Консультация для родителей "О творческом воспитании ребенка"

В консультации объясняется необходимость творческого развития детей младшего школьного возраста с помощью занятий по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tvorcheskom_vospitanii_rebenka.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  родителей

 «О творческом воспитании ребёнка»

        Семья, безусловно, является решающим фактором нравственного и этического воспитания детей. Вопрос Л. Н. Толстого: «Как, живя дурно, воспитать хорошего человека?» - сегодня актуален как никогда, потому что те, кого мы воспитываем, должны быть лучше нас. В воспитании ребёнка важно развить его чувства, вкус, потому что без них невозможно познание добра, не появятся правильные мысли и действия.

        Прекрасной школой развития чувств, ассоциаций, воображения является непосредственное общение детей с произведениями искусства - музыкой, живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, а также посильное собственное художественное творчество.

        При этом следует учесть, что у детей младшего школьного возраста мышление носит своеобразный характер. Подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Это означает, что, по сути, все младшие школьники - « художники». Так что, прививая ребёнку нравственные и эстетические нормы поведения, опираясь на его творческий потенциал, развивая воображение, можно добиться больших успехов.

        Занятия художественной деятельностью, изготовление поделок из природного материала расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании художественных работ.

        Рисование и изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

        Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления рисунков и поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

        Велико влияние художественного творчества на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, задания усложняются: учащимся показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

        Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребёнка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

        Занимательность работы по изготовлению творческих работ из природного материала, лепка и рисование способствуют развитию у детей внимания – повышается устойчивость, формируется произвольное внимание. Рисунки и поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

        Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления творческих работ, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки или рисунка, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям незамысловатые поделки, рисунки или аппликация. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

        Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности, воспитанию характера. Не так-то просто сделать работу: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ему не удаётся сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму и т. д. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

        В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в младшем школьном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

        В данном виде творчества есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении творческих работ ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

        Творческая работа может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

        Занятия художественным творчеством раскрывают творческий потенциал каждого ребенка через искусство, зажигают в нем интерес и желание творить, фантазировать.

        Знаменитый испанский художник Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок – художник от рождения. Трудность заключается в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми людьми и перенесли бы радость от общения с искусством во взрослую жизнь.

        Результаты творчества, особенно одобряемые и поощряемые родителями и педагогами, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых рисунков, поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации занятия художественным творчеством становятся эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей младшего школьного возраста.