Лепка из глины сказочного героя.

Гаврилова Татьяна Михайловна

Данное занятие – «Лепка сказочного героя» является плановым по программе «Чудо своими руками» и входит в раздел VII «Сказочный герой». На этот раздел отводится 3 занятия по 3 часа, которые проводятся по общей схеме:

1. Выполнение эскиза.

2. Лепка.

3. Роспись.

         На предшествующем занятии дети выбрали каждый себе сказочного персонажа из сказки «Петушок» (автор Р. Кудашева) и разработали эскиз сказочного героя, продумав конструктивное и цветовое решение. При подведении итогов был проведен просмотр работ и еще раз прочитана сказка, теперь уже по ролям. Иллюстративным материалом послужили детские работы.

         На данном занятии детям будет предложено слепить сказочного героя, придерживаясь разработанного эскиза. Дети всегда проявляют большой интерес к изготовлению игрушек своими руками.

         Занятие направлено на развитие самостоятельной творческой деятельности. Выбор темы «Сказочный герой», сама сказка – метод коллективного творчества – создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи в преодолении трудностей. Совместное обсуждение идей и способов их воплощения, возможность инсценировать сказку и показать свою работу ребятам младших групп придает занятию особую значимость.

Инсценировка сказки после завершения лепки позволяет выявить недостающие элементы декораций, убедиться в необходимости изготовления дополнительных персонажей или тех же самых, но выполняющих другие действия.

         Подобное обсуждение дополнений позволяет сформулировать задачи на  дальнейшую работу и повышает творческую активность.

         Занятие построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 9-10 лет, которые занимаются в изостудии «Волшебная кисть».

         Для реализации задуманного необходимо следующее: пластиковая дощечка, вертушка, глина, стаканчик с водой или шликер, ткань (2 куска), стеки, тычки, лист бумаги, карандаш.

         Наглядные пособия: «Приемы лепки из целого куска», «Декорирование – теснение, гравировка», «Работа с шаблонами».

         Оформление кабинета: эскизы, выполненные детьми, размещены на доске. На демонстрационном столе подготовлены декорации к сказке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_skazochnyy_geroy.docx21.43 КБ
Файл pervonachalnye_idei.docx1.32 МБ
Файл rezultat_raboty.docx913.51 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района

Муниципальное бюджетное  учреждение

 дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

Методическая разработка

«Сказочный герой»

Лепка из глины.

Тип занятия – комбинированный (обобщение, систематизация и применение знаний, умений и навыков на практике).

Форма занятия – учебное занятие в мастерской.

Педагог дополнительного образования

Т.М. Гаврилова.

МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово

г.Павлово, 2020 г

Пояснительная записка.

        Данное занятие – «Лепка сказочного героя» является плановым по программе «Чудо своими руками» и входит в раздел VII «Сказочный герой». На этот раздел отводится 3 занятия по 3 часа, которые проводятся по общей схеме:

1. Выполнение эскиза.

2. Лепка.

3. Роспись.

        На предшествующем занятии дети выбрали каждый себе сказочного персонажа из сказки «Петушок» (автор Р. Кудашева) и разработали эскиз сказочного героя, продумав конструктивное и цветовое решение. При подведении итогов был проведен просмотр работ и еще раз прочитана сказка, теперь уже по ролям. Иллюстративным материалом послужили детские работы.

        На данном занятии детям будет предложено слепить сказочного героя, придерживаясь разработанного эскиза. Дети всегда проявляют большой интерес к изготовлению игрушек своими руками.

        Занятие направлено на развитие самостоятельной творческой деятельности. Выбор темы «Сказочный герой», сама сказка – метод коллективного творчества – создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи в преодолении трудностей. Совместное обсуждение идей и способов их воплощения, возможность инсценировать сказку и показать свою работу ребятам младших групп придает занятию особую значимость.

Инсценировка сказки после завершения лепки позволяет выявить недостающие элементы декораций, убедиться в необходимости изготовления дополнительных персонажей или тех же самых, но выполняющих другие действия.

        Подобное обсуждение дополнений позволяет сформулировать задачи на  дальнейшую работу и повышает творческую активность.

        Занятие построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 9-10 лет, которые занимаются в изостудии «Волшебная кисть».

        Для реализации задуманного необходимо следующее: пластиковая дощечка, вертушка, глина, стаканчик с водой или шликер, ткань (2 куска), стеки, тычки, лист бумаги, карандаш.

        Наглядные пособия: «Приемы лепки из целого куска», «Декорирование – теснение, гравировка», «Работа с шаблонами».

        Оформление кабинета: эскизы, выполненные детьми, размещены на доске. На демонстрационном столе подготовлены декорации к сказке.

Цель урока:

  • Развитие самостоятельной творческой деятельности через сказочный образ.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепление и совершенствование навыков работы с глиной.
  • Обучение самостоятельному выбору технических приемов лепки.

Развивающие:

  • Развитие и поддержание интереса к самостоятельной творческой деятельности;
  • Развитие и совершенствование умений стилизации и конструирования формы;
  • Развитие образного и пространственного мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности при выполнении задания;
  • Воспитание эстетического вкуса, умения создавать по законам красоты и гармонии.

