Программа по изобразительному искусству для учащихся дошкольной гимназии

Карпова Татьяна Николаевна

Программа для учащихся дошкольной гимназии. Преемственность детский сад - школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Программа по изобразительному искусству

для дошкольников

"Сказка всегда разноцветная"

Когалым, 2018


Пояснительная записка

              Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция... ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное отношение ко всему неординарному, к отважной мысли – всему, за чем прячется талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Даже если человек работает в сфере науки, наличие в нем каких-то художественных талантов особенно подчеркивает его незаурядность.

        Задачей учителя, совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствование, стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем. Однако при одном условии: обучение станет способом воспитания развития свободной, творческой личности, что и предусматривает данная программа.

Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом, у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача, быть ли ему творческой личностью.

       Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.

По словам выдающегося ученого, педагога XIX века П.Ф. Леегафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить абстрактно, мыслить, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человека, живущего по правде и для людей.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, регионального компонента и специфики школы.

Учебный план по программе 24часа  в год:

Актуальность программы.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Особенности методики и организации образовательного процесса.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

 Особенностью программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов.  Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

     Структура программы.

1.Основы рисования

Рисунок - один из основных предметов в  системе  обучения изобразительному искусству.   Будучи  основой  реалистического изображения действительности,  он является средством художественного образного выражения мыслей,  чувств, представления художника, его отношения к миру.

Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать  натуру  и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать  задачу  композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться  этими законами в своём  рисунке.  Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают  выразительными  возможностями  рисунка через построения  простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и  животных  с  правильными пропорциями,  передачи характерного движения, выразительности образа

Живопись является одним из важнейших разделов  учебного процесса.  Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом  богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о  холодных,  теплых,  дополнительных  и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).

2.Композиция

Важным разделом в формировании художественного  образного мышления у детей является работа над композицией.  В изостудии учащиеся знакомятся с  основными  закономерностями  композиции.

     Композиция, развивая  образное  мышление, приучает   учащихся, изображать действительность не пассивно,  а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому,  индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции,  как организации художественного произведения, направленной  на создание  выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием,  как основной целью работы художника.  В слово "гармония" заключено и "ритм",  и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи,  замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать  в  жизненных явлениях самое главное и характерное.

3.Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков.  Именно  через знакомство  с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством  и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового  искусства.

Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.

Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагоги знакомят детей с  работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики.  На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях  способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.  

 

Условия реализации программы.

 

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

Для реализации  программы необходимо дидактическое обеспечение:

         а)  Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б)  Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г)  Схемы, технологические карты;

д)  Индивидуальные карточки.

Критерии определения уровня освоения программы.

А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;

В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика

Уровни освоения программы

А

В

С

1.

2.

…………………

…………………

12.

Итого:

6

4

2

      Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год разными цветами.

      1-й раз — на  начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.

      В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.

      2-й раз — во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).

      3-й раз — на конец учебного года (май).

    Как  итог  реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и  в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся  принимают участие  в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

Формы работы

Индивидуальная работа, групповая, коллективная.

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно – творческого решения общей учебной задачи.

Задачи предмета

  1. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
  2. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  3. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  4. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
  5. Развитие и регулирование психических процессов и процессов познания у детей через использование дидактических и развивающих игр.
  6. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  7. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  8. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
  9. Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
  10. Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
  11. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
  12. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
  13. Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
  14. Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
  15. Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
  16. Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.
  17. Умение отличать технику исполнения.

        Учебный  план программы

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

Часы

1

2

3

4

 “В гостях у осени”

1. Знакомство с волшебными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

3

1

2

3

4

2. Дары осеннего сада.

Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукции И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”.

Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов.

Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем.

Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.

2

“Рассказы зимы”

3. Аппликация симметрии “Снежинка”.

Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах.

Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

3

4. Праздничный наряд для новогодней ёлки.

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни

3

“Почувствуй и расскажи”

5Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики.

Техника мозаика.

Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции.

Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.

3

1

2

3

4

6Животные наши друзья.

Элементарное конструирование из бумаги. Оригами.

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста.

Техника сложения бумаги. Последовательность работы.

Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

3

7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд”

Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире.

Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.

3

“Весна красна”

8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”.

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания.

Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.

Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана “Большая вода. Весна”

2

9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

2

Итого 24 часа

В качестве примера представлено поурочное планирование одного занятия.

Занятие № 1

Тема: Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга?

Цель: Начать формировать навыки и умения организации рабочего места. Познакомить с тремя основными цветами.

Задачи:

  1. Учить начальным навыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Рисование по представлению.
  2. Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображения.
  3. Воспитывать умение оценить, похвалить работу другого.

Основные виды работы детей: Рисование по представлению “Радуги”.

Игра "Волшебный цветик – семицветик".

Наглядный материал: таблицы: “Путешествие кошки Мурки”, “Цветик-семицветик”, “Радуга”; репродукция картины Н.Н. Дубовского “Радуга”.

Принадлежности детей: альбомный лист, гуашь, кисть, баночка, палитра.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Наличие материала, правильное расположение его на столе, готовность к занятию.

II Сообщение цели и задач.

Познакомимся с тремя основными цветами и их смесями. Нарисуем радугу.

III Беседа.

Из-за темных туч
Показался Луч 
И на длинной ножке 
Прыгнул за окошко, 
С маленькою Муркой 
Поиграл он в жмурки, 
С горки покатился 
Бликами носился

Тема нашего занятия "Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга? ".

Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, синий, желтый). Почему краски волшебные? (Ответы детей).

Смешиваясь краски, создают новые цвета (красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Рассматривание таблицы "Путешествие кошки Мурки".

Какие цвета содержит луч солнечного цвета? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Сколько всего цветов в луче света? (Семь).

Игра "Волшебный цветик – семицветик". Дети называют предметы такого же цвета, как и лепестки “цветика – семицветика”. Кто последний назвал предмет, тот и возвращает лепесток.

Мы познакомились с волшебными красками. Давайте отгадаем загадки.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ... 
(Солнце)

Его просят, его ждут,
А как придет – Прятаться начнут. 
(Дождь)

Что за чудо-красота! 
Расписные ворота 
Показались на пути!.. 
В них ни въехать, ни войти... 
(Радуга)

IV Инструктаж.

Показ примерной работы. На листе бумаги, который в данном случае расположить горизонтально большей стороной, радуга в детских рисунках появляется как огромный цветной мост, перекинутый через весь лист.

Показ примерной работы. Показ приёмов работы.

V Практическая работа.

Методические указания: осанка, работа кистью, краской, аккуратность, индивидуальная работа с детьми.

VI Итог занятия.

Выставка детских работ.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
  3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

4.   Программа члена Союза художников  Казахстана,

5.  Телеушева  Т.Н.  в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

6. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим».  2001 г.

12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

5.  Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

 М., 2003

6.  Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

 7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим».  2001 г.