Доклад на тему "Поиск выразительных средств композиции"

Щербакова Кристина Витальевна

Слово «композиция» (от лат. compositio - составление, связывание) означает соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Под композицией понимают систему правил, закономерностей и приемов, которые служат для организации или построения художественного произведения и его деталей и придает произведению цельность, выразительность и гармоничность. Правила и приемы композиции взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poisk_vyrazitelnyh_sredst_kompozitsii.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Поиск выразительных средств композиции

Слово «композиция» (от лат. compositio - составление, связывание) означает соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Под композицией понимают систему правил, закономерностей и приемов, которые служат для организации или построения художественного произведения и его деталей и придает произведению цельность, выразительность и гармоничность. Правила и приемы композиции взаимосвязаны.

К приемам композиции можно отнести передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. Средства композиции включают формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Любая композиция состоит из взаимосвязанных и согласующихся друг с другом частей. Цельность композиции зависит от связей всех элементов между собой, подчинения второстепенного главному. Недопустимо, чтобы сразу бросалось что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. При этом каждая деталь должна восприниматься как необходимая.

Композиция считается верной, если ни одна ее часть не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; сами части не могут меняться местами без ущерба для целого; ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Основой любой композиционной структуры и непременным условием ее целостности является единство, основанное на подчеркивании в композиции основной идеи, которой подчиняется вся схема компоновки рисунка. Хаотичное расположение элементов рисунка создает ощущение неуравновешенности и дисгармонии.

При составлении композиции следует учитывать, что вертикальные и горизонтальные направления воспринимаются как расположенные в одной плоскости. Это способствует статичному уравновешиванию изображения. Диагональные направления имеют глубинно-пространственное развитие, благодаря чему достигается динамичное уравновешивание рисунка.

Одним из средств обеспечения равновесия композиции является симметрия - закономерное расположение элементов формы относительно плоскости, оси или точки. Различают зеркальную, поворотную и винтовую симметрии.

При асимметрии элементы композиции сочетаются и располагаются таким образом, чтобы ось или плоскость симметрии отсутствовала.

Если симметричная композиция читается легко и сразу, то асимметричная - постепенно. В асимметричных композициях необходима зрительная уравновешенность всех частей по массе, цвету, тону. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких пятен можно уравновесить одним большим.

Равновесие создает ощущение покоя, устойчивости. В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины. Необходимо помнить, что абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует.

Создавая композицию, необходимо выделить сюжетно-композиционный центр (его называют также смысловым или зрительным центром) картины, который будет привлекать внимание в первую очередь. Выделить центр можно освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, показывая главный объект в группе предметов, выделяют его размером и цветом.

Если необходимо показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по значимости, то используют в картине два и более композиционных центра. Сюжетно-композиционный центр не обязательно должен находиться в центре изображения. Он может быть смещен в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Такой прием используют для передачи движения.

Передать движение на плоскости можно и с помощью ритма, т.е чередованием каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими.

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим. Ритм передает движение благодаря особенности зрения. Например, когда мы смотрим на изображение волнообразных линий, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения, т.е. изображение будет казаться движущимся.

В целях создания целостной внешней формы часто требуется усилить или сгладить различия элементов формы. Средством художественной выразительности в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов.

Контраст делает форму заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты:

  • • направления - горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо - наклону справа налево и т.д.;
  • • размера - высокое противопоставляется низкому, длинное - короткому, широкое - узкому;
  • • массы - визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого;
  • • формы - грубые угловатые формы противопоставляются плавным, скругленным;
  • • света и цвета - светлые поверхности противопоставляются темным;
  • • структуры и фактуры поверхности.

Нюансные отношения - это незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.

Основные виды композиции

По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции:

1. Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней.

2. Объемная композиция имеет равномерное развитие по трем координатам пространства и характеризуется замкнутостью поверхностей элементов, воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Она определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства.

3. Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующие его, воспринимается и оценивается качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Примером могут служить интерьеры и градостроительные ансамбли.