методическая работа

Агошкова Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение Агошковой М.А., преподавателя МБУ ДО «Детская школа искусств», г. Нефтеюганск, 2019 г.

Тема: «Взаимодействие школы с родителями»

Гуманистическая направленность современного дополнительного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Привлечение родителей к участию в жизни детской школы искусств позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.

Дополнительное образовательное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От того, насколько воспитательно–образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы. Задача педагогов - увеличить помощь семье и одновременно усилить ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. 
Цель работы с родителями: 
- объединение усилий семьи и школы,  путем координации их действийдля решения поставленных задач и формирования единого воспитательного пространства «семья-школа». 
Задачи: 
-познавательная - формировать представление родителей о содержании работы школы искусств, направленной на личностно- ориентированное развитие ребенка; 
-
воспитательная - создавать условия для участия родителей в жизни школы и ребенка (индивидуальная помощь, консультирование родителей и т.д.); 
-
развивающая - знакомить родителей с результатами диагностики ребенка на разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего обучения и воспитания; 
-
социальная - оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных методов и приемов, продолжить традиции взаимоотношений "школа искусств - семья"; 
-
здоровьесберегающая- обучить родителей конкретным приемам и методам оздоровления, развития ребенка в разных видах деятельности.

        Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств ребёнка.

В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и преподавателю и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Совместная деятельность педагогов,родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Развитие личности ребёнка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребёнком семья и школа. Организатором такого сотрудничества выступает педагог. Он предлагает различные варианты работы родителей с ребёнком. Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном результате, что влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия семьи и школы.

Поэтому сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов взаимодействия, которые позволят учесть не только актуальные потребности детей и родителей, но и будут способствовать формированию активной родительской позиции в помощи достижения конечного результата самореализации ребёнка в конкретном виде деятельности.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Самоотверженная любовь родителей – это мощный поток энергии, наделяющий ребёнка силой и способностью сопротивляться испытаниям судьбы. Что чаще всего мешает человеку творчески реализовать себя? Страх неудачи, страх показаться глупым, смешным, странным в глазах окружающих. Любовь близких рассеивает эти страхи, создает основу для уверенности ребёнка в себя, для его самоуважения, уникальности.

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера, царящая в семье. Вот почему так часто в семье,где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье, где господствует атмосфера творчества, дети также проявляют склонность к творческой деятельности. Эстетическое воспитание в семье – это целенаправленная система взаимодействия на чувства, мысли, поведение детей, которая формирует у них способность воспринимать прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по эстетическим критериям.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны научить его систематически трудится, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придёт время – будет трудиться», не будет, если мы его этому не научим. Самосовершенствование и мастерство в профессии достигается только в процессе постоянной работой над собой. Я акцентирую внимание ребят на то, чтобы они работали помимо посещения занятий в школе и дома, а родителей прошувзять на себя обязанность постоянно контролироватьвыполнение домашнего задания.Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких, их внимания, заинтересованности возможен реальный прогресс в раскрытии детского таланта. Выполнение домашнего заданияочень важная часть учебного процесса, которая даёт ребёнку возможность закрепить пройденный материал, самостоятельно проанализировать этапы выполнения творческого задания, понять свойства материала. В процессе выполнения домашней работы формируются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, требовательность к себе.

Через систему творческих заданий, предусматривающих совместную деятельность детей и родителей, удаётся направить усилия на строительство позитивных детско–родительских отношений. У родителей также появляется ещё одна возможность больше узнать о своём ребёнке, а ребёнку испытать радость от приятного сотворчества.

Одной из эффективных форм работы с родителями является такая современная форма методической работы как мастер – класс. В силу своей занятости, родители учащихся редко принимают участие в творческой жизни ребёнка при выполнении работ в обычной стандартной форме занятий. На мастер – классе образовательный процесс моделируется как организация творческого коллектива «учитель- родитель- учащийся», где и дети и родители могутсамореализоваться выполняя определённое задание. В процессе таких совместных мероприятий воспитываются положительные качества характера ребенка, которые впоследствии помогут ему адаптироваться в семье и обществе. Девизом мотивации родителей к совместной деятельности должно служить следующее словосочетание «Я и мой ребёнок – творим и рисуем вместе!». В творчестве детей должны принимать участие, как мамы, так и папы.

Тесное сотрудничество с родителями способствует успешной творческой деятельности детей.

Второй вопрос, который подлежит решению, это использование на мастер – классах и внеклассных мероприятиях наиболее актуальных тем, которые волнуют общество и имеют большой резонанс в развитии страны и мира.

Сотрудничество с родителями начинается на первых этапах обучения детей.Ежегодно учащиеся изобразительного отделения и их родители задействованы в традиционном «празднике первоклассника», а также в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам.

