Универсальная значимость художественного воспитания в целостном формировании личности учащегося общеобразовательной школы.

Логинова Ольга Васильевна

Как научить учащихся видеть и понимать живопись?

Как научить учащихся слушать и понимать музыку?

Гуманитарные виды культур успешно интегрируют между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логинова Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства

Грахова Елена Вячеславовна, учитель музыки

ГБОУ лицея №533 «Образовательного комплекса «Малая Охта»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Универсальная значимость художественного воспитания в целостном формировании личности учащегося общеобразовательной школы.

Как научить учащихся видеть и понимать живопись?

Как можно научить их слушать и понимать музыку?

Как через творчество привить ученику чувство вкуса?

Как передать ребенку способность видеть все многообразие искусства и жизни?

Эти вопросы задают себе педагоги, учителя, и каждый отвечает на них по-своему.

              XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, иначе мир ждет катастрофа, так как исчезнет противовес бесчеловечному технократическому прессингу», говорил Д. Лихачёв. Действительно, если убрать все гуманитарные науки из нашей жизни, жизнь на земле будет невозможно представить в обычном понимании. К чему мы все придём? Мир поглотит Абсурд, Технократия, Бездушие, Гонка вооружения, потому что с исчезновением гуманитарной культуры, исчезнут духовные качества человечества: Истина, Доброта, Красота, Сострадание, Любовь к ближнему. Человек не будет развиваться духовно, и мир рухнет, потому что, «левополушарное мышление носит преимущественно аналитический, а не синтетический характер, в то время как правое — наоборот, синтетический и больше связано с новизной и творчеством», - говорит доктор психологических наук А.Н. Поддьяков.

              Многие ученые (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.) подчеркивают, что именно в искусстве заключен опыт человеческого отношения к миру. Осваивая произведения искусства, человек знакомиться с опытом различных поколений людей. Искусство формулирует и выявляет общечеловеческие ценности, помогает найти своё место в социуме, способствует выводу человека из кризисных состояний, формирует культуру личности и только поэтому гуманитарные предметы включены в школьные программы. Современная жизнь диктует школе жесткие требования: это высокое качество образования, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в обществе, быть толерантным. Качество образования диктует изменения образовательных технологий.

               «Несмотря на коренные, по-видимому, различия, все искусства произрастают от одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает всё более и более убедительно», - писал П. Флоренский, - «задача искусства – именно связывание отдельных элементов, чтобы сделать их телом целого». Интеграция уроков музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся лучше увидеть, услышать и понять целостно изучаемый объект, развивать речевые навыки,  умение анализировать, сравнивать и делать выводы, а так же творчески самореализовываться. Учитель и ученик включается в активный совместный творческий процесс. При этом объём нового материала увеличивается вдвое, т.к. дополняется со стороны разных видов искусства. Интегрированные уроки сами по себе нестандартны и привлекательны для учащихся, т.к. поневоле у них создаётся заинтересованность и мотивация к учёбе. Доктор психологических наук, российский профессор А.Н. Поддьяков говорил: - «При всей полноте смыслового объема, на интегрированных занятиях, ученик не испытывает той угнетающей нагрузки, как на традиционных».

               Предметная интеграция изобразительного искусства и музыки не выглядит обособленно от других видов гуманитарных культур, т.к. на уроках необходимо просматривать видео, прочитывать стихи, станцевать, спеть, вспомнить или расширять свои знания по всемирной истории, географии и т.д. Изобразительное искусство и Музыка – это два разных вида искусства по восприятию (как впрочем, и остальные виды искусства). Один образ, одна тема в каждом виде искусства выражается по своему, но если образ объединяется несколькими видами искусств, то он  становиться цельным, понятным и значимым.

Музыка

Живопись

Слышимое;


Живёт во времени;


Устремлено к отображению внутреннего мира;

Развивает воображение и творческое начало.

Зримое;


Неподвижное, статичное, пространственное;
Обращено к внешнему отображению окружающего мира человека,

его чувств, переживаний;

Развивает воображение и творческое начало.

«Немая поэзия», «говорящая живопись», - высказывался об этих двух видов искусств Лессинг. Одним словом, любой образ, любая идея, любая мысль может воплотиться в любом из видов искусств, лишь способ восприятия будет разный. Все способы восприятия и выражения восходят к единому корню, по мнению П. Флоренского – «деятельности сознания». В словаре по изобразительному искусству можно прочесть: «Зрение соединение видимого и мыслимого, слово – мыслимого и переживаемого». 

