Конспект занятия: "Что нужно знать для грамотного рисования?".

определить уровень подготовки учащихся; расширить знания о разнообразных  возможностях художественных материалов; вспомнить виды изобразительного искусства; учить рисовать по памяти, передавать   впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции  (выделение композиционного центра, передача светотени, пространства,гармония цветов); развивать объем зрительных представлений и впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение,творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество, взаимопомощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chto_nuzhno_znat_dlya_gramotnogo_risovaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: что нужно знать для грамотного рисования.

          Летние впечатления.

Цели и задачи: определить уровень подготовки учащихся; расширить знания о  

                          разнообразных  возможностях художественных материалов; вспомнить

                          виды изобразительного искусства; учить рисовать по памяти, передавать  

                          впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции

                          (выделение композиционного центра, передача светотени, пространства,

                          гармония цветов); развивать объем зрительных представлений и

                          впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение,

                          творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость,        

                          товарищество, взаимопомощь.

Оборудование: для педагога – журнал «Эскиз», методическая таблица «Жанры

                          «живописи», натуральный материал (осенние листья, цветы, плоды),

                          иллюстрации книг с изображением лета; для воспитанников – графические

                          материалы, ручки.

Зрительный ряд: репродукции, отражающие тему: Т. Яблонская «Хлеб», «Лен»,

                             А. Венецианов «Весна. На пасеке», «На жатве. Лето»,

                             К. Маковский «Дети, бегущие от грозы», В. Васнецов

                             «Аленушка», В. Перов «Охотники на привале», «Птицелов»,

                             И. Шишкин «Рожь», «Осень», И. Левитан «Золотая осень».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

                                          Ход занятия.

  1. Организация группы.
  2. Вводная часть.  

                                   

     -Ребята, рисовали ли вы летом? Чем и на чем? Что вам особенно нравится рисовать?

          Вам, наверное, интересно будет узнать, что мы будем делать в новом учебном году? Мы продолжим осваивать графические материалы, их изобразительные возможности.

          Вы уже многому научились, но и непознанного осталось еще больше, ведь нет предела совершенству, и в художественном творчестве в том числе, нет. Мир искусства прекрасен и удивителен. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, учитесь смотреть на мир и видеть в нем удивительное и неповторимое – для этого и нужны уроки искусства.

          А если вы научитесь передавать свои впечатления от увиденного другому зрителю – еще замечательнее! Тогда вы освоите еще один язык человеческого общения – изобразительный. Вам уже знакомо выражение: язык искусства – международный, он понятен людям без переводчиков.

          Вы научитесь видеть и передавать красоту, станете образованными и интересными людьми.

         И если вы не станете художниками, то вы станете хорошими зрителями, любящими искусство и старающимися понять, что хочет сказать художник в своем произведении. Будем этому учиться, а я буду вам в этом помогать.

         Давайте вспомним, какие инструменты и материалы нам помогут в обучении? ( альбом, папкам с бумагой, карандаши, краски и т. д.).

         Какая бумага подходит для рисования красками, особенно акварельными? (Гладкая и тонкая не подходит, ее используют под карандаш, фломастер. Для живописи нужна плотная, рыхлая бумага.)

        Нужны карандаши (простые и цветные), резинки, краски (акварель и гуашь, причем, хороши краски отечественные художественные), мягкие кисти, круглые и плоские, № 1 – 12. Еще нам обязательно нужна будет палитра.

        Что может служить палитрой? (Готовая форма, бумага, белая плитка, керамическое блюдце.)

        Для чего она служит? (Для поиска цвета.)

        Есть и другие инструменты, которые следует иметь на занятиях ИЗО для более успешной работы.

        Линейка – подойдет размером около 25 см. нескользкая, прозрачная или деревянная, с хорошо видимыми делениями.

        Лекала – криволинейные линейки.

        Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной зажима карандаша.

        Фломастеры, маркеры – их используем как вспомогательный, второстепенный материал для нанесения контуров, уточнения и прорисовки мелких деталей, обводки силуэта.

        Необходимы юному художнику тряпочки, предназначенные для промокания кистей и уборки рабочего листа, фартук.

        Что еще нужно знать, выбирая художественные материалы?

        Краски бывают разные. Акварель лучше купить с закрывающейся пластиковой крышкой, которая не прилипнет при высыхании к краскам и может служить палитрой.

        В наборе гуаши должно быть обязательно три основных цвета, белая и черная краска.

Если краски засохли и кажутся вам старыми – не беда! Акварели высыхание не страшно, а гуашь можно «отмочить», добавив по 1/3 – 1/4 воды от сухой массы краски. Краска должна размокнуть, по густоте стать похожей на сметану.

        Кисти должны быть из натурального волоса (а не из синтетики), формой напоминать «каплю» с острым кончиком. Кисти подразделяются на круглые и плоские, мягкие (для акварели, гуаши) и щетинные (под масляные краски). На каждой стоит номер, чем толще кисть, тем больше ее номер

       Резинка должна быть мягкая, упругая, без вкраплений твердых частиц.  

      Отгадайте, что еще нужно будет для некоторых видов работ на занятиях.