Наша школа искусств, отвечая на социальные потребности общества, организует социокультурные акции при активной поддержке и сотрудничестве родителей.

В рамках городских мероприятий к празднованию Дня города открывается Арт - объект «Нефтеюганский Арбат». Он проходит в форме пленэра, проводятся мастер – классы для всех детей нашего города, ярмарки выставки - продажи изделий декоративно – прикладного искусства. Помимо этого, ежегодно организуется передвижная тематическая выставка детского изобразительного творчества.

Именно выставки творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьёй.Родители наиболее охотно идут на контакт с педагогом, когда речь идёт об их ребёнке, о его успехах, о его подготовке к конкурсу.

 Участие в выставке для ребёнка – это приобретение определённого опыта, выход на новый уровень исполнения работ, шаг для достижения новых целей.Для детей – зрителей – это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

   Стало традицией проводить отчетную городскую выставку работ по композиции выпускников нашего отделения «О чём мечтают дети». На защиту проектов и открытие самой выставки приглашаются родители, а также все желающие. В рамках открытия выставки проводится ряд мероприятий: встреча зрителей с учениками и педагогами изобразительного отделения, выступление хореографического и музыкального отделений, экскурсия по выставке  с подготовленными экскурсоводами из числа учащихся, участников выставки. Комплекс этих мероприятий позволяет превратить выставку в культурно – значимое событие, привлечь внимание общественности к детскому творчеству.

В течение учебного года организуются краткосрочные выставки- просмотры и постоянно действующие, периодически обновляемые выставки. Они являются не только украшением интерьера, а служат зрительной информацией о достижениях учащихся изобразительного отделения  для детей и взрослых, которые посещают нашу школу искусств или приходят я в первый раз.

Совместная проектная деятельность всех субъектов учебного процесса формирует систему нравственных ценностей, целостную картину эстетического восприятия мира, создает условия для формирования творческой личности, воспитания активной гражданской ответственности.  

Каждая выставка рассчитана на широкую аудиторию зрителей и помогает решать ряд воспитательных задач в нравственном, эстетическом, гражданско – патриотическом воспитании.

Интересным и содержательным видом учебно – воспитательной работы являются коллективное посещение музеев и художественных выставок. В ходе просмотра экспозиций ребята выполняют зарисовки, наброски, стараясь отобразить свое отношение к увиденному. В результате происходит встреча учащихся с искусством, в котором ребёнок одновременно выступает в роли зрителя и художника, осваивая опыт художественной культуры, приобретая эстетический и художественный вкус.

Одна из моих задач, как преподавателя, устраивать подобные мероприятия как можно чаще, поскольку они углубляют знания, расширяют кругозор учащихся. На открытиях выставок и презентациях,  ребятавстречаются с  художниками нашего округа, которые дают ясное представление учащимся о специфике творческой работы художника, делятся своими техническими секретами, композиционными находками. Каждая такая встреча оставляет очень тёплые воспоминания, даёт возможность ребёнку определится с выбором будущей профессии и поставить перед собой ясную цель в её достижении. А также приобретённый опыт по изобразительному искусству дает возможность ребёнку заниматься любимым делом на протяжении всей жизни не зависимо от выбора профессии.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Сегодня возникла необходимость проводить  родительские собрания  для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Отдавая ребёнка в школу искусств, родителям следует определиться и задать себе вопрос: зачем я отдаю своего ребёнка учиться рисовать? Для общего развития? Есть ли смысл в занятиях, если он не станет профессиональным художником? В итоге, что приобретёт мой ребёнок, обучаясь в школе искусств

Итак, положительные моменты обучения:

  • Ребёнок будет постоянно занят. У него не будет время на вредные привычки и сомнительные компании.
  • Ребёнок научиться рисовать, лепить, моделировать.
  • Обучение в школе искусств делает детей более организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять своё время, а это всегда пригодится в будущем.

Какие компетенции приобретает ребёнок в процессе обучения:

Здесь действует следующий механизм:

  • с ростом компетенций растёт чувство уверенности в себе, повышается самооценка
  • с ростом самооценки появляется желание заниматься этой деятельностью, так как  когда что-то получается хорошо, человеку хочется идти дальше, то есть совершенствовать свои навыки
  • когда человек овладевает ремеслом, появляется желание творить, то есть нужно научиться пользоваться инструментами для творчества
  • а вот когда есть желание творить, то человек начинает получать удовольствие. Это удовольствие от самой деятельности
  • но здесь возникает  удовольствие  « второго порядка» - как эта деятельность влияет на его отношение с другими людьми и на их отношение к нему.

