План-конспект городского открытого урока "Искусство скифов античной эпохи".

Щербакова Елена Владимировна

Открытый урок для 2 класса ДШИ программы ДПП «Живопись» по предмету «История изобразительного искусства».

В приложении размещены слайды презентации для данного урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._iskusstvo_skifov.docx53.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок для 2 класса ДШИ

программы ДПП «Живопись»

по предмету «История изобразительного искусства».

Тема урока: «Искусство скифов античной эпохи».

Дата: 01.04.2024

Преподаватель: Щербакова Е.В., МБУДО «ДШИ №2».

Оборудование и материалы: презентация Power Point, куклы из ваты в национальных костюмах скифов и славян, изготовленные детьми этого класса в 1 классе в рамках урока «Декоративно-прикладное искусство».

Оформление классной доски: заставка слайд презентации с изображениями памятников искусства периода античных скифов.  (слайд 1) 

Литература:

  1. Петухов Ю.Д.  Русы Великой Скифии / Д. Петухов, Н.И. Васильева. - М. : Вече, 2008. - 416 с.
  2. Коломийцев И. Тайны Великой Скифии  М.: Олма-Пресс, 2005 г.
  3. Окладников А.П. История Сибири Л.: Наука,1968 г.
  4. Высотская Т.Н. Скифские городища -  https://qrim.org/?p=12926
  5. Скифы варвары или развитая цивилизация? -     https://www.slavmir.tv/stati/slavyanskoe-nasledie/skify-varvary-ili-razvitaya-tsivilizatsiya-/
  6. «Оленные камни» - https://eto-fake.livejournal.com/546191.html

Цель урока: сформировать целостное представление и знания у учащихся об искусстве скифов античной эпохи, провести небольшое расследование о сходстве культур скифов и древних славян, рассмотрев это на примере всех видов изобразительного искусства скифов античной эпохи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • В течение урока учащиеся должны усвоить значение искусства скифов в восточной и европейской цивилизации континента Евразия.
  • Уметь: понять суть культуры и искусства скифов античной эпохи.

Развивающие:

 развивать мотивацию и познавательный интерес к изучению предмета;

Воспитательная:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус;

Формы работы: фронтальная[1], групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • уметь применять полученные знания из прошлых занятий;
  • узнавать памятники искусства античностных цивилизаций и скифов;
  • работать с макетами кукол, рисунками, репродукциями предметов изобразительного искусства скифов.

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: 

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

  • выделять главную информацию и представлять её в сжатой словесной форме; 
  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Личностные:

  • готовность к конструированию процесса диалога.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: ознакомление с новым материалом и его применение на практике, а также использование полученных знаний на уроке «Декоративно-прикладное искусство» и «Композиция».

Методы и приемы: беседа, рассказ, просмотр слайдов, обсуждение костюмов скифов и славян на куклах из ваты и комикса на тему «Кто такие скифы?», выполненного учеником 2 класса ДПП «Живопись» Никитиным Елисеем для участия в конкурсе «Хранители истории» при поддержке Фонда президентских грантов.

Понятия, формируемые на уроке: скифы, курган, юрта, «Неаполь скифский», «звериный стиль», глечик, «оленные камни», элементы костюма скифов:         кафтан,башлык, бляшка, «скифский калаф», скифики;  и предметы вооружения скифов: кираса, поножи,чекан (клевец), горит, эфес.

Ход урока:

  1. Организационный этап: 1 мин.
  2. Проверка знаний: 10 мин.
  3. Определение темы урока: 5 мин.
  4. Актуализация знаний: 38 мин.
  5. Рефлексия: 5 мин.
  6. Домашнее задание: 1 мин.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний, приветствие детей. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм. Приветствуют учителя.

  1. Проверка знаний

Учитель: На занятиях прошлых четвертей мы с вами познакомились с  искусством античной эпохи. Что значит слово – античный?

