Конспект занятия: "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"

Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями; учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе; развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность; воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graficheskiy_portretnyy_risunok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Цели: познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями; учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе; развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность; воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование: методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; репродукции картин Рембранта «Потрет старушки», П. Д. Корина «Портрет С. Т. Коненкова», М. В. Нестерова «Портрет скульптора В. И. Мухиной» и др.

                                                    Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

-Девизом многих русских художников могли бы быть слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасет мир. Многие из них сознательно ставили себе целью преобразовать с помощью искусства внутренний мир человека, сделать его гуманнее, значительнее, масштабней. Помните, как у Н. В. Гоголя в портрете модный живописец Чертков уже приготовился отпустить небрежное замечание перед полотном молодого художника, вернувшегося в Петербург из Италии,…но застывает в восхищении. Замирают он и вся обычно шумная толпа в выставочном зале. Предлагаю и нам с вами некоторое время повосхищаться портретной живописью великих мастеров.

(Педагог дает время (3-5 минут) ознакомиться с репродукциями портретной живописи, выставленными па демонстрационном стенде и подобранными по своему усмотрению.)

Проверка готовности к занятию.

  1. Сообщение темы занятия.

-Сегодня перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете его индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

  1. Изучение нового материала.

-В зависимости от своих целей, склада характера и мировоззрения, общей художественной ситуации, или, иначе говоря, духа времени, мастер определяет и жанр своей работы, то есть ее направленность, ракурс подачи и раскрытия мысли и чувств. Вы знаете, что с давних пор в живописи сложились особые жанры, относительно независимые, локальные «области». Они ограничены определенным кругом и мотивов и отражают своеобразные стороны живописного ощущения мира.

   Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересны портреты?

   Фотографический снимок тоже запечатлевает человека «моментально» и притом точно передает его внешний облик, - быть может, даже точнее, чем это сделает на портрете художник. И все–таки даже отличную фотографию трудно поставить в один ряд с живописным портретом, потому сто аппарат снимает средствами техники, а художник – всей силой своего творчества. Он передает не только внешнее сходство, он раскрывает внутренний мир человека и непременно вносит в работу свое отношение к модели.

   Как называют человека, позирующего для портрета?

   Это личное отношение художника к модели всегда отражается в портрете, наполняет его дыханием жизни, делает особенно выразительным. Художник – не машина, а живой человек: одну модель он пишет с любовью, восхищаясь ее, другую – с гордостью за изображаемого человека, третью – с пренебрежением, даже с гневом.

Сообщение теоретических сведений о портрете.

-Картина с самого своего рождения включала в себя множество разнородных элементов. Изображение людей, архитектуры, природы, вещей – это все сливалось в единое целое. Но со временем художники начинают видеть красоту и выразительность отдельных фрагментов и частей, начинают понимать, что и сами по себе они могут быть интересны.

   Художник сначала робко, а потом все решительнее изображает на библейских алтарных картинах рядом со святыми и реальных, живых людей, которых он стремится запечатлеть предельно точно. Отвлеченный красивый цветной фон постепенно заменяет любовно написанным, милым его сердцу родным пейзажем. А то вдруг, как, например, Хуго ван дер Гус (1435-1482), нидерландский мастер 15 столетия, в «Поклонении пастухов» прямо перед зрителем на первом плане возьмет и поместит сноп с колосьями, цветы в вазе и в стакане, написанные с невиданной прежде тонкостью и нежностью.

   Портрет был одним из самых ранних жанров живописи. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории.

   Удивительна выразительность «иконного» фаюмского портрета. Широко открытые глаза, как бы ворота души. Любовно, внимательно описывал облик человека итальянский портретист 15 века. Портреты позднего Рембранта (1606 – 1669) открывали драму внутренней жизни человека. Мудрое спокойствие сквозило в портретах Веласкеса, портреты Эль Греко (1541 – 1614) были нервны и напряжены при их подчеркнутом благородстве. Скованность и застылость вместе с привлекающей наивностью и цельностью русских портретов петровской эпохи сменялись таинственностью портретов Ф. Рокотова (1735-1808). Портрет учил понимать себя и других, понимать ценность каждого человека. Портрет требовал от художника не только уверенности руки, но и глубины анализа человеческих чувств и характера.

   Художник прежде всего выясняет свое отношение к личности портретируемого. В зависимости от этого он пишет портрет либо как историю жизни человека и его чувств, либо портрет, исполненный им, сугубо конкретен, предельно точен, либо это просто – напросто внешне эффектный парадный портрет, красивая лесть.