Если ребёнок проходит эту цепочку развития своей компетенции в изобразительной деятельности, то его социальный статус в глазах сверстников непременно повышается, и такие дети чувствуют себя гораздо увереннее в среде ровесников. Так как видят мир с «иной точки зрения», более многогранным и разнообразным.

В основном родительские собрания проходят в форме обсуждения выполненных работ по рисунку, живописи, композиции за полугодие. Я обращаю внимание родителей на выполнение работ в классе и выполнение домашнего задания, на что надо обратить внимание и над чем ещё поработать. Приглашаются педагоги по другим дисциплинам.

Очень часто для родителей проводятся тематические родительские собрания, где обсуждается широкий спектр вопросов, затрагивающийразличные аспекты интеллектуального, духовного развития детей. На такие встречи приглашается педагог-психолог.  Беседы проходят в непринуждённой обстановке, в форме диалога, где каждый может задать вопрос и получить профессиональный ответ.  

При проведении тематических родительских собраний большую роль играет раздаточный материал, памятки и анкетирование.

Начиная обучать ребёнка рисованию, родителям следует учесть несколько важных правил:

-Не ругать ребёнка, чтобы не случилось во время рисования. А лучше не начинать рисовать при плохом настроении, так как можно отбить желание творить.

-Предоставить ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

-Проявлять интерес к детскому изобразительному творчеству с целью обогащения его новыми образами, сюжетами, замыслами, контролировать процесс выполнения домашних заданий.

- Ни в коем случае не вмешиваться в детское творчество и не ждать немедленных результатов. Оказывать ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалить за усердие, не оставляя без внимания ни одной работы.
- Оказывать помощь в сборе подготовительного материала к уроку - прочтение литературных произведений, сбор материала по флористике.

- Предоставлять ребёнку разнообразные материалы с целью формирования у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

-Ни в коем случает не критиковать детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается. А если ребёнок будет постоянно слушать поучения, то вскоре он просто разочаруется и вовсе забросит рисование.

- Бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей. Детские рисунки следует собирать и хранить, они должны быть предметом гордости ребёнка, дариться и показываться друзьям и близким.

- Организовывать в домашних условиях тематические выставки из рисунков своего ребёнка.

- Совместно посещать музеи, выставки, театры, концерты, вместе путешествовать.

Поэтому нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что может дать ему  школа, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью.

 Только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.



Предварительный просмотр:

Положение

о проведении открытой школьной выставки – конкурса рисунка

« С любовью к России».

            Талант к творчеству дарован каждому из нас природой, однако далеко не всем удается его раскрыть. Наш конкурс поможет вам это сделать, помимо этого подарит участникам и всем окружающим радость и удовольствие.

1.Общее положение.

1.1 Настоящее положение определяет порядок проведения открытой школьной выставки – конкурса рисунка « С любовью к России».

1.2 Организатором конкурса является МБУ ДО « Детская школа искусств»

г. Нефтеюганска.

1.3 Организация и проведение конкурса строится на принципах патриотизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 

2. Задачами организаторов конкурса являются:

 

- организация и проведение конкурса детских рисунков;

- обеспечение участия в конкурсе как можно большего числа детей;

- организация работы квалифицированного жюри конкурса для оценки работ участников конкурса;

- приобретение необходимого числа дипломов для победителей и участников конкурса.

 - организация информационного обеспечения конкурса;

3. Цели и задачи конкурса
2.1. Конкурс направлен на повышение интереса детей разного возраста к истории нашей страны, сохранение памяти о героических событиях, формирование уважительного отношения к
 ветеранам, интереса к богатейшему культурному наследию, традициям нашего общества средствами изобразительного искусства.
2.2. Задачи конкурса:
 - творческое осмысление и отражение своего отношения к истории нашей страны, традициям нашего общества;

 - поддержание интереса детей к истории и роли нашей страны в мировом историческом процессе, в развитии мировой и отечественной науки

- побуждение детей к изучению исторических событий, происходивших в разное время в нашей стране;

- развитие личности, творческого потенциала ребенка и развитие его познавательных интересов;

- повышение интереса детей и подростков к изучению истории  Великой Отечественной войны, значения Победы в истории России, ее влияние на формирование национального самосознания,  осуществление связи поколений;

- повышение мотивации к активной творческой деятельности и саморазвитию среди подрастающего поколения

4.Условия проведения выставки – конкурса:

3.1  К участию в конкурсе приглашаются дети в возрасте от 7 до 18 лет.

3.2  Возрастные категории  участников:

         1 возрастная категория -  7 -9 лет

         2  возрастная категория - 10- 12 лет

         3 возрастная категория  - 13 -15 лет

         4 возрастная категория  - 16- 18 лет

5.Тематика работ и технические условия.

4.1 Конкурс проводится по следующим номинациям:

       

         - Живопись

         - Графика

         - Плакат

5.2  Тематика конкурса.

