Консультация для педагогов и родителей на тему: "Особенности возрастного развития детей 5-6 лет"

Повалюхина Римма Дмитриевна

В данной консультации отраженны возрастные особенности ребенка дошкольника 5-6 лет. Дана характеристика возрастных возможностей ребенка дошкольного возраста. Раскрываются такие понятия как социальная, интеллектуальная компетентность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Указаны задачи художественного воспитания и показателей развития детей 5-6 лет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63»

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей)

на тему: «Особенности возрастного развития ребенка 5-6 лет»

Материал подготовила:

Педагог дополнительного образования по ИЗО

Повалюхина Р. Д.

Воронеж, 2019

                                                                 

Характеристика возрастных возможностей детей 5-6 лет

К 6 годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в рамках видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.

Социальная компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и ребенка, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Владеет свободно родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении свои телом, различными видами движений. Ребенок имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и пр.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их целесообразность.

Эмоциональность. Ребенок к шести годам отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций.

Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и переживании другому человеку, но и содействии ему.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Произвольность. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности.

Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни. В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др.  – сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Возрастные особенности ребенка 5-6 лет. К этому возрасту ребенок уже обладает значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеет практический опыт работы с различными материалами. Очень важно в этом возрасте не мешать ребенку в создании картины, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело управлять творческим процессом. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения и постройки. Развиваются самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

Задачи художественного воспитания в 5-6 лет.  Основная задача в этом возрасте – подготовить ребенка к пониманию того, искусство отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Использовать творческий замысел как возможный вариант для нового изображения реального образа. Обращать внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. Именно через искусство и ознакомление с окружающим совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества ребенка.

Показатели развития 5-6 летнего ребенка:

  1. Ребенок обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
  2. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.
  3. Видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение людьми и в произведениях искусства, сопереживает им.
  4. Знает отличительные особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства.
  5. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Литература

Дубровская Н. В. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» (от 2-7 лет) / Н. В. Дубровская. – СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 160с.