Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ» «В краю северного сияния»

Фомина Любовь Эриксоновна

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его проявлениях. На занятиях по общеразвивающей программе «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» «В краю северного сияния» ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя что-то новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня и национально-культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и сил. Самое важное – это то, что в процессе изготовления творческой работы или рисунка, ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности, которые, возможно, он еще не успел открыть. В данной программе формирование изобразительных навыков происходит через знакомство с природой и культурой своего родного края. Радость познания родного края сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для патриотических чувств. Занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_krayu_severnogo_siyaniya.docx77.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т.Уренгой

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа в области изобразительного искусства:

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

«В краю северного сияния»

                                                                            Разработчик:

Любовь Эриксоновна Фомина,

учитель изобразительного искусства,

высшая квалификационная категория,

Соавтор:

Тютяева Анна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Уренгойская  ДХШ»,

высшая квалификационная категория

пгт. Уренгой, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

        Полнота духовной жизни человека во многом определяется  эстетической развитостью его личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической связи с природой и другими людьми.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества

К понятию «искусство» относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и др. Они являются художественно-образными, творческими формами воспроизведения действительности.

Человек, который приобщается к творчеству, и чем раньше это происходит, в каком-либо виде искусства, всегда компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства, его душа более раскрыта для восприятия прекрасного, он видит мир более полно и чувствует его тоньше.

Общеобразовательная школа дает ребенку общие знания об этом мире. Система детских художественных школ  дает возможность ребенку найти нишу для души, а также помочь выбрать профессиональную дорогу в жизни.

   Занятия изобразительной деятельностью позволяют детям эстетически осваивать мир, изучать историю искусств, видеть достижения творцов прошлого и чувствовать глубину искусства нашего времени. Это влияет на нравственное и духовное формирование личности ребёнка. Занятия способствуют развитию индивидуальных художественно-творческих способностей ребёнка, способствуют раскрытию и реализации творческих замыслов.

Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для детей естественна и приятна. Она – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.

В.С.Мухина утверждала, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже – по принятым изобразительным законам. Использование различных техник рисования, влияет на развитие непосредственно восприятия окружающего мира, и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.[1, с.35]

Концептуальные основы программы

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы.

Одна из задач — постоянная смена видов деятельности и художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает совершенствование специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общей работы).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Приоритетная цель художественного образования в детской художественной школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Педагогическая целесообразность программы

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его проявлениях.

На занятиях по общеразвивающей программе «Подготовка детей к обучению в детской  художественной школе» «В краю северного сияния»  ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя что-то новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня  и национально-культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и сил.

 Самое важное – это то, что в процессе изготовления  творческой работы или рисунка, ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности, которые, возможно, он еще не успел открыть.

Изобразительная деятельность  способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности центральной нервной системы, что, в свою очередь, совершенствует координацию движений, совершенствуется  моторика рук, образное мышление, речевой аппарат, усидчивость, терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В процессе освоения изобразительных навыков руки приобретают уверенность, движения становятся точными, а пальцы становятся гибкими.

Отличительные особенности программы

  1. В данной программе формирование изобразительных навыков происходит через знакомство с природой и культурой своего родного края. Радость познания  родного края сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для патриотических чувств. Занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

        Академик Д.С.Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».[2, с.20]

 2. Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям освоить базовые основы изобразительного творчества преимущественно детьми младшего школьного возраста.

Настоящая программа составлена на основе анализа аналогичных дополнительных образовательных программ и отличается  некоторыми важными аспектами:

Учащимся предоставляется уникальная возможность на протяжении всего курса изучить техники по изодеятельности и реализовать свои творческие способности в разных направлениях. Таким образом, естественное стремление ребенка узнать, что-то новое удовлетворяется полностью. Эта программа будет всегда востребована и интересна детям.

 Данная программа  призвана выполнять ряд функций:

  • выявлять и поддерживать детей  в творческой  деятельности;  
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • обеспечивать необходимые условия для  личностного развития ребенка;
  • помогать формированию  общей  культуры  детей и подростков;
  • допрофессионально ориентировать подростков к выбору будущей профессии;
  • организовывать содержательный досуг детей и подростков.

