Статья на тему "Проблемные вопросы как значимая составляющая развития исследовательских навыков предмета искусства".

Попкова Светлана Валерьевна

Вопросы являются частью нашей жизни, а проблемы, которые они исследуют и решают, помогают нам понять истинный смысл многого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом."

 Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» 

Проблемные вопросы как значимая составляющая развития исследовательских навыков предмета искусства.

       Процесс образования или создания любого вопроса, на первый взгляд, прост. Человек всю свою сознательную жизнь задается множеством определенных вопросов, обращаясь к тому, кто может помочь ему с ответом. К кому-либо или к самому себе.

Само ощущение надобности, потребности познания новых понятий, форм, определений заложено у нас с рождения. Все, что мы видим вокруг себя, слышим и ощущаем - все наполнено вопросами, которые рано или поздно обретут форму и превратятся в слова. Кто я? Это, пожалуй, самый сложный вопрос, над которым каждый задумывается с детства. Мы смотрим на себя со стороны, оцениваем свои поступки, реагируем на окружающих, учимся, планируем будущее – все это лишь малая часть нашего ответа. Ответа прежде всего самому себе. На протяжении всей жизни мы растем, меняемся, взрослеем. Наше представление об окружающем мире и последующее поведение в нем формируются в прямой зависимости от тех вопросов, которые нас интересуют и какие ответы мы на них нашли. Мы не можем в полной мере понять и узнать, кто мы, какие мы и на что мы способны, пока мы не увидим отражение своих слов и поступков в глазах других людей и начнем задумываться над тем, какой диалог мы ведем - с собой или с окружающим миром.

Процесс познания и нахождения самого себя в окружающем мире неотрывно связан с процессом обучения. Понятие «школа» в современной ее интерпретации выходит за рамки учебного заведения как в прямом, так и в переносном смысле. Как мы получали необходимые знания, а самое главное-как мы смогли определить, что именно эти знания нам необходимы, чему мы научились и зачем нам все это нужно – будут ли задаваться ученики подобными вопросами после вашего урока? Смогли ли они решить для себя, что их действительно интересовало? Насколько продуктивной была их мыслительная и исследовательская деятельность и что было сделано для этого? Как был продуман и организован каждый этап урока так, чтобы ваши дети формулировали определенные вопросы и отвечали на них, возможно, вместе с вами? Любой вопрос- это очередной шажок вперед, к новым знаниям. Задавая вопросы себе, мы учимся вести диалог, учимся задавать вопросы другим. "Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос - почерк его педагогического мастерства." Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» 

Сущность и важность вопроса в обучающем процессе не всегда определяется тем количеством слов, которые он содержит, глубиной и значимостью информации, которую можно получить в ответ.  Иногда время и место, когда и кем он сформулирован и задан, гораздо важнее, чем все остальное.

 «Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог… Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя» (Программа эффективного обучения, стр.52)

Я, как и многие мои коллеги - рефлексирующие учителя - практики, считаю, что на уроках искусства исследовательские вопросы являются важной составляющей рабочего времени учащихся, особенно если это происходит в командах, поэтому и решила изучить данную проблему как можно глубже. Умение участниками команд сформулировать и задать вопрос друг другу, вовремя и по сути, не только способствует общему положительному эмоциональному настрою на хорошую и интересную деятельность. Это развивает высокий уровень восприятия окружающей действительности у учащихся. Часто незапланированная, но необходимая совместная беседа учителя с учащимися по исследованию каких-либо возникших проблем при помощи исследовательских вопросов, помогает решению возникших трудностей на уроке, способствует дальнейшей творческой работе - многие начинают понимать, что пока не произойдет обсуждение необходимых ключевых моментов урока, рабочий процесс может замедлиться или приостановиться. Таким образом, умения учащихся анализировать ход учебного процесса и предвидеть результаты своего труда помогают им критически рассуждать и участвовать в общем обсуждении таким образом так, чтобы абсолютно все участники урока чувствовали себя значимыми и смогли осознать не только полученный объем информации, но и свою роль в этом информационном поле. Рассматривая роль применения учащимися в исследовательском процессе вопросов различного уровня и сложности, нельзя не отметить дифференцированный подход при разработке уровня сложности предлагаемых заданий для учащихся. Проблемные вопросы могут способствовать не только лучшему пониманию изучаемой проблемы, но и глубокому погружению в ее основы. Так, например, при изучении учащимися сложных техник изобразительного искусства, на начальном этапе необходимо понять, какими ресурсами можно воспользоваться в рабочем процессе. В данном случае учащимся может помочь работа с вопросами в области исследования свойств красок, бумаги и их возможные сочетания в различном состоянии; как следствие - скрупулезное, подробное проведение изучения представленных проблем будет способствовать созданию учащимися качественных эскизов и проектных работ в выбранной технике в дальнейшем.