«Передвижная патриотическая выставка арт-объектов «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей»»

Гарец Светлана Адамовна

Концепция проекта «Передвижная патриотическая выставка «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей» заключается в создании 30 арт-объектов, графических новелл, каждая из которых представляет собой законченную историю на основе подвигов настоящих героев времен Великой Отечественной войны и исторических событий.

Арт-объекты для выставки будут создавать в коллаборации учащиеся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Санкт-Петербурга и учащиеся Художественной школы города Иркутска.

В ходе реализации проекта дети будут общаться между собой через телемост в открытом режиме онлайн, что позволит расширить границы целевой аудитории и объединить участников для интерактивного общения.  

Дети создадут команды, которые проведут исследовательскую деятельность:

 просмотр художественных фильмов о войне, о детях во время войны;

-        изучение мемориалов героям войны, памятных мест, истории подвигов героев земляков, где рассмотрят наиболее впечатлившие их примеры героизма;

-        просмотр иллюстраций, зарисовок, открыток;

-        чтение книг на данную тематику;

-        проведение виртуальной экскурсии, музея;

-        беседы в кругу семьи;

-        просмотр семейных архивов, документов, фотографий, наград.

По результатам исследовательской деятельности, дети, посредством живого общения, проведут разноформатные встречи (круглые столы, беседы, т.д.), где обсудят и поделятся полученными знаниями и информацией об истории Великой Отечественной войны, о цене Победы над фашизмом, о мужестве, отваге и о великом подвиге наших предков.

Эмоционально-выразительный образ военной эпохи участники проекта воплотят в арт-объектах в виде графических новелл, которые будут представлены на передвижной выставке.

Проект будет направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения, сохранение исторической памяти и ориентирован на исследование связи семьи с историей всей страны и ее вклад в великую Победу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Передвижная патриотическая выставка арт-объектов «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей»»

 

Авторы:

Гарец Светлана Адамовна,

 методист ГБУДО «ЦРТ»

Шахмуратова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования ГБУДО «ЦРТ»

Кобякова Любовь Васильевна,

педагог дополнительного образования ГБУДО «ЦРТ»

  Санкт-Петербург

2023

Название проекта

 «Передвижная патриотическая выставка арт-объектов «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей»»

ФИО автора проекта

Гарец С.А. - методист;

Шахмуратова Е.А.- педагог дополнительного образования;

Кобякова Л.В.- педагог дополнительного образования.

Срок и реализация проекта

Проект краткосрочный.

Реализация с февраля 2024 г. по май 2024 г.

Краткая аннотация

Концепция проекта «Передвижная патриотическая выставка «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей» заключается в создании 30 арт-объектов, графических новелл, каждая из которых представляет собой законченную историю на основе подвигов настоящих героев времен Великой Отечественной войны и исторических событий.

Арт-объекты для выставки будут создавать в коллаборации учащиеся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Санкт-Петербурга и учащиеся Художественной школы города Иркутска.

В ходе реализации проекта дети будут общаться между собой через телемост в открытом режиме онлайн, что позволит расширить границы целевой аудитории и объединить участников для интерактивного общения.  

Дети создадут команды, которые проведут исследовательскую деятельность:

 просмотр художественных фильмов о войне, о детях во время войны;

  • изучение мемориалов героям войны, памятных мест, истории подвигов героев земляков, где рассмотрят наиболее впечатлившие их примеры героизма;
  • просмотр иллюстраций, зарисовок, открыток;
  • чтение книг на данную тематику;
  • проведение виртуальной экскурсии, музея;
  • беседы в кругу семьи;
  • просмотр семейных архивов, документов, фотографий, наград.

По результатам исследовательской деятельности, дети, посредством живого общения, проведут разноформатные встречи (круглые столы, беседы, т.д.), где обсудят и поделятся полученными знаниями и информацией об истории Великой Отечественной войны, о цене Победы над фашизмом, о мужестве, отваге и о великом подвиге наших предков.

