Нормативно-правовое обеспечение деятельности отделений дополнительного образования детей

Анастасия Игоревна Виноградова

   Ориентация содержания:

• Формирование и развитие творческих способностей
• Удовлетворение индивидуальных потребностей
• Формирование образа жизни
• Обеспечение воспитания
• Профессиональная ориентация
• Создание условий для личностного развития
• Социализация и адаптация к жизни

  

  Основания для проектирования и реализации: вариативность, модульность, открытость, сетевой характер, соответствие особенностям, режим освоения и др.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативно-правовое обеспечение деятельности отделений дополнительного образования детей Санкт-Петербург 2017 Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга Виноградова Анастасия Игоревна Методист Отдела конкурсов профессионального мастерства ГБНОУ ДУМ СПБ Семинар

Слайд 2

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

Слайд 3

МИССИЯ ФГОС-4: < … .> единство образовательного пространства РФ как совокупности всех институтов и программ образования , преемственность основных образовательных программ, включая программы общего, высшего и дополнительного образования .

Слайд 4

Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства РФ №1726-р 4 сентября 2014г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» I этап – 2014-2017 гг., II этап – 2018-2020 гг. Основные направления развития дополнительного образования: • Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ • Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ • Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ • Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей • Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования • Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства • Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей • Развитие неформального и информального образования

Слайд 5

Концепция развития дополнительного образования детей Ориентация содержания: Формирование и развитие творческих способностей Удовлетворение индивидуальных потребностей Формирование образа жизни Обеспечение воспитания Профессиональная ориентация Создание условий для личностного развития Социализация и адаптация к жизни Основания для проектирования и реализации: вариативность, модульность, открытость, сетевой характер, соответствие особенностям, режим освоения и др.

Слайд 6

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р Направления развития воспитания: Развитие социальных институтов воспитания Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций Воспитание как стратегический приоритет - основа для воспитания - формирование основных ценностных ориентиров . Постановка воспитательных целей и задач: - Социальная адаптация - Социальная автономизация личности Результат: Социальная активность, готовность к социальным действиям Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Постановление правительства РФ от 30.12.2015г. №1493 «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» Закон Санкт-Петербурга, принят ЗАКС СПб 29.06.2016г.

Слайд 7

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №613н Применяется с 01.01.2017 г. Внедрение перенесено на 01.01.2018 г.

Слайд 8

Педагог-организатор Методист Педагог дополнительного образования Требования к образованию и обучению 1. Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно- педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 1. Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 1. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат , направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися 2. Высшее педагогическое образование - магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 2. Высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 2. Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися 3. Высшее образование - специалитет или магистратура ; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 3. Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 3. При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Требования к опыту практической работы При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются Для старшего педагога дополнительного образования - стаж работы по специальности не менее двух лет Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Слайд 9

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Шесть слабых сторон : умения и знания, связанные с информатизацией психолого-педагогические знания знания и умения работы с детьми с особыми образовательными потребностями здоровьесберегающие технологии формирование компетентностей неумение пользоваться системой оценивания процесса и результатов деятельности учащихся.

Слайд 10

Необходимые умения Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) 0 Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования 1 Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) 2

Слайд 11

Дополнительное образование в свете Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступил в силу 01.09. 2013 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2017) Гл. 1, ст. 2 ПОНЯТИЯ : • Образование • Воспитание • Обучение • Образовательная программа • Дополнительное образование • Учебный план • Направленность • Инклюзивное образование • Адаптивная образовательная программа • Качество образования • Участники образовательных отношений

Слайд 12

Гл. 1, ст . 2: « Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» Гл.2, ст.10, п. 2: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование , дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» Гл.10, ст.75, п.1.: « Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»

Слайд 13

Статья 33 конкретизация определения «обучающиеся» Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Учащиеся - лица, осваивающие программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Слайд 14

Статьи 12, 32, 75 дополнительное образование может предоставляться и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность , а также частными предпринимателями, при наличии соответствующей лицензии Статья 23, п. 3.1 организация дополнительного образования - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

Слайд 15

статья 12, п.5 Программы дополнительного образования, в соответствии с Законом, «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией», т.е. содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения – это зона ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии со ст.12, п.4 подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (в сфере искусств, физической культуры и спорта). Образовательные программы могут реализоваться «посредством сетевых форм» (ст.13,п.1; ст. 15), а также могут использоваться « дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» (с.13,п.2; ст.16).

Слайд 16

Статья 2, п.25 Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Глава 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». Для учреждений дополнительного образования особенно актуальны статьи 77 и 79, касающиеся обучения лиц с выдающимися способностями и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 29 Обеспечение информационной открытости образовательной организации

Слайд 17

Локальные акты образовательной организации Локальные акты образовательной организации - система правовых документов, основанных на нормах законодательства, изданных компетентными органами управления образовательного учреждения и регулирующих отношения внутри данного учреждения. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном ее Уставом (ст. 30, п.1) Устав (ст. 25, ст. 30, п.2) Локальные акты издаются в разных формах: положения, приказы, инструкции, правила.

Слайд 18

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования • Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - направленности - режим работы образовательной организации особенности организации образовательного процесса работа с детьми с ОВЗ; Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: - продолжительность занятий - режим занятий - максимальный объем нагрузки - особенности зачисления

Слайд 19

• Постановление правительства РФ от 15.11.2017 №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности и мониторинга их дальнейшего развития» всероссийская система выявления и поддержки одаренных детей всероссийский реестр одаренных детей мониторинг развития одаренных детей требования к конкурсным мероприятиям Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования

Слайд 20

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования • Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам», разъясняющий специфику оформления договора об оказании платных образовательных услуг с заказчиками, а также права и обязанности исполнителя, заказчика и обучающегося • Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Слайд 21

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. … российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием,…детям оно предоставляется на бесплатной основе. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. - …стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».

Слайд 22

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одна из основных задач: - «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы - развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей; - организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей; - повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Слайд 23

Проектирование дополнительных общеобразовательных программ Классификация программ Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2, ст.12, п.4; гл. 10, ст. 75, п. 2) Порядок проектирования Федеральный закон № 273-ФЗ (гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). Условия реализации - Федеральный закон №273-ФЗ (гл. 2, ст. 13, п.1,2,3,9 ст. 14, п.1, 5, 6; гл.4, ст.33, п.1; ст.34, п.1), - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); Характеристика программ Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1, ст.2, п.9). Содержание программ - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1ст.2,п.25,гл.10, ст.75, п. 1 , п. 4), - Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Организация образовательного процесса - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2,ст.15, ст16, ст.17, п. 2,п.4,п.5; гл.10, ст.75, п. 2, п.3) - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); Учебный план Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1, ст.2, п.22). Целеполагание - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.10.ст.75, п.1), - Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р - Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Организационные условия Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2, ст.13, п.3).

Слайд 24

Концепция развития дополнительного образования детей Специфика программ дополнительного образования Ориентация на продуктивную деятельность Получение социального опыта Развитие коммуникативных умений Создание мотивирующей образовательной среды Стимулирование самостоятельной деятельности (саморазвития) Обновление программ Целеполагание Прогнозирование результатов Выбор методик Построение процесса организации обучения Разработка компонентов программы

Слайд 25

Содержание программ должно быть ориентировано на:

Слайд 26

Содержание программ должно быть ориентировано на:

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!