – космонавте А. Леонове, дважды герое Советского Союза, и о художнике А. Соколове, о новом виде пейзажа – космическом; овладеть методикой работы от эскиза к работе в формате (А-3, А-4); развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы «по сухому», «по мокрому»; развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вкус; рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка,  книга), о филателии как разновидности прикладной графики, об изобразительных элементах марки (страна, год выпуска, название рисунка и др.).

Оборудование: для педагога – таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета», фотографии и рисунки ракет, иллюстрации к научно – фантастическим произведениям; для учащихся – альбомы, акварель, гуашь, палитра, иллюстрации к научно – фантастическим произведениям.

Зрительный ряд: фотографии, технические рисунки, иллюстрации из журналов с изображением космической техники; репродукции картин летчика – космонавта А. Леонова и художника А. Соколова на космическую тему.

                                       

                                    Ход занятия.

  1. Организация группы.

Просмотр выставки значков, марок, фотоматериалов о космосе.

  1. Сообщение новых знаний.

Чтение отрывков из воспоминаний А. Леонова о земных красках космоса.

«Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоев. У самой Земли ярко – красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая – голубая лента, которая переходит в темно – фиолетовую и затем в черное, бархатное небо.

   Часто приходится слышать вопрос: разве фотоаппарат не может запечатлеть космические картины на цветной фотопленке? Фотография не дает истинного впечатления от красок космоса. У нее просто не хватает чувствительности. Человеческий глаз – более совершенный прибор, и пока никакие фотоаппараты не могут его заменить.»

   Ребята, а как вы думаете, почему следом за учеными, за фотоаппаратом в космос устремился взгляд художника? Почему возможности художника даже с земли оказались в чем - то больше, нежели у приборов, чтобы увидеть космические пейзажи и пространства.  

 

   В нашей стране есть художник – космонавт А. Леонов. Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе. Художник А. Соколов в космосе никогда не был, нот его космические картины удивительно красивы и поэтичны.

(Демонстрируются репродукции картин А. Леонова и А. Соколова  «Старт фотонного звездолета», «На лунном космодроме», «Посадка на Марс» и др.)  

   Рассматривая картины, обратите внимание на их композиционное и цветовое решение. С полетами человека в космос появился и расцвел еще один вид пейзажа – «космический». Но если раньше он отталкивался от фантазий автора, то теперь художник пользуется реальными изображениями (фото) и научными знаниями о космосе.

-На каких космических кораблях были совершены полеты в космос?

-Кем были созданы первые космические корабли?

-Почему День космонавтики празднуется 12 апреля?

-Как звали первого космонавта и из какой страны он был?

-Каким художником – космонавтом были нарисованы этюды и картины о космосе (почти «с натуры», а если точнее – по впечатлениям)?

-Какие вы смотрели телепередачи, художественные фильмы о космосе?

  1. Практическая работа. Закрепление знаний, навыков.

На альбомном листе предлагаю наметить 3-4 эскиза в карандаше по теме. Сделать цветовое решение (без проработки).

Мысленно совершите путешествие на одну из планет неизвестной нам галактики и представьте, что бы вы могли там увидеть.

 

Педагог, просмотрев эскизы, утверждает лучший вариант.

Вспомните техники работы: по сухому, по мокрому, вливание цвета в цвет. Выберите расположение листа.

Основные сюжеты композиции:  

  1. Космонавты вышли в открытый космос недалеко от неизвестной планеты.
  2. Космонавты выходят из корабля на другой планете.
  3. Пейзажи самой планеты.
  4. Инопланетяне и земляне, встреча.

Определите колорит, цветовое решение.

Учащиеся согласно своему замыслу начинают выполнять композицию, затем изображают космический пейзаж красками.

Последовательность работы в цвете.

  1. Космическое пространство.
  2. Планета.
  3. Корабль.
  4. Космонавты, мелкие детали.

Пользуемся палитрой. Белый цвет оставлять только там, где необходимо. Согласовать в сюжетном рисунке форму, пространственное положение, цвет предметов для передачи смысловой связи изображаемого сюжета, добиваться передачи своего эмоционального отношения к рисунку (тревога, радость, спокойствие).