Эмоционально-выразительный образ военной эпохи участники проекта воплотят в арт-объектах в виде графических новелл, которые будут представлены на передвижной выставке.

Проект будет направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения, сохранение исторической памяти и ориентирован на исследование связи семьи с историей всей страны и ее вклад в великую Победу.

Описание проблемы актуальность

В настоящее время актуальность темы патриотического воспитания подрастающего поколения возрастает и приобретает небывалую остроту по всей стране. Современные дети очень далеки от событий Великой Отечественной войны, идеалы в обществе менялись не раз. Прагматичное восприятие истории и современной жизни ведут к равнодушию, эгоизму, цинизму и лжепатриотизму.

Если обратиться к проведенным социологическим исследованиям в различных регионах России, прослеживается печальная тенденция: молодежь мало знает о своих родственниках – героях войны. Только 25 % опрошенной молодежи осведомлена об участии в войне своих близких, 38% что-то об этом слышали, но подробностей не знают и 13 % из общего числа опрошенных вообще не в курсе, участвовал ли кто-то из их родственников в ВОВ. Многие из них не имеют представления об основных сражениях, не знают имена героев Великой Отечественной, они начинают нейтрально относиться к данной теме.  

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов считает, что российской молодежи не хватает патриотического воспитания из-за недостатка воспитательной работы и ориентиров. На государственном уровне  патриотическое воспитание  выделено в качестве приоритетного направления и обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и в реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».

Таким образом, Проект «Передвижная патриотическая выставка «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей» посвящённый дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., отвечает запросу общества и государства, поможет увидеть те события глазами детей, неформально воспитывая в них патриотизм.

Целевая аудитория

Наиболее значимые для проекта стейкхолдеры, заинтересованные в решении проблемы:

  • учащиеся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Санкт-Петербурга и учащиеся Художественной школы города Иркутска в возрасте от 10 до 16 лет (повысят уровень знаний об историческом наследии, сформируют и укрепят чувство гордости и любви к своей Родине и своей значимости и моральное удовлетворение).
  • педагоги дополнительного образования, преподаватели художественной школы (повысят свой профессиональный уровень, реализуют новую форму воспитательной, помогут реализовать творческие замыслы детей, провести онлайн-мероприятия, ориентировать родителей на совместную деятельность с детьми);
  • родители (законные представители) обучающихся (помогут детям собрать необходимую информацию, повысят уровень личностного сознания, укрепят взаимоотношения с детьми и сотрудничество с образовательным учреждением);
  • посетители выставки (получат эмоциональное воздействие от арт-объектов выставки).
  • техподдержка (создание макета писем благодарности, настройка сетевого оборудования).

 Антистейкхолдеры:

  • родители (законные представители) обучающихся (может совпадать участие детей в данном мероприятии с другой более важной для них деятельностью);
  • некоторые педагоги (воспринимают реализацию идеи как дополнительную нагрузку).

Анализ аналогов

Прямые аналоги:

1. «Билборды и геймификация»

В Новосибирске на базе лицея № 22 «Надежда Сибири» прошел всероссийский хакатон по разработке виртуальной, дополненной реальности и мобильных приложений «Кибер Сибирь». В номинации «Герои Родины» юные программисты создавали макеты билбордов к юбилею Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина и разрабатывали приложение с дополненной реальностью о его подвигах с возможностью найти билборд по GPS-координатам, собрать факты, а также с другими элементами геймификации.

 Плюсы: сами программисты при подготовке материалов погружаются в тему истории своей страны. Подобная подача информации востребована детьми и подростками. Она воспринимается естественно, не кажется чем-то чуждым, из другого мира.

 Минусы: не у всех детей и подростков нашей страны есть возможность воспользоваться данными приложениями (отсутствует либо очень слабый интернет, не тянет, отсутствует соответствующая техника, чтобы воспользоваться данным приложением).

