Методический сценарий: Культура Древней Греции. Керамика

Семенова Марина Александровна

Методический сценарий урока по истории искусств (первый год обучения в ДХШ, 11 лет) по теме "Культура Древней Греции. Керамика":

  • Цель занятия/урока
  • План урока
  • Ход занятия/урока
  • Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность
  • Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи
  • Методические рекомендации для учителя
  • Информационно-технологические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_devnyaya_gretsiya_keramika2021_semenova_veb.doc987.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический сценарий

Семеновой Марины Александровны

Культура Древней Греции. Керамика

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет

История искусств

Ступень обучения и класс

Детская художественная школа, 2 класс (11-12 лет)

Тема занятия/урока

Урок. Культура Древней Греции. Керамика

Цель занятия/урока

  1. Дать детям целостное представление о ценностях художественной культуры народов мира, об исторических традициях античной культуры.
  2. Сформировать знания учащихся об основных стилях росписи древнегреческих ваз и видах древних орнаментов.
  3. Развитие эстетического вкуса, воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески.

Творчески оформить данную тему в своей тетради.

План урока

  1. Что такое керамика?
  2. Стили росписи древнегреческих ваз
  1. Геометрический
  • орнамент
  1. Ковровый
  2. Чернофигурный
  3. Краснофигурный
  1. Формы древнегреческих ваз

Место проведения занятия/урока

 В классе на уроке

Ход занятия/урока

Формулирование темы.

- Слайд 1 Сегодня мы продолжаем знакомиться с культурой Древней Греции. Одним из высших достижений древних греков является керамика.

Что такое керамика?

- Слайд 2 Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце.

-Давно ли люди используют глину? Как они к ней относились? Только утилитарно или глина упоминается в древних источниках, ее одухотворяли?

-Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать.

Ученики, работая в парах, в течение трех минут выполняют задание. Предполагаемые ответы учеников:

- Глина пластична, она использовалась практически во всех сферах и областях жизни. Даже 5000 лет тому назад, когда была изобретена письменность, первая бумага представляла собой тонкие глиняные пластины (Месопотамия), на которых писали заостренными палочками. Затем таблички сушили на солнце и хранили.

- Из глины делали дома (Месопотамия, Египет)

- Глину применяли в медицине (Египет – мумификация и др.).

- Делали посуду, игрушки, скульптуры.

- История глины начинается с легенд о сотворении мира. Двуречье (Энки), Египет (Хнум).

- Слайд 3-5 Верно! Как много вы вспомнили! И в мифологии Древней Греции творение людей приписывали титану Прометею. «Прометей, смешав землю с водою, вылепил людей». Вспомним Библию - первого человека — Адама — Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь. Возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины, а уже затем стали делаться из камня.

 

Актуализация знаний.

- Слайд 6 Все греческое искусство ориентируется на человека, оно, как говорят АНТРОПОМОРФНО (человекоподобно).

Вспоминаем значения слова антропоморфный (знакомились на прошлых уроках).

- Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. И у вазы есть ножка, тулово, плечики, шейка, ручки даже есть, только не хватает ей головы. Форма сосуда очень рано начала восприниматься как человекоподобная - антропоморфная.

- Слайд 7 Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на о. Крит. Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н.э. До нас дошли критские сосуды разных периодов, рисунок их очень разнообразен.

- Слайд 8 Местные ремесленники производили великолепную керамику. В одной из пещер у селения КАМАРЕС были обнаружены разнообразные по форме вазы с росписью светлой краской по темному фону. Критян интересовали природные мотивы, они изображали птиц, цветы, побеги. 1800 г. до н.э.

Ученики вспоминают ранее изученный материал, используя тетрадь (керамика минойской цивилизации). Зарисовывают сосуд (схематично).  

- С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента.

- Слайд 9 Ок 1050 г. до н.э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также круги и полукруги.

- Слайд 10 Это большая и важная эпоха. Ею были заложены основные принципы художественного языка Эллады. Основные герои - мать-вода и сын-солнце. Вода изображается в центре тулова в виде волны: она показывает, что внутри сосуда находится водный мир, в котором умирает и рождается солнце. Солнце помещено выше, в зоне плеч, на переходном месте от тулова к венчику. Оно тоже в переходном состоянии – полукруг, во множественной форме (концентрические полукруги). На амфоре два таких полукруга разделяет вертикаль – новый и важный знак «мировой оси», относительно которого два знака-солнца выглядят зеркально: одно заходит, другое восходит.

- Слайд  11 Геометрический стиль - одна из ранних стадий развития искусства Древней Греции (IX-VIII вв. до н. э.) Наиболее ярко проявился в вазописи, отчасти в мелкой пластике и декоративно-прикладном искусстве (посуде, оружии). Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры.

- Слайд 12 К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н.э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек, и Тартар – царство мертвых. Человек сталкивается с мирами в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

Вазописец знаменитой дипилонской вазы, разделяя поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон, показывая тем самым временность человеческого пребывания на земле.