Изобразительное искусство

Музыка

композиция

форма

линия

мелодия

ритм, орнамент

ритм

тон цвета

тембр

цветовая гамма, палитра

звуковая палитра, регистр

пятно

аккорд

фактура мазка

фактура

статика-динамика

темп

колорит

лад

цветовой фон

динамика

контраст цвета и тона

контраст разнохарактерных приёмов

стили и направления

стили и направления

миниатюра

миниатюра

нюанс

нюанс

этюд

этюд

теплый или холодный цвет, оттенок, колорит

теплый или холодный звук – низкий или высокий

              Можно сделать вывод, что гуманитарные виды культур и даже различные науки успешно и вполне естественно между собой интегрируют. Ю. Лотман в своей книге «Статьи по семиотике искусства» пишет, что «наука и искусство – это два глаза человеческой культуры».

             «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ», говорил Н. Римский-Корсаков, который высоко ценил и понимал живопись и умело рисовал.

Как мы соединяем два вида искусства в урочной и внеурочной деятельности?

I тип урока: «Шумы, звуки и музыка в визуальном восприятии».

А). На начальном этапе учащиеся пытаются понять, узнать или угадать и передать изобразительно свои слуховые ассоциации через выбранные ими художественные материалы живописи, графики и средства выразительности.

Б). Прослушав песню на иностранном языке или минусовку песни, попытаться по эмоциональному настрою описать её, понять и изобразить.

В). «Знакомство с инструментами симфонического оркестра». Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений с ведущими инструментами оркестра и их образное восприятие с выходом на творческий продукт – зарисовки, композиции и т.д.

Г). На основе музыкального фильма Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. «Звуки музыки», учащиеся создают каждой ноте свой цветовой образ и форму.

Задания выполняются индивидуально и в коллективе.

II тип урока: «Фольклор и орнамент», «Фольклор и ДПИ».

Прослушивание, исполнение и обсуждение народных музыкальных произведений. Выявление особенностей формы и цвета в предметах народно-прикладного творчества. Цель темы – увидеть единство фольклора с народным изобразительным творчеством. Задания:

А). Абстрактно графически отобразить на бумаге мелодию народной песни (танца, хоровода). Ученики, прослушав музыку, отображают её характер, т.е. ритм через линию, а высоту звука через характер линий и узоров. (резкие, плавные, ритмичные, прерывистые, мягкие или твёрдые и т.д.). Тембр мелодии подскажет цвет.

Б). Передать образ народного музыкального искусства другими материалами: аппликация, живопись, скульптура. Так яркий африканский фольклор подвиг нас на создание собственных танцев, ритмов, орнаментов, коллажей, маракас, масок и прочих коллективных заданий.

III тип урока: «Музыка, цветовой колорит и образ».

Учащиеся прослушав музыку, дают ей эмоциональную характеристику, сравнивают её с цветовой гаммой, художественными символами, подбирают живописные произведения мастеров. Одним из таких занятий, является урок «Ноктюрн». Ученики знакомятся с музыкальными произведениями В. А. Моцарта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Л. Бетховена и подбирают к ним предлагаемые произведения художников.

Творческим итоговым заданием даётся прослушать необсуждаемое музыкальное произведение и на этой основе выполнить свою творческую работу.

IV тип урока: «Музыка и иллюстрация».

На уроках прослушивается и обсуждается музыка Ф. Листа и Ф. Шуберта; зачитываются стихи В Гёте в переводе В. Жуковского; обсуждаются музыкальные образы, ассоциируются музыкальные образы с цветом, ритмом, показывается небольшой видеоряд живописных произведений, - и только потом даётся практическое задание:

А). 1 задание: Индивидуальное, творческое.

Выполнить шрифтовую иллюстрацию к произведению, используя текст стихотворения. Передать  образ выбранного литературного героя с помощью стихотворных строчек вместо штрихов и линий. Стихотворные строчки должны соответствовать литературному и музыкальному образу.

Б). 2 задание: Коллективное, творческое.

Ленточная композиция по музыкальному произведению. Исполнение смешанной техникой.

IV тип урока: «Музыка, танец, цвет, ритм».

