"Натюрморт" статья.

Винокурова Елена Борисовна

Данная статья описывает историю такого жанра , как натюрморт. Информация изложена коротко и прочтение статьи не займёт много времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья "Натюрморт"36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Натюрморт как жанр живописи.

Изображение предметов, окружающих человека появились с давних времен. Мы встречаем их у мастеров Древнего Египта, Греции, Помпеи и др. Так же различные изображения предметов, мы можем заметить в средневековом западноевропейском искусстве и конечно же, предметы изображаются на иконах древнерусской живописи. Это, как правило черепа, четки, различные письменные принадлежности, посуда и прочая утварь разрешенная каноном. Некоторые изображения предметов имели символическое значение. К примеру, бокал, наполненный вином и надрезанный хлеб, олицетворяют "кровь и тело" Христово, а изображение рыбы символ поста.

        В эпоху Возрождения, когда искусство освобождается от опеки церкви, появляются уже своеобразные портреты- натюрморты, подобные портрету Георга Гизе Гольбейна Младшего. Но подлинную самостоятельность этот жанр обретает лишь с начала XVII века во Фландрии и Голландии.

        Католическая религия, сурово пересекавшая всякую ересь и инакомыслие, снисходительно взирала на роскошь и веселье богачей, пиры и гуляния. И вот это привлекательно- грешная сторона бытия Фландрии нашла великолепное выражение в произведениях Снейдерса. Эго картины, формально еще существу, но по существу уже натюрморты.

        Сам термин "натюрморт" (от французского NATURE MORTE - мертвая натура), появился не сразу, а в XIX веке. Ранние полотна с изображением предметов называли "STILLEVEN" - что в переводе с голландского означает "неподвижная натура" или по-немецки "STILLEВEN" - "тихая жизнь" вещей. Первым назвал живопись предметов "NATURE MORTE" Д. Дидро, но тогда это не было еще термином. Только в XVIII веке натюрмортом стали называть все изображения предметов.

        В XVII веке развивается натюрморт в других странах. Своеобразно видят мир и вещи испанские художники. В их живописи, и в частности в натюрморте, отразились природная скудость, экзальтированность испанцев и их умеренность в быту. Если фламандцы любят изображать в натюрмортах изобилие даров природы, то испанцы охотнее пишут предметы из металла, дерева и фаянса.

        Настоящий расцвет натюрморта наступил именно в Голландии. Мастера голландской живописи много взяли от чувственной полноты восприятия мира, присущей фламандцам. Но они как бы цивилизовали эту необузданность плоти, ввели ее в рамки хорошего вкуса.

        Круг изображаемых предметов был необычайно богат. Темы натюрмортов отличаются большим разнообразием. К примеру, такие натюрморты, которые отражали интересы любителей чтения или музыки, ученых, собирателей редкостей. Но самые распространенные и любимые натюрморты, на тему "Изобилие благ земных". На таких полотнах мы видим груды крупной дичи, туши мяса, овощи, фрукты, цветы. Быт человека отражен в многочисленных натюрмортах, написанных на темы "закусок", "завтраков", "десертов". Интересно, что каждый город налагал свой, особый отпечаток на развившейся в нем тип натюрморта. Так в Утрехте любили изображать цветы, в Гааге изображали рыб, в Гарлеме создался тип "завтрака", а в Амстердаме возник "десерт", в Роттердаме - "кухонный натюрморт", в Лейдене   "суета сует".

        Все эти типы натюрмортов мы можем узреть в работах таких известных художников, как Ф. Снейдерс, Якоб Иорданс, Виллем Хеда, Виллем Кальф, Бальтазар Аст, и многих других.

        Позднее в XVIII веке искусство натюрморта продолжала свое развитие и развивалось в основном по двум путям. Один путь это многоплановые, декоративные натюрморты с битой дичью и охотничьими атрибутами в исполнении таких мастеров как Ф. Деппорт и Ж.Б. Удри. Другой путь можно определить творчеством Ж.Б. Шардена. В своих натюрмортах французский художник меняет подход к вещи, раскрывает любовь к вещам и их характер. Предметы, изображаемые Шарденом просты и говорят больше о своих владельцах, нежели о себе.

