Персональная выставка как эффективная форма реализации творческих способностей детей и основа взаимодействия с семьей Методическая разработка Третьякова Дана Владимировна методист

Третьякова Дана Владимировна

Данные материалы представляют собою методическую разработку, посвященную персональной выставке  и ее значении во взаимодействии с семьей и в качестве эффективной формы самореализации творческих способностей детей.

Методическая разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам внеурочной деятельности, методистам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

        

Методическая разработка

Персональная выставка как эффективная форма

реализации творческих способностей детей

и основа взаимодействия с семьей

Автор - методист

Третьякова Дана Владимировна

2023 год

Аннотация

Данные материалы представляют собою методическую разработку, посвященную персональной выставке  и ее значении во взаимодействии с семьей и в качестве эффективной формы самореализации творческих способностей детей.

Методическая разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам внеурочной деятельности, методистам, родителям.

Вступление.

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Установления взаимосвязи образовательного учреждения и семьи является решающим условием обновления системы дополнительного образования. Основной целью установления взаимоотношений нашего ДОУ и семьи является создание единого пространства, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. На мой взгляд удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог», и именно выставки детских творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьей.

Главным здесь должна стать атмосфера доверия, взаимопонимания, добра. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект взаимодействия. Педагоги должны понимать сами и объяснять родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогического взаимодействия, их заинтересованное участие в воспитательном и образовательном процессе важно для развития особенностей ребёнка. Только в этом случае возможно создание условий, в которых раскроется талант ребёнка, его способности, только тогда он сможет расти здоровым, умным, счастливым.

Руководящая и организующая роль педагогов по отношению к семье, при организации выставок творческих работ, характеризуется комплексом факторов:

- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

-практическая помощь семье в творческом воспитании детей

- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

- вовлечение родителей в творческую педагогическую деятельность;

- активизация педагогического самообразования родителей.

В основу совместной деятельности семьи и ОУ при организации творческих выставок положены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании творческих возможностей детей;

•это единое понимание педагогами и родителями целей и задач творческого воспитания и обучения детей;

• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование творческого потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Содержание направлений работы с семьей по направлению «Изобразительное творчество»

• На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннему развитию творческих способностей детей в  учреждении дополнительного образования и культуры в творческом воспитании детей.

• Поддерживать стремление родителей развивать творческую деятельность детей в домашних условиях; организовывать домашние выставки семейного творчества, выделяя достижения взрослых и детей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Целью: данной работы является совмещение развивающих и творческих задач в технологию для систематизации достижений ребенка.

Задачи:

  • создание условий для реализации творческих способностей детей привлечение родителей к творческой работе;
  • создание и максимальное использование домащней экспозиции детских работ в целях повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других.
  • знакомство с особенностями организации выставки родителей и детей

Конечный результат: создание видеодайджеста «Мой персональный Эрмитаж» - презентации домашних выставок  воспитанников .

Основная часть

Творческие домашние выставки детских работ  дают возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. 

Выставка «Мой домашний Эрмитаж» становится стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше. Творческие поделки становятся украшением интерьера квартиры, загородного дома.

Организуются краткосрочные выставки и постоянные, периодически обновляемые выставки.

Детские работы являются не только украшением интерьера, но и служат зрительной информацией для других детей и взрослых. Основные принципы организации детских выставок :

- динамичность. Выставки могут меняться в зависимости от сезонности (по временам года, по программе (по определенной тематике, по тематике проектной деятельности.

- многообразие Подразумевается техническое и тематическое многоразнообразие решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с разными материалами, техник выполнения работы.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков.

Персональная выставка как форма презентации достижений ребёнка уходит своими корнями в далекую историю. Давайте сейчас вспомним, что такое выставка, как она зародилась, обозначим основны принципы ее организации..

Выставка — это публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. Различают выставки: местные, национальные, международные и всемирные, а также всеобщие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности (например, Выставка достижений народного хозяйства СССР ВДНХ), и специализированные, посвящённые только одной области деятельности человека. К последним относятся художественные, промышленные и сельскохозяйственные. Также различают выставки периодические (временные) и постоянные.