2. «Герои спецоперации»

Студенты факультета анимации Университета «Синергия» создали графические новеллы о Героях Российской Федерации, которые получили награду за мужество и героизм в ходе специальной военной операции на Украине.

Плюсы: интересно современному школьнику и подростку, доступно каждому школьнику.

Минусы: не затрагивается тема о ВОВ, которая как раз забывается у подрастающего поколения.

3. «Стена памяти»

В городе Шахунья Нижегородской области Арт-объект «Стена Памяти» - проект, символизирующий и популяризирующий героев - участников Великой Отечественной войны, вставших на защиту Родины. Благодарность им будет увековечена на «Стене Памяти» с использованием изображений детских рисунков (открытый конкурс среди учащихся Шахунского района от 7 до 18 лет).

Плюсы: школьники благодаря творчеству, раскрывают свой потенциал. В процессе школьники изучают историю своей страны, победы в ВОВ, в знак благодарности героям-участникам ВОВ, увековечивания их память в рисунках.

Минусы: изучение происходит в рамках только своего города Шахунья, а дети не изучают историю ВОВ других городов страны, не знают имён, мест, истории других городов.

Косвенные аналоги:

1.«Современное искусство по обе стороны Уральских гор»

Проект Перми и Екатеринбурга между двух музеев обоих городов. Посвящено юбилею городов. Коллаборация в формате серии выставок пермская в Екатеринбурге, а екатеринбургская в Перми.

Плюс данного проекта в коллаборации двух городов, где жители Перми узнают о екатеринбургских художниках, познакомятся с их картинами, и так же жители Екатеринбурга познакомятся с работами художников Перми.

Минус в том, что данный проект рассчитан на взрослую аудиторию, а не на школьников, а как известно патриотизм, нужно воспитывать с младшего поколения, а также в проекте не предусмотрено творчество, просто выставка, а в процессе творчества можно больше узнать о другом городе, интересные факты, развить творческие способности.

2. В рамках национального проекта «Культура» Российский фонд культуры реализует программу культурно-просветительских маршрутов для школьников. Из центральных городов (Санкт-Петербурга и Москвы) побывали учащиеся в других городах страны, а из маленьких городов побывали в Москве и Санкт-Петербурге) – мастер-классы, изучали музейные экспозиции, открывали для себя достопримечательности многих городов).

Плюс данного проекта в том, что ребята путешествуют по России и узнают много городов России, открывают для себя достопримечательности, ходят в музеи, на мастер-классы.

Минус в том, что знакомство такое с городами поверхностное, дети не знакомятся, не общаются с местными детьми, а тем более с ними не сотрудничают в плане творчества, что для школьников было бы невероятно интересно и познавательно.

3. Проект «Любимые места родного города» (проект в рамках одного детского сада города Печора).

Плюсом данного проекта является изучение своего родного города, истории, достопримечательностей, музеев, и т.д. Подключены к проекту педагоги, дети детского сада, родители, администрация детского сада.  

Минус в том, что данный проект в рамках одного детского сада, и изучение только своего родного города, а также дети в процессе изучения своего города не занимаются творчеством, хотя благодаря творчеству процесс изучения города проходил бы гораздо быстрее, и детям запомнилась бы информация на гораздо больший срок.

Основная цель

Цель проекта: создать к 9 мая 2024 года передвижную патриотическую выставку арт-объектов в виде графических новелл, посвященную великим подвигам героев Великой Отечественной войны, посредством привлечения обучающихся в возрасте от 10 до 16, педагогов и иных заинтересованных лиц Санкт-Петербурга и города Иркутска.

Данная цель проходит проверку по критериям SMART, так как конкретная (создание передвижной выставки), измеримая (количество задействованных участников выставки), достижимая (есть мотивация к интересной форме работы), реалистичная (имеется опыт организации мероприятий), привязанная ко времени (в течении 3-х месяцев к 9 мая 2024 года).

Результатом проекта будет продукт - Передвижная патриотическая выставка арт-объектов «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей».

