Приёмы ТРИЗ, способствующие развитию воображения у детей на занятиях изобразительным искусством.

Новичкова Татьяна Алексеевна

 Приёмы ТРИЗ, способствующие развитию воображения у детей на занятиях изобразительным искусством, могут быть интересны широкому кругу педагогов дополнительного образования и их родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_triz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 Приёмы ТРИЗ, способствующие развитию воображения у детей на занятиях изобразительным искусством.

Название:  Приём: « Модульное формообразование».

Описание приёма:  Модульное формообразование сродни плоскому конструктору и вызывает интерес своей  вариативностью и возможностью исправлений и изменений. Приём основан  на использовании простейших геометрических фигур в качестве модулей. Модулями являются: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разных размеров. Возможно использование мономодулей (только круги, только треугольники и др.). Это усложняет задачу и может использоваться после первоначального знакомства с приёмом. При помощи модулей можно создавать, то, что обычно вызывает затруднение, особенно у детей со слабо развитым воображением и фантазией. Именно создавать, т. к. здесь не имеет место ни срисовывание, ни компиляция. Приём модульного формообразования может быть использован в работе с детьми разного возраста и в разнообразных техниках в зависимости от задания и темы.

Цель: Развитие творческих способностей ребёнка, освоение практических приёмов по развитию воображения ( ТРИЗ).

Время: 1-2 занятия.

Возможные результаты: Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций, получение навыка создания творческих композиций, используя модульное формообразование.

Пример: Приём модульного формообразования можно использовать при создании архитектурных композиций, фантастического или тематического характера (китайский домик, музыкальный, сладкий и др.)

Было предложено создать дворец творчества в будущем, используя раздаточный материал « модули разного размера»: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты. При создании архитектурной композиции можно  было использовать части модулей (например, обвести половину), дополнять их придуманными деталями, соединять неожиданным образом. Возможен вариант без классического основания или фундамента, на колёсах. Задание и приём вызвали живой интерес и активизировали творческое воображение и фантазию. Дети создали много разнообразных вариантов Дворца Творчества: Универсальный дворец, включающий в себя разные отделы, технический дворец, музыкальный дворец, дворец изобразительного искусства и особо полюбился сладкий дворец. Многие дети придумали сладкие архитектурные композиции: круг-зефир, прямоугольник-шоколад, полукруг-мармелад, квадрат-печенька и др.

К каждой архитектурной композиции была выбрана наиболее подходящая техника исполнения, зависящая от сложности и тематики композиции: пастель на тонированном контрастном фоне, гуашь, акварель с проработкой деталей гелевой ручкой или цветными карандашами, комбинированные  индивидуальные техники.

Название:  Приём: « Волшебные петельки».

Описание приёма:  Приём основан на проведении аналогий между полученными петельками и реально существующими формами или частями форм, и создании на основании этих аналогий новых форм и объектов. Это могут быть простейшие элементарные формы из крупных петелек и более сложные по мере освоения приёма. Приём может быть в графическом и цветовом варианте исполнения. Возможно дополнение полученных форм деталями и элементами других форм с сохранением полученного характера образа для его усиления.

Цель: Развитие творческих способностей ребёнка, освоение практических приёмов по развитию воображения (ТРИЗ).

Время: 1-2 занятия.

Возможные результаты: Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций, получение навыка создания творческих композиций, используя произвольно получаемые петельки.

Пример: Приём сначала выполняется простым карандашом: проводятся произвольные непрерывные петли с разной амплитудой крупные и достаточно широкие. Заполняется весь лист. Возможна концентрация крупных элементов в центре. Педагог показывает варианты заполнения листа и возможные аналогии, демонстрирует, как меняется картина при различных поворотах листа. Этот момент вызывает оживление и активный поиск аналогий. Продвинутые дети предлагают свои варианты и образы, начинающие находят предложенные аналогии в своих листах с петельками .

Варианты аналогий предлагаемых для поиска: воздушные шары, рыбки, бабочки. Варианты аналогий, найденные самостоятельно: различные животные, их мордочки, телефонные трубки, «волшебные» лица и многое другое.

После того как образ найден в карандаше и одобрен  окончательный вариант, работа выполняется в совместно выбранном материале и технике. Здесь важное внимание уделяется колористическому решению, диктуемому полученным образом. Могут быть использованы контрастные и сближенные цветовые гаммы. Дети младшего возраста любят яркие цвета и часто выбирают контрастные гаммы. Важно напомнить, чтобы за яркими цветовыми сочетаниями не пропал общий рисунок образа или наоборот сделать акцент на мозаичности и ритме.

Название:  Приём: « Создание нового образа на основе морфологического анализа реальных персонажей».

Описание приёма:  Приём показывается при использовании морфологической таблицы (морды, лапы хвосты, уши, тела с фактурами кожи и шерсти). Дети воспринимают его как игру знакомую с детства « Где чей хвост и уши»? Игровой приём вызывает интерес возможностью весёлого поиска оригинального персонажа, при этом определяется его характер: добрый или злой. Выбирается материал и техника выполнения работы.

Цель: Развитие творческих способностей ребёнка, освоение практических приёмов по развитию воображения (ТРИЗ).

Время: 1-2 занятия.

Возможные результаты: Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций, получение навыка создания нового персонажа, используя морфологический анализ существующих форм.

Пример: Придумаем своего невиданного зверя! Мы-генные инженеры, волшебники, художники, создаём новый образ, новый проект  Проводится совместное обсуждение наглядного материала и морфологической таблицы, создаётся примерный зверик. Сначала рисует педагог, дети подсказывают, активно предлагают варианты, получают творческий заряд и приступают к своему варианту, пользуются таблицей, некоторые самостоятельно придумывают все детали. Затем работа выполняется с использованием техники трафарета, что ещё больше усиливает впечатление необычности и нереальности. Фактуры и детали могут быть дорисованы чёрным маркером, что дополняет работу деталями и подчеркивает индивидуальность образа (гладкий, шершавый, чешуйчатый, мохнатый).

Используются контрасты по цвету и тону в решении образа и фона.