Доклад на тему "Пленэр в детской школе искусств"

Локтионова Евгения Витальевна

В докладе раскрывается что такое пленр, как к нему готовиться и какое необходимо оборудование. Рекомендована примерная тематика работ и поэтапность выполнения работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_plener_v_dshi.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»

ул. Советская, 4, г. Курчатов, Курская область, 307251, тел.: 8 (47131) 2-42-69, факс 4-36-12

http://dshikurchatov.ru, Е-mail: dshi_kurchatov@mail.ru

Методический

доклад

на тему:

«Пленэр в детской школе искусств»

выполнила:

преподаватель «Курчатовской ДШИ»

 отделения живописи

Локтионова

Евгения Витальевна

г. Курчатов

 2020г.

  1. Введение.
  2. Что такое пленэр?
  3. Подготовка художественного оборудования и материалов.
  4. Примерная тематика пленэрных работ и поэтапность рисования на свежем воздухе.
  5. Освоение пленэрной практики.
  6. Список используемой литературы.
  7. Список рекомендуемой литературы.

1. Введение.

        Целью моей методической разработки является развитие художественно-творческих способностей учеников, освоение ими методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства. Чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.

        Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ученика. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должны иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

        А что же такое рисование с натуры на пленэре?

2.Что такое пленэр?

        Пленэр – это французское слово plein air и означает «открытый воздух»- работа художника на свежем воздухе (на природе).

Пленэр является частью процесса обучения в детских школах искусств, где дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественное освещение. Ученики имеют возможность применить полученные на уроках знания, обогащая представление о природных явлениях и формах.

На таких занятиях ребята учатся анализировать и наблюдать, развивать способность видеть «целиком», остроту и точность глазомера. А также учатся передавать пространственные отношения и состояния природы.

        Выполняя наброски на пленэре, учащиеся имеют прекрасную возможность анализировать и наблюдать форму деревьев, конструкцию стволов, объемы крон. Создавая большой объем набросков, дети готовятся к следующему уроку – уроку - творческой мастерской, который по своей сути является завершающим этапом деятельности над темой.

        На пленэрной практике так же, по мимо того, что совершенствуется художественное мастерство учеников, но происходит и знакомство с художниками-пейзажистами.

         Ребята познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной перспективы, равновесия, плановости, изображая архитектурные мотивы городского (сельского пейзажа).

3.Подготовка художественного оборудования и материалов.

        Но для того, чтобы учебный процесс был более благоприятен, и юные художники были полностью погружены в творчество, необходима тщательная подготовка материала и выбрано место для пленэра.

        Идеально для пленэрной практики подходит «Сад искусств под открытым небом».

        Из художественного оборудования понадобиться этюдник или планшет под каждого ученика, складной стул или табуретка, чтобы сидеть и стул для размещения художественных принадлежностей.

        Материалы могут быть на выбор детей графические или живописные: тушь, уголь, пастель, карандаши простые различной мягкости, цветные (акварельные), фломастеры, маркеры, линеры и т. п.; акварель, гуашь, масло, акрил кисти разной формы и разного размера (беличьи, синтетика, колонковые и т. д.), ластики; бумага разных сортов (ватман, торшон, яичная скорлупа, тонированная бумага, эскизная бумага, картон, бумага для пастели, холст на картоне или подрамнике и др.; баночки с водой и сменная вода (в бутылках), палитры, салфетки (влажные и матерчатые, бумажные и т. п.).

4.Примерная тематика пленэрных работ и поэтапность рисования на свежем воздухе.

        В разных видах пленэра применяются такие виды рисунка, как длительный рисунок, зарисовка, набросок.

        Длительный рисунок ведётся по таким этапам:

компоновка на листе бумаги;

определение пропорций;

перспективное построение форм;

проработка объёма средствами светотени;

тональные отношения и передача фактуры;

обобщение рисунка.  Выполнение работы от 3 до 6 часов.

        Зарисовка — это краткосрочный рисунок с ограниченной задачей. В зарисовке главное учесть характер объекта сразу строя изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объёмно-пространственного решения. Длительность от 20 минут до 2 часов.

        Набросок — рисунок выполненный за предельно короткий срок... Длительность наброска 3 — 5 минут.

         Длительный живописный этюд — ведётся последовательно:

компоновка на листе бумаги;

рисунок;

 прокладка общих цветовых отношений;

проработка форм, выявление пространственных планов; уточнение цветовых отношений;

обобщение этюда. Выполняется от 3 до 6 часов.

        Краткосрочный этюд — делается за 10-30 минут. Главное передать общее состояние пейзажа, основанную на цветовых отношениях, общем колорите.

        Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветную характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе может быть несколько зарисовок. Время выполнения 30 минут.

        Кистевые наброски с живой натуры передают ее окрас, форму, освещённость. Длительность составляет 3-5 минут.