   Портрет может быть и обобщенным, выражать скорее какой – нибудь социальный тип, нежели конкретную индивидуальность.

   В портрете, как в никаком  другом жанре живописи, важно умение угадать характер, «проявить» движение чувств. Оттого так и притягивают нас автопортреты художников. Здесь мастер пишет, не считаясь со всякими внешними обстоятельствами.

   Автопортрет – как бы его исповедь.

   В Голландии в 17 столетии художники любили писать на одном холсте сразу нескольких людей, скажем, всех членов какой – нибудь цеховой гильдии, так называемые групповые портреты.

   Художник, рассказывая о людях, всегда очень индивидуально воспринимает их жизнь, их судьбу. В этом плане парадокс в том, что все произведения художника – по сути, его автопортрет. Мы всегда ощущаем «субъективность» портрета. В ней есть особая притягательная сила…

Иллюстративный рассказ о портретах Рембранта, В. М. Нестерова, И. Е. Репина и П. Д. Коровина.

-Когда художник сумел справиться с построением головы, он ставит перед собой более сложную задачу – выявление характера и особенностей формы, выражающих и внешний облик, и внутреннее содержание человека.

   После того как вы путем серьезной и вдумчивой работы над рисунком и этюдами приобрели достаточный опыт в изображении головы человека, можно попробовать свои силы и в работе над портретом.

   При этом нужно иметь в виду следующее: внешнего сходства, внешней характеристики недостаточно; необходимо передать особенности внутреннего мира портретируемого, то есть скопировать не только внешние черты, но и заглянуть в глубь его души, как говорится «прочитать» содержание человека, показать богатое и многостороннее представление о его характере.

   Изумительным портретистом такого рода является Рембрант. Художник может передать в портрете одну какую – либо черту характера портретируемого, но с такой силой и полнотой, что и одна эта черта раскроет образ человека, его профессию и даже расскажет о времени, когда жил этот человек.

   Посмотрите, к примеру, на картину Рембранта «Портрет старушки». Что вы можете сказать о героине портрета? (Ответы детей).

   Художника П. Д. Коровина в портрете С. Т, Коненкова взволновала идея творческого размышления, активной творческой работы мысли вдохновенного русского скульптора.

Эту свою идею Корину удалось решить очень сильно и ярко.

   Старейший художник Михаил Васильевич Нестеров вовсе не собирался писать портрет скульптора Мухиной. Он даже не был знаком  с Верой Игнатьевной, а только знал ее работы. Особенно восхищала его статуя рабочего и колхозницы, созданная Мухиной в 1937 году.

   Художник не знал еще скульптора, еще не видел ее ни разу, но творчество Мухиной было ему понятно и дорого.  И вот – в гостях, случайно, - он встречается лицом к лицу с Верой Игнатьевной. Он чувствует сильное пожатие руки, видит энергичные движения, суровую складку на лбу. Ему уже хочется написать эту подвижную, умную и талантливую женщину. Но как ее написать? Он еще так мало знает Мухину: он видел ее работы, он бегло знаком с внешним обликом скульптора. Этого еще недостаточно, чтобы написать портрет.

   Нестеров приглашает Мухину в свою мастерскую. Они беседуют. Художник внимательно присматривается к своей гостье, а Вера Игнатьевна с увлечением, без умолку говорит – о театре, о живописи, о задачах искусства, о событиях последних дней. Ее кругозор так обширен. О чем бы ни говорил художник, - все принимает близко к сердцу. «Нет, - думает художник, - все это еще не то. Где, и как найти тот неповторимый момент, в котором сказалось бы все, чем живет, чем горит этот замечательный человек! Непременно надо посмотреть ее за работой!»

   Они встречаются в мастерской Мухиной. Беседа не вяжется.

-Вы делайте что-нибудь, а я посмотрю, - просит художник. – Вы чем работаете?

-Где пальцем, где стекой…

-Так начинайте.

   В эти дни Вера Игнатьевна заканчивала фигуру бога ветров Борея для памятника героям – челюскинцам. Она принялась поправлять статую. Тут прибавит, там сравняет… Незаметно для себя она увлеклась работой, движения ее стали быстрыми, уверенными, а глаза так впивались в глину. И вот глина стала оживать под ее сильными пальцами.