Дополнительное художественное образование, как педагогическое явление, обладает целым рядом качеств:

-  всегда личностно ориентировано;

-  рассматривает воспитательную функцию образования как основную;

-  способствует  реализации творческих устремлений обучающихся, т.к. может предложить им  разнообразные виды творческих объединений;

- выполняет функцию  допрофессиональной  ориентации;

- создает условия для интеграции школьного общеобразовательного и внешкольного дополнительного образования;

- содержит смешанные формы организации образования (индивидуальные, групповые, массовые);

- содействует модернизации методов образования на основе адаптированных, вариативных и авторских образовательных программ.

В учреждениях художественного образования идет не «наполнение ребенка набором необходимых знаний», а происходит максимальное развитие их способностей, наклонностей, интересов.  

В ДХШ занятия идут в рамках свободного времени от общеобразовательной школы и, чаще всего, являются осознанным выбором ребенка или его родителей.  Именно свобода выбора учащимися такой формы образования диктует необходимость искать такие технологии обучения и воспитания, которые создают для обучающихся психологически комфортную, привлекательную для них обстановку, где нет ограничений ни в выборе изучаемых тем, ни в сроках их изучения.

Интеграция индивидуальной работы с групповой создает разнообразные формы образовательных занятий, стимулирующих как личностное развитие детей, так и профессиональное творчество педагогов системы художественного образования.

Приоритетные идеи художественного образования:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности,
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,
  • единство воспитания, обучения и развития,
  • практико - деятельностная основа образовательного процесса.

Адресат программы - 6-7 лет 

1.Переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту характеризуется подвижностью, любознательностью, конкретностью мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В этот период высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. В этом возрасте наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое, неожиданное.

К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл физкультминуток и релаксирующих пауз.

 Особенности поведения детей 6-7 лет

1.высокий уровень активности

2.стремление к общению вне семьи

3.стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

4.понимание различий пола

5.стремление получить время на самостоятельные занятия

6. целеустремленность,  самоуверенность, в некоторой степени агрессивность.

Нормативно- правовые документы

Федеральные законы РФ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.№ 273. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71218428/#ixzz56OY17Ngr// Вестник образования России. – 2013. – № 3-4. –169с.
  2. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ. – [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

Указы Президента

  1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 . – [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html
  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) – [Электронный ресурс]. –  Режим  доступа: https://минобрнауки.рф/проекты/доступное-дополнительное-образование-для-детей
  3. Проект — «Успех каждого ребенка». Национальный проект «Образование». О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204.  – [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

Нормативные акты Правительства РФ

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».  – [Электронный     ресурс].  –  Режим доступа: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html // Вестник образования России. –  2016. –  №3. –  С. 10-26.
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // Вестник образования России.  – 2012. – №24. –  С. 16-17.
  3. Стратегия развития воспитания  в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. –  [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/ //Нормативные документы ОУ. – 2015. – №8. – С. 7-20.

Нормативные акты Минобрнауки  РФ    

  1. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6. – С. 26-32
  2. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). – [Электронный ресурс]. –  Режим  доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&bas=EXP&n=646984.
  3. Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816. Зарегистрирован 18.09.2017 г. № 48226. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008. – Электрон.текстовые данные. – Режим доступа: http://dopedu.ru/  // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – №2. – С.  9-13 // Вестник образования России. – 2014. – №1. – С. 20-28
  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.  Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013г. № ИР – 352/09 // Вестник образования России. – 2013. – №12. – С. 28-35.
  6. Типовое положение о Вашем учреждении)

ГОСТы

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки  России от 04.10.2010 г. №986 г.Москва)
  2. СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)

Региональные нормативные акты

Локальные нормативные акты

Устав

Цель программы- формировать готовность  к обучению в детской художественной школе  на основе развития мотивации к творческой деятельности 

  • воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству на основе обогащения нравственного опыта, представлений о добре и зле, воспитания нравственных чувств, уважения к культуре своего народа и  народов многонациональной России.  
  • развивать воображение, желание и умения подходить к любой деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • овладеть элементарной художественной грамотой на основе формирования художественного кругозора и приобретения опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Задачи:                                                                                                                                                

