Методический доклад «Развитие творческой активности, эстетического вкуса, эмоциональной раскрепощенности на уроках изобразительного искусства средствами наглядно-иллюстративных методов»

Ступников Василий Владимирович

Учебный предмет «Начальный курс истории изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ступников Василий Владимирович

преподаватель по классу ИЗО дисциплин

МБОУДО «Федоровская ДШИ»

Методический доклад «Развитие творческой активности, эстетического вкуса, эмоциональной раскрепощенности на уроках изобразительного искусства средствами наглядно-иллюстративных методов»

«Искусство – это попытка создать рядом

с реальным миром другой, более человечный»

А. Моруа

«Не стыдись не знать, стыдись не учиться»

«Делай хорошо, а плохо само получится»

Народные пословицы

   Учебный предмет «Начальный курс истории изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

На уроках истории искусств мы должны не только дать определенную сумму знаний, но и ориентировать на осмысление отношения ребенка к художественному произведению; на восприятие художественного произведения как особой деятельности зрителя, т.е. научить ребенка общаться с произведением искусства.

Программа по предмету ставит перед педагогами цель создавать психолого-педагогические условия, направленные на развитие трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, настойчивости. Значит педагог должен не только научить, но и развить активную позицию обучающегося к явлениям в художественной культуре, научить излагать свои мысли о творчестве художников, выражать свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими вилами искусств, для этих задач педагог выбирает такие формы и методы обучения, чтобы они могли быть реализованы.

Цель моего доклада: поделиться опытом, позволяющим эффективно решать поставленные задачи, т.к. преподаю «Начальный курс истории изобразительного искусства» в детской школе искусств более 10 лет.

Я убеждена, что уроки стали более эффективными, когда в детской школе искусств появился кабинет истории искусств, и я смогла весь накопленный материал собрать, систематизировать и адаптировать к условиям кабинета.

Конечно, современный урок не мыслим без интерактивных методов обучения. В кабинете есть компьютер и обучающимся я демонстрирую презентации, видеофильмы, разрабатываю и предлагаю детям выполнить тестовые работы, использую тренажеры, игры.

Но для более глубокого анализа произведения искусства, чтобы дети могли выполнить творческие задания, произведение искусства должно быть перед глазами детей на протяжении всего урока. Поэтому в кабинете собран, создан и оформлен демонстрационный материал по всем видам искусства:

- объемные макеты архитектурных сооружений практически всех стилей, начиная от египетских пирамид и античного Парфенона и до Эйфелевой башни в Париже, дающие возможность детям прочувствовать образы, созданные великими зодчими;

- образцы изделий декоративно-прикладного искусства, помогающие рассказать о различных видах, техниках этого искусства, а также увидеть и понять отличительные признаки народных промыслов;

- портреты великих художников и плакаты репродукции их картин, позволяющие обучающимся узнавать художников и анализировать по данному им плану живописные полотна. Изучив композицию картины, детям дается задание в тетради, сохранив композицию, изменить другие средства выразительности для получения своего образа;

- таблица «Средства выразительности всех изучаемых видов искусств», которую использую во всех классах на разных этапах урока. Обращение внимания к таблице помогает детям вспомнить сложные для них термины и понятия;

- «Таблицы художественных стилей» на которых собраны яркие примеры архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства того периода, а также примеры проявления данного стиля в интерьере и моде современной жизни. Такие таблицы помогают формировать чувство стиля. Использую их на уроке-знакомстве со стилем, и на завершающем уроке, где они помогают детям увидеть общие признаки стиля;

- наборы открыток репродукций картин художников русской и европейских школ живописи и открытки из коллекций ведущих мировых музеев. Открытки нельзя использовать как демонстрационный материал, но с ними можно проводить ряд дидактических игр, например: узнай художника и собери десять его работ; разложить открытки по видам искусств, по художественным стилям, по жанрам. Такие игры позволяют в занимательной познавательной форме закрепить базовые понятия предмета.

Гордостью нашей школы является библиотека, собранная преподавателями, учащимися и их родителями. В библиотеке есть энциклопедические, методические издания и книги-альбомы репродукций великих художников и альбомы-коллекции знаменитых музеев. Дети до и после урока с удовольствием рассматривают репродукции в отличном полиграфическом исполнении. Библиотекой пользуются выпускники для подготовки и защите своих проектов.

Этот материал накапливался годами и позволили сделать уроки иллюстрированными, с учетом особенностей мышления современных детей, у которых преобладает зрительная память. Иллюстрированный метод обучения, не смотря на все технические прогрессы, я считаю. Остается на нашем предмете, ведущим методом обучения.