   «Так вот ты какая! – с восхищением следил за ней художник. – Ишь ты – так и нападает на глину. Там ударит, там ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Тут уж не попадайся под руку!»

   Одухотворенное творчеством, лицо Мухиной стало неузнаваемым. В момент работы, в момент вдохновения перед художником раскрылся весь многогранный и деятельный характер скульптора.

   Такой и написал Мухину Михаил Васильевич – увлеченную, стремительную и в то же время сдержанную в движениях. Она не позирует, не смотрит на зрителя: нахмурив брови, Мухина глядит на фигуру, летящую ей навстречу. Она вся поглощена работой. В этом замечательном портрете художнику удалось выразить все: и жизнь, и творческую биографию скульптора, и свое восхищение ее блестящим талантом, - выразить в одном неповторимом мгновении.

   Истинное искусство раскрывает не только внешний облик, но и самую сущность человека, оценивает его. Художники Репин, Серов, Кустодиев написали множество заказных портретов. Они прекрасны по живописи, но это не парадная галерея: с холстов смотрят на вас хитрые царедворцы, самоуверенные банкиры, надменные светские дамы. Они написаны с поразительным сходством и в то же время с большой обличающей силой.

   Эти работы художников являются ценнейшим и ярким художественным документом эпохи. Но не они, а совсем другие полотна вызывают наше сочувствие и глубокий живой интерес. Одновременно с заказными работами Илья Ефимович Репин создавал портреты своих выдающихся современников – писателей, художников, музыкантов. Среди них выделяется прекрасный портрет собирателя картин русской живописи – Павла Михайловича Третьякова. Этот портрет, после смерти Павла Михайловича, заказала художнику Третьяковская галерея. Репин близко знал и любил Третьякова. Даже писал его однажды.

   Это был настоящий друг художников. Каждый год, на исходе зимы, когда художники заканчивали свои работы к весенним выставкам, на улицах Москвы появлялись широкие, запряженные парой гнедых сани Третьякова. Он ехал смотреть картины, и художники уже с нетерпением ждали его посещения.

   Легкий стук в дверь – и Павел Михайлович появился на пороге в длинной, до полу, шубе, с покрытой инеем бородой. Сняв высокую меховую шапку, он трижды, по русскому обычаю, целовался с хозяином и тихим голосом просил разрешения посмотреть картины. Входил в мастерскую. Говорил мало. Смотрел работы любовно, пристально. Отступал на шаг, снова смотрел – и все молчал. Потом благодарил. Иногда спрашивал, будто стесняясь: «Не уступите ли картину для галереи?»

   Это было большой радостью для художников. Знали: тонко чувствует и понимает живопись молчаливый Третьяков, и, если берет картину в свою галерею, - значит, не напрасными были труды художника.

   Но как изобразить его? Только в галерее, только среди картин! Другого решения быть не могло.

   Так и написал его Репин.

   Спокойный, немного грустный, Третьяков стоит, скрестив на груди руки – это его любимая поза, - стоит, размышляя о судьбах русской живописи.

   А на заднем плане видны картины, собранные им в течение долгих лет и впоследствии подаренные народу.

   Глубокое уважение и признательность к этому скромному и замечательному человеку вложил в свою работу Илья Ефимович Репин.

  1. Актуализация знаний.

Педагог. Сегодня мы выполним рисунок – портрет с натуры. Приступая к рисунку, нужно позаботиться о расположение его на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, а также от сопровождающего окружения (фона, падающей тени и т. д.). Разместив на листе общую форму головы и уяснив ее основной характер (яйцевидный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, переходят к выявлению основных поверхностей, ограничивающих объем головы. Нужно легкой светотенью отделить все лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. При помощи той же светотени намечаются более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности. Иногда добросовестно выполненный рисунок производит впечатление вырезанного и наклеенного на бумагу. Это говорит о том, что рисующий, нарисовав голову, пренебрег изображением окружающего пространства.

   Помните об этих основных рекомендациях при работе над портретом.

                                            Физкультминутка.  

  1. Упражнение для тренировки мыщц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
  3. Исходное положение – стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

  1. Практическая работа.

Задание первого занятия. Выполните портретный рисунок – набросок с натуры (работа карандашом).

Задание второго занятия. Выполните портретный рисунок в цвете (работа красками).

Во время практической работы педагог делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Итог занятия. 

Выставка работ учащихся.

 

Заключительное слово.

Педагог. Каждый из вас, пытливо и любовно вглядываясь в натуру, определив свое видение и понимание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно, не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.