Дети: Значит «древний», относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

У.: Верно. Античная цивилизация оставила особый след на развитии изобразительного искусства западноеропейских государст. Рим пал в 5 веке нашей эры под ударами варварских племён, наступили Тёмные века, а за ними пришло феодальное Среднневековье. Римская империя разделилась на западную и восточную.Территории каких государств мы относим к этим частям света Европы?

Д.: К западноевропейской части относятся варварские королевства, а к восточной- Византийская империя. (слайд 2)

У.: Римляне всех чужеземцев называли варварами. Такими для них были и скифские племена, которые заняли особое место в развитии цивилизации континента Евразия. Сегодня, ребята, мы познакомимся с культурой и искусством представителей этой цивилизации- цивилизации Скифов.

  1. Определение темы урока.

(По мере знакомства учеников с новыми памятниками они записывают себе в тетрадь их названия.)

(слайд3) Тема нашего урока «Искусство скифов античной эпохи».

IV.  Актуализация знаний.

Включается видео со стихотворением А.Блока «Cкифы».

(слайд 4) Александр Блок взволнованно писал: «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». Поэт ставил знак равенства между скифами и их потомками - русскими. Так пишет Петухов Юрий Дмитриевич в своей книге «Русы Великой Скифии». Петухов считает, что на мировоззрение Блока безусловно повлиял западноевропейский взгляд на Россию. Да, по мнению обитателей стран Европы, все, что восточней Польши, - это уже Азия. А Азия, в понимании европейцев, - дикая, раскосая, необузданная.

За тысячелетия своего существования скифы получили от разных племен и народов, от летописцев и историков, множество разных названий. Но в научный обиход они вошли как археологическая культура обширного «скифо-сибирского мира», сравниться с которым по его площадям расселения и влиянию нa человечество, пожалуй, не сможет ни oднa из древнейших цивилизаций человечества.

Сегодня у нас урок-рассуждение, размышление. Мы с вами проследим мысли, теории и исследования разных специалистов в области истории скифов. Поговорим о том, кто такие скифы и как они связаны с нами и с нашей страной. Познакомимся с их культурой, которая оставила свой след в истории мирового искусства.

(слайд 5) На уроках истории Отечества с 6 класса,  вам рассказывали о том, как образовывалась Русь начинаясь со славянских племён, как она росла и крепла, как образовалось русское централизованное государство во времена правления Иван III и т.д. Но есть исследователи, которые считают, что Русь началась ещё до того, как образовались славянские племена.

(слайд 6) В своей книге «Русы Великой Скифии» Ю.Д.Петухов рассказывает нам о России еще более молодой - России Скифской. И неважно, что в те времена такого звучного греко-латино-литературного наименования наша великая держава не носила. Главное, что она была Великая Скифия, населенная русами и прочими народами и племенами. Но здесь мы сосредоточим своё внимание именно на Скифской Руси - необъятной империи (если не «политической», то этнокультурно-языковой), раскинувшейся на гигантских просторах Евразии - и, что чрезвычайно интересно, почти совпадающей в своих границах с Российской империей XIX - нач. ХХвв. [1,5]

(слайд 7) Посмотрите на карту мест обитания скифов. Эта территория весьма обширна: от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая. Но больше всего обитал этот древний народ скифов именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

(слайд 8 Рисунок Никитина Елисея) Так кто же они такие-Скифы? Вот как пишет И.П. Коломийцев в своей книге «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта»: « В начале VII века до нашей эры на границах цивилизованных государств Передней Азии внезапно появились невиданные ранее воины. Они вели бой не спешиваясь, не соскакивая с коней, как это было принято до того у всех остальных народов. Такое поведение всадника казалось диким и абсурдным, но оно давало последнему огромное, неоспоримое преимущество над врагом. Опешившим земледельцам показалось даже, что с окраины Ойкумены (освоенная и заселённая человечеством часть мира) в их уютный мир ворвались толпы фантастических существ: лошадей с человеческими туловищами и головами. Так возник древний миф о кентаврах. Настолько уверенно себя чувствовали в седле эти непостижимые конники.