Выполнение коллективной композиции на тему «Болеро» М. Равеля.

Внимательно прослушав произведение, учащиеся определяют темы, темп, ритм, цветовые гаммы, и объединяют их в единый образ.

Класс разбивается на четыре группы для выполнения своих творческих заданий.

1 группа:

Символически изобразить первую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы?

Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу.

2 группа:

Символически изобразить вторую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы. Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу.

3 группа

(поделиться на 2 подгруппы: А, Б)

А).   Какие инструменты передают ритм танца «Болеро»? Меняется ли на всём протяжении произведения этот ритм? Как, какими материалами, лучше, графически передать услышанный ритм на бумаге?

Б).   Какую роль играет аккомпанемент? Как и когда звучит аккомпанемент в танце? Попробуйте передать аккомпанемент графическим языком, используя форму и цвет.

4 группа

Кода – кульминация. Вспомните, как заканчивается произведение? Каким вы видите финал? Каким графическим символом вы представляете финал танца в рисунке?

VI тип урока: «Пейзаж и музыка».

В этой теме «Осеннее настроение» чётко прослеживаются и другие виды искусства, говорим о цветовом и музыкальном колорите, об образе, состоянии души, прочитываются стихи, просматриваются видео, рассматриваются художественные произведения, выбираются более подходящие, и устраняются совсем не подошедшие картины к прослушиваемой музыке.

Творческое задание: Выполнить пейзаж в живописи, по мотивам музыкального произведения, соблюдая композицию, ритм, колорит.

VII тип урока: «Исторические музыкальные и визуальные образы».

Л. Бетховен «Эгмонт».

Просмотр исторической живописи и скульптуры на тему «Эгмонт».

Задание: Увидеть и передать графически или цветом услышанные образы испанского и

нидерландского народа и их противостояние. Понять, выявить и изобразить образ Эгмонта.

VIII тип урока: «Космос и мы».

Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения, просматриваются произведения художников-космистов.

Творческое задание: на основе музыкальных произведений И.С. Баха, А.Н. Скрябина выполнить образ космоса.

IX тип урока: «Дождь».

Прослушиваются различные шумы дождя и музыкальные произведения, связанные с темой. Просматриваются научные видео и «Ритуальные танцы народов мира». Знакомятся с трубкой дождя и создают её сами. Просматривают видео «Дождь», «Капля дождя» и выполняют образ капли в рисунке. Прослушивают музыку М. Равеля, песни современных исполнителей и выполняют творческое задание в живописи: «Дождь на Невском»; и разучивают песни.

X тип урока. «Впечатление».

Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения С. Рахманинова. Учащиеся знакомятся с его биографией, просматривают видео и произведения художников.

Эта тема состоит из трёх уроков: «Впечатление», «Весенние воды», «Сирень». Свои впечатления от музыки учащиеся передают цветом и композицией.

XI тип урока: Проекты.

Работа над проектом. Объявляется тема и сроки её реализации. Класс разбивается на группы, чаще на 5 групп, каждой группе даётся определённое число заданий и вопросов. Задания должны оформляться в доклады, презентации, видео, плакаты, рисунки, музыкального исполнения и т.д. Работа может быть как самостоятельной, так и курироваться учителями. Затем вся информация излагается в коллективе. Работа над проектом зависит от многих факторов, а в первую очередь от первоначально полученной учительской информации, от времени, занятой на поисковую деятельность учениками и от качества их поисковой деятельности. При этом творческих заданий даётся много.

Темы проектов:

1. «Кошки в нашей жизни».

Эта тема интегрирует учебные предметы: биологию, историю, географию, литературу, музыку, изобразительное искусство, технологию.

Прослушиваются музыкальные, просматриваются художественные и читаются литературные произведения, создаются рефераты по истории и распространении кошек, собираются пословицы и поговорки, афоризмы и т.д.. Учащиеся готовят викторины и кроссворды.

Выполняются творческие задания «Кошки в живописи, графике, скульптуре, в музыке». Например: «Кошка и музыкальный инструмент». Исполняются песни.

2. «Нить жизни».

Эта тема основана на народном изобразительном творчестве, произведениях старых мастеров, фольклоре, мифологии и интегрирует многие учебные предметы.

3. «Петрушка».

Тема объединяет:

А). Народный театральный фольклор с классической музыкой И. Ф. Стравинского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и современных музыкальных произведений.