С появлением кабинета появилась возможность осуществить давнюю мечту: сделать стенд европейских стилей с указанием временных рамок и причин политических, экономических исчезновения одних стилей и появления следующих. На нем наглядно и доступно показана связь между художественными явлениями и влияние одних на другое. Находясь рядом с доской, стенд является отправной точкой каждого урока и внимание учащихся в конце урока снова возвращается к стенду, чтобы они могли сами сделать обобщения и выводы.

Но если уроки, даже если очень хорошо оснащенные, однотипны, интерес детей угасает. Поэтому практикую такие формы урока:

- Урок-встреча («Символика православного храма»)

- Уроки-конференции («Русский реализм»)

- Уроки-экскурсии (Экскурсия в выставочный зал г. Красный Луч)

- Урок-игра (Все семестровые и тематические аттестации проводятся как интеллектуальная игра)

- Урок-защита проекта (Экзаменационный урок для выпускников на котором присутствуют все обучающиеся и преподаватели). Наиболее запоминающиеся уроки были посвящены пейзажной живописи 19 века («Живопись в стихах»), «Образ матери сквозь века». В этом году выпускники начали подготовку к проекту, посвященному 75-летию Великой Победы «У войны недоброе лицо»). Известно, когда объясняет учитель, даже очень иллюстративно и понятно, детьми усваивается только 50-60% информации. Данные уроки ставят ученика на место учителя. О выбранном произведении выпускнику надо рассказать своим младшим товарищам так. Чтобы впечатлить их. Ведь лучший проект определяется голосованием (каждый присутствующий на уроке прикрепляет на планшет с картиной, защита которой ему понравилась, жетон, цветок или георгиевскую ленточку). Такая информация запоминается надолго.

Но и на традиционном уроке, особенно в третьем классе, нахожу время для творческих пятиминуток. Творческое задание тесно связано с темой урока и позволяет закрепить теоретические знания. Так на уроке, посвященном графике, как виду изобразительного искусства, закрепляя средства выразительности графики предлагаю детям в линиях увидеть художественный образ и дорисовать т.е. завершить его, на этом же уроке детям предлагается увидеть, кто спрятался в кляксе и завершить образ.

Знакомя детей с книжной графикой рассказываю о братьях Лимбург и их иллюстрированном «Часослове герцога Беррийского. Затем раздаю заготовки и предлагаю детям начать создавать свой богатейший часослов, нарисовав самое яркое событие месяца. Рисунок без слов должен быть понятен.

Это и подобные задания беру из книги Мэри-Энн Кол «Я-великий художник. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет».

Четвероклассники, знакомясь с искусством первобытного общества выполняют свои «Наскальные рисунки». При этом они правильно должны выбрать объект и материал.

Но больше всего неожиданностей мне приносят уроки знакомства с живописью. Поэтому после того как дети узнали о средствах выразительности живописи, познакомились с композицией произведения, в тетради вклеиваем план анализа художественного произведения и несколько уроков подряд учимся по плану анализировать картины, т.е. читать художественное произведение. За урок удается проанализировать 3-5 картин. В конце урока я предлагаю детям, сохранив композицию популярного известного произведения изменить средства выразительности, чтобы поменялось настроение. Некоторые дети работают над заданием только на уроке, а вот те, которые продолжают работу и дома, поражают своей фантазией.

Одна из неожиданностей ждала меня на уроке в третьем классе. Проанализировав произведение И. Шишкина «На севере диком». Я с удивлением обнаружила, что дети не знакомы со стихотворением М. Лермонтова. Тогда я их попросила нарисовать свою версию сна сосны. Дети на своих рисунках помещали сосну в максимально комфортные условия и получалась почти Левитановская «Золотая осень». Такие эмоциональные переживания заставляют работать и душу, нравственно улучшая качества личности.

Давно не дает мне покоя театрализация, которую мастерски применяет со своими студентами Рубченко Лидия Васильевна. Это еще один пример эмоциональной драматизации на уроке. Думаю, я уже созрела и в ближайшие годы защита проектов будет проведена в такой форме.

А в этом году пятиклассникам на итоговой аттестации я предложу пройти квест. Разбившись на группы они смогут продвигаться по маршруту только правильно ответив на вопрос.

Я в своем выступлении не открыла Америку, более того, многое я позаимствовала у Вас, коллеги. Вы щедро делились своими находками на семинарах. Это позволило мне переосмыслить ваш опыт и сделать свои уроки не только интересными и запоминающимися, но и реализовать задачи учебной программы.