Любовь к Отечеству, Родине…

 С чего начинается эта любовь? В чем она может проявляться? Прежде всего, с самого человека, с его любви и уважения к своему народу, истории, культуре, традициям, с личности, осознающей свою ответственность перед будущими поколениями.

Тематика конкурса «С любовью к России» определяется знаниями истории России, российской науки, техники и освоения новых земель. Научные открытия ученых определяли прогресс всей мировой науки. Ломоносов, Менделеев, Вернадский, Лобачевский, Курчатов, Павлов, Лебедев, Циолковский, и многие, многие другие на десятилетия обеспечивали первенство нашей страны в области науки и новых технологий.

Незабываем подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. День Победы – это праздник особый. Его празднуют все, кто дорожит миром, кто благодарен ветеранам, освободившим нашу Родину от врагов. С каждым днем бесстрашных героев остается все меньше, но память наша не имеет права забыть их подвиги. Пусть каждая работа, выполненная вами, воскресит в нашей памяти события тех дней.

Безусловен приоритет нашей страны в освоении космического пространства. Это известно всем. Поэтому, при оценке работ предпочтение будет отдаваться только тем рисункам, которые продемонстрируют страницы развития отечественной космонавтики.

Ваша главная задача — нарисовать работу о победах, открытиях и изобретениях, которые известны всем и которые используются повсюду, но мало кто знает, что открытия эти были сделаны в России.

Итак, мы предлагаем пять основных тем  для рисунков:

1. «Страницы истории государства Российского»;

2. «Эра космонавтики»;

3. «Великие открытия русских ученых, изобретателей и путешественников»;

4. «Югра – мой край родной»;

5. «Они сражались за Родину».

На конкурс принимаются работы изобразительного искусства, выполненные в любой технике и отвечающие задачам конкурса.

6.Порядок предоставления работ.

К участию в конкурсе предоставляются лучшие работы по итогам отбора педагога, не более двух работ от конкурсанта, не более восьми работ от руководителя.

Каждая работа должна быть оформлена в паспарту и снабжена этикетажем, включающим следующую информацию:

Фамилия, имя автора. Возраст.

Название работы. Материал.

Фамилия, имя, отчество преподавателя.

Название учреждения.

Работы принимаются до  12 октября 2016г.

7. Порядок оценки конкурсных работ

 6.1. К участию в конкурсе допускаются только поданные в срок работы.

 6.2. Оценка конкурсных работ осуществляется конкурсной комиссией (жюри).

6.3 Члены жюри формируются из педагогов – художников;

 6.3. Конкурсная комиссия (жюри) выполняет следующие функции: - оценивает конкурсные работы;

- определяет условия проведения конкурса (методы оценки участников).

6.4. Решение конкурсной комиссии (жюри) принимаются на основе голосования членов жюри.

6.5. Жюри оставляет за собой право не присуждать призовое место, а также присуждать по нескольку призовых мест единовременно.

 6.6. Жюри оставляет за собой право учреждать специальные призы во всех возрастных категориях.

6.8. Материалы, не соответствующие требованиям, к участию в конкурсе не допускаются.

6.9. Организаторы конкурса имеют право на публикацию работ, предоставленных на конкурс.

8. Критерии оценки конкурсных работ

 7.1. Конкурсные работы оцениваются жюри по следующим критериям:

– соответствие работы тематике конкурса;

– творческий замысел, авторская позиция и настроение;

 – сюжет рисунка, его оригинальность;

– выразительность содержания;

– композиционное решение;

 – художественный уровень работ, соответствие творческого уровня возрасту автора;

– качество выполнения работы.

7.2.  По результатам конкурса, лучшие работы будут размещены на сайте МБУ ДО « Детская школа искусств»

9.Подведение итогов конкурса.

По результатам конкурса учреждаются:

- дипломы победителей в каждой номинации, в каждой возрастной категории;

- награждение состоится   27  октября в актовом зале МБУ ДО «ДШИ»

Список участников конкурса

« С любовью к России»

Ф.И.

Название

Тема

Номинация

1

Валиуллина Вика, 12

Первый полет

Эра космонавтики

Плакат

2.    

Маркелова Полина, 13

Пр. Кускунова Л.В

Нефтеюганск – основан нефтью

Югра – мой край родной

Плакат

3.

Жилкина Кристина, 13

Пр. Кускунова Л.В

Любимый город

Югра– мой край родной

Плакат

4.  

Пивоварова Софья, 14

Пр.Кускунова Л. В.

Хотят ли русские войны?

Они сражались за Родину

Плакат

5.

Баштанникова Софья,12

Пр. Заботина Л. И.