Б). История шарманки и произведений музыкального искусства.

В). Произведения изобразительного живописного искусства на эти темы.

Г). История появления народного героя Петрушки в разных странах.

Д). Балет. Дягилевский театр.

Е). Декорация и театральные художники.

Ё). Масленица.

Задание:

  1. Прослушивание музыкального материала по теме.
  2. Просмотр видео.
  3. Выполнение домашних рефератов по данной теме.
  4. Выполнение коллективной композиции в классе.
  5. Выполнение театральных кукол в классе.
  6. Подготовка сценария «Петрушка».
  7. Театральная постановка.
  8. Петрушка в народном лубке.

4. «Ветер».

Эта тема объединяет многие учебные предметы, науку и технику.

Задание:

  1. Прослушивание музыкального материала по теме.
  2. Просмотр видео «Ветер в живописи», «Ветер в скульптуре и архитектуре».
  3. Просмотр художественных произведений и видео.
  4. Выполнение домашних рефератов по данной теме.
  5. Выполнение творческих заданий в классе.
  6. Выполнение иллюстрации к сказке С. Савицкой «Быль».

              Благодаря всестороннему познанию одной темы, учащиеся не только закрепляют основной учебный материал, но и стремятся повысить свой самообразовательный уровень вместе с нами. На основе наших интегрированных занятий, мы хотим, чтобы учащиеся ставили бы перед собой вопросы: Для чего я учусь? Могу ли я вместить в себе этот мир и найду ли я себя в этом мире? И находили на это свой положительный ответ.

            Поэтому мы считаем, что основная задача интегрирования в сфере образования - не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего всех нас мира и его разнообразии.

              У нас ещё много планов впереди, многие темы в разработке. Хотелось бы сотрудничать с коллегами – единомышленниками и обмениваться опытом.

.

Литература:

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987.
  2. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
  3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. История философской мысли. М. 2000. С 115.
  4. Лотман Ю. «Статьи по семиотике искусства», СПб., 2002, С. 265

      5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.

  1. https://docviewer.yandex.ru/view/317352946/?*=XHrGpOu3qtkqxeMn0BM4Brkwmu17InVybCI6Imh0dHA6Ly9wc3lzdHVkeS5ydS9maWxlcy9Qb2Rk



Предварительный просмотр:

Логинова Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства

Грахова Елена Вячеславовна, учитель музыки

ГБОУ лицея №533 «Образовательного комплекса «Малая Охта»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Универсальная значимость художественного воспитания в целостном формировании личности учащегося общеобразовательной школы.

Как научить учащихся видеть и понимать живопись?

Как можно научить их слушать и понимать музыку?

Как через творчество привить ученику чувство вкуса?

Как передать ребенку способность видеть все многообразие искусства и жизни?

Эти вопросы задают себе педагоги, учителя, и каждый отвечает на них по-своему.

              XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, иначе мир ждет катастрофа, так как исчезнет противовес бесчеловечному технократическому прессингу», говорил Д. Лихачёв. Действительно, если убрать все гуманитарные науки из нашей жизни, жизнь на земле будет невозможно представить в обычном понимании. К чему мы все придём? Мир поглотит Абсурд, Технократия, Бездушие, Гонка вооружения, потому что с исчезновением гуманитарной культуры, исчезнут духовные качества человечества: Истина, Доброта, Красота, Сострадание, Любовь к ближнему. Человек не будет развиваться духовно, и мир рухнет, потому что, «левополушарное мышление носит преимущественно аналитический, а не синтетический характер, в то время как правое — наоборот, синтетический и больше связано с новизной и творчеством», - говорит доктор психологических наук А.Н. Поддьяков.

              Многие ученые (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.) подчеркивают, что именно в искусстве заключен опыт человеческого отношения к миру. Осваивая произведения искусства, человек знакомиться с опытом различных поколений людей. Искусство формулирует и выявляет общечеловеческие ценности, помогает найти своё место в социуме, способствует выводу человека из кризисных состояний, формирует культуру личности и только поэтому гуманитарные предметы включены в школьные программы. Современная жизнь диктует школе жесткие требования: это высокое качество образования, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в обществе, быть толерантным. Качество образования диктует изменения образовательных технологий.