Художественные выставки - публичный показ произведений искусства. Это форма ознакомления зрителей с искусством (с художественным наследием и с современным искусством). Художественная выставка представляет собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов. Художественные выставки объединяют произведения по какому-либо признаку — по составу участников и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Художественные выставки подразделяются на национальные, региональные, международные, стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные — "биеннале" и др.).

Произведения искусства, составляющие коллекции музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла. Художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвует в становлении и развитии общечеловеческих ценностей. Сфера применения выставок активно расширяется.

Художественная выставка является одним из самых значительных явлений современной культуры. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Классификация художественных выставок

  • Персонально-монографическая – выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности на примере лучших его работ
  • Персонально-тематическая – выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой
  • Тематическая – выставка творческих работ разных художников, художественных произведений в разных техниках, объединенных одной темой
  • Мемориальная – выставка, организованная в память о художнике после его смерти
  • Групповая – выставка, объединяющая работы нескольких художников
  • Парная – художественная выставка двух авторов
  • Международная (региональная, национальная) – выставка, объединяющая художников из разных стран
  • Периодическая – ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства
  • Стационарная – постоянная экспозиция, например, выставки в музеях

История художественной выставки

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Прообразы выставочной деятельности появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата выбиралась та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества – государственных и религиозных идей. С этой целью привлекались произведения искусства.

Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу ХIХ, началу ХХ веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге.

Схема выставочного пространства состоит из выставочной среды, пространства, создаваемого оборудованием и пространства, воспроизводимого размещенными в нем произведениями искусства – экспонатами. Помимо пространственных характеристик выставка обладает и временными, определяющими ее нахождение как события в реальном времени, а также воссоздающими какой-либо временной отрезок прошлого. При организации художественной выставки рассматривается связь пространства физического, занимаемого выставкой, с собственно выставочным пространством, сформированного физическими объектами (оборудованием, экспонатами).

Классификация основных видов выставочных пространств:

1) «профильные», т. е. специально спроектированные и построенные для экспозиционных целей или же длительно функционирующие в этом качестве, приспособленные для таких целей, но изначально не для них не предназначенные;

2) «случайные», в том числе открытые выставочные пространства.

Все перечисленные виды выставочных пространств обладают наличием системы «мест» - акцентных точек, соотнесенных с проекциями ритмических членений пространства. Такая система акцентных точек будет обусловлена в каждом виде выставочных пространств наличием архитектурных элементов, функциональных узлов или же (открытые выставочные пространства) самими экспонатами и их носителями.

Физическая природа пространства выставки предполагает физическое освоение посредством перемещения. Логика расположения акцентных точек пространства является фактором его структурной упорядоченности и адекватного восприятия концепции выставки. Порядок пространственной организации выставки, отделенной преградами от окружающего пространства, отображает такое его свойство как «простор», допускающий в своей открытости явление и присутствие вещей (М. Хайдеггер). Вещи-экспонаты проявляют здесь свои не только эстетические, смысловые и коллекционные качества, но и обретают при взаимодействии и влиянии друг на друга принципиально новое качество – экспозиционное, проявляющееся только в данной выставочной среде.

Роль «мест» в пространстве выставки берет на себя и выставочная инфраструктура (щиты, витрины, постаменты), обеспечивающая возможность вещам-экспонатам не только наличествовать в своих эстетических качествах, но и демонстрировать вновь обретенное качество экспозиционности. В зависимости от конкретной экспозиционной задачи имеется возможность изменять взаиморасположение носителей экспонатов, не нарушая его соответствия акцентным точкам пространства выставки, что позволяет в одной и той же архитектурной среде выставки, используя одно и то же оборудование, осуществлять любые экспозиционные замыслы.

Выставочное пространство можно рассматривать и как семантическую структуру. В данном контексте музейные предметы-экспонаты являются знаками, образующими особый язык, который позволяет «читать» экспозиционные «тексты».

История выставок художественных восходит к публичному показу художественных произведений

 в Древней Греции (с VI в. до н. э.),

 Италии (XV-XVI вв.),

Голландии и Фландрии (XVII в.).