Сбережем Родную Землю

Югра– мой край родной

Плакат

6.

Короткова Юлия,12

Пр. Юнусова Е.А.

Поехали

Эра космонавтики

Плакат

7.

Гришина Арина,12

 Пр. Юнусова  Е.А.

Веселая планета

Эра космонавтики

Плакат

8.

Беляев Дмитрий, 14

Пр. Агошкова  М.А

Открытие Арктики

Великие открытия

Живопись

9.

Гизатуллина Аделя,13 Пр. Агошкова  М.А

Великая северная экспедиция

Великие открытия

Живопись

10.

Жилкина Кристина,12 Пр. Агошкова  М.А

Освоение севера. Экспедиция на Чукотку

Великие открытия

Живопись

11.

Фоменко Михаил,14 Пр. Агошкова  М.А

Новое открытие Ломоносова

Великие открытия

Живопись

12.

Сулейманова Диана,14 Агошкова  М.А

Российскому флоту быть!

Страницы истории

Гризайль

13.

Ефремова Ульяна,13 Агошкова  М.А

Мой северный друг

Югра- мой край родной

Графика

14.

Руденко Богдан,13 Агошкова  М.А

День Ворона

Югра- мой край родной

Графика

15.

Белогузов Иван, 13 Агошкова  М.А

Привет из космоса

Эра космонавтики

Живопись

16.

Белогузов Иван, 13 Агошкова  М.А

На стойбище

Югра - мой край родной

Графика

17.

Кузнецова Мария,13 Агошкова  М.А

Первенство в освоении космоса

Эра космонавтики

Живопись

18.

Гизатуллина Аделя,13 Агошкова  М.А

Легенды севера

Югра - мой край родной

Графика

19.

Литвиненко Алиса,15 Агошкова  М.А

Война не должна повториться

Они сражались за Родину

Живопись

20.

Ивушкина Мария, 14 Агошкова  М.А

Галактика звездных миров

Эра космонавтики

Живопись

21.

Семений Ева, 13 Агошкова  М.А

Первые шаги на луна

Эра космонавтики

Живопись

22.

Кузнецова Мария,13 Агошкова  М.А

На просторах севера

Югра – мой край родной

Графика

23.

Сулейманова Диана,14 Агошкова  М.А

Северный рассвет

Югра – мой край родной

Графика

24.

Биляшевич Настя,12

Пр. Истомина Е.В.

Береги свой край

Югра – мой край родной

Живопись

25.

Шулькевич Анастасия,10 Пр. Истомина Е.В.

Люблю осень

Югра – мой край родной

Живопись

26.

Шулькевич Анастасия,10 Пр. Истомина Е.В.

Порыв ветра

Югра – мой край родной

Живопись

27.

Биляшевич Настя,12 Пр. Истомина Е.В.

Югорская осень

Югра – мой край родной

Живопись

28.

Шулькевич Анастасия,10 Пр. Истомина Е.В.

Волгоград

Они сражались за Родину

живопись

29.

Гирш Дарья,11

Пр. Истомина Е.В.

Вольная копия -пуантилизм

Великие открытия

Живопись

30.

Шулькевич Анастасия,10 Пр. Истомина Е.В.

Работы темперой (диптих)

Великие открытия

Живопись

31.

Бесфатер Екатерина,11 Пр. Истомина Е.В.

Биатлон

Югра - мой край родной

Живопись

32.

Махмутова Карина,12 Пр. Истомина Е.В.

Осень

Югра - мой край родной

Живопись

33.

Хидирова Сания,10

Пр. Истомина Е.В.

Настроение

Югра - мой край родной

Живопись

34.

Мыльников Андрей,11 Пр. Истомина Е.В.

Задумчивость

Югра - мой край родной

Живопись

35.

Садыкова Ильмира,14

Пр. Заботина Л.И.

Богатырь - Воевода

Страницы истории

Графика

36.

Рыбакова Елена,14

Пр. Заботина Л.И.

Судьба солдата

Они сражались за Родину

Графика

37.

Озирная Екатерина,15 Пр. Заботина Л.И.

Первооткрыватель космических орбит

Эра космонавтики

Смешанная техника

38.

Гагарина Валерия,14

Пр. Заботина Л.И.

Проводы на ВОВ

Они сражались за Родину

Графика

39.

Грицай Александра,12 Пр. Заботина Л.И.

Встреча гостей

Живопись

40.

Ушакова Лиза,13

Пр. Заботина Л.И.

Барышня и крестьянка

Страницы истории

Живопись

41.

Роминцева Полина,11 Пр. Заботина Л.И.

Царевна - лягушка

Графика

42.

Переверзева Виктория,

14лет

 Пр. Заботина Л.И.

Бескрайний космос

Эра космонавтики

Живопись

43.

