Методические рекомендации по пленэру

Новичкова Татьяна Алексеевна

Данный материал будет полезен для занятий на пленэре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomedatsii_po_pleneru.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЛЕНЕРА

Необходимым продолжением и дополнением программы в изостудии является работа на открытом воздухе (пленэр). Практические занятия на природе учат детей видеть, выбирать, замечать декоративные качества натуры – пластику формы, силуэты, линии, ритмы, цветовые сочетания, воздушное пространство. За время обучения дети получат необходимые для них навыки в изобразительном искусстве.

В конкретных заданиях пленэра применяются различные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.

Длительный рисунок необходим для наиболее полного анализа мотива (задания по изображению целого строения, элементов архитектуры, фактурных особенностей отдельных частей предметов и т. п.). Работа ведется поэтапно, начиная от компоновки изображения на листе бумаги, определения пропорций и перспективного построения форм до проработки тональных и светотеневых отношений и передачи фактуры. Длительный рисунок выполняется в течение 3-6 часов в зависимости от сложности мотива.

Зарисовка – основной способ работы на пленэре. В зарисовках нужно передавать главное, характерное. За время краткосрочного рисунка решается ограниченная задача. Начинать зарисовки на открытом воздухе целесообразно именно с растений. Необходимо выбрать натуру, интересную для изображения, обладающую выразительным силуэтом, выраженным ритмом и характером листьев, общим движением массы. Композиционное размещение изображения – первый этап работы. Намечается конструкция ветки, пропорции частей, выявляется пространственное положение элементов, выступающие и отступающие планы. В конце работы прорабатывается штрихами форма, идет обобщение деталей, рисунок приобретает цельность. Зарисовывая дерево, живую натуру, архитектурный элемент, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объемно-пространственного решения. Длительность зарисовок на пленэре от 20 минут до 2 часов.

 Цель наброска – передача характера натуры и пластического движения формы без предварительной подготовки. Наброски фигуры человека на фоне пейзажа выполняются за предельно короткий срок. Основные пропорции фигуры должны быть переданы в композиционной взаимосвязи с вариантами пейзажных мотивов. Не позирующую модель – живую натуру приходится рисовать не только с натуры, но и по воображению, наблюдению. Набросок развивает зрительную память. Упражнения в набросках вырабатывают динамичную активную технику, процесс ее освоения начинается с линейного наброска, затем набросок выполняется с элементами светотени. Длительность наброска 3-5 минут. На одном листе бумаги возможно размещение однофигурного наброска или многофигурной композиции, организованной пластически и ритмически.

В живописи на пленэре осваиваются законы цветовой гармонизации, проводится построение цветом объемной формы. Живописный строй этюдов зависит от общего состояния освещения. Солнечный или пасмурный день создает разную тональность и колорит. Цвет предметов обусловлен окружением и зависит от пространственной среды. Сравнение цветовых и тоновых (светлотных) отношений между собой, использование воздушной перспективы создают ощущение пространства в живописных работах. Слой воздуха ослабляет интенсивность цвета, снижает контрастность светотени, уплощает объем, растворяет контуры предметов.

 В живописных этюдах выявляется многообразие рефлексов, ставится задача уловить общее состояние пейзажа за счет цельности освещения. Этюд, начатый при солнечном освещении, можно продолжить и завершить на следующий день в то же время. С целью передачи общего состояния делаются быстрые этюды - наброски пейзажа. При рассеянном освещении в пасмурный день этюд можно написать за один сеанс. В краткосрочных этюдах внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Этюд пишется без детальной проработки формы. Краткосрочные этюды выполняются приемом “а-ля прима”, то есть сразу, без предварительных прокладок и последующих исправлений. Этюд сохраняет непосредственность и свежесть первого впечатления. Длительность краткосрочного живописного этюда ограничивается 10-30 минутами.

 В пейзаже, где пространство безгранично, наблюдается постепенное изменение цвета от первого плана к дальним. Цвет приобретает холодный голубоватый оттенок.