В течение весьма короткого по историческим меркам времени новые племена установили свое господство на всем Ближнем Востоке. Имя этого народа на долгие века — почти на тысячелетие — стало синонимом воинственного, свободолюбивого кочевника, варвара из далеких северных стран. Древние греки и римляне звали их скифами.» [2,30]

(слайд 9) Скифы существовали начиная с с 8 в. до н.э. по 4 в. н.э., пока  в южнорусских степях не началась сарматская эпоха. После чего ослабевшее скифское государство еще два века продержалось в Причерноморье и несколько столетий в Крыму. [1,187] Скифское царство во II в. до н.э. не исчезло полностью. Часть его со всеми «старыми структурами закрепилась в Крыму. Здешние скифы смешались с местным населением-таврами, строили города и дожили до II - III в. н.э., когда волна «великого переселения народов нанесла по ним удар. [1,189]

(слайд 10) О скифах  мы можем узнать по богатыми археологическими находками из захоронений и реже из  поселений;  петроглифами (древние наскальные   изображения) найденными в Туве, Алтае, Восточном Казахстане, а так же письменным источникам древнегреческих писателей и философов таких, как Гиппократ, Геродот. Связано это с тем, что народам скифского мира был свойственен кочевой образ жизни. С удивлением отмечает греческий историк Геродот во время путешествий по Скифии: «У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой».

(слайд 11) Так выглядели скифы.

Гиппократ писал: «…При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печёт. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет». Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Это мы можем увидеть на росписях  сосудов и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. (слайд 12) 

(слайд 13) Мы уже с вами знаем, что территория расселения скифов на Евразийском континенте-обширна. Известно, что у скифов очень долго не было вообще никаких городов. Но мы можем в полной мере утверждать, что вели они не только кочевой образ жизни, но и оседлый. Уже один тип жилища предполагает оседлость и полностью исключает непрерывное кочевание. Жилище-это важнейший этнографический критерий. Его тип народы способны сохранять постоянным, даже переселившись в совершенно иные природные условия. Судя по раскопкам, в городах типа Неаполя - столицы крымского царства - скифы жили в добротных каменных домах с черепичной крышей; изображения их сохранились на росписях. Вот как пишет Т.Н.Высотская в своей книге «Скифские городища»: «Цари, скифская знать жили в больших добротных домах, крытых черепицей. Для строительства их приглашали, вероятно, греческих мастеров».

(слайд 14) В период архаики (древний) жилище скифа было одним из вариантов кочевнического, крытого войлоком или шкурами, шалаша на повозке.    Петухов в своей книге пишет, что знаменитая степная юрта, которая была изобретена скифами применялась только во время летнего сезона, в качестве своего рода походной палатки. На повозку ставился плетеный верх, который по месту стоянки снимался и превращался в наземное жилище.

(слайд 15) Прутяная решётка юрты была найдена при раскопках пятого Пазырыкского кургана. Любопытно, что верх из тонких досок, образовавший крышу колесницы из этого же кургана, складывался гормошкой, так же как и стены решетчатых юрт.[Окладников, 225]  

Интересен факт, что скифские народы одними из первых стали использовать колесо современного типа – а именно, со спицами. В то время, как по бескрайним просторам скифских земель носились их быстроходные колесницы, чем-то напоминающие знаменитую тачанку, жители цивилизованного Шумера ездили на богато украшенных повозках, передвигавшихся на цельных колесах. По сравнению со скифскими, они двигались как колымаги. [5]

К V–IV вв. до н. э. определяются пастбищные территории. Это ведёт к возникновению постоянных зимовий. (слайд 16)  Для этого строятся бревенчатые рублёные дома. Их близкими копиями являются подземные срубы больших пазырыкских курганов Алтая и саглынских курганов Тувы. (слайд 17)

Учитель: Ребята, а что такое курган? На уроке искусство этрусков мы уже разбирали это понятие.

Дети: Холм. Насыпь над могилой. (слайд 18)

Учитель: В культуре скифов  это место захоронения в виде большого холма над землёй. Об этом мы поговорим чуть позже.

