Открытое внеклассное занятие по изобразительному искусству кружка “Эксперимент”

Ордынская роспись. Сибирской стороны узоры.

Открытое внеклассное занятие по изобразительному искусству.

Дерево, как материал декоративного искусства, неразрывно связано с мастерством столяра, плотника, резчика, чью работу всегда высоко ценили и почитали в народе.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

Народная роспись по дереву - это искусство богатое и своеобразное, распространенное почти по всей территории нашей страны. Существует известные росписи: Хохломская, Городецкая, Пермогорская. Приведенное перечисление неполно, потому что каждое десятилетие становятся известными все новые и новые школы народной росписи. Так, сравнительно недавно были открыты, систематизированы, зафиксированы кистевые росписи Урала и Приуралья, росписи Алтая с их особой системой построения цветочного узора, своими цветовыми решениями, особыми приемами работы кистью, Ордынская роспись.

На занятии мы познакомимся с творчеством автора уникальной ордынской росписи Мухлыниной Нины Ивановны. Нина Ивановна окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище декоративно-прикладного искусства. Преподаватель Ордынской детской школы искусств. Автор более трех тысяч работ. Переехав в Ордынское из европейской части России  в 90-ые годы, она стала обживаться на новой территории. Поскольку она увлекается декоративно-прикладным искусством, то и образ новой родины она создавала в народной манере, не похожей на другие стили росписи.  Своё открытие она  запатентовала. Острый взгляд художницы улавливал и запечатлевал  особенности быта сибирского края. Здесь всё было другое: деревья и цветы, ягоды и звери, люди и их жилища. Вдохновением для автора стали: белоснежная зима, пейзажи, цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника флора и фауна Караканского бора.

Белки, лоси и бревенчатые дома – эти элементы есть только в ордынской росписи. В палитре новой росписи всего семь цветов. Причём, в любой композиции обязательно должен быть белый. Её образы очень узнаваемы для ордынцев и жителей Новосибирской  области. Рассматривая рисунок, сразу увидишь сибирские деревья, угадаешь ягоду брусники или черники. Подлинным украшением росписи являются животные этого края: лось, сорока, глухарь. Ничего не забыла художница. Зиму и лето, лес и реку изображает ордынская роспись. Разнообразна её цветовая гамма. Основа палитры – чистые цвета, простые и естественные.  Поражает простота и лёгкость росписи.

При знакомстве с народными промыслами России,  учащиеся должны прийти к постижению идеи красоты, художественной ценности предметов,созданных мастерами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._z._ordynskaya_rospis.docx233.88 КБ

Предварительный просмотр:

                         Ордынская роспись. Сибирской стороны узоры. 

Открытое внеклассное занятие по изобразительному искусству.

Дерево, как материал декоративного искусства, неразрывно связано с мастерством столяра, плотника, резчика, чью работу всегда высоко ценили и почитали в народе.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

Народная роспись по дереву - это искусство богатое и своеобразное, распространенное почти по всей территории нашей страны. Существует известные росписи: Хохломская, Городецкая, Пермогорская. Приведенное перечисление неполно, потому что каждое десятилетие становятся известными все новые и новые школы народной росписи. Так, сравнительно недавно были открыты, систематизированы, зафиксированы кистевые росписи Урала и Приуралья, росписи Алтая с их особой системой построения цветочного узора, своими цветовыми решениями, особыми приемами работы кистью, Ордынская роспись.

На занятии мы познакомимся с творчеством автора уникальной ордынской росписи Мухлыниной Нины Ивановны. Нина Ивановна окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище декоративно-прикладного искусства. Преподаватель Ордынской детской школы искусств. Автор более трех тысяч работ. Переехав в Ордынское из европейской части России  в 90-ые годы, она стала обживаться на новой территории. Поскольку она увлекается декоративно-прикладным искусством, то и образ новой родины она создавала в народной манере, не похожей на другие стили росписи.  Своё открытие она  запатентовала. Острый взгляд художницы улавливал и запечатлевал  особенности быта сибирского края. Здесь всё было другое: деревья и цветы, ягоды и звери, люди и их жилища. Вдохновением для автора стали: белоснежная зима, пейзажи, цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника флора и фауна Караканского бора.

Белки, лоси и бревенчатые дома – эти элементы есть только в ордынской росписи. В палитре новой росписи всего семь цветов. Причём, в любой композиции обязательно должен быть белый. Её образы очень узнаваемы для ордынцев и жителей Новосибирской  области. Рассматривая рисунок, сразу увидишь сибирские деревья, угадаешь ягоду брусники или черники. Подлинным украшением росписи являются животные этого края: лось, сорока, глухарь. Ничего не забыла художница. Зиму и лето, лес и реку изображает ордынская роспись. Разнообразна её цветовая гамма. Основа палитры – чистые цвета, простые и естественные.  Поражает простота и лёгкость росписи.