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
  • развитие наблюдательности, фантазии, способности создавать  художественный образ, выражая свое отношение к окружающему миру;
  • формирование умений и навыков художественной деятельности;
  • ознакомление с  изобразительными  приёмами, разнообразными материалами и художественными техниками;  
  • обогащение  знаний о Севере: природе, жилище, одежде, труде, жизни и культуре коренных народов Ямала.
  • воспитание  чувства уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов;

Принципы организации образовательного процесса

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

  1. самостоятельность учащихся;
  2. развивающий характер обучения;
  3.  интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Обновление содержания дополнительного образования опирается на группу принципов деятельности, определяющих общестратегические задачи. В эту группу входит как приоритетный принцип развития - педагогический: развитие индивидуальных способностей, общей культуры, навыков творческой продуктивной деятельности учащихся; личностное развитие педагогов и рост их профессионального мастерства.

К общестратегическим принципам относится и принцип гуманизации содержания и технологий образования. Принцип гуманистической направленности во взаимодействии педагога и учащегося  требует обеспечения свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки уникального пути развития и самоопределения каждого учащегося.

Этот принцип взаимодействует с принципом демократизации отношений педагога и родителей в разработке индивидуального образовательного маршрута на пути самоопределения учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Реализация принципа вариативности предполагает создание таких условий для выбора направлений, форм и видов образовательно-развивающей и досуговой деятельности, которые бы стали поддержкой различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию как педагогов, так и воспитанников.

Принцип природосообразности предполагает выявление и учет в образовательно-развивающей деятельности индивидуально-психологических особенностей учащихся, возрастные особенности овладения социальным опытом, опору на детскую любознательность, пытливость ума, специфику развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Принцип, который предусматривает ориентацию на уже накопленный человеческий опыт, — это принцип культуросообразности, предусматривающий приобщение воспитанников к достижениям национальной и мировой культуры.

Принцип дифференциации предполагает проектирование образовательно-развивающего пространства для освоения разнообразных форм деятельности и мышления с учетом развития жизненного и социального опыта учащихся.

Реализация принципа психологической поддержки позволит создать эмоционально-благоприятную обстановку в объединениях по интересам для всех детей и в педагогическом коллективе. Признание субъектности всех участников образовательной деятельности, ориентация на личностную, ненасильственную модель взаимодействия обеспечивает детям и взрослым ситуацию успеха, уверенности в своих силах, способствует преодолению тревожности, страха, чувства неполноценности.

Данная дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от «простого к сложному» при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;

принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;

Объем и срок освоения программы:

Уровень освоения программы  общекультурный (базовый). Предполагает удовлетворение познавательного интереса и информированности учащихся в области изодеятельности и развития их индивидуальных способностей; обеспечение адаптации к жизни в обществе, выявление и поддержка детей, проявивших способности; участие в районных, областных мероприятиях учащихся, включение в число победителей и призёров не менее 10% учащихся.

Срок реализации программы – 1 учебный год. Программа составлена в соответствии с требованиями и рекомендациями к программам,  ориентирован на детей младшего школьного возраста.

Количество часов в неделю 2 академических часа, в год 68 часов.

Методическое обеспечение программы

На занятиях используются такие  методы   как -  беседа,  объяснение,  лекция,  игра,  конкурсы,  выставки,  праздники, а  также  групповые, комбинированные, практические  занятия.  

Некоторые  занятия  проходят  в  форме  самостоятельной  работы  (натюрморты),  где стимулируется  самостоятельное  творчество.  

В  период  обучения  происходит  постепенное  усложнение  материала.  Широко  применяются  занятия  по  методике-  мастер – классы,  когда  педагог  вместе  с обучающимися  выполняет   живописную  работу,  последовательно  комментируя   все  стадии  ее  выполнения,  находя  ученические  ошибки  и подсказывая  пути  их  исправления.  

Наглядность  является  самым  прямым  путем  обучения  в  любой  области,  а  особенно  в  изобразительном искусстве.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – знакомлю учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой образовательной программой на текущий учебный год.

Ознакомительное занятие – знакомлю детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – провожу после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагаю работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строю в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводятся в музее, на выставке в Доме культуры, библиотеке с последующим обсуждением в объединении.