               «Несмотря на коренные, по-видимому, различия, все искусства произрастают от одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает всё более и более убедительно», - писал П. Флоренский, - «задача искусства – именно связывание отдельных элементов, чтобы сделать их телом целого». Интеграция уроков музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся лучше увидеть, услышать и понять целостно изучаемый объект, развивать речевые навыки,  умение анализировать, сравнивать и делать выводы, а так же творчески самореализовываться. Учитель и ученик включается в активный совместный творческий процесс. При этом объём нового материала увеличивается вдвое, т.к. дополняется со стороны разных видов искусства. Интегрированные уроки сами по себе нестандартны и привлекательны для учащихся, т.к. поневоле у них создаётся заинтересованность и мотивация к учёбе. Доктор психологических наук, российский профессор А.Н. Поддьяков говорил: - «При всей полноте смыслового объема, на интегрированных занятиях, ученик не испытывает той угнетающей нагрузки, как на традиционных».

               Предметная интеграция изобразительного искусства и музыки не выглядит обособленно от других видов гуманитарных культур, т.к. на уроках необходимо просматривать видео, прочитывать стихи, станцевать, спеть, вспомнить или расширять свои знания по всемирной истории, географии и т.д. Изобразительное искусство и Музыка – это два разных вида искусства по восприятию (как впрочем, и остальные виды искусства). Один образ, одна тема в каждом виде искусства выражается по своему, но если образ объединяется несколькими видами искусств, то он  становиться цельным, понятным и значимым.

Музыка

Живопись

Слышимое;


Живёт во времени;


Устремлено к отображению внутреннего мира;

Развивает воображение и творческое начало.

Зримое;


Неподвижное, статичное, пространственное;
Обращено к внешнему отображению окружающего мира человека,

его чувств, переживаний;

Развивает воображение и творческое начало.

«Немая поэзия», «говорящая живопись», - высказывался об этих двух видов искусств Лессинг. Одним словом, любой образ, любая идея, любая мысль может воплотиться в любом из видов искусств, лишь способ восприятия будет разный. Все способы восприятия и выражения восходят к единому корню, по мнению П. Флоренского – «деятельности сознания». В словаре по изобразительному искусству можно прочесть: «Зрение соединение видимого и мыслимого, слово – мыслимого и переживаемого». 

Изобразительное искусство

Музыка

композиция

форма

линия

мелодия

ритм, орнамент

ритм

тон цвета

тембр

цветовая гамма, палитра

звуковая палитра, регистр

пятно

аккорд

фактура мазка

фактура

статика-динамика

темп

колорит

лад

цветовой фон

динамика

контраст цвета и тона

контраст разнохарактерных приёмов

стили и направления

стили и направления

миниатюра

миниатюра

нюанс

нюанс

этюд

этюд

теплый или холодный цвет, оттенок, колорит

теплый или холодный звук – низкий или высокий

              Можно сделать вывод, что гуманитарные виды культур и даже различные науки успешно и вполне естественно между собой интегрируют. Ю. Лотман в своей книге «Статьи по семиотике искусства» пишет, что «наука и искусство – это два глаза человеческой культуры».

             «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ», говорил Н. Римский-Корсаков, который высоко ценил и понимал живопись и умело рисовал.

Как мы соединяем два вида искусства в урочной и внеурочной деятельности?

I тип урока: «Шумы, звуки и музыка в визуальном восприятии».

А). На начальном этапе учащиеся пытаются понять, узнать или угадать и передать изобразительно свои слуховые ассоциации через выбранные ими художественные материалы живописи, графики и средства выразительности.

Б). Прослушав песню на иностранном языке или минусовку песни, попытаться по эмоциональному настрою описать её, понять и изобразить.

В). «Знакомство с инструментами симфонического оркестра». Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений с ведущими инструментами оркестра и их образное восприятие с выходом на творческий продукт – зарисовки, композиции и т.д.

Г). На основе музыкального фильма Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. «Звуки музыки», учащиеся создают каждой ноте свой цветовой образ и форму.

Задания выполняются индивидуально и в коллективе.

II тип урока: «Фольклор и орнамент», «Фольклор и ДПИ».

