Программа дополнительного образования художественной направленности "Изобразительное искусство и художественное конструирование"

Карпова Татьяна Николаевна

Программа  дополнительного образования художественной направленности "Изобразительное искусство и художественное конструирование" для учащихся 5-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования художественной направленности «Изобразительное искусство и художественное конструирование»

Программа дополнительного образования

художественной направленности

«Изобразительное искусство и художественное конструирование»

Пояснительная записка

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области
    декоративно-прикладного   и   народного    искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного   вкуса,   творческого   воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
  • формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.

Концептуальная  основа  программы «Изобразительное искусство и художественное конструирование»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года. Концепция   базируется  на   идеях   личностно   ориентированного образования,   современных    подходах    к     формированию    творческой индивидуальности школьников

        Направленность программы - программа художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (5 лет обучения).

Программа  разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

        Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

        В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

        Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

        Основная  цель  программы:

- Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

•        воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта;

•        художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

•        технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

        В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Кружковое  занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

        Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–16 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

        Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

        Этапы программы:

•        ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 10 –11лет;

•        развивающий  –  2 год обучения для обучающихся 11–13 лет;

•        исследовательский  –  3,4  года обучения для обучающихся 13–16 лет.

        Основные дидактические принципы программы:

  • доступность и наглядность,
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

        Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

•        занятия в свободное время;

•        обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

•        обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

•        допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

        


Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

        Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

•        Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

•        Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

•        В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

•        Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

•        Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

•        Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

        Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

        Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

        Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

        Применяются такие методы:

  • репродуктивный  (воспроизводящий);
  • иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

        Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

        В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

        Режим занятий

Занятия в первый год обучения, 5 классы,  проводятся 6 раз в неделю по 40 минут, количество часов в неделю 6 часов, 210 часов в год.

Следующий год обучения, 6 классы,  рассчитан на тех, кто прошёл подготовку. Занятия проходят в режиме – 4 часов в неделю, 140 часов.

Обучение в 7-11 классах предполагает работу 4 часа в неделю  140  часов. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

        Общеобразовательная программа дополнительного образования  «Изобразительное искусство и художественное конструирование» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Постановления правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 376          "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования» на 2013-2020 годы";

- Приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014  № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

Ожидаемые результаты освоения программы

        Учет и контроль:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».

        Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие - цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
  • промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие;
  • итоговые - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования - устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, тестовые задания;
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

        Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.

        В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины,  конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.

         Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:

  • Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
  • Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
  • Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;
  • Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Предметные результаты:

  • Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
  • Диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.

        Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением обучающихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере музея школы, что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;

Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программе, работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программы и перечень практических, теоретических работ, вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем.

С учетом возрастных особенностей и нагрузкой учащихся, подготовкой к данному предмету варьируются темы программы, а также меняется количество часов по темам.

Тематический план

5 класс

Первый год обучения. Ознакомительный этап.

        Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

        Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Результаты освоения программы 1 года обучения

К концу учебного года учащиеся 5-х классов должны знать:        

• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый —   зеленый и т. д.);

•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;        

• правильно работать акварельными красками —   разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
  • выполнять простые по композиции сюжеты.

Тема урока

Кол-во

часов

1

Рисование осеннего пейзажа.

6

2

Рисование собачки.

4

3

Рисование кошечки

4

4

Рисование лисички

4

5

Рисование зайчика.

4

6

Рисование медведя.

4

7

Рисование белки.

6

8

Рисование уточки, гуся.

6

9

Рисование курицы, петуха.

4

10

Рисование синички

6

11

Рисование зимних деревьев

10

12

Рисование елочки

4

13

Рисование зимнего пейзажа

14

14

Рисование новогодней открытки

8

15

Рисование аквариумных рыб

6

16

Рисование медуз

6

17

Рисование дельфина

4

18

Рисование акулы

4

19

Подводное царство

(рисование, вырезание, аппликация – коллективная работа)

12

20

Подарок для мамы (корзинка)

10

21

Рисование цветов (тюльпаны, подснежники)

8

22

Рисование цветов (лилии)

6

23

Пуантилизм

10

24

Рисование портрета

12

25

Рисование музыкальных инструментов (балалайка, гитара, баян)

6

26

Рисование фигуры человека

10

27

Рисование играющих детей.

8

28

Рисование клоуна.

8

29

Лепка дымковского индюка

8

30

Роспись дымковского индюка

8

ИТОГО

210

В тематическом планировании 5 класса представлена примерная программа обучения по данному курсу, рассчитанная на 6 часов в неделю -210 часов


Тематический план

6 классы

В тематическом планировании 6 классов представлена примерная программа обучения по данному курсу, рассчитанная на 4  часа  в неделю - 140 часов.