Комбинированное занятие  – проводится мной для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подвожу итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с индивидуальными учебным планам в объединении по интересам, сформированы  группы учащихся одного возраста .

1. По составу группы являются постоянными.

2. Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.  Предварительного отбора не производится.

3. Наполняемость групп: согласно требованиям СанПина исходя из площади кабинета  на одного учащегося 4 м2.

Формы контроля: выставки работ учащихся

Учебно-тематический план программы

№ задания

Тема

Кол-во

часов

Из них теор.

1

Вводное занятие. Флора и фауна ЯНАО.

2

0.5

2

«Морошковый рай». Зарисовки мелких растительных форм. Маркер, фломастер

2

0.5

3

Морошковый рай». Зарисовки мелких растительных форм: ягоды. Акварель

2

0.5

4

«Морошковый рай». Зарисовки мелких растительных форм: грибы. Гуашь

2

0.5

5

«Осенняя пора». Ветка рябины . Акварель

2

1

6

«Осенняя пора». Композиция Зарисовки осенних листьев. Тушь

4

0.5

7

 «Я на радуге живу!». Композиция Акварель

2

8

«Холодное зимнее солнце».  Гуашь

2

0.5

9

«В царстве лиственниц». Зарисовки крупных растительных форм (деревья). Уголь

2

0.5

10

«В царстве лиственниц».  Рисунок дерева.  Гуашь

2

11

«Куда дует ветер». Восковые мелки, акварель

2

12

«Живое дерево».

2

13

«Чудо севера, сверкай!» Восковые мелки, акварель

2

14

«Если рыба ходит в речке» Рисунок рыб разных видов

2

2

15

«Вслед за северной совой». Уголь (пастель) Работа с натуры

2

16

«Вслед за северной совой». Рисунки северных птиц

2

17

Композиция «На лесной опушке» 

4

18

«По оленьим тропам» Рисунок оленя

2

19

«По оленьим тропам» Рисунок животных севера. Пастель

2

20

«В лесу» Композиция

4

21

«Здравствуй тундра, милый край!»

Экскурсия в МУК «Музей геологов первооткрывателей п. Уренгой».  Беседа  «Быт и культура жителей Пуровского района». Зарисовки с натуры музейных экспонатов.

2

-

22

«Узоры северного сияния». Орнамент. Маркер

2

0.5

23

«Узоры северного сияния».

Оформление  орнаментом . Гелевые ручки.

2

24

Рисунок человека в национальной одежде. Гуашь

2

25

«Из соседней буровой». Зарисовки транспорта.

2

26

Композиция «Необычный алфавит»

4

27

Композиция «Мой Уренгой»

2

28

Итоговая композиция «Край северного сияния».

4

0.5

29

 Итоговое занятие.

2

2

итого

68

9

Содержание программы

Раздел «Морошковый рай».

Занятие 1. Вводное занятие.

Задачи:. Формирование представления детей о главных природных богатствах родного края,  о разнообразии растительного и животного мира Ямала. Знакомство с отличиями работы на пленэре, от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы.

Содержание: выход на пленэр. Инструктаж по ТБ во время занятий на пленэре.

сбор гербария

Занятие 2. Зарисовки мелких растительных форм.

 Задачи: Формировать навыки работы на пленэре. Развивать наблюдательность и зрительную память учащихся. Обогащать знания учащихся о растительном мире Ямала. Воспитывать  любовь к природе, родному краю. Выявлять творческие возможности обучаемых.

Содержание: выход на пленэр.  Наблюдение за разнообразием и пластикой формы растений в природе. Выполнение зарисовок отдельных цветов, трав. Рассказ о видах графических материалов. Знакомство со способами графического изображения.

Материал: графические материалы, бумага формата А-4

Занятие 3. Этюд  осенних листьев с натуры.

Задачи: совершенствовать навыки  работы акварелью. Обучать передавать цвет и форму натуры и составлять сложные цвета на палитре.

Содержание: изучение отличий породы деревьев по форме листа. Изучение формы и богатство оттенков цвета на осенних листьях. Обучение находить эти цвета на палитре. Работа акварелью методом «вливание цвета в цвет». Рассказ о видах красок и их различиях. 

