Конспект урока по изобразительному искусству "Выполнение набросков фигуры человека"

Фролова Светлана Петровна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «КПМ»

План-конспект  урока

ФИО преподавателя  Фролова С.П.

Группа  01Б

Тема программы: 1.3    «Рисунок фигуры человека»

Номер урока  в соответствии с КТП: №  49

Тема:   Практическая работа №7 «Выполнение набросков фигуры человека с натуры»

Вид  урока: Изучение нового материала

Цель урока:  Выполнить наброски фигуры человека

Задачи урока:

Образовательная: Закрепить знания, полученные на занятиях по темам : «Учение о пропорциях» и «Рисунок фигуры человека с использованием пропорциональных схем  (с  опорой на 2 ноги)» Научиться точно и лаконично передавать движение и пропорции.

Развивающая: Развивать глазомер. Совершенствовать умение сравнивать, анализировать, последовательно вести работу, развивать логическое мышление.  Развивать интерес к специальности.

Воспитательная: Содействовать  развитию художественного вкуса, культуры речь.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи.

ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма.

Формы и методы контроля:

Индивидуальный, фронтальный, устный, самоконтроль, практический (просмотр, обсуждение, анализ)

Оборудование:

Оборудование для преподавателя: конспект, наглядные пособия по теме «Наброски»

Оборудование для обучающихся: папка с работами, простые карандаши, стирательная резинка, лист взаимоконтроля, лист с методическими рекомендациями для выполнения практической и внеаудиторной работы.

План урока:

Организационный момент 2 мин.

Актуализация знаний 3 мин.

Проверка внеаудиторной работы (взаимоконтроль) 3 мин

Объяснение 10 мин.

Практическая работа 20 мин.

Подведение итогов 5 мин.

Домашнее задание 2 мин.

Литература:

Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования 2014г. М «Академия»    

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись 2000г. М

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие, проверка присутствующих, постановка темы и целей урока.

Актуализация знаний: Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса.

Вопросы:

  1. Что такое пропорции?
  2. Что такое модуль?
  3. В какой стране  за модуль принималась, длина среднего пальца руки?
  4. В какой стране жил Поликлет, какую пропорциональную схему он разработал?

Просмотр  домашнего задания в форме взаимоконтроля:

Объяснение нового материала: 

Постановка задачи: В течении 2 уроков мы с вами будем делать наброски фигуры человека. Для этого нам понадобится бумага, мягкий карандаш, гелиевая ручка, стирательная резинка.

На первом уроке мы выполним один длительный набросок мягким карандашом, а на втором уроке еще 3-4 наброска мягким карандашом и черной ручкой.

Раньше на уроках мы уже обращались к теме набросков и зарисовок. Поэтому у меня к вам вопросы:

- Что такое набросок? Зарисовка?

Набросок это быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как цель его - дать лишь общее представление о натуре. Набросок чаще всего имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картин. Зарисовка-это рисунок с натуры в отличии от наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

-Для чего нужны наброски?

1.Наброски – это самый эффективный способ научиться видеть предмет или объект цельно и вести работу в правильной последовательности.

2.Позволяют максимально быстро расслабить кисть и овладеть живой линией, пятном.

3.Учат быстро и правильно компоновать лист.

4.Наброски – это лучший способ сбора материала для большой и длительной работы.

Наброски передают характер, движение, пластику, бывают линейные, тональные, пятновые.

Наброски можно рисовать на любой бумаге, белой или тонированной, различными графическими материалами (простой карандаш, гелиевая ручка, сепия, уголь и т.д.)

Самым универсальным материалом для набросков является мягкий карандаш. Он позволяет проводить и жирную и тонкую, еле заметную линию, делать темные заливки и накладывать штрих. Угольный карандаш, сепия оставляют обобщенный, бархатный след, линия достаточно толстая. Гелиевой ручкой и фломастером лучше рисовать линейные наброски. Только стоит учитывать, что данные материалы оставляют одинаковую по толщине и насыщенности линию.

Рассмотрим фотографии набросков, выполненные в разной технике и проанализируем, как и чем пользовался художник.

Очень часто задают вопрос – сколько набросков нужно рисовать? Для эффективности нужно рисовать каждый день по 9-10 набросков длительностью от 5 минут и до 15. Не получился набросок – берете следующий лист. Обычно, только к 5-6 наброску что-то начинает получаться интересное. Вы уже не боитесь белого листа бумаги, линия идет более раскрепощено, ошибок становится меньше. Вы сами увидите прогресс между 1 и последним наброском.

Сделать хороший набросок сложнее, чем выполнить длительную детализированную работу. Поэтому, уровень мастерства художника мы можем видеть именно по наброскам. С другой стороны чем больше вы будете делать набросков, тем лучше будут получаться длительные работы.

А сейчас мы возьмем принадлежности для рисования, и займем места в свободной части класса.

Показываю этапы выполнения.

В наброске перед вами стоят сразу несколько задач: успеть за короткое время закомпоновать, передать пропорции, тон и характер натуры.

И опять поговорим  о пропорциях человеческого тела, которые мы используем в процессе рисования. На пособии изображен взрослый человек. Чем младше ребенок, тем меньше длинна тела и голова кажется больше. У ребенка лет 6 величина головы входит в тело 6 раз, у взрослого уже 7-8 раз. Это  мы определяем при помощи визирования.

