«Ознакомление с сангиной, как средством графики. Выполнение натюрморта»

Асманкина Ангелина Ивановна

«Ознакомление с сангиной, как средством графики. Выполнение натюрморта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры и туризма

Республики Мордовия

Управление культуры

Городского округа Саранск

Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа № 4»

Городского округа Саранск

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по рисунку

На тему: «Ознакомление с сангиной, как средством графики. Выполнение натюрморта»

Преподавателя живописного отделения: Кривовой Ангелины Ивановны 

Саранск 2020 г.

Тема урока: «Ознакомление с сангиной, как средством графики. Выполнение натюрморта»

Цель урока: Научить детей поэтапно выполнять  натюрморт сангиной.

Задачи урока: 1. Обучающие

- знакомство с сангиной, как со средством графики; ознакомление с историей этого    материала.

-  овладение технологией работы сангиной в натюрморте.

2. Развивающие

- развитие художественного вкуса

3. Воспитательные

- воспитание у учащихся аккуратности при работе с сангиной

- воспитание самостоятельности, сосредоточенности, собранности в работе

Материал: бумага, кнопки, сангина

Материалы и оборудование для преподавателя: наглядные пособия, мальберт, бумага, кнопки, сангина.

Структура занятия

1.Постановка цели
2.Организация восприятия
3.Организация усвоения опыта творческой деятельности
4.Самостоятельная работа учащихся
5.Подведение итогов

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. На прошлых уроках вы выполняли работы с помощью графических карандашей.  Сегодня на нашем уроке рисунка мы с вами рассмотрим тему: «Ознакомление с сангиной, как средством графики. Выполнение натюрморта». Урок мы начнем со знакомства с одним из средств графики - сангина.

К услугам современного художника имеется бесчисленное множество материалов различных составов и цветов: карандаши, фломастеры, маркеры и многое другое. Все они изготовлены как из натуральных, так и из искусственных материалов. Их назначение крайне различно. На этом уроке мы рассмотрим один из древнейших материалов. Сангина - что это такое и как ей работать? 

Известен этот материал еще с античных времен, но широкое распространение он получил только в эпоху Возрождения. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения («красный мел»). В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов. Современная сангина — искусственная.

Именно в эпоху Возрождения художники начали использовать технику «трех карандашей». Рисунок наносился сангиной, углем или сепией на тонированную бумагу, после чего необходимые участки высветляли белым мелом. Данная техника пользуется популярностью и в современном мире: считается, что работы в этой технике являются наиболее удачными. Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII вв. в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс, А.Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX в. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева. Сангиной рисуют на шероховатой бумаге, плотном картоне или холсте. Основной техникой рисования является сочетание тонких линий растушевки, широких мазков и пятен различной интенсивности. Работы, выполненные этим материалом, крайне живописны за счет вариации толщины штриха, разнообразия пятен и возможность избавится от неправильно проведенной линии. Благодаря различной толщине граней мелка есть возможность проводить различные линии: особенно это помогает при создании быстрого наброска. В большинстве случаев рисунок сразу наносится мелками. Приоритет отдается наброскам, так как сангина не требует идеальной точности при построении. Однако если вы не уверены в том, что сможете правильно передать форму и объем предмета с первого раза, то вы можете наметить контуры простым карандашом. Лучше использовать твердый карандаш и наносить линии, едва прикасаясь к бумаге. Сангина легко перекроет светлые штрихи. Если вы беспокоитесь, что контуры карандашного эскиза будут слишком заметными и темным, то осветлите их клячкой. Обычный ластик лучше не использовать, потому что он снимает верхние слои бумаги, что будет заметно на законченной работе.

И так, сегодня мы будем делать  натюрморт этим материалом. Я расскажу вам о этапах работы:

  1. Определившись с размещением листа, мы намечаем наши предметы, ищем плоскость стола.
  2. Затем мы находим точное соотношение предметов. Утверждаем линии. Вырисовываем овалы. Не забываем про линейную перспективу.
  3. Далее приступаем к тональному разбору предметов.
  4. Приступаем к детализации. Опираясь на законы воздушной перспективы, выделяем передний план.
  5. Завершение работы. Подведение итогов.

Анализ работы: Состоится просмотр выполненных работ. Разбираются ошибки и положительные результаты.