Материал: акварель, бумага формата А-3

Занятие 4. Зарисовки мелких растительных форм: ягоды.

Задачи: учить рисовать ягоды круглой и овальной формы  и их листья с натуры и по образцу.  Совершенствовать  навыки работы с художественными материалами. Обогащать знания учащихся о растительном мире Ямала.

Содержание: различать и знать названия северных ягод. Изучать их форму и цвет. Находить цвет на палитре. Рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Работа акварелью. Разгадывать загадки в процессе игровой деятельности.

Материал: акварель, бумага формата А-4

Занятие 5. Зарисовки мелких растительных форм: грибы.

Задачи:  научить выполнять простейшую композицию гуашью. Изучить разные способы наложения живописного мазка. Развивать память, воображение, наблюдательность.

Воспитывать экологическую культуру. 

Содержание: закреплять и обобщать знания детей о грибах. Изучать их форму и цвет.  Учить различать и использовать темные и светлые оттенки цветов. Рисовать по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений. Упражнять в игровой форме в умении различать съедобные и несъедобные грибы.

Материал: гуашь, бумага формата А-3

Занятие 6, 7.   Композиция «Осенняя пора» 

Задачи: знакомство с техникой работы тушью. Совершенствовать навыка композиционного решения изображения на листе, эстетического отношения к действительности. Формировать навыки работы различными художественными материалами.

Содержание: сравнение формы  листа с формой дерева. Практические упражнения в расположении изображений предметов на листе: на полосе в один ряд (фризовое расположение), по всему листу. Заполнение формы декоративными элементами.

Материал: тушь, кисть, перо, бумага формата А-3.

Занятие 8 «Я на радуге живу!» 

Задачи: активизировать  познавательную деятельность учащихся. Познакомить с последовательным расположением цветов в радуге. Научить получать фиолетовый, оранжевый, зеленый  цвета, путем смешивания красного, синего, желтого. Прививать чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя.

Содержание: Анализ радуги, как необычное природное явление. Изображение  радуги  с последовательным  расположением цветов. Получение оранжевого, зеленого и фиолетового цветов путем смешивания основных цветов. Рисование поселка под радугой или  на радуге.

Материал: гуашь, бумага формата А-3

Занятие 9. «Мороз и солнце»

Задачи: Формирование нестандартного представления о солнце и его цвете. Развитие образного мышления, понимания выразительности цветового решения. Формирование умения видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Освоение различных  приемов работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Совершенствование колористических навыков работы гуашью.

Содержание: наблюдение за зимним солнцем. Передача «зимнего», холодного освещения с помощью цвета. Растяжка от холодного желтого до синих и фиолетовых цветов, круговыми движениями руки.

Материал: гуашь, бумага формата А-3

Раздел: «В царстве лиственниц».

Занятие 10. Рисунок деревьев графическими материалами.

Задачи: Познакомить с техникой работы углем. Обучить рисовать различные породы деревьев. Воспитывать аккуратность при работе. Развивать наблюдательность и зрительную память учащихся. Изучать возможности графического материала

Содержание: Изображение внешнего строения деревьев, величину ветвей по отношению к стволу дерева, правильно располагать дерево на листе бумаги Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломанной, толстой и тонкой линии. Изображение деревьев графическим материалом. Знакомство с выразительными средствами: штрих, пятно, линия, растушевка

Материал: уголь, бумага А4.

Занятие 11.  Рисунок деревьев живописными материалами.

Задачи: Закрепить знания о деревьях, их признаках, особенностях, умения  понимать, как рисовать разные деревья. Закрепить  приемы работы гуашью, умения передавать свои наблюдения в рисунке. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Содержание: Анализ  характера силуэта дерева, расположения ветвей. Применение разнообразных мазков для передачи характерных черт дерева. Формирование умений и навыков в рисовании от общего к деталям. Уделить внимание фактуре мазка.

Материал: гуашь, бумага формата А-4

Занятие 12. «Куда дует ветер»

Задачи: Закрепление навыков работы в смешанной технике. Обучение способам передачи настроения в рисунке. Развитие образного мышления, восприятия, фантазии, чувства цвета, творческого воображения.