Давайте посмотрим внимательно на рублёные дома скифов.  Они были углублены в землю основой – это полуземлянки или землянки. (слайд 19) Следы подобных сооружений исследованы на скифском городище Лысая Гора у г. Васильевка Запорожской области. Такая полуземлянка имела небольшое, круглое в плане, основное помещение и круглое или прямоугольное входное. Наземная часть постройки представляла собой шалаш с вертикальными стенами без дополнительного крепления крыши. Пазы срубов крыши внизу промазывались глиной, что спасало от морозов.

Вот как пишет об этом автор Петухов: «Скифский дом - «жилище с двускатной крышей, навесы которой защищают стены от стока воды. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее вырезанные из дерева головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. все это живо напоминает нам русскую избу с такими же резными коньками на такой же крыше… Классическая рубленая изба была основным жилищем древних сибиряков.

Города скифы начали строить только в IV в. до н. э. В самом центре скифских степей, на побережье Борисфена на протяжении IV в. до н.э. было основано сразу несколько городских центров. В городах жили ремесленники, в основном мастера литейщики, кузнецы и гончары. Они строили постоянные жилища из бревен и глины. Некоторые горожане продолжали жить в привычных юртах. Они ставили их прямо в городе. Все скифские города были хорошо укреплены. Они были обнесены валами и стенами из сырцовых кирпичей

(слайд 20,21) Самый крупный город Скифии был расположен на левом берегу Борисфена у современного города Каменка в Запорожской области на Украине. Он был частично исследован археологами. Оказалось, что в этом месте находилась столица всей Скифии. В городе были обнаружены остатки мастерских ремесленников и множество греческих вещей. Следует отметить, что городская культура скифов не только существовала, но и достигла высокого уровня развития. В хорошо укрепленных городах процветали торговля, ремесла, искусства, чеканились собственные монеты. Торговые и культурные связи охватывали огромные территории. Достаточно сказать, что скифские монеты были обнаружены даже на Камчатке. Столица была также центром ремесла и торговли. Город был хорошо укреплен. Внутри него за высокими валами и стенами располагались жилища ремесленников и купцов, постоянно живущих в городе, а также базары, общественные здания и храмы - святилища. На окраине города, специально для царя и его окружения была построена отдельная цитадель (крепость), укрепленная каменной стеной и валом. (включается видео «Неаполь скифский.Симвферополь») 

(слайд 22) Городские дома скифы строили из сырцовых кирпичей. Обычно они были слегка углубленными в землю и состояли из нескольких помещений. В них жили, занимались ремесленной деятельностью, иногда здесь же держали скот.

Учитель: Дети, вы уже обратили внимание, что на столе стоят ваши куклы.

(слайд 23) В первом классе на уроке ДПИ вы выполнили скульптуру из ваты. Кто-то делал куклу в русском народном костюме, кто - то в национальном костюме скифов. Давайте вспомним детали этих костюмов и сравним их между собой. Для большей наглядности я раскрасила ваших кукол.

(слайд 24) Здесь представлен костюм мужчины скифа. Состоял он из длинной рубахи, распашного кафтана (верхняя одежда до колен с длинными рукавами часто откидными); плаща-накидки, который плотно оборачивал фигуру и не драпировался; с застежкой на груди или одном плече; широких шаровар или узких штанов, заправлявшихся в мягкие кожаные сапоги (скифики) и пояса с  металлическими бляшками. В формировании такого типа костюма играла практическая потребность в теплой одежде. Плащи скрепляли драгоценными заколками, которые называются фибулой. На голове носили кожаные или войлочные шапки, похожие на башлык.

(слайд 25 и кукла Грицко Софьи) Одежда скифа–война состояла из металлических доспехов. Голову укрывали бронзовым шлемом. Верхнюю часть тела защищал панцирь – кираса (безрукавка из меха животных, покрытая металлическими пластинами) и широкий пояс с металлическими накладками. На ноги надевали бронзовые поножи, которые покупали у греков. Мужская прическа: обязательная борода, довольно длинные волосы у причерноморских скифов.

 Известно  что женщины- скифы тоже были искусными воинами. (щелчок фото куклы Шармановой Вики)

Социальные различия костюмов в условиях доклассового общественного строя у «варваров» не были заметны. Позже верхушка родовой знати отличалась от общей массы только лишь богатством и украшением костюма.