Прослушивание, исполнение и обсуждение народных музыкальных произведений. Выявление особенностей формы и цвета в предметах народно-прикладного творчества. Цель темы – увидеть единство фольклора с народным изобразительным творчеством. Задания:

А). Абстрактно графически отобразить на бумаге мелодию народной песни (танца, хоровода). Ученики, прослушав музыку, отображают её характер, т.е. ритм через линию, а высоту звука через характер линий и узоров. (резкие, плавные, ритмичные, прерывистые, мягкие или твёрдые и т.д.). Тембр мелодии подскажет цвет.

Б). Передать образ народного музыкального искусства другими материалами: аппликация, живопись, скульптура. Так яркий африканский фольклор подвиг нас на создание собственных танцев, ритмов, орнаментов, коллажей, маракас, масок и прочих коллективных заданий.

III тип урока: «Музыка, цветовой колорит и образ».

Учащиеся прослушав музыку, дают ей эмоциональную характеристику, сравнивают её с цветовой гаммой, художественными символами, подбирают живописные произведения мастеров. Одним из таких занятий, является урок «Ноктюрн». Ученики знакомятся с музыкальными произведениями В. А. Моцарта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Л. Бетховена и подбирают к ним предлагаемые произведения художников.

Творческим итоговым заданием даётся прослушать необсуждаемое музыкальное произведение и на этой основе выполнить свою творческую работу.

IV тип урока: «Музыка и иллюстрация».

На уроках прослушивается и обсуждается музыка Ф. Листа и Ф. Шуберта; зачитываются стихи В Гёте в переводе В. Жуковского; обсуждаются музыкальные образы, ассоциируются музыкальные образы с цветом, ритмом, показывается небольшой видеоряд живописных произведений, - и только потом даётся практическое задание:

А). 1 задание: Индивидуальное, творческое.

Выполнить шрифтовую иллюстрацию к произведению, используя текст стихотворения. Передать  образ выбранного литературного героя с помощью стихотворных строчек вместо штрихов и линий. Стихотворные строчки должны соответствовать литературному и музыкальному образу.

Б). 2 задание: Коллективное, творческое.

Ленточная композиция по музыкальному произведению. Исполнение смешанной техникой.

IV тип урока: «Музыка, танец, цвет, ритм».

Выполнение коллективной композиции на тему «Болеро» М. Равеля.

Внимательно прослушав произведение, учащиеся определяют темы, темп, ритм, цветовые гаммы, и объединяют их в единый образ.

Класс разбивается на четыре группы для выполнения своих творческих заданий.

1 группа:

Символически изобразить первую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы?

Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу.

2 группа:

Символически изобразить вторую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы. Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу.

3 группа

(поделиться на 2 подгруппы: А, Б)

А).   Какие инструменты передают ритм танца «Болеро»? Меняется ли на всём протяжении произведения этот ритм? Как, какими материалами, лучше, графически передать услышанный ритм на бумаге?

Б).   Какую роль играет аккомпанемент? Как и когда звучит аккомпанемент в танце? Попробуйте передать аккомпанемент графическим языком, используя форму и цвет.

4 группа

Кода – кульминация. Вспомните, как заканчивается произведение? Каким вы видите финал? Каким графическим символом вы представляете финал танца в рисунке?

VI тип урока: «Пейзаж и музыка».

В этой теме «Осеннее настроение» чётко прослеживаются и другие виды искусства, говорим о цветовом и музыкальном колорите, об образе, состоянии души, прочитываются стихи, просматриваются видео, рассматриваются художественные произведения, выбираются более подходящие, и устраняются совсем не подошедшие картины к прослушиваемой музыке.

Творческое задание: Выполнить пейзаж в живописи, по мотивам музыкального произведения, соблюдая композицию, ритм, колорит.

VII тип урока: «Исторические музыкальные и визуальные образы».

Л. Бетховен «Эгмонт».

Просмотр исторической живописи и скульптуры на тему «Эгмонт».

Задание: Увидеть и передать графически или цветом услышанные образы испанского и

нидерландского народа и их противостояние. Понять, выявить и изобразить образ Эгмонта.

VIII тип урока: «Космос и мы».

Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения, просматриваются произведения художников-космистов.

Творческое задание: на основе музыкальных произведений И.С. Баха, А.Н. Скрябина выполнить образ космоса.

IX тип урока: «Дождь».