Багатов Багат,12

Пр. Заботина Л.И.

Прием гостей в царской палате

Страницы истории

Живопись

44.

Ямзин Антон,9

Пр.Морозенко Ж.В.

Моя Югра

«Аистенок»

Югра – мой край родной

Живопись

45.

Куклина Екатерина,8 Пр.Морозенко Ж.В.

Югра будущего

Югра – мой край родной

Живопись

46.

Деуш Максим,8

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Везде кипит работа

Югра – мой край родной

Графика

Цв. карандаш

47.

Жидкова Юлия, 9

Пр. Абдуллина Л.Ч.

В мой край пришла весна!

Югра – мой край родной

Графика

Цв. карандаш

48.

Мингалова Елизавета,9 Пр. Абдуллина Л.Ч.

У окна

Югра – мой край родной

Графика

49.

Нижикова Арина,8

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Гнездовье на просторах севера

Югра – мой край родной

Графика

Цв. карандаш

50.

Куанышева Александра,9

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Добрый мир Родины

Югра – мой край родной

Графика

51.

Ерченко Арина,9

 Пр. Абдуллина Л.Ч.

Солнечный день моего детства

Югра – мой край родной

Графика

52.

Деуш Максим,8

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Люди живущие в тайге

Югра – мой край родной

Живопись

53.

Путилова Виктория,8

Пр. Абдуллина Л.Ч.

В моем краю родном живут и птица, зверь и человек

Югра – мой край родной

Живопись

54.

Куликова Анастасия,9

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Прощание. Папа уходит на войну.

Они сражались за родину

Живопись

55.

Агеева Екатерина,9

Пр. Абдуллина Л.Ч.

Церковная красота России

Югра – мой край родной

Аппликация

56.

Путилова Виктория,9

Пр. Абдуллина Л.Ч.

День памяти! День Победы!

Они сражались за родину

Графика

Восковые

мелки

57.

Суворова Анастасия,9 Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Зайчонок и Комполэн

По сказкам

А. Коньковой

Югра – мой край родной

Живопись

58.

Амаева Яна,8

 Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Я и моя сестра, дружная семья

Югра – мой край родной

Смешанная техника

59.

Гайдукевич Артем,9

Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Обращение к святым

Страницы истории

Аппликация

60.

Куликова Анастасия,10 Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Экология – это серьезно! Не переступи черту!

Югра – мой край родной

Живопись

61.

Куликова Анастасия,10 Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Маснэ и зайчонок. По сказкам

А. Коньковой

Югра – мой край родной

Живопись

62.

Деуш Максим,9

Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Стойбище хантов.

Югра – мой край родной

Живопись

63.

Агеева Екатерина,9

Пр.  Абдуллина Л.Ч.

Вернулся домой

Они сражались за Родину

Живопись

64.

Галлямова Аделина,13

Пр. Ежелева В.А.

Чтобы помнили

Страницы истории

Живопись

65.

Шарафутдинов Артем,13 Пр. Ежелева В.А.

Первый человек в открытом космосе

Эра космонавтики

Графика

66.

Стратулат Валерия,14

Пр. Ежелева В.А.

Освоение Марса

Эра космонавтики

Графика

67.

Гончаров Константин,13 Пр. Ежелева В.А.

Под Сталинградом

Они сражались за Родину

Графика

68.

Галлямова Аделина,13

Пр. Ежелева В.А.

Почетный караул

Они сражались за Родину

Живопись



Предварительный просмотр:

Методическое сообщение Агошковой М.А., преподавателя МБУ ДО «Детская школа искусств», г. Нефтеюганск, 2019 г.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ.

Сегодня много говорят об инновационном развитии в образовании, о приоритетных направлениях.

В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое, людей. Именно на них и держится инновационный мир, в связи с этим назрела острая необходимость создания постоянно действующего механизма их поддержки.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а именно полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности.

Задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Современный этап развития системы дополнительного образования во многом ориентирован на режим инновационного развития. Проявляется он во внедрении инновационных технологий в образовательном процессе.

Художественно- эстетическое образование направлено в первую очередь на развитие и формирование целостной личности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства, духовности человека.

Деятельность преподавателя по внедрению инноваций в учебный процесс связана с огромным количеством трудностей, преодоление которых требует высокой квалификации и желанием меняться.

В российской художественной педагогике вопросы методики преподавания художественных дисциплин первоначально рассматривали художники-педагоги: И. Грабарь, А. Дейнека, В. Фаворский, П. Чистяков.

В их теоретических трудах практика работы над художественным произведением переросла в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Все эти работы стали фундаментом отечественной художественной педагогики, создав основу для дальнейших разработок теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам.