План занятия:

1. Организационный момент                                2 минуты

2. Мотивационная беседа                                3 минуты

3. Теоретическая часть                                        3 минуты

4. Игровая пауза        (пальчиковая гимнастика)        2 минуты

5. Практическая работа                                        25 минут

6. Подведение итогов                                        5 минут

7. Инсценировка сказки

(мотивация на дальнейшую деятельность)        5 минут.

№ п/п

Этапы занятия и задачи

Ход занятия

Методы и приемы

1.

Организационный момент

  • Психологический настрой на работу;
  • Обеспечение благоприятно обстановки

Взаимное приветствие педагога и детей, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения, проверка рабочих мест, организация внимания.

Дети проверяют готовность рабочего места.

Словесный.

2.

Мотивационная беседа

  • Поддержание интереса к самостоятельной творческой деятельности

Ребятам предлагается вспомнить предшествующий урок и рассмотреть эскизы, выполненные по сказке «Петушок». Предлагается дать краткую характеристику каждой работы, отмечая характерные особенности каждого персонажа.

Педагог ведет и поддерживает диалог, напоминая, что по окончании занятия будет проведена репетиция и ребят ждет небольшой сюрприз.

Словесный метод – диалог;

Наглядный – эскизы.

3.

Теоретическая часть:

  • Самостоятельное определение выбора средств технических приемов;
  • Развитие образного и пространственного мышления.

Объявляется тема занятия «Лепка сказочного героя» и перед детьми ставится вопрос: «С чего начинается лепка?». Предлагается проанализировать форму сказочного персонажа по эскизу, используя чистый лист и карандаш, обдумав приемы лепки. Затем проводится обсуждение. Всех персонажей можно разделить на две группы:

  • С использованием «юбки - колокола»
  • С использованием «подставки».

Отсюда и различные приемы лепки.

Дети общаются между собой, предлагая идеи, которые позже реализуются.

Словесный метод – фронтальный опрос,

диалог.

4.

Игровая пауза:

  • Снятие напряжения и разминка пальцев перед работой

1.

  • Как у нас семья большая да веселая (ритмичные хлопки)
  • Два у лавки стоят (загнуть большие пальцы)
  • Два учиться хотят (загибают указательные пальцы)
  • Два друга у сметаны объедаются (загнуть средние пальцы)
  • Две подруги у плошки питаются (загнуть безымянные пальцы)
  • Две малютки в люльке качаются (загнуть мизинцы).

2.

  • Кап, кап, кап – звенит капель – приближается (апрель). Дети ритмично стучат подушечками пальцев по столу

Пальчиковая гимнастика

5.

Практическая работа.

  • Совершенствование навыков работы с глиной;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы.

В процессе работы оказывается индивидуальная помощь в овладении формообразующими движениями, соблюдая последовательность  выполнения технических приемов.

Дети могут свободно перемещаться по мастерской по мере необходимости (мыть руки и инструмент, а так же могут помогать друг другу)

Наглядный метод – прием из рук в руки.

6.

Подведение итогов

  • Воспитание объективной самооценки

Просмотр работ. Дается характеристика каждой работы, учитывая верность передачи формы и строения игрушки, отмечая типичные недостатки, если таковые есть – выявление причины.

Дети принимают участие в обсуждении. Каждое изделие, работа каждого ребенка отмечается педагогом.

Словесный – диалог.

7.

Инсценировка сказки.

  • Выработка позитивной мотивации к получению знаний.

На демонстрационном столе подготовлены декорации к сказке, выполненные ребятами другой группы

 (4 год обучения)  - «Зимние деревья», «Изба», а так же слеплены: изба, сани, стол с угощением, кровать. Русская печь изготовлена педагогом. Она имеет множество интересных мелочей, привлекающих внимание. Это мой вклад в общее дело. Дети читают сказку по ролям, вводя своих персонажей в действие – это предварительная репетиция.

Театрализованный

метод – кукольный театр.

 

        На следующем занятии дети будут расписывать своих сказочных героев, вносить изменения в декорации и готовиться к кукольному представлению по сказке «Петушок» для своих родителей и ребят из младших групп.

Список  литературы.

1. «Закон об образовании РФ».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года. (Официальные документы в образовании.-2005.-№8.-с.39-50.)

3. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей.: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей (под. редакцией А.К. Брудкова.-М.: ВЛАДОС, 2000.-544.)

4. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 2.-Н.-Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004.-146с.

5. Г. Агаркова «Русский фарфор».- М.: ПЛАНЕТА, 1993 г.-240с.

6.  Дайн Г. «Игрушечных дел мастера». – М.: Просвещение, 1994 г. – 285с.

7. Г. Федоров «Послушная глина». Основы художественного ремесла. М.: АСТ – ПРЕСС, 1997 г. – 141 с.

8. Д. Буддико «Керамика». – М.: НИОЛА – ПРЕСС, 2006 г. – 127 с.

9. Й. Ланг «Скульптура». – М.: Москва, 200 г. – 80 с.

10. Х.Чаварра «Ручная лепка», Уроки керамики. – М..: Астрель* АСТ, 2003 г. – 64 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Результат работы.