СТАТЬЯ "Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над творческим проектом в дополнительном образовании"

Цветкова Вера Викторовна

АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ

В статье описываются методические приемы, которые использует педагог по изобразительному искусству для воспитания таких личностных качеств ребенка, как упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Автор полагает, что данные качества развиваются наиболее успешно в процессе длительной работы, одной из эффективных форм которой является выполнение творческих проектов. В статье даны рекомендации по применению  таких приемов как: план-график ведения проекта, создание кластеров, ведение творческого альбома. Приемы, описанные в статье, помогают пробудить интерес ребенка к теме проекта и поддерживать необходимый уровень его мотивации на протяжении всего срока работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья

 «Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над  творческим проектом в дополнительном образовании»

                                                             Автор:

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Цветкова Вера Викторовна

Санкт-Петербург

2018

СТАТЬЯ

«Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над  творческим проектом в дополнительном образовании»

     Основой обучения в дополнительном образовании детей является образовательная программа, которая состоит из небольших заданий по освоению знаний и технических умений в конкретном направлении.   В этом заключается специфика обучения детей, которые быстро устают от однообразия. К тому же, детям бывает трудно  воспринимать информацию в вечернее время после основного школьного обучения.  Однако программные задания не дают необходимого творческого развития ученикам, не развивают в полной мере их самостоятельности.

      В связи с этим, одной из полезных и эффективных форм творческой работы учащегося является метод  проекта.  Но очевидной  трудностью для детей в выполнении проекта является долгосрочность его выполнения, потому что в долгосрочной творческой работе требуются  особые качества участника. К таким качествам относится упорство и настойчивость. Нам известно, что эти качества ребенок проявляет при сильной заинтересованности в получении результата. Поддержать эту заинтересованность в период продолжительного времени помогает мастерство педагога, а также знание  методик и технологий.   В связи с этим встает педагогическая задача воспитать в учениках эти качества, вовлекая их в  работу без нажима, но давая им ощущение полной доброй воли, самостоятельности  и радости познания нового.

      Такая творческая практика, как участие в проекте дает в полной мере возможность вовлечь ребенка в работу, а значит, погрузится или, как говорится вжиться в тему.  

                                        Скажи мне – и я забуду

                                        Покажи мне – и я запомню

                                        Вовлеки меня - и я научусь (дословно: дай мне сделать и я пойму)

Так гласит древняя китайская мудрость, и эта мудрость имеет реальные научные корни, так как память человека бывает двух видов. Речь идет о памяти декларативной и памяти натуральной. Для обучения детей память второго вида гораздо более эффективна и имеет свойство действовать в течение всей жизни.

      Для использования натуральной памяти, как нельзя лучше подходит технология проекта.  Эта технология дает возможность вовлечь обучающегося в активную деятельность, а значит, запомнить и усвоить необходимые новые понятия  и способы действия при  выполнении творческой задачи долгосрочного задания.    Традиционное воспитание базируется  в основном на усилении примитивной мотивации участников. Дескать, участвуйте ребята в конкурсах и проектах, справитесь с темой и получите грамоты и призы.  Однако педагогу понятно, что основная цель участия  проекте, это, конечно же, получение новых знаний, развитие творческих способностей и воспитание новых качеств.

    Цель данного эксперимента  - узнать, как  вовлечь ребенка в выполнение долгосрочного задания и научить его  не терять при этом интереса к участию в проекте, не смотря на долгосрочность выполнения.

          Важный момент для воспитания упорства и настойчивости  – это соблюдение сроков. Обычно участие в задании на конкурс или проект имеет сроки выполнения. Поэтому первое правило – это  ведение работы над проектом  по четкому плану.

        Отсюда рекомендации: ученику и педагогу составить график выполнения этапов работы. Обычно человек, который  не успевает что- то выполнить в срок, начинает беспокоиться, а беспокойство дает не уверенность в своих силах.  В таких случаях ребенок стремиться пропустить необходимые этапы работы, чтобы сэкономить время.  В результате работа теряет качество, а с ним уходит заинтересованность в результате. Задача педагога придумать,  как будет выглядеть этот график, чтобы ученик им с удовольствием пользовался.

Пример плана работы:

Дата

Этап работы

Примечание

Знакомство с темой  путем беседы с педагогом и создания первоначального совместного кластера

Выбрана тема: « Е.А. Мравинский дирижирует в большом зале Филармонии»

Создание творческого альбома по данной теме

Информация о личности героя

Набор информации с занесением в творческий альбом

По интерьеру

По костюму

По портретному сходству

Обсуждение данной информации с педагогом и создание кластера самостоятельно с использованием набранной информации

Добавлены ветви к основному  кластеру: пюпитр, хрустальная люстра, движение – взмах палочки,

Определение жанра и создание композиционного эскиза

Портрет дирижера во время концерта

Утверждение эскиза на обсуждении

Поправки педагога по движению фигуры- динамичность добавить

Работа над конечным наглядным продуктом – рисунком

Работа в формате с учетом поправок

Создание цветового эскиза или эскиза техники, если это графика

Окончательный выбор техники

Дата окончания работы и окончательного обсуждения

Просмотр

          После составления графика следить за выполнением сроков и работать по плану графика.