Одна из основных мыслей, к которой приходят все исследователи данной темы – это сочетание традиционных и инновационных подходов в обучении, особенно данная тема является актуальной в художественных дисциплинах.

Из всего этого следует, что на сегодняшний день невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами.  Уверена, что каждый преподаватель старается сделать процесс обучения более интересным, творчески насыщенным, увлекательным, познавательным, что в конечном итоге приведёт к высоким результатам.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников нужно предусмотреть:

  •  предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе материалов, технических способов, в выборе тем;
  •  систему постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  •  в каждом задании предусмотреть исполнительский и творческий компонент;
  •  создание увлекательной атмосферы занятий;
  •  создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  •  объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

В связи с этим становится ясно, что развитие творчески- активной, художественно грамотной личности невозможно, если её развивать только старыми способами. Поэтому так важны сегодня поиски новых технологий, методик образования.

Для осуществления взаимодействия традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин по изобразительному искусству в детской школе искусств наиболее благоприятным и результативным является подростковый возраст, так как именно в этот период происходит формирование и становление эстетического и профессионального художественного вкуса. 

Преподавание изобразительного искусства значительно расширило свои границы: фотография, компьютерный дизайн, анимация, цветоведение, макетирование и многое другое.

В современной школе появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, музыка, презентации к урокам). Так как уроки по изобразительному искусству построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку преподавателя к уроку. Но надо понимать, что компьютер не заменит преподавателя, а лишь облегчит понимание учащегося данной темы. Уверена, что наилучшим средством наглядного обучения всё ещё является рисунок самого преподавателя на листе бумаги, на классной доске, а так же на полях альбома самого ученика. Не думаю, что когда-нибудь компьютерные технологии вытеснят из образовательного процесса живой педагогический опыт, урок.

В процессе совместной художественно-творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, важно помнить о приоритетности воспитания. Умение преподавателя ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его. Именно эта задача определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.

Свою задачу, как преподаватель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности учеников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Художественное воспитание невозможно без изучения и созерцания наследия изобразительного искусства. Этот процесс не должен ограничиваться только занятиями в школе.

В моей педагогической практике есть различные формы и пути художественного самообразования учащегося. Мои ученики знакомятся с изобразительным творчеством, посещая выставки, экскурсии, организованные нашей школой, а так же самостоятельно или с родителями. Многие обучающиеся приобретают специальную литературу, из которой можно почерпнуть много полезной информации в плане самостоятельного изучения методов и приёмов рисования. Для успешных занятий по композиции, когда предлагается создать самостоятельно работу, будь то станковую, ассоциативную, декоративную, ребёнку необходимо иметь определённый запас знаний, накопить и сохранить в памяти то увиденное, что его окружает, пропустить его через своё внутреннее понимание. В связи с этим учащимся предлагаю дома знакомиться с художественной литературой, просматривать альбомы и журналы, видеофильмы по искусству. Дополнительной формой самообразования является также работа над набросками, которая развивает наблюдательность, глазомер и тренирует руку. А постоянная тренировка практических навыков это одно из главных условий для того, чтобы научиться хорошо рисовать.

Положительный результат даёт самостоятельная работа в летний период. Учащимся предлагаю выполнить домашнее задание в виде выполнения ряда работ. Сложность и одновременно полезность данной работы заключается в том, что ребёнок сам должен выбрать сюжет для будущей работы, согласно заданию, выстроить композицию, выбрать материал. Это является отличной практикой в процессе обучения изобразительному искусству

Так же для меня инновационной деятельностью является участие в научных конференциях, подготовка итоговых работ по композиции, их презентация.

Чтобы успешно начать инновационную деятельность, недостаточно только знать тему и содержание предмета обучения, важно вызвать интерес, побудить потребность ребят идти за педагогом.

Создавая равные возможности, внедряя партнерские отношения, опираясь на рациональные и эмоциональные стороны совместной деятельности, предоставляя обучающимся «полную самостоятельность» и уважительно относясь к их деятельности и принимаемым решениям, можно добиться большого профессионального успеха и образовательной результативности. Всё это в совокупности и позволяет мне считать педагогическую деятельность успешной, отвечающей требованиям, предъявляемые в условиях современной педагогической практики.

Обучение в школе искусств даёт возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности, ориентирует на выбор профессии и способствует появлению индивидуальной, профессиональной направленности.     

Определяя принципиальность пути, академическая программа школы дает возможность каждому преподавателю в сотворчестве с учеником идти самостоятельно, интерпретируя базовые положения и порождая новый опыт.

Наши выпускники интеллектуальные, творчески активные, стремящиеся к познанию люди, обладающие навыками общей культуры, саморазвития, самообразования.

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. 