При знакомстве с народными промыслами России,  учащиеся должны прийти к постижению идеи красоты, художественной ценности предметов,созданных мастерами.

 

Открытое внеклассное занятие  по изобразительному искусству

кружка “Эксперимент”

 

Информационно-методическая карта занятия

 

Тема занятия: Ордынская роспись. Сибирской стороны узоры   

 

Художественно-педагогическая сверхзадача:

 Художественно-педагогическая сверхзадача занятия:

 Путём созерцания образов-представлений, размышлений о смысловой палитре символики ордынской росписи прийти к постижению идеи красоты, художественной ценности изделий с ордынской росписью, как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества сибирского  края.

Цель занятия:   воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.

 

 

Учебно-педагогическая задача: используя   полученные знания техники ордынской  декоративной росписи, изобразить реальный предмет. Дать название своей работы. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.

 

Образовтельные:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Ордынской росписи, с основами цветоведения и построения композиции.
  • Формирование практических  умений и навыков рисования с образца.
  • Учить детей составлять узор по мотивам ордынской росписи.

 Развивающие:

  • Развитие у учащихся способности к эмоционально - личностному проживанию рассматриваемых произведений, украшенных ордынской росписью, умения анализировать и критически осмысливать материал.
  • Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство с традициями, символикой и декором  ордынской росписи.

Воспитывающие: 

  • Воспитание уважения к труду народных мастеров, воспевающих красоту сибирской природы в изделиях, созданных руками человека, бережного отношения к традиционной культуре  сибирского края.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять  здоровье детей путем чередования труда и отдыха, создания комфортного доверительной атмосферы в классе.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, , фронтальная____________________________________________

Зрительный ряд

Литературный ряд

Музыкльный ряд

Мультим. презентация:

«Ордынская роспись. Сибирской стороны узоры»

стихотворение «В краю чудес – краю Сибирском», пословицы

видеофайл «Ордынская роспись», русская народная мелодия

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, колонки, документ-камера____

Материалы: (принадлежности)   гуашевые краски, кисти, палитра, банка для воды, бумага, картонные заготовки.

Контрольно-измерительные материлы:___тест, образцы с ордынской росписью

Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают декоративное оформление рисунка реального предмета быта   в стиле ордынской росписи, используя технику и приёмы ордынской кистевой росписи.   показывая разнообразие сюжетов, умелое сочетание орнаментально мотива с сюжетным изображением,представляют их классу, аргументируя свой выбор.   Оформление выставки.

Время: 1 триместр,сентябрь.

Оборудование: компьютер; мелодии с записью инструментальной музыки;  инструкционные карты по правилам работы с ножницами,техникой и правилам рабочего человека;   карточки-заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности.

Работа над проектом.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Работа над проектом была разбита на этапы:

1 этап: подготовка (уроки ИЗО-2 час,кружковое занятие -2 часа)

Учащимся предлагается подготовить для занятия кружка информационные наглядные  материалы, которые можно использовать  при изучении и освоении техники ордынской  декоративной росписи.

Информационные материалы должно познакомить учащихся с историей сибирского края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.

Рассказ учителя о народном творчестве с показом фильма, просмотром альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.

2 этап: планирование

Определив задачи, учащиеся делятся на группы для выполнения теоретической  части проекта:

1-я группа занимается изучением и освоением различных видов росписи   России;

2-я группа занимается изучением истории ордынской  росписи;

3-я группа занимается подбором литературного и музыкального материала “Культура сибирского края ;

4-я группа занимается изучением и освоением техники ордынской  росписи;

 

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.)

3 этап: исследование

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями темы задания. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, краски. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

4 этап: презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках,заготовках для поделок.

                       5этап: Практическая работа.Результаты и выводы.

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы.

(Вся работа ведется под наблюдением учителя.)

6 этап: оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

7 этап: заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.

5этап: Практическая работа.Результаты и выводы

1. Сообщение темы занятия.

- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

- А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

- На уроках изобразительного искусства мы с вами со многими изделиями народных мастеров знакомились. Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте отгадки:

  • На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
  • Птицы яркие летают, и купавки расцветают. (Городецкая роспись)
  • Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
  • Где расписывают игрушки-таратушки? (В Полхово-Майдане)
  • Чёрный конь бежит – вся земля дрожит. (Городец)
  • Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
  • А где возникла декоративная роспись по металлу? (Жостово)
  • “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжеля)

Включается презентация.Учащиеся выступают с информационной частью своих проектных работ

Открывается слайд, на котором также представлены загадки  на тему”Народные промыслы”.

- Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.

2. Постановка учебной задачи.

-    Наша задача:     используя   полученные знания техники ордынской  декоративной росписи, изобразить реальный предмет на рисунке,сделать эскиз для создания поделки. Дать название своей работы. Представить свою работу, доказать,что в ней использована техника ордынского  стиля .

3. Создание творческих групп.

- Поэтому, сегодня все  члены нашего кружка “Эксперимент”   – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня мы попробуем стать  мастерами Ордынской росписи.  

На первых занятиях у нас была  жеребьевка, мы создали группы. (Учащиеся рассаживаются по группам)

- Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?

- Итак, мы приступаем. Каждая группа получила своё определенное задание,разработала свой творческий проект. Что же такое – творческий проект? Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”.

- На предыдущих занятиях мы вместе с вами  составили алгоритм нашей проектной деятельности и получили теоретическое задание по проекту. Предлагаю посмотреть презентацию и послушать выступления ребят.

   4.  Показ презентации,ее обсуРастительные элемдение.

5.Мастер-класс учителя  “Элементы ордынской росписи.” 6.Практическая работа по проекту.Наметьте план действий, выберите необходимые материалы, инструменты, а капитаны групп  будут следить за безопасностью труда.  Учащиеся зачитывают  алгоритм-памятку (со слов “,поиск информации, работа с компьютером,материалы, инструменты, безопасность труда.)

7. Изготовление проекта.

Звучит инструментальная музыка, дети готовят проектную работу.

8. Защита, обоснование проекта.Украшение “Сундучка Знаний” работами  учащихся.

Представитель каждой группы выходит к доске и защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию эскиза,   рисунки наклеиваются на шкатулку .

8. Подведение итогов.

- Красивые получились рисунки?

- В какой технике выполняли они?  

- Где можно использовать эти заготовки? Для чего? (Так можно расписать настоящие поделки из дерева)

- Сегодня на занятии нашей задачей было в процессе работы по проекту   изучить и освоить технику ордынской  декоративной росписи.  

- Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные заготовки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы   росписи, по технологическим – они у вас оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все работы  имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.

И, конечно же, при создании поделок с декоративной росписью нужно отметить их экономические преимущества. Такие поделки доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

Я думаю, что задачи занятия мы выполнили, ваши работа дала вам необходимые знания  в изучении и использовании техники ордынской росписи. Вы проявили свою фантазию, творчество.

Спасибо за работу.

Звучит музыка

9. Уборка рабочего места.

Домашнее задание: Дома продумать эскиз росписи разделочной доски и потренироваться в выполнении элементов

 

Ход занятия:

Элементы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся

- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

- А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

Проверка готовности класса

Приветствует учителя

2.Мотивация учебной деятельности

3.Постановка задачи.

4.Создание творческих групп

5.Работа по проекту.Просмотр и обсуждение презентации.

Загадывае загадок «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (слайд1)

  • На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
  • Птицы яркие летают, и купавки расцветают. (Городецкая роспись)
  • Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
  • Где расписывают игрушки-таратушки? (В Полхово-Майдане)
  • Чёрный конь бежит – вся земля дрожит. (Городец)
  • Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
  • А где возникла декоративная роспись по металлу? (Жостово)
  • “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжеля)

Включается презентация.Учащиеся выступают с информационной частью своих проектных работ

- Ребята, о чем все загадки? (ответы детей: о народном творчестве).

Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о народном творчестве,

-    Наша задача:     используя   полученные знания техники ордынской  декоративной росписи, изобразить реальный предмет на рисунке,сделать эскиз для создания поделки. Дать название своей работы. Представить свою работу, доказать,что в ней использована техника ордынского  стиля .

- Поэтому, сегодня все  члены нашего кружка “Эксперимент”   – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня мы попробуем стать  мастерами Ордынской росписи.  

На первых занятиях у нас была  жеребьевка, мы создали группы.

Итак, тема занятия.

«Народные художественные промыслы . Ордынская роспись.Сибирской стороны узоры». (слайд2-3)

 

Сибирь – древняя земля с богатой историей и культурными традициями. Испокон веку она соединяла людей разного происхождения и верований. О силе и уникальности сибирских мест ходят легенды. Здесь еще много уголков, которые ждут своих исследователей и первооткрывателей. А есть и такие, молва о которых распространяется, подобно волнам, по всему миру.

отвечают на вопросы

(Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой).

 Стихотворение Уткина”В краю сибирском”

 –п.  Ордынский, что в Новосибирской области области. (слайд 4-6) 

Чем же прославились эти места?