                                          Белый камешек растаял,

                                          На доске следы оставил.

                                                                                    (Мел.)

Мелки бывают обычные, восковые, пастельные.

Бумага бывает разног размера (формата), цвета и фактуры: чертежная (ватман), акварельная, цветная, картон, бархатная.

        Какие из перечисленных инструментов и материалов есть у вас? Приготовьте их к занятиям по ИЗО, если вы хотите стать настоящими художниками.

        Акварель, гуашь, палитра, альбом или папка, кисти, карандаши – наши основные материалы.

 

  1. Викторина.

Предлагаю проверить ваши знания по ИЗО с помощью викторины.  Попробуем выявить знатоков.

В О П Р О С Ы:

- Тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор).

- Что получается у тебя на альбомном листе в конце занятия? (Рисунок).

- Произведение художника – модельера? (Костюм).

- Разновидность пейзажа с морем, рекой. (Марина).

- Художник, изображающий животных. (Анималист).

- Глина, обработанная особым образом (обожженная). (Терракота).

- Портрет художника, выполненный им самим. (Автопортрет).

- Разновидность животного материала; смешивание красок. (Темпера).

- Разновидность красок, они разводятся водой – отсюда и их название. (Акварель).

- Вид изобразительного искусства, дающий объемное пространственное изображение

   через пластику форм. Материал – камень, дерево, металл, пластилин и др.

   (Скульптура).

- Специально приготовленные составы, содержащие цвет. (Краски).

- То, что наблюдает в реальности художник, объект изображения. (Натура).

- Длинный след от карандаша, другого графического материала. (Линия).

- Материал для рисования кистью или пером. (Тушь).

- Жанр живописи, изображающий естественную или видоизмененную человеком природу.

  (Пейзаж).

- Качество отдельной краски. (Цвет).

- «Верх искусства», наилучшее совершеннейшее произведение. (Шедевр).

- Обрамление живописной работы. (Рама).

  1. Работа по теме занятия.

Художественное слово о лете.

Сегодняшнее задание мы выполним на основе ваших летних впечатлений.

- Давайте вспомним, как вы его провели?

- Скажите, какие цвета характерны для лета? (Много зеленого, синего, желтого, яркие цвета).

- Давайте почитаем стихи, которые хорошо передают отношение их автора к нашей теме и могут помочь нам в выполнении рисунка.

 

                                           ЛЕТО В РАЗГАРЕ.

Лето в разгаре,                                                                Но рвать их нельзя –

В саду тишина.                                                               Не созрели пока.

Ходит Аленка                                                                 А яблоки!

По саду одна.                                                                  Яблоки пахнут                                                              

Она не боится                                                                 Как мед!

Ни пчел                                                                           Сочные яблоки

Ни жуков,                                                                        Просятся в рот…

Ходит по мягкой траве                                                  Солнышко светит.

Босиком.                                                                          В саду тишина.

Девочка любит                                                                Ходит Аленка

Приветливый сад.                                                           По саду одна

В нем груши,                                                                   Дедушка спрятался

Как желтые крыши                                                         В тень от жары,

Висят.                                                                               И Бобку не вытащить

Сизые сливы                                                                    Из конуры.

Румянят бока                                                                                          

  1. Практическое занятие.

Нарисуйте то, что больше всего понравилось и запомнилось летнего отдыха:

- прогулку в поле за цветами;

- сбор в лесу ягод и грибов;

- купание в реке, рыбалку;

- сбор урожая в сельской местности, на даче;

- спортивные игры летом;

- парусные лодки на реке.

А какие сюжеты можете предложить вы?

Ход работы над заданием: рисунок сначала выполняется простым карандашом, затем прорабатывается акварельными красками (или гуашью); обращается внимание детей на передачу цветом красок лета, видов моря, озер и рек, восходов и закатов солнца.

Наш сюжет развивается на открытой местности, в пейзаже. Что мы должны учитывать? (Правила перспективы).

О каком обязательном элементе должны помнить? (О линии горизонта).

Вспомним основные законы перспективы (линейной и воздушной): 

  • Все ближайшие предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, крупно и ярко, а дальше – обобщенно, мелко, раскрашивая размыто.
  • Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные  - неопределенно. Значит, для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче.
  • На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Значит, для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные – высветлить.
  • Все ближние предметы обладают контрастной сильной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы изображаем объемно, а дальние – плоско.
  • На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Значит, ближние предметы изображаем цветами реальными, в полную силу, а дальние – цветом, с добавлением голубых оттенков.

Какие живописные техники помогут нам? (Работа «по – сухому», «по – мокрому»).

Для углубления впечатлений от пережитого работу детей сопровождает музыка. По ходу педагог анализирует ошибки, допущенные детьми в ходе выполнения работы.

  1. Итог занятия.

Выбор лучших работ детьми, педагогом.

Педагог озвучивает требования, предъявляемые к работам:

- удачная компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме занятия;

- проработка, завершенность, общая выразительность;

- люди в композиции на первом плане – герои сюжета должны быть изображены больших размеров, хорошо проработаны;

- колорит удачен, живописное решение сгармонировано;

- можно дать название работе (карандашом – на обороте рисунка).

7. Уборка рабочих мест.