Планирование системы уроков по изобразительному искусству с использованием краеведческого материала

Оксузян Юлия Витальевна

Слайд 1Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,
это - и любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам её культуры,
гордость своей историей…
Д.С. Лихачев

  

   Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.
   Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» уделяет особое внимание краеведческому подходу. Эстетическое краеведение, является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_i_kraeved.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,
это - и любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам её культуры,
гордость своей историей…
Д.С. Лихачев

    Не для кого не секрет, что наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают смотреть западные фильмы, играют в иностранные игры, стараются приобретать заграничные предметы быта, одежду, другие вещи. Нарушена связь поколений, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся к культуре своего народа, своего родного края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своему Отечеству, к его историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

      Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и совершенствованию средств эстетического воспитания видится в использовании краеведческого принципа. В школьном краеведении заключены огромные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию. Краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью.

   Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.
  Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» уделяет особое внимание краеведческому подходу. Эстетическое краеведение, является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

    Н. Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение.
  Школьный урок изобразительного искусства, построенный в соответствии с требованиями современного уровня науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, должен быть пронизан элементами краеведения.

     В начальной школе, учитель уделяет внимание изучению родного края на уроках ИЗО. На данных уроках дети изучают особенности искусства Руси и Нижегородского края, искусство на улицах города Дзержинска: памятники архитектуры, парки и скверы, музеи, театр. Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих уроках создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналогии, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей.
Всё это способствует всестороннему развитию школьников, развивает их познавательные способности и интерес к изучению родного края, формирует устойчивые качества личности, развивает разум и чувства. Использование краеведческого материала, несомненно, играет большую роль и в формировании исторического сознания детей.

  В средних классах школьники знакомятся более подробно с особенностями местной народной вышивки, деталями народного костюма и излюбленными цветовыми сочетаниями на тематических уроках: Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
   Например, рассмотрев тему 5-го класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» можно увидеть, что на уроках по данной теме возможно использование в беседе сведений об особенностях народных игрушек, их значение в жизни, способах их изготовления и материалах, используемых для их изготовления в традициях нашей местности. Также можно поговорить об особенностях и технологии изготовления посуды, об украшении и национальных орнаментах в народном костюме и вышивке,  чем рассказывают гербы Нижегородского края.

Также в курсе данной программы автором предложена большая тема под названием «Изобразительное искусство в жизни человека». Уроки по данной теме предполагают рассказ о памятниках архитектуры родного края, города, их истории, демонстрации фотографий старых и современных памятников архитектуры, рассказ об истории парков и скверов родного края, их значении, беседа об истории транспорта, сравнение средств передвижения в прошлом и настоящем. Краеведческий материал можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров. При изучении темы «Натюрморт», можно использовать предметы и  атрибуты быта Нижегородского края, так как, анализируя каждый предмет, дети рассматривают не только форму и цвет, но и знакомятся с его предназначением, его историей.

  В 6 классе конечно гораздо меньше тем, где можно использовать краеведческий материал, т.к. весь год посвящён знакомству с видами и жанрами изобразительного искусства. Но, тем не менее, и здесь можно найти связывающую нить. В 6 классе проводятся уроки по теме «Великие темы жизни». В качестве задания детям можно дать иллюстрирование сказаний и былин,  связанных с нашей местностью или  различных народов, которые являются коренными в нашем крае. С целью повышения их эффективности учителю необходимо интегрировать в учебный процесс разные виды народного искусства  (прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя для этого современные мультимедийные технологии обучения.

    Процесс написания пейзажа родных земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.
При знакомстве с творчеством современных художников, особое внимание нужно уделять работам своих земляков. Используя краеведческий материал на уроке, дети в интересной форме узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин.

  На уроке по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» педагог может рассказать учащимся о музеях родного города, можно провести предварительную экскурсию в музей, рассказать об особенностях жизни людей на территории нашего города. Также, при прохождении этой темы можно уделить  большое внимание природе родного края, заповедных местах.

  Изучая в 7 классе тему «Дизайн и архитектура в жизни человека» большое внимание уделяем практическим работам и теоретическому материалу из истории развития г. Дзержинска. В ходе бесед о мировой практике дизайна определяется постепенное осознание того, что современный человек живет в среде полностью спроектированной и постоянно обновляемой путем проектирования. Дизайн понимается как глобальный метод проектирования мира, включая решение и социальных проблем. В связи с этим возникает определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека. Первые практические работы ребят несложные. Учащиеся проектируют эмблему школы, детского школьного движения, герб родного края. Постепенно задания усложняются, некоторые из них выполняются с использованием компьютерной графики. На занятиях по ландшафтному дизайну ребята проектируют оформление школьной площадки, школьного кабинета,  клумбы, горки, игровой площадки с применением краеведческого материала. Некоторые задания связаны с развитием промышленности нашего края, города: проектирование фирменных знаков предприятий, оберточной упаковки для продукции, визитных карточек, проектов оформления парка, сквера около стелы Памяти на территории нашей школы, школьного музея.

   Кабинет изобразительного искусства в нашей школе содержит краеведческий материал: это фото и видеоматериалы, репродукции картин, произведения художественных промыслов; разнообразный натюрмортный фонд (кринки, утюги, чугунки, полотенца, ткачество, тряпичные куклы и т. д.); предметы творчества наших земляков (вышивка, плетение из лозы, лыка, резьба по дереву, макеты); книги о городах и памятниках культуры г. Дзержинска и Нижегородского края, периодическая печать по искусству, материал для познавательных игр, работы учащихся и педагога, дидактический материал. Для ребят интересны коллекции буклетов, цирковых и театральных программ, виды промышленной графики (этикетки, рекламы, упаковки и т. д.), коллекции марок, конвертов. В кабинете имеются работы, выполненные руками учащихся нашей школы.

При прохождении темы «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевиденье» педагог также может очень широко использовать краеведческий материал( реализация проекта «Кукольный театр», создание видеороликов о своем городе, его улицах и знаменитых горожанах).

    Таким образом, рассмотрев основные программы обучения изобразительному искусству в  школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование педагогом краеведческого материала.

Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с применением краеведческого материала призваны решать следующие задачи:

1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;

2. Воспитание патриотизма;

3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;

4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;

5. Формирование эмоционального опыта детей.

Использование педагогом краеведческого материала при изучении каждого раздела сделает обучение не только интересным, но и активизирует деятельность детей. В осуществлении краеведческого подхода на уроках изобразительной деятельности, принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся.

  Методика использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства

    Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения.  Краеведческие материалы, использующиеся на уроках изобразительной деятельности, можно разделить на несколько групп:

1) Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);

2) Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;

3) Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;

4) Исторические сведения о регионе;

5) Материалы об истории, традициях, особенностях быта и т.д.

  Эффективным средством является предварительная экскурсия в природу, музей, в процессе чего дети не просто вспоминают особенности тех или иных предметов, могут понаблюдать, рассмотреть их, что даст положительные результаты, дети смогут правильно и четко передать все особенности рассматриваемых предметов. Использование данного средства не только активизирует деятельность учащихся, но и придаст уроку эмоциональную окрашенность. Такая предварительная работа вызывает у учеников потребность высказаться, посредством рисования – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.

Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства в школе – это целая система, выстраиваемая педагогом совместно с обучающимися и даже с их родителями, которая способна привести к новому видению преподавания предмета, к повышению его значимости. Каждый педагог будет выстраивать эту систему согласно своим способностям, возможностям и потребностям.