И все же мир для древнего грека был вместилищем Любви, Гармонии и Красоты.

- Слайд 13 - 14 Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии (распространенный тип геометрического орнамента в виде ломанной линии, в котором используются переплетение непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии). По одной из версий так называлась река во Фракии. Она существует и доныне. С древности было заметно, что эта река сильно петляет, по сходству с извилистым руслом и был назван орнамент.

- Слайд 15 -16 Слово орнамент произошло от латинского слова  ornamentum – украшение – узор.

ОРНАМЕНТ — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных) и т.д.

- Слайд  17 Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

- Слайд 18-20 Элементы коврового (ориентализирующего, протокоринфского) стиля начали зарождаться еще в вазовых изображениях VIII в. до н.э., но полностью сформировались только лишь к VII в. до н.э., продолжая развиваться в течение первых десятилетий VI в.

Для этого стиля чернофигурной вазописи характерны заимствованные с Ближнего Востока мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Характерен так называемый «страх пустого пространства», когда любой свободный промежуток заполнялся рисунком. Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. Этот стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике.

С развитием этого стиля изменилась не только традиция росписи, но и формы сосудов. Если для предшествовавшего ориентализирующему геометрического стиля были характерны вытянутые вазы, иногда размером с человеческий рост, то вазы этого периода стали более приземистыми, широкими и низкими. Более активно в росписи стали применяться различные краски, которые использовались наряду с уже традиционным лаком.

- Слайд 21 – 23 Во второй пол VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый, живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни.

Наибольшего развития новый чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Амасис – один из известных гончаров архаики. Вместе с Экзекием создал первую крупную амфору, у которой обе стороны имели содержательную роспись. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то Эксекий сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства.

- Слайд 24 – 25 Около 530 в до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, которая постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне — это дало простор для более тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Евтимида и Евфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения др. эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир.

- Слайд 26 Ваза даже может говорить. Часто на греческих вазах есть подписи (помните, я вам рассказывала про скульптора Фидия, про найденный в его мастерской черепок донышка вазы, на которой было написано «Принадлежу Фидию»). «Пелика с ласточкой». «Ласточка, вот она, ласточка!» — говорит один. «Да, клянусь Гераклом!» — отвечает другой. Им вторит стоящий рядом с бородатым мужчиной мальчик. Подняв руку вверх, он в восторге кричит: «Вот она!». Евфроний, чтобы не оставалось никаких сомнений, добавил к разговору свою реплику: «Наступает весна». Ваза говорит от первого лица, от себя! На одной стороне вазы Евфроний изобразил двух мужчин сидящих на складных табуреточках: одного – ещё совсем молодого, другого – постарше, с бородой. Они оба повернулись в одну и ту же сторону, глядя на ласточку, указывая на неё.

- Слайд 27 – 29 Одним из самых замечательных произведений керамики Великой Греции несомненно является большая гидрия, широко известная как "Царица ваз". Эта ваза с узкой шейкой и яйцевидным туловом почти сплошь покрыта черным лаком. Край отогнутого венчика украшен поясом позолоченных ов (яйцевидным орнаментом). Тулово, за исключением узкого пояса, сплошь декорировано узкими вертикальными ребрами; покрытые блестящим лаком, они напоминают отделку металлических сосудов. Пояс на тулове украшен рельефами, изображающими грифонов, львов и пантер.

Однако главным украшением вазы является рельефная композиция на плечиках сосуда, изображающая греческих богов.

- Слайд 30 – 31 Записать в тетрадь, зарисовать меандр, пальметты (заранее распечатать слайды и раздать детям).

- Слайд 32 У греков было огромное количество ваз. По форме и функции греческие вазы делятся на множество различных видов, которые можно по назначению поделить на группы: для хранения вина, разбавления его водой и охлаждения: амфора, кратер, пелика, псиктер, стамнос; сосуды для черпания и разлива: гидрия, киаф (как половичек), ойнохоя; сосуды для питья: конфар, килик, ритон, скифос; культовые, парфюмерные и др: алабастр, арибалл(масло), аскос, лебес, лекиф, лутрофор (свадебный сосуд), пиксида.

- Слайд 33 Одна из самых известных – это Амфора. Амфоры были или плоскодонные или остродонные. Остродонные либо закапывали в землю, либо делали треногу и ставили в нее амофору. Размеры ваз были самыми разнообразными.

- Слайд 34 Пелика (греч. pelike, от pleos — "полный") — тип сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу тулово. У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Такой тип сосуда известен с кон VI в. до н.э. В период классики, в сер V в. до н.э., пелики чаще других сосудов использовали для сюжетной росписи, поскольку расширяющаяся форма этого сосуда позволяет размещать на нем многофигурные композиции.

- Слайд 35 Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат.  - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки:  две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

- Слайд 36 - 37 Лекиф - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

- Слайд 38 Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью.