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

Мухлынина Нина Ивановна- автор уникальной ордынской росписи.

Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище декоративно-прикладного искусства.

Преподаватель Ордынской детской школы искусств.

Автор более трех тысяч работ. . Переехав в Ордынское из европейской части России  в 90-ые годы, она стала обживаться на новой территории. Острый взгляд художницы улавливал и запечатлевал  особенности сибирского быта и бытия. Здесь всё было другое: деревья и цветы, ягоды и звери, люди и их жилища.  Жизненные впечатления Нина Ивановна переносила на бумагу. Поскольку она увлекается декоративно-прикладным искусством, то и образ новой родины она создавала в народной манере, не похожей на другие стили росписи.  Своё открытие запатентовала.

 (Слайд 7)

слушают учителя, отвечают на вопросы, приводят примеры

6.Формирование новых понятий, знаний способов действий

(зарядка для глаз).

« Работа хороша если в ней польза и душа!» Слайд 8

Найдите правильные ответы на карточках

. Родина Ордынской росписи –

    1. Подмосковный регион 

    2. Сибирский регион 

    3.  Архангельск 

II. Первые изделия с ордынской росписью появились - 

    1.  1900г 

    2.  1990г 

    3.  2000г 

III. Подлинным украшением росписи являются 

лось,

сорока,

глухарь.

конь 

IV. Палитра Ордынской росписи 

     1.  синей акварельной краской 

     2.  Разнообразна её цветовая гамма 

     3.  чистые цвета, простые и естественные 

- Что вы можете добавить? 

Все созданные прежде росписи отдалены от Сибири

Итак,  вдохновением для автора стали:

  • белоснежная зима,
  • пейзажи,
  • цветы медуницы,
  •  ягоды брусники, черники,
  • плоды шиповника
  • флора и фауна Караканского бора.
  • Белки, лоси и бревенчатые дома – эти элементы есть только в ордынской росписи

Цветовая палитра росписи: В палитре новой росписи всего семь цветов. (слайды 9-11)

И еще одна отличительная черта новой росписи – особенный мазок кисти.

(слайды 12-13) 

Причём, в любой композиции обязательно должен быть белый.

Использование мазка в ордынской росписи

 

Работают с карточками в парах

 Проверка выполненных заданий

Физкультминутка

Основные виды сюжетов (слайд 14) 

Элементы ордынской росписи (слайд 15)

Схемы композиционного построения (слайд 16)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

«Сундучок знаний» (слайд 17)

 Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:

  • Если я буду называть предмет, относящийся к ордынской росписи, то вы хлопаете в ладоши, если не относится  – топаете ногами

озеро, соль, небо, белка, солнце, полевой цветок, снег, волосы, лось, сахар,изба, дереввья, тетерев.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

7.Применение

(слайд 18)

Творческая работа:

Создать  рисунки-эскизы для изготовления декоративного сувенира   по мотивам традиционного сюжета и  цветовой гаммы ордынской росписи.

Этапы выполнения работы:

  1. Продумать сюжет композиции и цветовую гамму сувенира;
  2. Расписать деталь декоративного украшения по своему усмотрению, используя необходимые для этого краски.

Выполняют задания

8.Рефлексия

“Выставка работ учащихся.Сундучок знаний”

При анализе законченных рисунков, отмечаются разнообразие сюжетов, умелое сочетание орнаментального  мотива с сюжетным изображением. Отмечается умение детей творчески применять различные приемы ордынской кистевой росписи.

Вам понравилось выполнять работы в данной технике?  

Что нового вы узнали на уроке? 

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Как называется роспись и почему у неё такое название?

Из каких элементов состоит данная роспись?

(слайд 19)

Наш урок был, просто класс!!!

 Много нового узнали!

Мастерам воздали славу!                                       

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем, долго-долго помнить будем.

Показывают свои работы, оценивают работы друг у друга.

(слайд 20)Ресурсы:

  1. Образцы росписи:

http://salut1945.narod.ru/photoalbum02.html 

http://stranamasterov.ru/node/360756 

http://stranamasterov.ru/find/nodes/%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C 

  1. Знакомьтесь, Ордынская роспись! http://rinam-style.livejournal.com/23342.html 
  2. Колокольчики. Ордынская роспись : http://www.susun.ru/photo/6816 
  3. У истоков ремесла http://www.culturemap.ru/?region=154&topic=44 
  4. Видео - Сказание о Земле Новосибирской (Ордынский район) http://www.youtube.com/watch?v=jXEjJzjIRJw 
  5. Ордынская роспись http://www.edu54.ru/node/185999