 В этюде передается окраска, градации светотени, строящие объемную форму. В первых этюдах часто  ошибка бывает в отсутствии объема. Дети часто в живописи сближают светлое и тёмное. Поэтому надо стараться сделать акцент  или на тёмном растении и светлом фоне или наоборот. Краски лета сочные и яркие. В особенности зеленый цвет. Поэтому надо стараться, чтобы в живописи деревьев, травы и т.д. не было однообразия.

Необходимо напомнить детям составные части зеленого цвета. Напомнить, как сделать различные теплые и холодные оттенки. Например, палитру  зеленого цвета составляют  травянисто-зеленый, темно-зеленый, синий и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков. В этюде передается окраска, градации светотени, строящие объемную форму.

Живописный набросок фигуры человека должен сочетать единство грамотной передачи формы и решения цветовых и тональных задач. Пятновое решение наброска имеет высокую степень обобщения и лаконизма в изображении силуэта фигуры и костюма, взаимосвязь с элементами среды, ясность композиционного строя.

 Понимание формы в ее движении и пластическом своеобразии является залогом профессиональности в подходе к изображению натурного материала и грамотного решения пленэрной постановки.

 Убедительность (выразительность) живописной техники в работе над этюдами очень важна – от того, как и куда направлен живописным мазком цвет, от его точности, интенсивности, плотности и динамичности зависит звучание формы, будет ли ее трактовка лаконична и целостна или же многословна и дробна.

 При выполнении заданий учебной практики по композиции на пленэре следует помнить, что декоративно-графическое решение изображения требует обобщения натуры, выявления ее декоративности и орнаментальности. Плоскостная трактовка изображения предполагает яркую выразительность силуэта мотива, четкий ритм в композиции, красивую лаконичную линию, то есть строгий отбор средств графического выражения.

 Задание по созданию силуэтной композиции с элементами стилизации растений требует выбора натуры с выразительным силуэтом. Самый простой способ решения задачи – темный или черный силуэт с небольшими просветами. Варианты силуэтно-графических изображений могут быть самыми разными.

 Более сложная графика – в декоративном решении композиции растений, обладающих элементами различной фактуры, например, пушистыми соцветиями и ажурно-орнаментальными листьями. Богатство тоновых градаций, воздушность и мягкость привлекательны в этой технике.

 Пристальный интерес может вызвать не только растение в целом, но и отдельные его формы. В этом случае орнаментальная трактовка листьев и цветов является результатом обобщения изученных форм. Чередование силуэтов по принципу "позитив – негатив" создает ритмическую организацию плоскости.

 В цветной графике применяют ограниченное количество цветов, возможно использование сочетаний ахроматической и хроматической палитры (2 – 3 цвета или тона).

 Применяя графические или живописные материалы и технические приемы декоративной графики, можно зарисовать мотив (цветы, элементы растительного или животного мира и т. п.) прямо с натуры. После изучения в рисунке и в живописи растений, живой натуры, насекомых выполняются задания по различной композиционно-орнаментальной плоскостной графической подаче стилизованных мотивов.

 Для того, чтобы более свободно, творчески подойти к выполнению задания по созданию орнаментальной композиции с использованием элементов растительного мира, нужно вырабатывать умение абстрагироваться, выделять главное и наиболее характерное для данной растительной формы.

 В поисках лучшего варианта декоративного решения развивается творческое, композиционное мышление. Время выполнения декоративно-графических работ предположительно от 1 часа до 8 часов в зависимости от размера и сложности изображения.

 В заключение следует отметить общие недостатки, которых можно избежать в работе с натуры на пленэре: случайность выбора мотива, неопределенность композиционного построения по отношению к формату, шаблонность в применении одного технического приема, незавершенность работы с натуры на первом плане и излишняя детализация дальнего плана, отсутствие доминирующего цвета в этюде.