        Пленэрная практика благоприятный период в учебном процессе, где объединяются художественно-творческие и воспитательные задачи.

5.Освоение пленэрной практики.

        Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной Детской художественной школе является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют занятия рисунка, живописи, композиции, в том числе и выходы на пленэр.

Занятия не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Для правдивого воспроизведения художником естественного освещения реальных предметов, пространства и воздушной среды, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе, нужна естественная обстановка для работы, вне помещения.

        Художник же видит больше обычного человека, у него сильнее развито чувство восприятия цвета и изящных форм, что делает его более чувствительным и теснее связанным с Природой.

Летом, когда земля покрывается зеленым ковром трав, а на лугах, в лесах и садах распускаются цветы, учащимся ДХШ самое время получать навыки в изображении растений с натуры.

        Для начинающего художника пленэр, как вид изобразительной деятельности, более чем необходим, Природа – это лучшая модель, которую можно было придумать. Но пленэр имеет свои особенности. Если натюрморт или любая другая модель, поставленная в помещении и освещённая искусственным светом, остаётся неизменной и рисовать её можно долгое время, то в природе всё происходит иначе. Постоянно изменяющийся угол падения солнечных лучей обуславливает перемещение теней и рефлексов, изменение оттенков и вообще каждое состояние природы длится несколько мгновений и далее всё меняется. Художник должен успеть уловить особенность момента, запечатлеть в памяти и передать увиденное на бумаге, картоне или холсте. На пленэре, чаще всего делают небольшие этюды, которые используют затем при написании картин.

        Юные художники с преподавателем и самостоятельно выполняют этюды и зарисовки трав, цветов, кустарников, деревьев. Летние впечатления и накопленный богатый натурный материал всегда пригодятся при выполнении различных заданий с изображением растений по композиции.

        Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры.

На первом пленэре педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм, на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

  1. научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры; научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
  2. развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
    развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
  3. развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
  4. накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.

Значение таких зарисовок велико — это не просто тренировка руки и глаза, а познание окружающей действительности и при этом одна из эффективных форм художественного образования. Представления о гармонии непосредственно исходит от природы, и растительный мир играет здесь далеко не последнюю роль.

Цветы и плоды давно являются содержанием многих натюрмортов, деревья и кустарники всегда присутствовали в пейзажах крупнейших мастеров живописи, растительный орнамент характерен для мирового прикладного искусства. Современный дизайн и архитектура также черпают плодотворные идеи в растительном мире.

Изображать растения вовсе не просто, здесь необходимо внимание, настойчивость и наблюдательность. Всякий поверхностный, недобросовестный подход, игнорирование «ненужных», на первый взгляд, деталей, приводит к неудаче.

Форма растений различна по конструкции, пластике, художественному очарованию. Кроме того, приходится встречаться со всевозможными ракурсами, сложнейшей ритмикой и переплетением форм, с неожиданными цветовыми нюансами.

При изображении цветов и луговых трав требуется большое внимание. Поэтому первым правилом является вдумчивое рассмотрение объекта изображения.

Процесс этот неспешный, он включает в себя анализ формы и осознания красоты ее построения. Нужно научиться любоваться самой незаметной придорожной травкой и понять, что она также красива, как садовые цветы. Помимо этого, она художественно совершенна и это необходимо увидеть, и суметь воплотить в живописи и рисунке.

При изображении растений имеется два подхода: аналитическое и образно-эмоциональное.

Главная цель первого подхода — тщательное изучение конструкции растения, разбор его отдельных составляющих, внимание к деталям и к целому.

I. Живопись. Аналитическое изображение (приложение№1).

Для рисования с натуры выбирается удобное место, позволяющее полностью раскрыть характер растения. Предметами изображения могут стать отдельный цветок, лист лопуха, капуста и т. д.

Второй подход, образно-эмоциональный, направлен на выявление образа растения без особо подробной детализации, исполненного на «едином дыхании». Он передает непосредственность восприятия натуры.

II. Живопись. Образно-эмоциональное изображение (приложение№2).

Работа должна идти быстро и выполняться акварелью, гуашью, тушью. Могут быть применены мягкие графические материалы (цветные карандаши, пастель, соус).

Процесс работы не требует много времени и, может быть закончен в несколько минут, но, чтобы не было слишком поспешных, сырых этюдов и рисунков необходимо хорошо изучить строение растений.

III. Рисунок. Аналитическое изображение (приложение№3).

При изображении дерева сначала нужно увидеть общий силуэт дерева, изучить его конструкцию. Любое дерево, как всякое растение вообще, имеет свою собственную форму, отличную от другого.

Среди деревьев мы легко отличаем березу от дуба, липу от акации не только форме листьев, но и по всему строению основной формы дерева, его ствола и ветвей. Поэтому зимой деревья без листьев также узнаваемы.

Часто, рисуя дерево, дети не считаются с его индивидуальной формой, уменьшают количество главных ветвей, нарушают их взаимоотношения, изменяют пропорции ствола, веток и т. п. По окончании рисунка дети сами не могут отличить одно дерево от другого.

Это «приблизительное» отношение к форме дерева, к его «портретности», создает в дальнейшем у учащихся некоторый штамп, когда все деревья на его рисунке выглядят одинаково.

В методически организованном занятии должен получиться портрет конкретного дерева, узнаваемого на бумаге, также как и в действительности.

IV. Рисунок. Образно-эмоциональное изображение (приложение№4).

Это вовсе не значит, что нужно рисовать каждый листочек, но только то, что призвано передать облик отдельного дерева. Изображение должно создать в представлении ребенка схему, по которой конструкция дерева не является хаосом деталей, а предстает организованным набором форм.

От частного разбора рисунка дерева нужно перейти к общему его анализу. Учащиеся должны уяснить, что дерево как объект расположено в пространстве и имеет логическую структуру — оно удерживается в земле корнями, главный ствол разделяется на крупные ветви, те, в свою очередь, на более мелкие, они образуют объемные массы кроны. Когда конструкция дерева понятна как организм, необходимо компоновать его на листе бумаги. Крона может располагаться на фоне неба и тогда в ней различают профильные силуэты периферии и объемы центра, выдвигающиеся на зрителя. При рисовании дерева нужно решить вопрос, каким графическим способом будет изображаться листва или хвоя различных пород деревьев, таких как дуб, ясень, тополь, береза, сосна, ель. Так как величина отдельного листка небольшая, а их количество огромно, то их соотношение заставляет рисовать обобщенные группы листьев, только иногда выделяя их в отдельности. Чтобы выяснить конструкцию ветки и прикрепления к ней листьев или плодов, ее можно зарисовать отдельно в качестве предварительного упражнения. Наброски и зарисовки - эффективное средство изучения объекта, познания особенностей конструктивного строения, формы, пространственных отношений предметов и их частей, закономерностей светотени, перспективы, композиции, движений фигуры человека и животных, эстетического содержания в объектах - плавности и гибкости линий, контуров, соразмерности пропорций, строгой симметричности формы.

Познавательно-творческая активность будущего художника основана на его наблюдениях. Привычка наблюдать за окружающим миром, анализировать увиденное, выполнять быстрые наброски и зарисовки с натуры помогут правильно передать в рисунке форму, пропорции, очертание, конструктивное строение, пространственное положение, светотень изображаемых объектов и явлений.

Происходит привыкание к необычным пропорциям, изучение взаимосвязи видимого и изображаемого, понимание особенностей композиции. Изобразительные средства при этом могут быть разнообразными. Дети постигают визуальное богатство окружающего мира, гармонию, присущую природе, развивают наблюдательность и художественный вкус.

Заключение

Завершая работу, можно прийти к выводу, что важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, что возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Рисование с натуры - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для познания окружающего мира и развитие эстетических вкусов. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: цветы, деревья, животных и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Овладевая приемами рисования с натуры, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах на занятиях композиции.

6.Список используемой литературы:

1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1984

3. Юному художнику. М., 1963

4. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.

5. Базанова М.Д. «Пленэр».-М., 1994г.

6. Претте М., Капльдо А. «Творчество и выражение».-1981,1985

7. Посашкова П.В. “Методический доклад «Пленэр в детской школе  

    искусств» (1-5 классы), г.Курск. 2015г. infourok.ru

8. Локтионова Е.В. «Рисование на пленэре в детском дошкольном возрасте» сайт ЦРО г.Курчатова., 2019г.

7.Список рекомендуемой литературы:

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981г.

2.Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М.: Искусство , 1985г.

3.Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1981г.

4.Маслов Н.Я. Пленэр. - М. Просвещение, 1984г.

5.Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок» - М. Просвещение., 1973 г.

Смирнов Г.Б. , Унковский А.А. «Практика по изобразительному искусству».- М. , 1981г.

6.Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки этюды. - М.: Академический  Проект, 2012г.

7.Барщ А.О. «Наброски и зарисовки».- М., Искусство, 1070г.

8.Игнатьев С.Е. Наброски акварелью «Юный художник: № 8 , 1981г.

9.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. -М: Высшая школа, 1992г.

10.Шорохов Е.В. «Композиция».- М. Просвещение, 1986г.

11.Бесчастнов Н.П. «Графика пейзажа». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008г.

12.Луковенко Б.А. Рисунок пером. - М.: Просвещение, 2000г.

13.Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Титул, - 1996г.

14.Сокольникова Н.М.  «Изобразительное искусство» Часть 2. Основы живописи».- обнинск: Титул, - 1996г.

15. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980г.