Таким образом Шарден первый подошел к психологии предмета.

        XX век был менее плодотворен для развития натюрморта. Художники романтизма и сменившего его реализма почти не интересовались этим жанром. Импрессионисты, хотя и писали натюрморты, однако большого значения ему не придавали. Принципиально навей этап в развитии натюрморта начинается творчеством гениального Сезанна, который во многом предопределил поиски Матисса, Пикассо и Дерена в этом жанре. Классический образец творчества Сезанна - "Натюрморт с драпировкой". Здесь художник ломает перспективу, изменяет светотень, у него свое видения предмета и иное восприятие пространства. Он изображает не уголок комнаты, а целый мир сразу. В дальнейшем эту идею продолжил Матисс и сделал свой вклад в развитие натюрморта. Противоречия, мучавшие современников, от решил просто, раз и навсегда: зла и хаоса не существует. Воспринимая окружающий мир с детским оптимизмом, Матисс писал только счастье. В его натюрморте "Букет" соединены свежесть восприятия и декоративность.

        Полной противоположностью Матиссу в это время выступает Пабло Пикассо. Насколько первый любит чистые, яркие цвета, настолько второй тяготеет к коричневым, серым, черным. Матисс пишет счастье. Пикассо исходит болью и яростью. Натюрморт Пикассо "Зеленая миска и черная бутылка" - вызов, не только натурализму, но и импрессионизму, символизму, фовизму и даже может самому Матиссу.

        Таким образом натюрморт не только покидает отведенный ему уголок, но и радуется, и протестует, тем самым начинает все больше и больше претендовать на роль картины.

        В Росси натюрморт появился в 18 веке в период формирования национальной художественной культуры. Первые русские натюрморты резко отличались от голландских как по форме, так и по тематике. Русский натюрморт отражал все то новое, что внесла в жизнь петровская эпоха. За иллюзорность исполнения они получили название "обманок". Авторами таких натюрмортов были мастера: Г. Теплов, Т. Ульянов, П. Богомолов. Эти натюрморты обаятельны, тонкие и трогательные. В дальнейшем А. Венецианов и Г. Сорока продолжают традиции первых русских натюрмортов.

        В начале 19 века, в период классицизма и господства жанровой живописи, натюрморт допускается только как живопись цветов и фруктов. Пример таких натюрмортов работы художника И. Хруцкого. Типичен для того времени тип ботанического натюрморта, приверженцы таких изображений оставили множество акварельных вариантов цветов, ягод, насекомых. Мало известны натюрморты художников - передвижников, но именно с них началась в России живопись натюрморта как живописного явления.

В начале XX столетия натюрморт в России приобретает равноправие среди других жанров живописи. Натюрморты К. Коровина и И. Грабаря тесно связанны и интерьером, и пейзажем. А. Головин, Н. Сапунов, С. Судейкин изображают натюрморты декоративного характера. П. Кузнецов и М. Сарьян, обращаясь к традициям Востока, пишут натюрморты декоративно-прикладного характера. И. Машков и Г. Кончаловский, создают натюрморты редкой жизненной силы и темперамента. А такой художник как Петров-Водкин создает натюрморты необычные по форме, со своеобразным цветовым и перспективным решением. Предметы в его натюрмортах, как правило изображены с нескольких точек зрения и в определенной, острой технике изображения.

В дальнейшем плеяда таких художников, как А. Дейнека, Ю. Пименов, С. Герасимов продолжала развивать традиции русского натюрморта.

Многообразны возможности жанра натюрморта.  Меняются темы, композиционные приемы, техника письма художников. Каждый их мастеров натюрморта приносит что-то новое, но замечательно, что это новое не отменяет значительности старого, и для современного зрителя архаичный Бальтазар ван дер Аст столь же убедителен, как и умудренный Шарден, как и блистательный Матисс, как и своеобразный Петров-Водкин.