Во Франции Королевская академия живописи и скульптуры начала устраивать выставки работ своих членов с 1653 (с 1699 в Лувре; см. Салон).

В XVIII в. регулярные выставки были организованы в АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. петербургской АХ).

В XIX в. выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений.

 Во второй половине XIX в. официальным художественным выставкам противостоят неофициальным выставкам художественным (например, во Франции "Салон отверженных", 1863) и общественные выставочные объединения (например, германские и австрийские Сецессионы, с 1892).

 В XX в. в капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается множество выставок художественных, имеющих рекламно- коммерческий характер, пропагандирующих буржуазную идеологию. Широкий спектр современных течений представлен на крупнейших периодических выставках художественных: Бьеннале в Венеции (Италия; учреждена в 1895) и в Сан-Паулу (Бразилия; с 1951), периодическая выставка "Документа" в Касселе (ФРГ).

 В России в XIX в. наиболее передовой характер имели выставки передвижников (с 1871). Сложный и противоречивый характер развития русского искусства в конце XIX - начале XX вв. обусловил резкое увеличение числа выставок художественных (выставки "Мира искусства", Союза русских художников, "Бубнового валета" и др.). В СССР и других социалистических странах выставки художественные, предназначенные для широких масс, играют большую воспитательную роль. Среди крупнейших тематических выставок художественных, отражающих развитие социалистического искусства: "15 лет РККА" (1933), "Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран" (1959), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967), Всесоюзная художественная выставка "К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина" (1970), "Молодость страны", "Слава труду" (обе - 1976), "Мы строим коммунизм" (1981) - все в Москве; "Мы любим жизнь" (1966) в Берлине, периодическая "Выставка реалистической ангажированной живописи" (1973) в Софии. Культурному сближению народов и развитию мировой культуры, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными выставками художественными, международной выставки художественные, на многонациональной ("Искусство и Сопротивление", 1965, Болонья, Италия) и двусторонней основах ("Париж-Москва", 1979, Париж; "Москва-Париж", 1981, Москва).

В России в 70-х гг. 19 века Академия художеств учредила специальную комиссию (при участии педагога II. П. Чистякова) и стала проводить выставки ученических рисунков. Одно из первых исследований детского рисунка в России опубликовал В. M. Бехтерев (1910). Собирателем детских рисунков и издателем литературы о них в начале 20 в. был искусствовед Л. Г Оршанский, позже А.В. Бакушинский. В свое время он возглавлял кабинет примитивных искусств при Государственной академии художественных наук (ГАХН), собрал там крупную коллекцию детских рисунков. Современные собрания изобразительного детского творчества существуют в Русском музее (Санкт - Петербург), в детских картинных галереях Кургана, Ростова-на-Дону и др. городов.

Заключение

Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения.

 Персональная выставка рисунков – самая простая, массовая, доступная форма работы, которая позволяет увидеть потенциал юного художника в наиболее полном объёме, наметить пути дальнейшего развития его дарования, возможность самому маленькому автору ощутить атмосферу публичности и значимость сделанного. Это прекрасная возможность для ребенка показать свои достижения и скрытые таланты. Наши педагоги стараются разглядеть в каждом ребенке ту искорку таланта и неповторимости, которая отличает его от остальных. С этой целью и решили проводить персональные выставки наших воспитанников. Уникальность персональных выставок заключается в раскрытии индивидуальных способностей маленького автора. Такие выставки помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой. А у других детей появляется стимул к рисованию.

Известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а рисование является источником хорошего настроения ребёнка. Поэтому стараемся поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству такими персональными выставками. Ведь это мир, который ребята видят по-своему.

Изобразительная деятельность – единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.

В дополнительном образовании большое внимание уделяется развитию ребенка как личности с его индивидуальными способностями. Мы стараемся помочь каждому ребенку самореализоваться – дать ему ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. В этом нам помогают персональные выставки детского творчества.традиции домашних альбомов, «картинных галерей», в которых рисунки маленького художника с первых дней его знакомства с изобразительным материалом собираются и бережно хранятся в семье.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую–ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить родителей, и они отплатят вам тем же.