       Таким образом, по плану работы самая первая задача педагога после выбора учеником темы -  помочь ему углубиться в эту тему. Для выполнения этой задачи педагогу очень поможет такой методический прием как создание кластера или интеллект - карты. Составление кластера поможет  взглянуть на тему с самых разных сторон и выбрать что-то оригинальное и новое в раскрытии темы с самого начала ее разработки. Это очень важно для стимуляции интереса к работе, так как часто при исполнении основного продукта проекта большая часть времени уходит на перерисовывание одного и того же сюжета. В результате: бумага протерта до дыр, а оригинальность и новизна так и не достигнуты.  Вследствие этого, у ученика нет удовлетворения работой и  рвение работать над темой остывает.

     Создание кластера также эффективно помогает  выявить начальные точки отсчета, то есть уровень эрудиции ребенка в проектной теме. По сути это может послужить первичной диагностикой при создании проекта.

    Кластер служит хорошим трамплином для ввода в тему проекта и дает направление действия ученику. А именно -  даст понять, где у него  пробелы в знаниях. А отсюда и определится второй этап  работы над проектом – это сбор необходимой информации из книг, альбомов, бесед с педагогом и только в последнюю очередь - из Интернета.

     На примере проекта года нашего учреждения «Достойные граждане Санк-Петербурга» выяснилось, что из шести учеников, желающих принять участие в нем, только двое хоть что-то могут включить в начальный кластер. У остальных учеников острая нехватка информации.

    Отсюда вырисовывается следующий этап ведения проекта – это не просто получение  информации, а присоединение этой информации к конкретной теме. Для этой цели применяем прием сбора информации, как ведение «Творческого альбома». В альбом зарисовываем и записываем все, что удалось усвоить из бесед с педагогом, из общих обсуждений, из литературы, из Интернета.

    После сбора информации ученик составляет повторный самостоятельный кластер, уже в творческом альбоме и работает над темой, применяя найденную информацию. Пользуясь информацией из творческого альбома, ученик ощущает свою самостоятельность.  

         Можно приступать к следующему этапу - созданию  эскиза. При работе над эскизом может обнаружиться  нехватка изобразительной информации. И тут опять на помощь приходит творческий альбом. В нем делаем зарисовки деталей костюма эпохи, прически, зарисовки кистей рук и другие анатомические части тела. А также архитектура, состояние неба, детали интерьера. Пробуем цветовые задумки. Храним альбом как зеницу ока. Творческий альбом- это очень важный документ. Он послужит для изготовления окончательного наглядного продукта.

         Применение информации из кластера и из творческого альбома дает ученику ощущение полноты творческих возможностей.

        Так по теме проекта года дети выработали жанр, раскрывающий тему. Оказалось, что это «Портрет гражданина в конкретной исторической или географической среде».

      Например, в портрете поэта А.С.Пушкина появился фасад здания на Мойке дом 12, где жил поэт, ограждение реки Мойка, рисунок которой сразу настраивает на  дух пушкинской эпохи и говорит о питерской среде обитания.

         В портрете Е.А.Мравинского  появились детали известного всем большого зала Ленинградской филармонии (зала бывшего Дворянского собрания в Санкт-Петербурге) . В этом зале происходили концерты первого состава симфонического оркестра Филармонии, руководителем которого многие годы был этот известный во всем мире талантливый дирижер.

    При создании семейного портрета известного советского ученого-химика  Сергея  Лебедева и его жены Анны Остроумовой – Лебедевой было открыто, как именно происходит  истинное служение членов семьи друг другу. Каждый из этой пары имел свое очень значимое дело в жизни, но находил время заботиться о своем супруге, то есть о муже и жене, находили время жить интересами друг друга.

     На таком замечательном примере можно доходчиво объяснить детям, что такое истинная любовь. Этот пример имеет большое воспитательное значение. А пейзаж Выборгской набережной напоминает нам о том, что жили и работали эти достойные граждане на Выборгской стороне.

     А например в портрете И.А.Крылова,  автор ввел в композицию изображение чугунного кружева ворот Летнего сада, что деликатно напомнило нам об историческом месте  Санкт-Петербурга, где находится памятник баснописцу.

     Бывают случаи, когда некоторые ученики в процессе исканий теряют    первоначальную задумку образа в портрете и это не приносит желаемую пользу. Однако благодаря своему верному помощнику, Творческому альбому, они смогут вернуться к первоначальному решению, но уже на новом уровне.

     Такая планомерная, поэтапная  работа над творческой темой с применением новых понятий и способов действия  дает каждому участнику возможность успешно завершить проект и быть чрезвычайно довольным результатом своего участия в нем.

      Во время  завершающего  обсуждения конечного продукта, дети часто признаются в том, что они даже не представляли, что смогут получить такой результат. Конечно, этот факт   чрезвычайно поднимает их самооценку и дает уверенность в своих силах и творческих возможностях.

     Таким образом, достижение хорошего результата – это всегда планомерная работа, которая и воспитывает в учениках упорство и настойчивость.  Воспитывает исподволь, без деклараций и контроля со стоны педагога. Сама система такого выполнения долгосрочной работы  приучает детей к самостоятельности. Дает возможность повысить качество выполненных работ, и как следствие этого, оставляет впечатление удовлетворения от успешного завершения дела, что благотворно влияет на формирование личности ученика. Успешно выполненная работа дает мотивацию попробовать свои силы снова и снова, раскрывая творческий потенциал участника.

    Очень ценным является и то, что каждый из учеников точно так же может  получить успешный результат, применяя эти рекомендации и в других областях  дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования

Цветкова В.В.