 

Библиографический список:

  1. Алиев, Ю. Б. Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников / Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 101–110.
  2. Концепция художественного образования в Российской Федерации Искусство в школе. 2002.
  3. Андреев, В. И. Учебный курс для творческого развития / В. И. Андреев. – Казань : КГУ, 2000. – 98 с.
  4. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей.– Петрозаводск, 13–15 марта 1996.
  5. Василюк, Ф. Е. Психология переживаний / Ф. Е. Василюк. – М. : Просвещение, 1984. – 194 с.
  6. Волков, И. П. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М. : Педагогика, 1987. – 554 с.
  7. Полонский, В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007. – № 3.4.18.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.



Предварительный просмотр:

Городское муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования «Детская Школа Искусств»

Мастер – класс: « Югорские мотивы». Декоративная  точечная роспись.

Преподаватель:  Агошкова Марина Александровна

Место и время проведения мастер-класса:  «ДШИ», 29.03.2018г.

Контингент: преподаватели ДШИ, преподаватели дополнительного образования г. Нефтеюганска

Материалы: любой декорируемый предмет, контурные краски по стеклу или керамике, скотч, обезжиривающий растворитель, акриловая краска.

Цель: познакомить педагогов с методами рисования декоративной точечной росписи «point-to-point».

Задачи:

В образовании и общественной жизни сегодня происходят изменения, школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни. В растущем человеке необходимо сформировать важнейшие личностные качества, развить творческие способности, умения жить в условиях современного общества.

Необходимо привязать ребёнка чувствами, знанием к особенностям его родных мест, не разломать у него целостного представления о культуре своей Родины и всего мира.

Региональный компонент становится ведущим на современном  этапе художественно - эстетического развития школьников, так как несет в себе национальный колорит.

Детям необходимо дать понимание, что на территории России исторически сложилась сложная, богатая и целостная культура, осваивая которую они обретают  понимание себя в этом мире. Из поколения в поколение переходят традиции ремёсел, передаются в народе представления о жизни, красоте окружающего мира, национальные особенности и своеобразие.

Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми учение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО- Югры в понятной для детей форме, работая с современными материалами, взяв за основу современные технологии.

Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени. Невозможно представить, чтобы оборвалась связь поколений. Современные материалы, технологии дают нам возможность найти эти взаимосвязи.

Сегодня на мастер – классе я предлагаю выполнить декорирование различных предметов орнаментами народов ханты и манси в технике точечной росписи «point-to-point».

Точечная роспись: особенности техники.

Сегодня точечная роспись, вобравшая в себя приемы графики, мозаики, витража, увлекает все большее количество людей своей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Этот популярный вид техники известен также под названием «point-to-point».

Принцип нанесения контуров орнамента кроется в самом названии техники: рисунок создается в результате совокупности множества точек. Точка является одним из элементов графики, которая наряду с линией и пятном обладает наибольшей выразительностью. Последовательность  точек образует линию, от расстояния между ними зависит её характер: она может быть прерывистой, постоянной, иметь разнообразную фактуру. Совокупность точек становиться пятном, за счет особонностей контура, можно менять его образ. Каждая точка может иметь разный цвет и размер, что в свою очередь является ещё одним средством выразительности рисунка.

Техника нанесения определяется формой декорируемого изделия и материалом, из которого оно выполнено. Выбор оттенков и их чередование зависит только от фантазии и выбранного рисунка орнамента.

Выбор материалов для росписи

Выбирая краску для декорирования, нужно учитывать тип поверхности, на которую она будет наноситься. В противном случае созданный вами узор может долго не продержаться на поверхности предмета.

Роспись можно выполнять, используя следующие краски:

  • глиняные предметы - краски для керамики и стекла.

Их называют контурные краски. Они продаются в небольших тюбиках с удлинённым носиком. Надавливая на тюбик с краской, можно регулировать величину точки.

  • металлические аксессуары – эмалевые живописные краски. Эмаль отличается долговечностью, яркостью и чистотой цвета.
  • изделия текстильного производства – тканевым акрилом.

Поэтапное выполнение орнамента.

1.Предварительно разрабатываем эскиз орнамента.

2.Выбираем элементы, которые мы будем изображать и вырезаем шаблоны.

3.Переносим рисунок по шаблону таким образом, чтобы его не было сильно видно. Если работа выполняется на прозрачной поверхности, то рекомендуется подложить рисунок под стекло и закрепить скотчем, для того чтобы изображение не скользило и не сдвинулось.

Наносить орнамент можно кончиком кисти или карандашом. Разметку орнамента можно выполнить по основным точкам, нанося их сразу из тюбика.

После того, как выполнили разметку орнамента, начинаем точками заполнять пространство теми цветами, которые вы выбрали. Цвета и оттенки зависят от стиля и вашей фантазии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: