Доклад "Наброски цветом фигуры человека

Локтионова Евгения Витальевна

В докладе "Наброски цветом фигуры человека" объяснено, как добиться максимальной выразительности при передаче движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nabroski_tsvetom_figury_cheloveka.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дошкольного образования  «Курчатовская детская школа искусств»

ДОКЛАД

«Наброски цветом фигуры человека»

(Как добиться максимальной выразительности при передаче движения)

Подготовила: преподаватель живописи

Локтионова Евгения Витальевна

г. Курчатов

 январь 2021 г.

В системе обучения изобразительному искусству важно чётко определить место краткосрочных живописных заданий – набросков, выявить их роль в формировании и развитии у учеников колористического видения натуры. Живописный набросок фигуры человека наиболее важен для обучения.

Рисование с натуры позволяет развивать зрительную память, пространственное представление, развивать зрительные образы, применяемые в рисование на темы, иллюстрирование произведений.

Учащийся приобретает навык самостоятельно передавать пропорции человека, используя конструктивное строение, пространственное расположение по отношению к изображаемым объектам. Совершенствуется умение работать в цвете, над рисунками с натуры, используя гармонию цветов, оттенков, передавать пространственные и объёмные отношения средствами цвета. Развиваются эмоционально - эстетическое отношение к изображаемому объекту и чувство восхищения красотой их форм, пропорций, очертаний, цветовой окраской.

Человек – самый сложный объект для рисования. Формы тела человека представляют собой наиболее сложное и многообразное сочетание различных индивидуальных особенностей, не говоря уже о внутреннем, психологическом состоянии человека. Передавать их – существеннейшая задача, стоящая перед рисующим человека с натуры.

Важное место занимает рисование человека и на уроках живописи и рисунка в школе искусств, в том числе и в виде набросков. Грамотно выполнить наброски с человека даже самые быстрые) невозможно без знания основ анатомического строения, без знания самых общих положений анатомии. Учитель должен дать школьникам на уроках рисунка и живописи при изображении человека основные, элементарные сведения о строении и механике движений человеческого тела. Усвоение основных знаний об анатомии человека идет параллельно с выполнением набросков и зарисовок всей фигуры человека или её отдельных частей, параллельно с рисованием человека по памяти и по наблюдению в заданиях по композиции, в пейзаже.

Основой тела человека служит костный скелет, состоящий из костей разнообразных форм и размеров. Особенности формы и костей обусловлено их функцией, характером окружающих кости мышц, закономерностями соединения костей с мышцами и связками. В некоторых местах кости близко подходят к поверхности тела, что обычно учитывается целях ориентировки при рисунке.

Скелетом головы является череп. Череп ребёнка меньше черепа взрослого.

Основным стержнем всего скелета служит позвоночный столб. Он проходит по середине линии.

На всём своем протяжении позвоночный столб имеет изгибы. Верхняя часть изгибается вперёд (шейный изгиб), затем изгиб назад (грудной или спинной изгиб), снова вперёд (поясничный изгиб) и наконец назад (крестцовый изгиб).

Позвоночный столб довольно подвижен. Так, он может делать движения сгибания и разгибания, наклоны вправо и влево, круговое движение, - при том олова описывает круг. Наиболее подвижен позвоночный столб в шейном и поясничном отделах.

При дыхании рудная клетка приводиться в движение мышцами и может то расширяться, то сужаться. При вдохе (расширении) грудная клетка поднимается, в этот момент чётко выделяются ее нижние края и надчревный угол, а при выходе сужении) грудная клетка спускается, края сглаживаются, становятся незаметными.

Таз образуется двумя парными безымянными костями, кольцеобразно прикреплёнными друг к другу, а также крестцом с копчиком.

Положение таза приобретает большое значение при изображении фигуры человека в любом движении.

 Скелетом плечевого пояса считаются лопатки и ключицы.

Кости плечевого пояса очень подвижны и связывают туловище и руки. К костям рук относятся плечевые кости, кости предплечья (лучевая и локтевая) и кости кистей.

 Кисть руки разделяется на три части – запястье, пястье и фаланги пальцев.

Рассмотрение костей ног можно с бедренной кости, расположенной внутри бедра и имеющий наклон сверху вниз. Нижний конец бедренной кости расширяется, разделяясь на два мыщелка – наружный и внутренний. При сгибании колена мыщелки чётко проступают. Соединение олени с бедром осуществляется посредством коленного сустава. Скелетом стопы служат предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.

Скелет даёт рисующему важные ориентировочные пункты, на основе которых строится и длительный и быстрый рисунок человека.

Наряду с костями скелета рельеф форм человека образует мышцы (мускулы), являющиеся основными органами движения. В зависимости от движения мускулов изменяется и рельеф форм человеческого тела.

При изучении мускулатуры необходимо усвоить направление каждой мышцы, где она начинается, из-под каки мышц выходит, как уходит в глубину следующих мышц, как взаимосвязаны отдельные мускулы.

Перед рассмотрением возможных подходов к выполнению наброска фигуры человека нужно остановиться на общих принципах и особенностях, определяющих характер живописной практики. Сначала следует отметить необходимость композиционного решения пусть даже самого незначительного на первый взгляд наброска, что позволяет сразу вести живописную работу сознательно и внутренне собранно.

Во многом определяющим этапом в работе над наброском следует считать подготовку материалов, выбор не только сорта бумаги, но и формата листа. Вся собственно работа над наброском продолжается ограниченное время, поэтому точный выбор формата листа во многом определяет успех или неудачу.

Движения позирующих и тем более не позирующих могут быть различны. Следовательно, лист бумаги в каждом конкретном случае следует выбирать соответственно данной позе. Полезно кроме белой бумаги иметь сероватую, бежевую. Можно ещё более точно подобрать цветовые оттенки, что позволяет ещё меньше времени тратить на решение фона. Наброски выполняются акварелью, возможно использование темперы или гуаши. В ряде случаев интересные результаты даёт пастель (техника по мокрому). Кистей должно быть несколько: жёсткие (щетина) и мягкие, желательно упругие (белка барсук или колонок). Умелое использование больших мягких кистей позволяем создать наиболее убедительные изображения.

 Принято любые наброски или краткосрочные этюды делить на сделанные с натуры, по памяти, по представлению, по воображение. Такая классификация в известной мере условна.

Начинать работу над живописным наброском следует с одной фигуры человека, желательно ясно читаемой на фоне. Поза или постановка фигуры должна быть проста и понятна. Это опора на одну ногу, шаг вперёд, сидя прямо или откинувшись на спинку стула. Главная установка - акцент на общий силуэт, обобщённое изображение фона (лучше всего просто оставить его белым). Набросок следует начинать с большого цветового пятна, превалирующего над всем остальным как своими размерами, так и цветовым звучанием. Точная ориентация в пространстве листа этого пятна обеспечивает в конечном счёте правильную постановку всей фигуры. Следует установить опору фигуры. Порядок работы может измениться, так как могут значительно смешаться приоритеты. Тогда акцент, например, на опорную ногу может ослабеть т даже исчезнуть в пользу участка фигуры, находящегося на первом плане или имеющего яркую цветовую окраску.

Для подготовки живописного фона желательно смочить лист бумаги, что легко сделать губкой или большой кистью. Начинать набросок фигуры человека желательно до полного высыхания цветного фона. Это создаёт неповторимую и невоспроизводимую в дальнейшем мягкость, особую теплоту исполнения. До окончания высыхания нужно положить основной объём и массу фигуры человека. Этот приём положительно влияет на собранность и оперативность работающего. После высыхания в ряде случаев возможна доработка уже по сухим наиболее выразительным участкам фигуры. Такая техника несколько напоминает приём, которым пользовались старые мастера фресок, когда цветной фон, одежда, фон ликов и рук в росписи выполнялись по сырой штукатурке, а затем по сухой дорабатывались.

Живописными средствами в наброске можно передать как минимум три вида движения.

При передаче движения в плоскости листа цветовое пятно развивается по всем возможным направлениям листа: диагонали, вертикали, горизонтали, под углом (согнутая фигура). Акцент несёт пластически – ритмическую характеристику. Время исполнения наброска с передачей движения – до 3-5 минут. Решение силуэтное.

При передаче движения в пространстве листа живое пятно фигуры как бы растворяется и выходит из воображаемого пространства листа. Это достигается большим разнообразием нюансов и оттенков. Здесь применяют акцентировку, которая носит пространственный, а в ряде случаев функциональный характер.

Передача движения во времени достигается созданием иллюзии существования не менее чем двух видов движения, часто противоположных друг другу. Тональные и цветовые акценты обычно делают одно из движений главенствующим. Здесь на первое место выступает образная трактовка натуры.

Задача набросков с передачей движения – это прежде всего выработка у художника быстрой реакции, умения цветным пятном выразить характер позы, фигуры, образа, костюма, умения быстро изобразить группу пластически взаимосвязанных фигур, людей, подчёркивая основное движение в композиции. Кроме того, это своеобразный живописный поиск образов будущей коллекции одежды, где образ «толпы», одетой по замыслу автора, находит яркое и лаконичное выражение.

Используемая литература:

1. Кузин В. С. «Наброски и зарисовки»: Пособие для учителей. – 2 -е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981г.- 160 с., ил.

2. Бесчастнов Н. П., Кулаков В. Я., Стор И.Н., Авдеев Ю.С., Гусейнов Г.М., Дыминский В.Б., Шеболдаев А.С. «Живопись», М.: Легпромбытиздат, 1993 г., 256 с.: ил.

Интернет-ресурсы

  1. https://studwork.org/spravochnik/oformlenie/doklad/kak-podgotovit-doklad
  2. https://www.youtube.com/watch?v=N7b8V4lgyK0
  3. https://urok.1sept.ru/articles/583245