Тема урока

Кол-во часов

1

Рисование рябины

6

2

Рисование осеннего пейзажа

6

3

Рисование животных тушью (кошка, собака)

8

4

Рисование животных гуашью

6

5

Рисование  зимующих птиц

8

6

Рисование зимнего пейзажа

8

7

Новогодняя открытка

4

8

Зарисовки частей головы

12

9

Зарисовки рук.

12

10

Портрет человека в фас (графика, гуашь)

(1. по плечи,

 2. по пояс)

12

11

Портрет человека в профиль (графика, гуашь)

(1. по плечи,

2. по пояс)

12

12

Рисование цветов

4

13

Пуантилизм

10

14

Рисование играющих детей

8

15

Рисование зайца

6

16

Рисование лисы

6

17

Рисование медведя

6

18

Рисование белки

6

ИТОГО

140

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6- Х КЛАССОВ

К концу учебного года учащиеся 6 классов должны знать:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  • начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого  и  желто-оранжевого,   желто-зеленого  и  сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы,  выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и  теплые цвета;
  • применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении,  как  выразительных средствах в композиции.


Тематический план

7-8 классы

В тематическом планировании 7-8 классов представлена примерная программа обучения по данному курсу, рассчитанная на 4  часа  в неделю -140 часов.

Тема урока

Кол-во часов

1

Рисование осеннего пейзажа «Природа Югры»

6

2

Рисование животных (уголь)

6

3

Рисование животных (гуашь)

6

4

Рисование  композиции «Зимующие птицы»

8

5

Рисование зимнего пейзажа

8

6

Рисование композиции "Новогодние фантазии"

8

7

Рисование новогоднего плаката

8

8

Декоративная работа из полос бумаги

8

9

Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись

8

10

Рисование животных в технике графика.

10

11

Рисование портрета учителя

10

12

Рисование цветов

6

13

Рисование животных «Фауна Сибири»

6

14

Рисование фигуры человека

10

15

Рисование «Мой друг».

12

16

Рисование композиции «Страна восходящего солнца - Япония»

10

17

Рисование композиции «Китай»

10

итого

140

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ – 7- 8-Х КЛАССОВ

К концу обучения учащиеся должны знать:

- основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- систему  ведущих  теоретических  понятий  по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).        

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

- самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

 - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

- использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.


Тематический план

9 - 11 классы

В тематическом планировании 9-11 классов представлена примерная программа обучения по данному курсу, рассчитанная на 4 часа  в неделю -70  часов.

Тема урока

Количество часов

1

Рисование осеннего пейзажа.

6

2

Рисование осеннего натюрморта

6

3

Рисование животных (уголь)

6

4

Рисование животных (гуашь)

8

5

Рисование  зимующих птиц

8

6

Рисование зимнего пейзажа

8

7

Рисование композиции "Новогодние фантазии"

8

8

Рисование новогоднего плаката

8

9

Рисование новогоднего натюрморта

8

10

Рисование животных (гуашь)

10

11

Портрет учителя

10

12

Рисование цветов

6

13

Рисование животных жарких стран

6

14

Рисование весеннего пейзажа

10

15

Рисование плаката "День победы"

12

16

Искусство ХМАО-Югры

10

17

Искусство Росиии

10

Итого часов

140

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

К концу обучения учащиеся должны знать:

- основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- систему  ведущих  теоретических  понятий  по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).        

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

- самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

 - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

- использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.


Список литературы.

1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 1993.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.

4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996.  

5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.

6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1992.

7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 кл. — 2-е изд. — М., 1983.

8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. — 3-е изд. — М., 1998.

9. Кузин  В.  С,  Кубышкина  Э.  И.  Изобразительное  искусство.   1 кл.:  учебник.   —  М.:  Дрофа, 2002—2007.

10. Кузин  В.  С,  Кубышкина  Э.  И.  Изобразительное  искусство.   2 кл.:   учебник.   —  М.:   Дрофа,2003—2007.

11. Кузин  В.  С,  Кубышкина  Э.  И.  Изобразительное  искусство.   Зкл.:   учебник.   —  М.:   Дрофа, 2004—2007.

12. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2005—2007.

13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.

14.  Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 1981.

15. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов.

16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 1983.

17. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.

18. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 1984.
19. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995.

20. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

21. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987.

22. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980.