Одежда скифов шилась из выделанных звериных шкур мехом вовнутрь. Использовались также войлочные ткани, льняные и конопляные ткани.

Парадную одежду скифской знати шили из дорогих заморских тканей и украшали множеством золотых нашивок–бляшек с тесненными изображениями зверей, птиц, цветов, воинов и быков.

(слайд 26) Посмотрите на костюм русского мужчины. Согласитесь, что одежда скифов не слишком сильно отличается русского мужского костюма. Русский костюм тоже имеет рубаху, шаровары, распашной кафтан. Такой костюм русские носили  чуть ли не до ХХ века.

Дольше всего традиционная скифская одежда сохранялась в казачестве. А шаровары с лампасами казаки носят до сих пор, и это при том, что с момента появления лампасов прошли тысячелетия. Еще один важный момент – пояс. Эта деталь одежды, как и у славян, считалась знаковой и обережной. Достаточно сказать, что на всех скульптурных изображениях скифских царей и воинов четко обозначены пояса. О значении пояса у славянских народов давно известно, этому посвящены многочисленные труды историков и этнографов. (щелчок и костюм казака) 

(слайд 27) Посмотрим на фото женского костюма скифянки.  Он состоял из длинной туникообразной рубахи и кафтана-халата. Кафтан часто не одевали в рукава (щелчок и кукла Алениной Маши), а накидывали на плечи, подобно плащу и застегивали на груди фибулой. Платья-рубахи были длинными со складками по линии горловины, широкие рукава прибирались у запястья. Подвязывали поясом или без него. Славяне тоже носили такие рубахи. (слайд 28 и фото Суминой Софьи)

Но для красоты скифские женщины  все же одевались в длинные платья. Платья эти украшались вышивками, бисерными обшивками на груди, рукавах и подоле, бусами, пуговицами. На юге, в казачьих регионах  женский костюм представляет собой именно платье, украшенное вышивками, бисером, тесьмой и т.д.

(слайд 29 и кукла Лакизы Веры) Особые функции в женском костюме отводились головному убору. Он был показателям социального положения женщины. Богинь изображали в головных уборах цилиндрической или конической формы. Головной убор часто соединяли с покрывалом. Головной убор украшался золотыми пластинами, орнаментированными растениями и зооморфными узором. Декоративные элементы располагались на твердой поверхности убора, которая отличалась высотой и декором фронтальной части головного убора. Головной убор назывался «скифский калаф» и очень он похож на славянский кокошник.

Интересно,  что сходства в культурах русских и скифов обнаруживают и другие бытовые предметы и произведения прикладного искусства. Совпадает то, чего нельзя подделать, чего нельзя заимствовать: не столько техника, сколько неповторимый стиль, узоры.

(слайд 30) «В жилых помещениях (скифской столицы Крыма – Неаполя) находили красивые пластинки из резной кости, которыми украшались скифские ларцы. Узоры, с любовью выполненные скифскими народными резчиками, живо напоминают по своему характеру русскую резьбу по дереву»-Петухов.

 (слайд 31) Посмотрите на глиняную посуду. Форма обыкновенной бытовой глиняной посуды остается неизменной, если народ вообще сохраняет свою культурную традицию. Даже сейчас еще можно встретить ее наиболее распространенные типы: кувшин обыкновенный (с выпуклыми боками и горлом, расширяющимся кверху, так называемый глечик), горшок обыкновенный (полусферический, яйцеобразный), миска обыкновенная.

Учитель: Мы уже с вами знаем, что такое курган. Это….?!

Дети:  Место захоронения скифов.

(слайд 32) Курган - безмолвный  источник информации об искусстве скифов. Печально, что многие курганы были разграблены. Они находятся на Кубани (в Краснодарском крае и Адыгее) и на Украине. На Кубани это Келермесский и Костромской курганы. Чертомлыгский курган  в Днепропетровской области, Украина. Пазырыкский курган найден в горах Алтая , в Сибии.