Напоминаю, для того чтобы нарисованная фигура стояла, нужно правильно поставить ее в листе. С опорой на 2 ноги (показ рисунка на доске) – вертикальная линия, идущая от яремной впадины или 7 шейного позвонка должна закончиться между двумя пятками; с опорой на 1 ногу, в фасовом положении, линия должна закончиться на пятке опорной ноги. Таз и колени движутся параллельно друг другу, в то время как линия плеч идет в обратном направлении. При рисовании фигуры в профиль, мы должны учитывать изгибы позвоночника: живот будет немного подаваться вперед.

Практическая работа:

Пока студенты выполняют наброски, обхожу  класс и делаю  необходимые  замечания  по отдельным работам. Если будут  типичные ошибки у большинства студентов,  необходимо сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах компоновки  и графических приемах изображения объекта.

Подведение итогов:

Просмотр  и анализ полученного результата

Аналитический разбор результата, полученного в ходе занятия, предполагает выбор  сильной и слабой  работы и ее тщательный  разбор: что верно  и что ошибочно в каждом из рисунков, как исправить ошибки? Студенты участвуют в обсуждении результатов работы,

Поставить оценки активным  ученикам, хорошо работающим на уроке.

Домашнее задание :  

   Выполнить не менее 5 набросков с родственников, друзей и т.д. в изученных техниках.



Предварительный просмотр:

Ход урока.

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия.

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель, задачи занятия.

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, включаются в режим работы

Актуализация знаний

3 мин.

Проверка, актуализация и систематизация знаний.

Словесный метод: ответы на вопросы

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Проверка домашнего задания

3 мин.

Оценка работы студентов, взаимоконтроль.

Взаимоконтроль

Контролирует процесс проверки задания, исправляет ошибки, подводит итог

Осуществляют взаимопроверку.

Объяснение

10 мин.

Объяснить новый материал  и закрепить полученные знания.

Словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.

Объясняет новый материал, задает вопросы, дает задания.

Слушают объяснение, участвуют в диалоге, выполняют задания

Практическая работа

20 мин.

Практическая работа

Выполнение работы

Регулирует  процесс, комментирует по ходу урока

Выполняют работу

Подведение итогов

5 мин.

Оценка работы студентов на уроке.

Словесный метод: ответы на вопросы

Оценивает работу студентов на занятии

Участвуют в подведении итогов

Домашнее задание

2 мин.

Словесный метод

Разбор и запись домашнего задания

Записывают задание



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 7 «Выполнение набросков фигуры человека»

Инструкция к выполнению:

Цель работы. Приобретение навыка линейного отображения объема фигуры, условного решения рисунка; выработка чувства формы, линий, строящих фигуру, способности видеть и изображать форму тела в различных движениях. Воспитывать и развивать у себя способность к наблюдению, глазомер, способность подмечать в натуре главное и характерное

Пояснения.

Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо «вжиться» в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д. Выполнение набросков живой натуры лучше начинать с более длительного времени, поставив натурщика на 20-30 мин, постепенно сокращая время до 5-10 мин. Наброски человека рекомендуется начинать с простых поз, сначала во фронтальном положении, потом в профильном. На данном уроке нужно объяснить учащимся, как выполнять набросок с помощью карандаша, угля или сангины. Поэтому следует четко разграничить время урока и задачи в связи с выполнением набросков в разной технике.

Оборудование. карандаш, уголь, сангина, гелиевая черная ручка, формат А4.

Задание №1

Выполнить 1-2 наброска мягким материалом или мягким карандашом.

Порядок выполнения задания.

  1. Композиционное размещение, определить место и размер изображения
  2. Провести вертикальную линию и разделить ее на кол-во голов
  3. Определить положение центральной линии
  4. Наметить наклоны осевых линий, опорной  и свободной ноги
  5. Наметить ширину плеч, талии, бедер
  6. Соединить  части тела  линией
  7. Уточнить детали и пластику фигуры

https://i.pinimg.com/736x/52/10/9f/52109fb9c7f154659ae8a1646420f29d.jpg

Время выполнения 15-20 минут.

Задание №2

Выполнить 2-3 наброска мягким материалом или мягким карандашом

Порядок выполнения задания.

  1. Ясно увидеть положение тела в пространстве, его основное движение; постараться передать  увиденное (прочувствованное) основное движение фигуры одной линией, не отрывая руки от листа;
  2. Выявить объем средствами светотени.

набросок муж  Z:\_desktop\наброски\2019-11-23_172926.jpg

Время выполнения 10-15 минут.

Задание №3

Выполнить 2-3 наброска гелиевой ручкой.

Порядок выполнения задания.

Ясно увидеть положение тела в пространстве, его основное движение; постараться передать  увиденное (прочувствованное) основное движение фигуры одной линией, не отрывая руки от листа;

https://i.arts.in.ua/i/6324/179704.47790.jpgZ:\_desktop\наброски\9d41c25af78756dd66aba4549b7e4ec0--urban-sketching-sketches.jpg

Время выполнения 5 минут.