Главные вкладки

    Дополнительное образование в условиях ФГОС

    Карпова Татьяна Николаевна

    Выступление на тему Дополнительное образование в условиях ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Дополнительное образование в условиях ФГОС»

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, наша страна  наметила планы построения инновационной экономики, в которой главным источником  экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства.

    Дополнительное образование обучающихся – важнейшая составляющая образовательного пространства школы. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

    Какие же задачи стоят перед ДОД в условиях ФГОС?

    ДОД направлено на решение следующих задач:

    •  создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей, усиления их здоровья;
    •  личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
    •  обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
    • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    •  формирование общей культуры школьников;
    • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

    По результатам анкетирования обучающихся и родителей, оно социально востребовано, и поэтому интеграция общего и дополнительного образования выделена в качестве одного из направлений деятельности образовательных организаций.

    В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Система дополнительного образования позволяет развить интересы ребенка в различных областях. Главное правило организации работы с одаренными детьми через систему ДО -  создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

    Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.), а также по по следующим направленностям:

    • художественно-эстетическая;
    • физкультурно-спортивная;
    • социально-педагогическая;
    • эколого-биологическая;
    • естественнонаучная;
    • военно-патриотическая;
    • туристско-краеведческая.

    Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

    Каким же на сегодняшний день должен быть педагог дополнительного образования?

    Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками,  владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные  педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа. Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.

    Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико. Сужение их разнообразия и снижения качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит резко сокращает образовательные, творческие, культурные, профориентационные возможности подрастающего поколения. В системе дополнительного образования педагоги работают над формированием нравственного сознания личности.  А формирование коммуникативных способностей обеспечивают нашим детям социальную компетентность. Словом, педагог ДОД не только (и не столько) учит танцевать, петь, вязать, а действительно дополняет общее образование до его полноты, расширяет его.

    Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. При оценке дополнительной образовательной деятельности учащихся в границах избранного вида деятельности, области знаний, должны использоваться такие средства определения результативности продвижения, которые помогали бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства и личности ребёнка. В соответствии с ФГОС меняется роль дополнительного образования и подходы к оценке его эффективности.

    Рассматривая интеграцию общего и дополнительного образования как системообразующую связь целостного педагогического процесса, педагоги строят урочную деятельность в тесном единстве с внеурочной работой.

     Внеурочная деятельность 

    – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения.

    Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

    Пример:

    Внеурочная деятельность обучающихся в МАОУ СОШ №7 осуществляется в соответствии с Программой по духовно-нравственному развитию воспитанию обучающихся в МБОУ «СОШ №7»;  планом  внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов  МАОУ СОШ №7.

    В 2014-2015 учебном году была утверждена модульная программа «Погружение» в первых классах. При разработке программы внеурочной деятельности учитывалась особенность данного компонента образовательного процесса: разнообразие предлагаемых видов деятельности, возможность «погружения» в нее, создание условий для осознанного самоопределения и добровольности участия. Модульный подход к проектированию программы внеурочной деятельности позволил поддержать высокую мотивацию обучающихся, получить опыт различных видов деятельности, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор в дальнейшем какой деятельностью заниматься. Модульную программу разработали педагоги дополнительного образования, программа «погружение» художественной деятельности: «Художественное движение», «Мастерская чувств», «Акварелька», «Мастерилка», «Музыкальная грамота». Так как модули не взаимосвязаны, последовательность их реализации в образовательном процессе для разных классов может быть вариативной. Ребенок имеет право посетить все занятия модулей. Программа реализовалась во внеурочной деятельности в объеме 33 часа, по 6 часов для каждого класса и открытые уроки-концерты в каникулярное время.

    Школа посредством внеурочной деятельности предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей. Благодаря внедрению ФГОС нового поколения в начальной школе, предусматривающих занятость учащихся внеурочной деятельностью, охват внеурочной деятельностью с каждым годом повышается.

    Но не надо забывать о том, что внеурочная деятельность и дополнительное образование это две совершено разные составляющие образовательного процесса, как уже было сказано раннее дополнительное образование тесно связано с внеурочной деятельностью, но таковым не является. Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

    В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

    Дополнительное образование предполагает сотрудничество учителей и родителей, что создает неформальную дружескую атмосферу жизнедеятельности школьников. Задачами сотрудничества являются: развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми на основе общих задач воспитания; оказание родителями содержательной помощи учителю в обучении детей в домашних условиях, включение в единое информационное поле через участие в экскурсиях, совместного разгадывания ребусов, загадок, участия в заочной игре «Веришь ли ты?», обсуждение проблемного вопроса с детьми. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться исследовательской деятельности в проектах.

    Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что те задачи и проблемы, которые стояли у истоков внедрения ФГОС перед ДОД постепенно решаются.

    Школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.  Взаимосвязь общего и дополнительного образования помогает школьнику адаптироваться в различных жизненных ситуациях, преодолевать психологический дискомфорт, успешно социализироваться в обществе. Поэтому все способы, формы организации школьной жизни должны быть подчинены конечной цели учебно-воспитательного процесса: ученику, всестороннему развитию его личности, способности к самосовершенствованию, самоутверждению, самоопределению.