Простых скифов хоронили в земляной могиле, клали с ними личное оружие, ставили один-два горшка с едой и питьем. Над погребением насыпали невысокий курган. Совсем иными были гробницы скифских царей и знати. Тело умершего царя, натертое воском и различными ароматическими травами, возили по всем территориям подчиненных племен для прощания. После этого оно доставлялось на специально отведенное для погребения место. Могилу вырывали чаще всего в виде четырехугольной ямы. Сверху ямы или в самой яме над телом покойного воздвигали деревянный сруб. Затем следовали каменная и земляная округлые насыпи, образовывавшие достаточно высокий курган. Часто вместе с царем хоронили слуг и верховых лошадей.  Курганные могильники разных эпох возводились, как правило, в одних и тех же местах, один подле другого; так возникали целые «города. мертвых, поражающие своей древностью и преемственностью более, чем египетские пирамиды.

Хорошо известно, что, начиная примерно с 3000 г. до н.э. В России был принят обряд погребения под курганами. Несмотря на перемену деталей, этот обряд сохранялся до раннего Средневековья (когда был известен у «исторических славян), и исчез только с принятием христианства.

Специально для погребального ритуала в кургане шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения, конская утварь, ритуальные сосуды.

Основным оружием были лук со стрелами, кинжал и чекан (клевец). Стрелы хранились в берестяных колчанах, крытых кожей и носившихся на кожаных ремнях, снабженных бронзовыми пряжками.

(слайд 33) Массивные бронзовые боевые кинжалы имеют форму, широко распространенную в скифском мире. Характерным их признаком является эфес, которому придавалась крыловидная или бабочковидная форма. Кинжалы носили у пояса в деревянных составных ножнах, крытых кожей и часто украшенных аппликацией. Грозным боевым оружием были бронзовые чеканы, массивные, насаженные  на  деревянные  рукояти  длиной  до  70  см. На  нижнюю часть   рукояти  надевался  бронзовый  вток,  а  сам  чекан,  носившийся,  как  и  кинжал, у пояса, был обычно прикрыт кожаным футляром. Защитой от оружия врага   служили   щиты,   состоявшие из деревянных планочек, скрепленных полосками кожи. (Окладников)

(слайд 34,35) Учитель: Давайте внимательно посмотрим на предметы из захоронений скифов. Что здесь изображено?

Дети: …..

На поверхности оружия и ритуальных сосудов наносили изображения реально существовавших в природе и фантастических зверей и птиц. Чаще всего изображали птиц, копытных животных: оленей, косуль, горных козлов, лошадей - и хищников, главным образом кошачьих. Птицы были символами Неба - верхнего мира, а хищники и копытные животные относились к миру земному. Символичность этих животных отразилась на манере их изображения. Иногда животные показаны очень условно, но они всегда легко узнаваемы по своим характерным признакам. Это клюв и огромный глаз у птицы, роскошные рога и копыта у оленей и козлов, чуткие уши, острые зубы и когти у хищников. При этом копытные и хищники часто изображались в сценах борьбы как символ извечного противостояния добра и зла. Но эта борьба происходит под сенью Неба. Символы Неба - птицы, очень условно изображенные в виде клюва и глаза, - можно заметить и в рогах оленей, и в когтях хищников. Возможно, ответ на вопрос о популярности сюжетов этого стиля даст одна старая легенда:

«Крез, царь Лидии, призвал на пир великих мудрецов, в числе которых был скиф Анахарсис. Крез спросил его, какое животное самое храброе. Анахарсис ответил, что это самые дикие животные, потому что они мужественно умирают за свободу. Второй вопрос задал Крез о том, какое из живых существ самое справедливое. Мудрец опять ответил, что самые дикие животные, ибо живут они по законам природы, а не по законам, установленным людьми. А природа есть создание богов, а не человека. Царь, высмеивая Анахарсиса, спрашивал дальше, что, может быть, звери и есть наимудрейшие существа. Анахарсис согласился с этим, заметив, что предпочитать истину природы истине закона есть основной признак мудрости».