4.Беседа о филателии.

Кто из вас или ваших родных собирает марки? Знаете ли вы, что такое филателия?

Справка. От французского «philatelie», от греческого «phileo» - люблю и «atelia» - освобождение от оплаты, пошлины, сборов, имеются в виду почтовые марки, заменившие денежную плату за пересылку писем, коллекционирование знаков почтовой оплаты – почтовых марок, этикеток, ярлыков, штампов и др., а также конвертов и открыток – карточек с этими знаками. Термин филателия введен в 1864 году французским коллекционером Г. Эрленом. В филателии предметы коллекционирования изучаются в трех аспектах:

  1. в собственно филателистическом (бумага, на которой напечатана марка, водяные знаки на ней, краски, клей, способы печати – все, что подтверждает подлинность марки, время ее выпуска, продолжительность ее обращения, а также разновидности марок);
  2. в историческом (политические, экономические условия появления марки);  
  3. в тематическом (теория и практика коллекционирования по определенным темам).

Различают коллекции хронологические, тематические и специальных областей филателии.

Филателия возникла в 40- годах 19 века. С 1860-х стали выпускаться филателистические каталоги. В СССР первое общество филателистов создано в Москве в 1918 году, а в 24-25 гг. проведена первая филателистическая выставка.

Композиции на почтовых марках – разновидность промышленной графики – создаются на основе специальных гравюр и рисунков или путем воспроизведения различных изображений. Первые почтовые марки появились в Великобритании и ее колониях в 1840 году, позже в Бразилии, Швейцарии, США, Франции и др. в России почтовые марки были введены в 1858г. Значительное число стран печатают марки, превышающих потребности почты, предназначенных исключительно для коллекционеров. Распространяются, особенно с середины 20 века, многокрасочные серии, посвященные местной флоре, фауне, спорту, космосу, а также произведениям искусства.

Сегодня мы попытаемся сделать из рисунка предыдущего занятия макет марки. Что такое макет?

Справка. Макет – от французского  - модель.

  1. в технике художественного оформления книги: предварительный образец книги, точно воплощающий замысел художника – оформителя и предназначенный служить моделью для издательства и типографии. Переплет, обложку, титульный лист будущей книги макет воспроизводит целиком, но вместо текста он содержит, обычно, лишь образцы размещения набора и иллюстраций, дополняемые точной постраничной разметкой остальных листов. При отсутствии такой разметки большая часть макета может состоять и из чистых страниц.
  2. в технике театрального оформления: модель в масштабе 1\20, 1\25 декораций спектакля. Макеты бывают 2 видов: рабочие и выставочные.

Вы, наверное, уже поняли, для чего могла бы служить наша марка – модель, макет, если бы мы с вами работали на фабрике, где их печатают. Это увеличенное изображение марки.

  1. Практическая работа. Изготовление марки.

Этапы работы:

  1. Доработать мелкие детали рисунка, можно ввести другие графические материалы ( мелки, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки и т.д.).
  2. Внести обязательные для марки элементы: год выпуска, страну – изготовитель, название события, рамку по периметру.
  3. Способом аппликации оформляем марку «перфорацией». Для этого нарезаем 4 полосы цветной бумаги шириной 3 – 5 см, по размерам короткой и длинной сторон рисунка. Сложив полосы вместе, обрезаем по одному краю зубчиками (лучше зубчиками, а не волнами, так как это больше похоже на край марки). Затем, аккуратно смазав полосу по краю рисунка и край прямой полосы с «перфорацией», приклеиваем их друг к другу. Цветная сторона полосок образует красивую «рамку» марки.

  1. Итог занятия.    

Выставка работ.

Что и почему вам особенно понравилось? Давайте придумаем импровизированные рассказы о том, что смогли увидеть «художники» во время своего полета, о чем они рассказали в своих рисунках – марках? Как наглядно и последовательно показали, как прошел старт, полет, изучение других планет, возвращение на Землю.

Уборка рабочих мест.