Прослушиваются различные шумы дождя и музыкальные произведения, связанные с темой. Просматриваются научные видео и «Ритуальные танцы народов мира». Знакомятся с трубкой дождя и создают её сами. Просматривают видео «Дождь», «Капля дождя» и выполняют образ капли в рисунке. Прослушивают музыку М. Равеля, песни современных исполнителей и выполняют творческое задание в живописи: «Дождь на Невском»; и разучивают песни.

X тип урока. «Впечатление».

Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения С. Рахманинова. Учащиеся знакомятся с его биографией, просматривают видео и произведения художников.

Эта тема состоит из трёх уроков: «Впечатление», «Весенние воды», «Сирень». Свои впечатления от музыки учащиеся передают цветом и композицией.

XI тип урока: Проекты.

Работа над проектом. Объявляется тема и сроки её реализации. Класс разбивается на группы, чаще на 5 групп, каждой группе даётся определённое число заданий и вопросов. Задания должны оформляться в доклады, презентации, видео, плакаты, рисунки, музыкального исполнения и т.д. Работа может быть как самостоятельной, так и курироваться учителями. Затем вся информация излагается в коллективе. Работа над проектом зависит от многих факторов, а в первую очередь от первоначально полученной учительской информации, от времени, занятой на поисковую деятельность учениками и от качества их поисковой деятельности. При этом творческих заданий даётся много.

Темы проектов:

1. «Кошки в нашей жизни».

Эта тема интегрирует учебные предметы: биологию, историю, географию, литературу, музыку, изобразительное искусство, технологию.

Прослушиваются музыкальные, просматриваются художественные и читаются литературные произведения, создаются рефераты по истории и распространении кошек, собираются пословицы и поговорки, афоризмы и т.д.. Учащиеся готовят викторины и кроссворды.

Выполняются творческие задания «Кошки в живописи, графике, скульптуре, в музыке». Например: «Кошка и музыкальный инструмент». Исполняются песни.

2. «Нить жизни».

Эта тема основана на народном изобразительном творчестве, произведениях старых мастеров, фольклоре, мифологии и интегрирует многие учебные предметы.

3. «Петрушка».

Тема объединяет:

А). Народный театральный фольклор с классической музыкой И. Ф. Стравинского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и современных музыкальных произведений.

Б). История шарманки и произведений музыкального искусства.

В). Произведения изобразительного живописного искусства на эти темы.

Г). История появления народного героя Петрушки в разных странах.

Д). Балет. Дягилевский театр.

Е). Декорация и театральные художники.

Ё). Масленица.

Задание:

  1. Прослушивание музыкального материала по теме.
  2. Просмотр видео.
  3. Выполнение домашних рефератов по данной теме.
  4. Выполнение коллективной композиции в классе.
  5. Выполнение театральных кукол в классе.
  6. Подготовка сценария «Петрушка».
  7. Театральная постановка.
  8. Петрушка в народном лубке.

4. «Ветер».

Эта тема объединяет многие учебные предметы, науку и технику.

Задание:

  1. Прослушивание музыкального материала по теме.
  2. Просмотр видео «Ветер в живописи», «Ветер в скульптуре и архитектуре».
  3. Просмотр художественных произведений и видео.
  4. Выполнение домашних рефератов по данной теме.
  5. Выполнение творческих заданий в классе.
  6. Выполнение иллюстрации к сказке С. Савицкой «Быль».

              Благодаря всестороннему познанию одной темы, учащиеся не только закрепляют основной учебный материал, но и стремятся повысить свой самообразовательный уровень вместе с нами. На основе наших интегрированных занятий, мы хотим, чтобы учащиеся ставили бы перед собой вопросы: Для чего я учусь? Могу ли я вместить в себе этот мир и найду ли я себя в этом мире? И находили на это свой положительный ответ.

            Поэтому мы считаем, что основная задача интегрирования в сфере образования - не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего всех нас мира и его разнообразии.

              У нас ещё много планов впереди, многие темы в разработке. Хотелось бы сотрудничать с коллегами – единомышленниками и обмениваться опытом.

.

Литература:

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987.
  2. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
  3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. История философской мысли. М. 2000. С 115.
  4. Лотман Ю. «Статьи по семиотике искусства», СПб., 2002, С. 265

      5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.

  1. https://docviewer.yandex.ru/view/317352946/?*=XHrGpOu3qtkqxeMn0BM4Brkwmu17InVybCI6Imh0dHA6Ly9wc3lzdHVkeS5ydS9maWxlcy9Qb2Rk