 В действительности импульсами к созданию таких изображений животных и  многочисленных изображений борьбы, послужили события военного быта скифов, набеги, победы и поражения, прославление силы   и   беспощадность к врагу.

(слайд 36) Выразительными памятниками древнего искусства являются и так называемые «оленные камни» - стелы   с   изображениями   оленей   (чаще оленей, распластанных в  летучем галопе) и других  животных,  а  также предметов    скифского   времени.   Ареал   этих   памятников  -  Тува,   Монголия и Забайкалье. Около 900 массивных каменных стел с загадочными изображениями, напоминающими оленей, парящих над землей, «разбросаны» по территории Северной Монголии и Южной Сибири. Ученые считают, что это памятники культуры бронзового века и их возраст порядка 3 тысяч лет.

Предполагается, что оленные камни устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений и служили своеобразными памятниками погребенным. Размер гранитных плит от 3 до 15 футов в высоту, чаще всего они встречаются не поодиночке, а группами. Практически на всех камнях есть изображения оленей (как реалистические, так и фантастические, порой эти животные изображались с клювообразными мордами).

И так, сделаем вывод. Животные становятся основной темой скифского стиля. Он выступает как отличительный знак культуры скифского мира. Получил он название - «звериный стиль».

(слайд 37) Хотелось бы ещё упомянуть о сенсационной   находке   в   сокровищницах   пазырыкских курганов - ковер   переднеазиатской   тонкой работы,   древнейший   из   известных в мире.  Такие  ковры выделывались  в I тыс. до  н. э. в Вавилоне, Ассирии, Мидии и  Персии. Они имели в античное время огромную   ценность. Ковер имеет размеры 1.83 м  X 2 м. Центральная часть - поле ковра - заполнена изображениями пятнистых оленей,   затем   идет   пояс,   покрытый   орнаментальными   фигурами. На предпоследнем поясе мы видим  чередующиеся изображения всадников,  спешившихся и едущих на   жеребцах.   И,   наконец,   окаймляющий пояс заполнен изображениями  крылатых  грифонов. Ковер   полихромен,    преобладают    преимущественно   мягкие    тона - красный,   зеленый и др.

 Наш урок подходит к завершению. Следует ометить, что скифы создали не только свое государство, но и свою городскую культуру. Они создали свои поселения и жилища, имели свою традицию погребального обряда, создали росписи, предметы ремесла, в частности посуду, деревянную резьбу, орнамент, одежду. Во всём из перечисленного мы не можем не отметить общие черты с культурой и бытом древних славян. Вот как пишет об этом Петухов: «Становится все яснее, что скифские земледельческие племена наряду с другими народностями и племенами восточной Европы сыграли свою роль в процессах формирования восточного славянства, и что древнерусская культура вовсе не создана варягами или пришельцами из Византии, как об этом твердили заграничные псевдоученые. Русская народность и культура имеют глубокие местные корни, уходящие в глубь веков, и тут уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова о том, что среди, древних родоначальников нынешнего российского народа ... скифы не последнюю часть составляют».

Археологические исследования  и изучения изображений на предметах искусства и сравнения очень красноречивы, указывая нам на то, что скифы возможно действительно наши с вами предки.

Можно, конечно, и не придерживаться такого мнения, но нельзя не отметить тот факт, что  за тысячелетия своего существования скифы оставили свой неизгладимый след в истории мирового искусства. След сравниться с которым по его площадям расселения и влиянию нa человечество, пожалуй, не сможет ни oднa из древнейших цивилизаций человечества.

V.  Рефлексия.

У.: Теперь вы, я думаю, без затруднений сможете назвать произведения искусства изображеные на слайде и к культуре какой цивилизации они относятся. (слайд 38)

Д.: курган,  юрта, чекан (клевец), глечик, предметы ДПИ скифов выполненные в «зверином стиле».

У.: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока.

VI.  Домашнее задание

У.: Домашнее задание: выучить названия всех памятников изобразительного искусства скифов, а также вы должны уметь узнавать их и давать им правильные определения. Спасибо за урок. До свидания.


[1] Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.