Задачи проекта

Задачи проекта:

  • создать не менее 30 арт-объектов в виде графических новелл для передвижной патриотической выставки;
  • провести социологический опрос для учащихся в начале и в конце проекта, с целью определения уровня представления у детей о Великой Отечественной войне;
  • провести обработку полученных материалов: сравнение и обобщение, выводы;
  • познакомить родителей и детей с проектом, заинтересовать идеей и вовлечь в совместные онлайн мероприятия по укреплению патриотического самосознания;
  • познакомить участников проекта с героями Великой Отечественной, проявивших особый героизм из различных регионов России;
  • познакомить с различными видами графических объектов;
  • создать проектную команду из учащихся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга и художественной школы Иркутской области, педагогов, родителей и иных заинтересованных лиц в количестве не менее 60 человек; 
  • провести три телемоста в открытом режиме онлайн для учащихся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Санкт- Петербурга и художественной школы города Иркутска;
  • провести разно форматные встречи: круглые столы, беседы, исследовательскую деятельность, виртуальные экскурсии, выполнение домашних заданий, презентации и др.;
  • создать и провести передвижную патриотическую выставку: «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей» в городской среде и в цифровом формате;
  • провести обратную связь, рефлексию и анализ результатов;
  • оформить благодарственные письма и поощрить участников мероприятия.

Этапы реализации проекта:

I этап: февраль 2024 год - организационно-диагностический.

II этап: март 2024 год - основной, практико-ориентированный.

III этап: апрель – май 2024 год - заключительный, подведение итогов, выставка.

Концепция

В ходе реализации проекта дети будут общаться через телемост с детьми из другого города и делиться информацией и своими знаниями и участвовать в исследовательской деятельности по изучению исторического наследия.

I этап - февраль 2024 год - организационно-диагностический.

Задачи:

  • разработать вопросы по социологическому опросу для определения уровня представления у детей о Великой Отечественной войне;
  • провести социологический опрос учащихся «Что вы знаете о ВОВ 1941-1945гг. и истории подвигов героев, земляков»;
  • провести обработку полученных материалов: анализ результатов, обобщение, выводы;
  • составить перспективный план работы;
  • познакомить родителей и детей с проектом, заинтересовать идеей и вовлечь в совместные онлайн мероприятия по укреплению патриотического самосознания. 

II этап – март 2024 год - основной, практико-ориентированный.

Задачи:

  • провести три телемоста (в феврале, марте и апреле месяце 2024 года) в открытом режиме онлайн для учащихся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Санкт- Петербурга и художественной школы города Иркутска;
  • создать проектную команду из учащихся изостудии ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга и художественной школы Иркутской области, педагогов, родителей и иных заинтересованных лиц в количестве не менее 60 человек;
  • провести инструктаж участников проекта (приветственное слово, знакомство, правила, определение команд и их название);
  • провести разно форматные встречи: круглые столы, беседы, исследовательскую деятельность, виртуальные экскурсии, выполнение домашних заданий, презентации и др.;
  • познакомить участников проекта с героями Великой Отечественной, проявивших особый героизм из различных регионов России;
  • познакомить с различными видами графических объектов;
  • создать не менее 30 арт-объектов в виде графических новелл для передвижной патриотической выставки;
  • собрать арт-объекты на площадке организаторов проекта в ГБУДО «ЦРТ» Санкт-Петербурга.

III этап – апрель-май 2024 год - заключительный, подведение итогов, выставка.

Задачи:

  • провести социологический опрос учащихся «Что вы знаете о ВОВ 1941-1945гг. и истории подвигов героев, земляков»;
  • провести обработку полученных материалов: анализ результатов, сравнение начальных и конечных результатов, обобщение, выводы;
  • организовать и провести передвижную патриотическую выставку: «Графические новеллы о Великой Отечественной войне глазами детей» в городской среде и в цифровом формате.
  • получить обратную связь, рефлексию;
  • поощрить участников проекта и оформить благодарственные письма участникам мероприятия.

