Конспект занятия: "КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ".

  1. Познакомить воспитанников с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья.
  2. Сформировать представления о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
  4. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotyum_epohi_srednevekovya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ В ВЫРАЖЕНИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ ОБЩЕСТВА.

КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья.
  2. Сформировать представления о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
  4. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстративный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья и готических соборов Западной Европы.
  2. Иллюстрации к сказкам Ш. Перро, братьев Гримм.
  3. Музыкальный ряд: органная музыка И. Баха.
  4. Художественные материалы.
  5. Раздаточный материал: куклы-шаблоны.

План занятия.

  1. Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов. Оформление индивидуально-коллективной работы «Бал во дворце…».

                                         Ход занятия.

Музыкальный эпиграф. Звучит органная музыка И. Баха.

Беседа.

-Посмотрите, ребята, на изображения этих соборов. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка.

   Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня?

( О Средневековье. Эпохе Средних веков.)

-Правильно. Средние века – это условное название, принятое исторической наукой для эпохи, заключенной между историей Древнего мира ( об этих периодах мы говорили на предыдущих занятиях ). Назовите эти культуры. Культура Древнего Египта; античная культура ) и началом нового времени ( это время, в котором живем мы с вами ).

   А о чем вы вспоминаете, когда идет разговор о средневековой культуре?

   -О рыцарских турнирах.

   -О крестовых походах.

   -О феодальных замках.

   -О культе прекрасной дамы…

   Я просила вас принести книги с иллюстрациями, в которых рассказывается об этих временах.

   Какие книги вы принесли?

   -Сказки братьев Гримм.

   -Сказки Ш. Перро.

   -Легенда о Робин Гуде, «Тристан и Изольда».

   -В. Шекспир «Ромео и Джульетта» и др.

   Давайте посмотрим, как одеты герои этих книг.

   Отличаются их костюмы от костюмов уже изученных эпох?

   Чем?

   Давайте посмотрим еще раз на соборы и на костюмы героев книг. Что интересного вы заметили?

   В 14 15 вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. В предыдущие эпохи разные поколения манерой одеваться мало отличались друг от друга. Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей, крестьяне – грубую, износостойкую.

   Однако теперь возник новый класс – класс преуспевающих горожан, стремившихся превзойти в щегольстве своих правителей. Стили одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков.

   Ответной реакцией властей стало принятие законов, строго регламентирующих стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха стало исключительно привилегией аристократии. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего.

   Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая котта, без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камизо. Модным стал пурпуан – короткая куртка с узкими рукавами.  Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Завершал мужской костюм в готическом стиле плащ на шнуре, удерживающем его на плечах. Для верховой езды или охоты использовали плащ с капюшоном. Наряд дополняла высокая фетровая шляпа разных фасонов (иногда с полями), подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями (шляпа с павлином), и элегантные перчатки с отворотами.

   Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняет картину средневекового мужского костюма.

   В средневековье сражались в основном верхом на коне.

   Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье, обрисовывающее фигуру.

   Женщины накрывали голову тонкими покрывалами, очень разнообразными и в зависимости от цвета и положения на голове имевшими определенное значение.

   Обычно это был барбет - широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, либо горж – сшитая из ткани труба, расширенная по концам, с разрезом сзади. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали. 

   И замужние женщины, и мужчины носили завитые волосы, ниспадавшие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали над ушами в виде баранки («бараний рог»).

   Цвет характеризовал определенное состояние человека. Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый – влюбленности, синий – верности.

   Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.

   Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух либо даже четырех цветов.

   Костюм знати обязательно дополнялся следующими необходимыми предметами: к поясу подвешивали кожаный или парчовый кошель, на цепочке у пояса крепился кинжал, а на перевязи через плечо – охотничий рог.

   А теперь, ребята, еще раз посмотрите на героев книг, которые вы принесли. Как они одеты? Какие элементы средневекового костюма вы узнаете?

   У меня в руках книга-сказка Ш. Перро «Синяя борода». Знаете ее? Вот так выглядит ее главный герой.

   А это его замок.

   А это зал в его замке.

Постановка художественной задачи.

Я приглашаю героев ваших книг на бал, который состоится в этом замке. Встретимся в конце занятия.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Оформление панно «Бал во дворце Синей Бороды» («Золушка», «В гостях у Кота в сапогах» и др.) на заранее подготовленном педагогом фоне интерьера замка, используя магнитную доску.