Консультация для педагогов и родителей на тему: "Особенности возрастного развития детей 6-7 лет"

Повалюхина Римма Дмитриевна

В данной консультации отраженны возрастные особенности ребенка дошкольника 6-7 лет. Дана характеристика возрастных возможностей ребенка дошкольного возраста. Раскрываются такие понятия как социальная, интеллектуальная компетентность, креативность, эмоциональность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения. Указаны задачи художественного воспитания и показателей развития детей 6-7 лет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63»

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей)

на тему: «Особенности возрастного развития ребенка 6-7 лет»

Материал подготовила:

Педагог дополнительного образования по ИЗО

Повалюхина Р. Д.

Воронеж, 2019

Характеристика возрастных возможностей детей 6-7 лет.

К 7 годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.

Социальная компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Коммуникативная компетентность. Проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. У ребенка в 7 лет ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство – ценнейшее качество личности, требующее поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей (законных представителей).

Интеллектуальная компетентность. Характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами и др. Он свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении свои телом, различными видами движений. Ребенок имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и пр.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Эмоциональность. Ребенок 7 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большой сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков (например, «Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. 7 летнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

Произвольность. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения – один из важных показателей психологической готовности к школе.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности.

Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самостоятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – включение освещения, телевизора и пр.)

В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др.  – сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Ответственный ребенок стремиться хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения.

Самооценка. Ребенок седьмого года жизни достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, влияющая на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

Свобода поведения. Основана на его компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Вместе с тем он осторожен и предусматрителен, избегает травм, проявляет разумную острожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Ребенок может выполнять выработанные обществом правила поведения. Содержание базисных характеристик личности отражает основную сущность универсальных предпосылок учебной деятельности (умение работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать ее способы).

Возрастные особенности 6-7 лет. Ребенок совершенствует технические навыкии умения в различных видах искусств. Взрослый организует совместную деятельность, координирует действия ребенка, направляет на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения  и навыки изображения, украшения, постройки. Развиваются самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображению, используя полученные знания об искусстве. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

Задачи художественного воспитания 6-7 лет. Основная задача – через искуство и ознакомление с окружающим миром направить творческий потенциал ребенка на осознание собственной эстетической и художественной деятельности. Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие ориентации в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающих ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение. Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить видетьт особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Показатели развития ребенка 6-7 лет:

  1. Ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа, выполненного художником, скульптором, дизайнером.
  2. Передавать линией, цветом, формой характер образа.
  3. Разбираться в жанрах искусства (портрет, пейзаж, натюрморт).
  4. Находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов.

Литература

Дубровская Н. В. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» (от 2-7 лет) / Н. В. Дубровская. – СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 160с.