Показатели результативности реализации проекта

В результате реализации проекта к 9 мая 2024 года будет создана передвижная патриотическая выставка арт-объектов в виде графических новелл, посвященная великим подвигам героев Великой Отечественной войны.

Во время реализации проекта обучающиеся узнают об истории Великой Отечественной войны, о цене Победы над фашизмом, о мужестве, отваге и о великом подвиге наших предков. Эмоционально-выразительный образ военной эпохи участники проекта воплотят в арт-объектах в виде графических новелл, которые будут представлены на передвижной патриотической выставке.

Планируемые результаты для учащихся:

Предметные:

  • обогащение знаний о ВОВ, историческом и героическом наследии, об истории жизни своей семьи в годы войны;
  • формирование чувства ответственности и гордости за свою Родину;

умение выражать в художественных образах творческую задачу.

 Личностные:

  • проявление интереса к историческому наследию своей страны;
  • осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов и защитников Отечества;
  • формирование понятия вечной памяти и значимости Дня Победы в истории России;
  • формирование чувства патриотизма.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • проявление творческой активности;
  • развитие воображения и познавательной активности;
  • развитие навыков умения проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • научатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Ресурсы

Человеческие ресурсы: обучающиеся, педагоги, родители.

Технические ресурсы: кабинеты, помещения,  

Мебель: столы, стулья.

Компьютерное оборудование: персональный компьютер или ноутбук, мышь, клавиатура, мультимедийное оборудование, фото-видео.

Презентационное оборудование: интерактивный экран.

Оборудование: треноги под планшеты, планшеты, мольберты.

Информационные ресурсы: мультимедийные презентации, фотоматериалы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, социальные сети – Вконтакте, Telegram-канал., .

Материальные ресурсы: бумага (формат А3), кисти, палитра, краски (гуашь, акварель), карандаши, ластик.

Услуги: печать благодарственных писем, запись презентаций, виртуальных экскурсий.

Экономика

Продукт реализуется за счет авторов и партнеров.

Перспектива

На данный момент проект находится в стадии активной подготовки.

В перспективе планируется:

  • расширение связей по коллаборации с другими городами России;
  • организация и проведение мультимедийной выставки в цифровом формате. VR - формате.

Нашу идею мы планируем представить и как культурную акцию, которую можно разместить на платформе Dobro.ru

Проект может быть интересен другим работникам образовательных учреждений и использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях, а элементы проекта могут быть тиражированы.

Данный проект внесет вклад в распространение идеи нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Текущая

информационная

открытость проекта

Все этапы реализации проекта будут освещены в группе ГБУДО «ЦРТ» в социальной сети Вконтакте https://vk.com/gbudo_crt

Планируемое информационное освещение проекта в СМИ

Освещение о ходе реализации проекта на оф. Сайте партнёра проекта - Художественная школа г. Иркутска

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2021» О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  2.  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
  4.  Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»‎ на 2021-2024 гг.;
  5. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 г. № 22-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»;
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  7.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Список литературы

  1. Яковлев Р. О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017. № 2. С. 169–174.
  2. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 6. С. 27–32.
  3. В.И. Бачевский. Дополнительное образование как эффективный ресурс поиска совершенствований системы патриотического воспитания детей и молодежи/ Организация гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе дополнительного образования / Методические рекомендации. Краснодар 2018г.с 62 -68
  4. Турков Е. А. Восприятие великой отечественной войны российскими старшеклассниками: анализ символов и образов // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 105–109.
  5. Воронцов С. А., Понеделков А. В. Об отношении российской молодежи к Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. // Власть. 2020. Т. 28. № 3. С. 92–98.
  6. Сайганова Е. В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 3. С. 286–290.
  7. Тихонова В. А. Историческая память: духовно-этический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 6–12.
  8.  Быков А. К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // Мир образования — образование в мире. 2020. № 1 (77). С. 41–50.
  9. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. 130–134.
  10. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 199–200.