Семинар по рисунку

«Методические рекомендации по овладению навыками рисования учениками первых классов художественной школы».  

Рисунки к докладу на семинаре можно посмотреть в альбоме "Рисунки к семинару" на главной странице мини-сайта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл файл с материалом18.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                        г. Москва, Троицк, Троицкая ДХШ.        

            Семинар по рисунку 31 августа 2018 года.

Тема «Методические рекомендации по овладению навыками рисования учеников первых классов художественной школы».  

Своим опытом делилась преподаватель Караевская Т.В.

 Рисунок – основа изобразительной грамоты.  В художественной школе рисунок – один из самых важных предметов и один из самых сложных для первоклассников. Для успешного учебного процесса необходимо учитывать возраст учеников, их возрастные особенности. В нашей школе возраст первоклассников последние годы – 10 – 11 лет.

  Русская школа изобразительной грамоты имеет давние традиции. Не надо лениться обращаться к методическим рекомендациям по овладению навыками рисования известнейших русских художников преподавателей. Один из них - известный русский художник, педагог П.П.Чистяков.

                                                                                                             «Рисунок всех главнее и труднее».

                                                      «В рисунке кроме таланта нужно долгое упорное умное изучение»

                                                                                                                                                П.П.Чистяков

Мне очень нравится выражение «умное изучение». Это может стать хорошей основой для выстраивания процесса обучения рисунку. В основе всей системы художественного образования лежит принцип «от простого к сложному». В преподавании рисунка этот принцип особенно важен. «Поступенность» в обучении рисунком – термин, используемый П.П. Чистяковым. Весь путь обучения начинающего молодого художника должен напоминать лестницу, по которой нельзя шагать через ступеньку. Необходимо перед учениками ставить задачу, с которой они смогут справиться, учитывая возрастные особенности. Задачи следует усложнять постепенно. Если задания будут слишком сложными, то результатом может быть разочарование в своих способностях, охлаждение к занятиям.

  Главная задача для меня – заинтересовать учеников первых классов предметом – «Рисунок». Организовать урок так, чтобы ученикам некогда было скучать. Выстраивать последовательность заданий и обучающих задач от простых к сложным, чередуя задания сложные с заданиями необычными, интересными. Интересные – это например «Уроки наблюдения», когда мы с ребятами разглядываем предметы выразительной, характерной формы, располагая их против света или на контрастном фоне, любуясь их силуэтами, сравнивая их с другими предметами, формами, которые они могут напоминать. Урок, на котором мы изучаем природу теней, такой своеобразный «театр теней», используя геометрические тела разной формы, иные предметы и софиты, источники дополнительного освещения, где  каждый может убедиться, что тень зависит от формы и без света тень исчезает и т.д.

 Очень важно посвятить один из первых уроков организации процесса рисования и знакомству с оборудованием класса. Объяснить, для чего нужен мольберт, как правильно садиться за него, как правильно крепить бумагу и т.д. Что такое линия горизонта для художника. Это очень важный момент.

 Программа и обучающие задачи понятны преподавателю, главное, как все это преподнести ученикам, чтобы их увлечь рисованием. Опорными моментами являются ассоциативное мышление, наблюдательность, сравнения. Необходимо приучать  учеников вниманию к натуре. Научить видеть натуру, а не просто смотреть. Важно развивать основные навыки рисования. Для этого  ученикам предлагаю вначале уроков выполнять упражнения. Например, упражнение на постановку руки (как следует держать карандаш). Первые упражнения выполняем на бумаге А-4, позже переходим на формат А-3. Упражнение – знакомство с графитными карандашами, их возможностями и свойствами. Упражнения на пропорциональное деление линий. Упражнение для навыка проведения горизонтальных и вертикальных линий, располагая правильно карандаш относительно листа бумаги. Последнее упражнение мы выполняем весь сентябрь вначале каждого урока по 5-10 мин. Это очень хорошо организует учеников. Упражнения на чувство симметрии (осевой, зеркальной), в котором ученик рисует одновременно правой и левой рукой относительно условной оси симметрии. Это упражнение можно выполнять на классной доске мелом, и за мольбертом маркерами. Упражнения для приобретения навыка штриховки. Упражнения для понимания тона, оттенков, тоновых нюансов. Например, упражнение «Мыльные пузыри», в котором ученикам предлагается с помощью графитных карандашей передать характерные для мыльных пузырей форму, блеск, прозрачность.

 Последовательность знакомства с основными понятиями рисунка, которую я использую:

 основные материалы для рисунка (графитные карандаши, бумага, ластики)

 правила рисования за мольбертом

 линия (качество линии)

 линия горизонта

 пятно, силуэт

 тон, штрихи, фактура

 форма, пропорции, симметрия

 наглядная перспектива, перспектива круга

 светотень

 объем, пространство

 Изучение формы и пропорций мы начинаем с рисования простых геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, где сторона квадрата равна основанию треугольника и диаметру круга. Размер стороны квадрата выбирается произвольно. Следует скомпоновать эти фигуры, уравновесив пространство листа. Объясняется понятие основных и вспомогательных линий в конструктивном рисунке. Рисуем от руки, используя вспомогательные линии, ластик. Рисунок стараемся выполнить аккуратной тонкой линией.

  От круга переходим к эллипсу. Перспективное изменение круга изучаем наглядно, используя картонную модель круга, перемещая ее относительно линии горизонта. Затем рисуем эллипс. Я подробно объясняю на доске построение.

  Затем переходим к изучению геометрических тел: цилиндра, конуса, шара. Изучение начинаем с пропорций, конструктивного разбора формы, используя принцип осевой симметрии формы. Затем разбираем особенности светотени конкретной формы. Выполняем тоновой разбор.

 Знакомство с тоном начинаем с выполнения тоновой шкалы из пяти частей, упражнений для навыка штриховки в разных направлениях. Затем выполняем рисунок мягких игрушек интересной, характерной формы. Знакомимся с понятием фактуры. Вместо игрушек можно рисовать несложное чучело птицы, например, утки.

 Задания по рисунку должны быть разной длительности, в зависимости от поставленной задачи. Задания длительные должны чередоваться с короткими, например, с набросками, краткосрочными рисунками. В первом классе делаем наброски с домашних животных, если получается - в классе, если нет, то дома, на пленере. Знакомимся с пропорциями фигуры человека, выполняем наброски с натуры.

 Первый постановочный натюрморт для длительной работы ставлю после тонового рисования цилиндра. Натюрморт из 2-3х предметов быта, кухонной посуды цилиндрической формы для закрепления навыка изображения подобной формы.

 Тоновой разбор формы шара обязательно следует показывать на классной доске. После рисования шара, ставлю натюрморт из 3-4х предметов  шарообразной формы. Например, натюрморт с чугунком или с крынкой. Выполняется длительная тоновая работа. Эта постановка обычно является итоговой.

   В процессе обучения, конечно, следует учитывать индивидуальные способности ученика. Для особенно одаренных учеников задачи можно несколько усложнять.

  Домашние задания в первом классе я даю в основном на наблюдения. А если есть желание зарисовать наблюдаемое, то это обязательно надо поощрять. Зарисовки домашних животных с натуры и по памяти, зарисовки деревьев, зарисовки домашней посуды.