Содержание: Передавать  определенное состояние природы, изображать то, что невидимо (ветер), используя выразительные возможности материалов. Отражать цветом разные эмоциональные состояния природы.

Материал: масляная пастель, акварель, бумага формата А-3

Занятие 12. «Живое дерево»

Задачи: Обучать создавать художественный образ средствами  изобразительного языка. Развивать ассоциативное мышление, фантазию. Формировать активность творческого воображения. Развивать абстрактное и образное мышление. Продолжать формировать представление об изобразительном виде – графика. Формировать композиционные навыи.

Содержание: Придать дереву человеческие черты (антропоморфная трактовка). Создать через изображение дерева образ человека. Предоставить возможность в рисунке самостоятельно трансформировать знания. Закомпоновать в листе.

Материал: акварель, тушь, бумага формата А-3

Занятие 13. «Чудо севера, сверкай!» 

Задачи: Знакомство с техникой восковые мелки.  Совершенствование умения изображать красоту природы и эмоционально на нее откликаться. Экспериментирование, исследование возможностей восковых мелков и акварели.

Содержание: Любование северным  сиянием, как необычным и красивейшим явлением природы. Рисунок северного сияния и отражение его цвета на домах, на снегу. Композиция, в которой больше места отводится небу. Использование смешанной техники акварели и восковых мелков.

Материал: восковые мелки, акварель, бумага формата А-3

Раздел: «По оленьим тропам»

Занятие 14 . Изображение разных пород рыб.

Задачи: Обучать видеть красоту формы, окраски разнообразных пород рыб. Познакомить с техникой акварели «по-сырому». Научить способу последовательного изображения рыбы.

Содержание: изучение пород рыб, обитающих на Ямале. Компонование несколько изображений, располагая их на одном листе. Передача особенностей пропорций, пластики,  формы и цвета рыб. Включение в рисунок разных цветов и оттенков.

Материал: акварель, бумага формата А-3

Занятие 15 . Изображение разных видов птиц.

Задачи: Формировать умения  и навыки работы с натуры. Обучать передавать особенности пропорций, характерных поз, движений. Развивать наблюдательность. Обучать передавать фактуру.

Содержание: изучение  различных видов птиц, живущих на Ямале. Работа с натуры. Изучение поэтапного изображения птицы с натуры. Работа мягким материалом - сангина. Использование различных выразительных приёмов: штрих, линия, пятно, растушевка.

Материал: сангина, бумага формата А3

 Занятие 16 . Изображение разных видов птиц по представлению.

Задачи: познакомить с техникой работы сангина. Обучать передавать особенности пропорций, характерных поз, движений. Развивать наблюдательность. Обучать передавать фактуру.

Содержание: продолжить знакомство с  различными видами птиц, живущих на Ямале. Организовать работу с образца, по памяти и представлению. Закреплять приёмы: штрих, линия, пятно, растушевка. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Материал: мел, пастельная бумага темных цветов формата А3

Занятие 17, 18 Композиция «На лесной опушке».

Задачи: формирование композиционных умений, подчинение главному второстепенного. Выявление композиционного центра. Совершенствование умений работы ограниченной цветовой палитрой.

Содержание: создание композиции на основе, полученных знаний. Организация листа большими цветовыми отношениями. Линия горизонта. Земля и небо. Ограниченная цветовая палитра: охра, фиолетовый, синий, черный, белый. Поиск цветовых нюансов в композиции. 

Материал: гуашь, тонированная бумага формата А3

Занятие 19. Изображение животных Ямала.

Задачи: знакомство с техникой пастели. Обучение передачи особенностей пропорций, пластики движений животных, фактуры. Развитие наблюдательности.

Содержание: Знакомство с разнообразным миром животных Ямала. Анализ формы и пластики животных. Изображение по памяти  и представлению. Работа пастелью. Изображение животных разных по размеру, форме в листе. Передача фактуры меха средствами графики.

Материал: пастель, бумага для пастели формата А3

Занятие 20. Изображение оленя. 

Задачи: Обучать сравнивать фигуру животного с геометрическими формами. Обучать передачи фактуры при помощи приема «сухая кисть». Обучать изображать индивидуальные особенности оленя.

Содержание: Знакомство с символом севера - оленем, его ролью в жизни коренных жителей Ямала. Анализ формы и пластики животного. Изображение оленя по памяти  и представлению. Работа в технике «сухая кисть».

Материал:  гуашь, бумага формата А3

Занятие 21, 22 Композиция «Сказочный Ямал»

Задачи: Совершенствовать композиционные умения. Формировать умение выбирать материал для творческой работы согласно замыслу. Закреплять знания, умения и навыки. Развивать воображение и фантазию, художественный вкус.

Содержание: составление композиции на основе полученных знаний о Ямале. Соединение в одном рисунке нескольких объектов, объединенных общим содержанием.

Материал: по выбору учащегося

Занятие 23. Беседа  «Быт и культура жителей Пуровского района».

Задачи: Знакомить с мифологией, фольклором и литературой коренных народов Ямала, их национальными традициями. Продолжать знакомство с понятием «рисование с натуры». Воспитывать толерантность. Развивать творческую активность

Содержание: показать своеобразие жизни коренных жителей Севера: природы, жилища, одежды, труда. Знакомить детей с жизнью и бытом людей живущих в нашем регионе. Зарисовки с натуры музейных экспонатов.

Материал: графические материалы, бумага А4.

Занятие 24. «Узоры северного сияния».

Задачи: знакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.  Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике. Формировать умение составлять орнаменты. Воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Обогатить жизненный опыт детей.

Содержание: рассказать о взаимосвязи между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметами быта. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения. Изучить понятие о геометрическом орнаменте. Выполнить 2 работ геометрического орнамента в полосе: в чёрно-белом варианте и в цвете.

Материал: маркер, гуашь, бумага формата А4.

Занятие 25. «Узоры северного сияния». (Матрешки с национальным орнаментом)

Задачи: закрепить знания о ненецком орнаменте, его построении, символике. Формировать умение чувствовать и определять красоту ритма орнамента. Обучать видеть и  узнавать орнаменты в одежде ненцев. Понимать роль украшения в жизни человека. Совершенствовать навыки работы с декоративной композицией. Воспитывать уважение к традициям людей коренных национальностей. Развивать воображение, интерес к народному творчеству.

Содержание: Беседа об особенностях ненецкой национальной женской одежды. Заполнение формы матрешки узорами по мотивам ненецких орнаментов. Работа линией, пятном, точкой, штрихом.

Материал: гелевые ручки, бумага для пастели.

Занятие 26. Рисунок человека в национальной одежде.

Задачи: формировать навыки изображения человека, основных его пропорций. Закреплять умения передавать свои знания и впечатления в рисунке. Обучать компоновать в листе фигуры людей в одежде, использовать цвета, характерные для местного колорита.

Содержание: рассказ о жизни и быте коренных жителей, расширение представления о национальной ненецкой одежде: мужской и женской, изучение основных пропорций изображения фигуры человека.

Материал: гуашь, бумага формата А3

Занятие 27 Зарисовки транспорта «Из соседней буровой».

Задачи: Обучать навыкам художественного отображения окружающей действительности. Научить передавать характерные особенности формы, цвета и деталей предмета, соблюдать пропорциональные соотношения частей, закрепить навыки составления целого предмета из частей. Усовершенствовать технику рисования цветными карандашами. Совершенствовать умение работать по памяти и образцу.

Содержание: беседа о различных видах средств передвижения. Изображение специального транспорта, его пропорций и особенностей, характерных деталей. Анализ изображаемых предметов: особенностей конструкции, формы, пространственного положения, цвета.

Материал: цветные карандаши, бумага формата А3,А4

Занятие 28,29. «Необычный алфавит»

Задачи: Обучать работать над композицией с предварительным поиском-эскизом. Обучать выделять цветом композиционный центр. Совершенствовать навыки композиционного размещения на листе, умение реализовать свои замыслы, на основе полученных знаний. Создавать условия для проявления творческих способностей при выполнении рисунков.

Содержание: Предварительные поиски и разработка эскизов. Композиционным центром является главный герой - буква, вокруг которой располагаются предметы быта, животные, растения и т д.  на эту букву, которые можно встретить на Ямале.

Материал: гуашь,  тонированная бумага А3.

Занятие 30 «Мой Уренгой» 

Задачи: формировать композиционные навыки в работе над творческой композицией. Формировать умение выбирать материал для творческой работы согласно замыслу, передавать свои наблюдения и переживания при создании образа поселка. Воспитывать чувство прекрасного в умении увидеть красоту в обыденном, любовь и гордость к родному поселку.

Содержание: Отразить с помощью художественных средств, свое эмоциональное отношение к родному поселку,  показать в рисунке связь окружающей среды и людей.

Материал: по выбору, бумага формата А3,А4

Занятие 31, 32. Итоговая композиция «Край северного сияния».

Задачи: Обучать передавать средствами композиции эмоциональное состояние, создавать цельный художественный образ.. Проявлять синтез умений и навыков, приобретённых в подготовительном классе. Активизировать фантазию учащихся. Развивать образное мышление.

Содержание: итоговая композиция демонстрирует умения реализовать свои замыслы на основе полученных знаний  в течение года, творческий подход в выборе композиционного решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами. При работе над композицией из многих элементов (персонажей и деталей) полностью использовать плоскость листа, включение в композицию изображение фигур людей, животных на первом плане и пейзажа- на втором, гармонично организовать цветовое решение листа.

Материал: по выбору, бумага формата А3

Занятие 33. Итоговое занятие.

Задачи:  Проверка знаний, умений и навыков,  приобретенных за учебный год.

Содержание: занятие - путешествие с игровыми моментами и творческими заданиями на основе полученных знаний  по изобразительному искусству и  Ямале.

Планируемые предметные результаты освоения программы

     В результате освоения программы  должны быть достигнуты определенные результаты:

•   овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

•   способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

•  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку.

• умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

•   сформированность основ художественной культуры, на материале культуры родного края; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

 Литература:

   

  1. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. М. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  2. Материалы дискуссии. Литературоведение и лингвостилистика. — Киев, 1987. — С. 25.
  3. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993 г.
  4. «Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г.
  5. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002 г.
  6. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».- Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010 г.
  7. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004
  8. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007 г.
  9. Акимушкин И.И. Мир животных - М. Мысль, 1998.
  10. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
  11. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
  12. Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 1991
  13. Барков  А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997
  14. Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.: МНЭПУ, 2002
  15. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001
  16. Волина В,В. В гостях у природы. – С.-Пб.: 1968
  17. Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ – Пресс, 1994 г.
  18. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М. Пед. об. России,2000 г.
  19. Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 1999 г.
  20. География Тюменской области. – Св.: 1968 г
  21. Добринский Л.Н. Природа Ямала. – Е.: УИФ НАУКА, 1995 г.
  22. Замятин С. Экология и культура // Новый мир.-  1992 г. - № 9-13
  23. Зотов В. Лесная мозаика. – М. Просвещение,1987г.
  24. Истомин И. Ненецкие сказки - Свердловск: 1987 г.
  25. Красная книга ЯНАО. – Екатеринбург, 1998 г.
  26. Лапцуй Л. На севере утро. – М.: 1977 г.
  27. Мартышин Т.Н. Природа нашего края. Средне-Уральское издание. 1987 г.
  28. Мериминский А. Феноменологические и экологические рассказы – загадки // Начальная школа. – 1992 г.
  29. Омельчук А. На краешке земли. Свердловск: 1990 г.
  30. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993 г.
  31. Рыжкова А. Наш дом природа. – М. : 1997 г.
  32. Федорова Л.В. Северные родники – Тюмень: СОРАН, 2001 г
  33. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М. 2006.
  34. Барщ А.О. Рисунок в средней школе. –М., 2002
  35.  Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н., Авдеев Ю.С., Гусейнов Г.М., Дыминский В.Б., Шеболдаев А.С. «Живопись» учебное пособие для студ. Высш. Уч. Заведения. Москва 2003г. «Владос» гумм. Изд. Центр.
  36. Воловик А. « Все о рисовании» Москва 2001г.
  37. Голубева О.Л. Основы композиции. М., 2001.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
  2. http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
  3. http://www.koob.ru/books/draw/  по  ИЗО – репродукции.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о живописи