Другая распространенная форма вазы – это КРАТЕ́Р. Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем и двумя ручками по бокам. Такая ваза

предназначалась для смешивания вина с водой.

Вот еще одна форма – Ольпа – это кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку.

- Слайд 39 Динос (греч. dinos, deinos)  – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, но без ручек, выполненный из керамики или металла. Часто динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Он, как и кратер, служил для смешивания вина с водой.

- Слайд 40 Ритон (от греч. рέω - «теку»)  по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие,  и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.

- Слайд 41 – 44 дополнительные форы: кратеры (Другая распространенная форма вазы – это КРАТЕ́Р. Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем и двумя ручками по бокам. Такая ваза предназначалась для смешивания вина с водой (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю"). Виночерпий перемешивая воду с вином наливал киафом (ковшиком) вино в килики (чаши для питья). Посмотрите какая красивая форма, какой красивый силуэт, ритм орнамента.); килики (Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма распространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. Такая форма была удобна для вина – вино согревалось, греки пили вино теплым.); канфары (КАнфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара  выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.); ойнахойи (ОЙНОХОЯ (от греч. oinos - вино, cheo - лью) - сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши.) и др.

- Слайд 45 Домашняя работа:

Выполнить эскиз-импровизацию на тему «Греческая ваза». Придумать и нарисовать интересную форму и украсить ее орнаментом, используя полученные знания.

 Дополнительная информация для учителя по проблеме:

Изготовление изделий из глины прошло долгий очень путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим периодам, покрыты глазурью и разрисованы эмалевыми красками простейшего состава, — в древней Греции и Этрурии не знали ни глазури, ни цветных эмалей.

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сперва не было. Высокоразвитые культуры древности уже заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черпака. И одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Выражение «керамика» следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos – глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на повторном круге формируется и затем обжигается.

Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков.

Итог урока:

Именно вазопись стала ценнейшим источником по истории духовной и материальной культуры Древней Греции. Мы можем представить во что верили древние греки, какие ритуалы были для них значимы, как они выглядели, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность

Просмотр презентации. В процессе просмотра идет обсуждение учебного материала с опорой на опыт учащихся.

     

   

 

 

 

 

Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи

Индивидуальное оформление тетради. Запись темы. Зарисовка сосуда с описание частей.

Записать стили вазописи. Вклеить раздаточный материал. Записать великих гончаров Аттики. Зарисовать орнамент. Записать новые слова.

Возможный вариант оформления тетради  по данной теме.

Описание: D:\ДХШ Марина18.10.2019\Документы Аттестация Аис\Тетради и фото\Тетрадь Давыдова Анна19\Давыдова8 Керамика.jpg

Описание: C:\Users\Троицкая ДХШ\Downloads\IMG_20210926_171336.jpg Описание: C:\Users\Троицкая ДХШ\Downloads\IMG_20210926_171354.jpg

Описание: C:\Users\Троицкая ДХШ\Downloads\IMG_20210926_171406.jpg Описание: C:\Users\Троицкая ДХШ\Downloads\IMG_20210926_171414.jpg

Описание: C:\Users\Троицкая ДХШ\Downloads\IMG_20210926_171426.jpg Описание: D:\ДХШ Марина18.10.2019\Документы Аттестация Аис\Тетради и фото\Тетрадь Семеновой Вики 20\Семенова Древняя Греция Керамика 6а.jpg

Методические рекомендации для учителя

Искусство, как художественная деятельность, является неотъемлемой частью культуры. Изучение искусства невозможно вне культурного контекста. Когда мы говорим о культуре древних народов, желательно связывать исторический, географический и культурный контексты. Эта связь учит анализировать процессы, активизировать знания, полученные в общеобразовательной школе, делать обобщающие выводы.

Учителю стоит мотивировать учащихся дорабатывать свои идеи и записи во внеурочное время – на кружке или дома.  Эмоциональное проживание материала, осознание художественной составляющей задания, освоение основных идей может потребовать у разных учащихся совершенно разных временных отрезков. Необходимо предоставить учащемуся возможность завершить свой замысел.

Информационно-технологические материалы

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. «Изобразительное искусство»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec9f1218-a53b-4707-a651-45c5735b180d/?

- Геометрический орнамент: терракотовый кратер

https://www.youtube.com/watch?v=sAWn8TT8cjI

- Архаика: Эксекий. Аттическая чернофигурная амфора с Аяксом и Ахиллом, играющими в кости

https://www.youtube.com/watch?v=Ex-8dBbfbtU

- Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье», ок. 530 г. до н. э.

https://www.youtube.com/watch?v=eJ2IY8pm1Pk

Гидрия «Царица ваз». Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org

- передача: https://www.youtube.com/watch?v=7A3bRlGWu7E

The State Hermitage Museum. «Царица ваз». Рассказывает Дмитрий Васько, сотрудник Отдела Античного мира