Главные вкладки

    Одаренный ребенок

    Карпова Татьяна Николаевна

    Что же такое одаренность? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Само понятие одаренность очень многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что же такое одаренность? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Само понятие одаренность очень многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода.

    Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

         На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:

    Наследственности (т.е. природных задатков);

    Социокультурной среды;

    Деятельности ребёнка.

         Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

    1. Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

    2. Одарённые дети встречаются крайне редко. Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

               Специфические особенности одарённости в детском возрасте.

    Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.

    Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.

    Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.

    Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка.  

                             Признаки одарённости.

         Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

     Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко, но по форме вызывающе доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива.

       Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

         Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе не всегда соответствует действительности. Однако у части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

       Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши).

    Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Вместе с тем при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.

    Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя.

    Одаренность  делят на общую и специфическую.

    Общая - проявляется в овладении всеми видами деятельности, специфическая - связана с определёнными направлениями.

      Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

    Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

       По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

    •        раннюю одаренность;

    •        позднюю одаренность.

    Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

    Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

    Классификация видов одаренности:

    • интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
    • спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);

                               

    • художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
    • коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская

    Одно из направлений, позволяющих развивать одаренность, - художественно-эстетическое . Оно основывается на категориях эстетики – науки, изучающей закономерности природы, чувственного освоения действительности. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет базис для появления предпосылок одаренности.

    Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства.

    В русле художественно-эстетического воспитания необходимо через синтез различных искусств создать такую систему, которая способствовала бы не только положительной динамике какого-либо одного вида одаренности, но гармоничному развитию личности школьника. Процесс художественно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие основную модель этого процесса: формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения, способности к самообучаемости, индивидуальных художественно-эстетических свойств личности.

    Формы организации художественно-эстетического воспитания могут быть различными: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности и т.д.

    В процессе художественно-эстетического воспитания дети с помощью педагогов и специалистов, а также самостоятельно учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

    Слайд 2

    Одарённость системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    Слайд 3

    Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

    Слайд 4

    Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.

    Слайд 5

    «Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

    Слайд 6

    «Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .

    Слайд 7

    1 . раннее проявление интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень. 2. хорошо развитое абстрактное мышление, позволяющее прослеживать причинно -следственные связи и делать выводы. 3.отличная память, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания. Основными признаками одарённости являются:

    Слайд 8

    Одарённость Общая Специфическая Явная Скрытая

    Слайд 9

    Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

    Слайд 10

    интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная; спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта); художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная; коммуникативная одаренность : организационно-лидерская; ораторская Классификация видов одаренности

    Слайд 11

    - групповые занятия с сильными учащимися; - факультативы и кружки по интересам; - конкурсы и интеллектуальные игры; - участие в олимпиадах; - участие в научно-практической конференции; - работа по индивидуальным учебным планам (ИУП) Формы работы с одаренными учащимися: