«ОСОБЕННОСТИ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА НА УРОКАХ ИЗО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

Сучканцева Наталья Васильевна
ВВЕДЕНИЕ Искусство представляет собой специфическую область познания реальной действительности. Специфичность этого познания заключается в том, что искусство отражает мир в особой форме в художественных образах. Искусство - специфическая область прекрасного. Оно отображает многообразные явления жизни: прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные. Действительно, чувство прекрасного, потребность к красоте живут в человеке с начала зарождения самого человека. А наиболее восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Рисуя, дети начинают лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше дорожить любить. Ведь искусство – это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно учит ценить уникальность человеческой личности. Суть предлагаемой программы заключается в освоении воспитанниками законов, норм, правил, разнообразных видов художественной творческой деятельности, приобретение детьми жизненного опыта, способности увидеть окружающую действительность средствами изобразительной грамоты и художественного конструирования. Изобразительное искусство - это искусство, которое создает на плоскости или плоскости в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность. Нередко считается, что творчество – дар избранных. Это не так. В любом творчестве можно выделить компоненты, определяющие его состав, а значит, представить себе его алгоритм. Роль натюрморта в обучении определяется его наглядностью и доступностью. Особенно необходимо овладеть рисунком натюрморта, будущему педагогу дополнительного образования, где натюрморт занимает одно из центральных мест в учебной работе с детьми, поэтому и выбрана тема «особенности рисования натюрморта на занятиях изо в детской школе искусств» В качестве объекта исследования данной работы мы рассматриваем особенности рисования натюрморта с натуры на занятиях изобразительного искусства. Целью работы является углубленное изучение возможностей преподавания рисования натюрморта с натуры на занятиях изо в системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 «ОСОБЕННОСТИ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА НА УРОКАХ ИЗО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

Выполнила:

Сучканцева Наталья Васильевна

преподаватель МБОУ ДО " ДШИ Ромодановского муниципального района РМ"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

     1.1. Краткая история натюрморта

     1.2. Композиционные основы составления натюрморта

     1.3. Возможности личного показа рисунка педагога

Глава II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКОВ  РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

     2.1. Особенности преподавания рисования натюрморта в условиях системы дополнительного образования

     2.2. Повышение качества выполнения рисунка натюрморта обучающимися

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

                                             

ВВЕДЕНИЕ

Искусство представляет собой специфическую область познания реальной действительности. Специфичность этого познания заключается в том, что искусство отражает мир в особой форме в художественных образах. Искусство - специфическая область прекрасного. Оно отображает многообразные явления жизни: прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные. Действительно, чувство прекрасного, потребность к красоте живут в человеке с начала зарождения самого человека. А наиболее восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Рисуя,  дети начинают лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше дорожить любить. Ведь искусство – это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно учит ценить уникальность человеческой личности. Суть предлагаемой программы  заключается в освоении воспитанниками законов, норм, правил, разнообразных видов художественной творческой деятельности, приобретение детьми жизненного опыта, способности увидеть окружающую действительность средствами изобразительной грамоты и художественного конструирования.

Изобразительное искусство - это искусство, которое создает на плоскости или плоскости в пространстве наглядное и осязаемое  изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность.

Нередко считается, что творчество – дар избранных. Это не так. В любом творчестве можно выделить компоненты, определяющие его состав, а значит, представить себе его алгоритм.

Роль натюрморта в обучении определяется его наглядностью и доступностью. Особенно необходимо овладеть рисунком натюрморта, будущему педагогу  дополнительного образования, где натюрморт занимает одно из центральных мест в учебной работе с детьми, поэтому и выбрана тема «особенности рисования натюрморта на занятиях изо в детской школе искусств»

В качестве объекта исследования данной работы мы рассматриваем особенности рисования натюрморта  с натуры на занятиях изобразительного искусства.

Целью работы является углубленное изучение возможностей преподавания рисования натюрморта с натуры на занятиях изо в системе дополнительного образования.

Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

1.1. Краткая история натюрморта

В переводе с французского натюрморт – «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

Возник натюрморт, в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII в. как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Традиции русской школы натюрморта развиваются в советском искусстве.

Голландские мастера выработали строгие схемы и композиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок. Они видели в вещах «тихую жизнь» и назвали натюрморт «стиллевен». Действительно, изображая цветы, «завтраки», «охотничьи трофеи», художник неторопливо наблюдал то тихую, то шумную борьбу света и тени в ярких бликах металлических кувшинов и темных бархатисто-глубоких тонах тяжелой узорчатой скатерти и таинственного фона; он видел переливчатую игру цвета на перламутровой раковине, густые багряные отсветы вина в прозрачном бокале, холодный блеск фарфора и теплоту румяных персиков; ощущал сытость и довольство бюргера в его пузатых кувшинах, наполненных вином, и в широкогорлых бокалах, лежащих на боку; ему виделось в трепетных извивах стеблей и лепестков цветов стремление вырваться на свободу, к свету; его взор привлекали самодовольство тяжелых кувшинов, высокомерие узких бокалов, тихая покорность в складках брошенной на стол салфетки.

Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер; символический натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни.

К натюрмортному жанру обращаются многие художники. Они прославляют в натюрмортах красоту мира вещей и природы, окружающих нас, рассказывают о сегодняшнем дне, о нашем образе жизни, выражают мысли и чувства человека строителя коммунистического общества.

Натюрморт в качестве учебного задания для рисовальщика крайне необходим. Он дает возможность изучить основные положения реалистического рисунка, способствует развитию творческих способностей каждого обучающегося.

Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов; и дело здесь не только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных задач, которые решать уже приходится по-разному. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; другие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, достаточно выразить характер формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, обучающийся глубоко усваивает принципы линейно-конструктивного построения формы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможность творчески использовать полученные знания и умения.  И, кроме того, в рисунке натюрморта художник должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность—  гипс, бархат, шелк, стекло, металл и т.д.), а это требует известного мастерства, дальнейшего развития технических навыков.

1.2. Композиционные основы составления натюрморта

В процессе исполнения длительных постановок, этюдов, композиционных эскизов,  предваряющих длительные задания, обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как «формат», «точка зрения», «колорит», «тон», изучают правила изображения на плоскости. Работа с натуры направлена на освоение основ профессионального мастерства. Предмет композиции тесно связан с преподаванием рисунка и живописи.

В содержании натюрморта могут быть раскрыты самые различные стороны жизни человека. По замыслу художника он может быть лирическим, интимным, но может иметь монументальный характер или символическое звучание.

Каждая вещь имеет свой неповторимый индивидуальный облик. Одни привлекают наше внимание красотой формы, другие будят воспоминания, навевают мысли о чем-то дорогом или, наоборот, напоминают о событиях, которые оставили глубочайший след в жизни целого поколения людей.

Тема войны раскрывалась посредством изображения личных вещей воинов, предметов фронтовой и тыловой обстановки. Как эхо того далекого времени и сегодня звучат натюрморты, написанные на тему войны современными художниками.

За основу создания художественного произведения берется конкретное жизненное событие — сюжет, но в нем передаются и подчеркиваются такие черты, которые отражают более широкий круг явлений. Важно при этом, не утрачивая верности натуре, придать этим чертам символическое звучание.

Работа над художественным образом предполагает, наряду с умением тонко подмечать характерные явления в жизни, создание выразительной формы, мастерское владение законами реалистической композиции.

Композиция, как одно из действенных средств создания художественного образа, позволяет сознательно строить картину, располагать все ее элементы таким образом, чтобы зритель легко мог воспринять заложенную в ней идею.

Термин композиция (от лат. compositio) означает сочинение, соединение частей в целое. Основываясь на жизненных впечатлениях, художник создает картину, соединяя в ней разрозненные элементы в единую изобразительную форму, подчиняя ее своему идейному замыслу.

Изучение богатейшего опыта классического искусства вооружает обучающихся знаниями общих законов композиции. Конкретные сведения о действии этих законов воспитанники получают на теоретических занятиях. На практических занятиях исследуются частные случаи применения этих законов, изучаются способы, правила, приемы, которыми пользуются художники при создании художественных произведений.

Курс композиции натюрморта является начальным этапом формирования композиционных знаний и навыков. В образной структуре натюрморта мы можем выделить такие составные, как тема, сюжет, композиция, а также свойственные всем жанрам станкового искусства закономерности и правила композиции: ритм,  композиционный центр,  колорит и  т. д. Изучив эти правила и закономерности, на примере натюрморта, обучающиеся получают необходимую теоретическую основу для изучения особенностей композиции в других жанрах искусства.

Отличительная черта творческого натюрморта — полная подчиненность всех элементов композиции выражению темы. При выборе предметов, предназначенных для составления группы, происходит тщательный отбор по тематическому признаку. Естественный подбор предметов придает произведениям большую смысловую убедительность, живость и непосредственность композиции.

Однако не каждая группа, увиденная в натуре, может быть «перенесена» на холст. Природа редко дарит художнику готовый мотив. Щедрая в своих проявлениях, она, тем не менее, предстает перед нами часто в таком виде, что ее приходится приводить в соответствующий замыслу художника порядок. Природный мотив, как правило, бывает, скрыт деталями, и надо обладать достаточно развитым зрением, чтобы суметь выделить нужную группу среди множества подобных нагромождений.

По опыту известно, чтобы создать выразительную композицию, нет необходимости изображать все, что попадает в поле зрения, достаточно отобрать наиболее характерное и придать ему порядок, то есть установить композиционные связи. Уже в простейших сочетаниях немногих предметов (иногда двух-трех) намечаются связи, ярко выражающие смысловое содержание произведения. Подбирая и сочетая различным образом предметы, художник добивается направленного действия этих связей. Сами по себе предметы, являясь продуктом жизнедеятельности человека и природы, хотя и вызывают в нас ассоциативные представления, но не несут художественного образа. Таковыми они становятся, будучи соединенными вместе, вступая в смысловое взаимодействие друг с другом. Радостное чувство восхищения красотой жизни рождают в нас натюрморты из цветов, фруктов, овощей.

Понятие «темы» в натюрморте не ограничивается только сюжетно-литературным рассказом. Проблема решения натюрморта широка и разнообразна. Художника привлекает не только повествовательная сторона дела, но и решение чисто профессиональных задач. Вместе с тем живописец стремится раскрыть и поведать зрителям о внутренних эстетических связях, в которых находятся материальные вещи. Эти связи красноречиво говорят о жизни, непосредственно участвуя в этих отношениях.

Тема органически связана с идейными и творческими устремлениями художника. Она рождается на основе живых и непосредственных связей мастера с жизнью и является отражением его мыслей, раздумий, настроений.

Сюжет.

Конкретным выражением темы в изобразительном искусстве является сюжет. В натюрмортном жанре тема находит сюжетное развитие в группировке предметов, объединенных единым смысловым содержанием. В сюжете или, как еще принято говорить, в мотиве, выражается тематическая завязка, устанавливаются смысловые и пластические связи: масштабные, тоновые, цветовые, намечается и выделяется композиционный центр.

В учебном натюрморте подбор предметов, их пластическая связь обусловлены учебными целями. Однако и здесь смысловая (сюжетная) связь не должна нарушаться. Эмоционально смысловое звучание произведения усиливается, если предметы, его составляющие, имеют функциональную связь между собой.

В разработке сюжетно-пластических связей существует ряд приемов и способов, которые помогают создать цельную и выразительную композицию. Так, предметы могут быть расположены фронтально, параллельно картинной плоскости, размещаться по кругу или иметь диагональное движение вглубь пространства. Каждый раз, руководствуясь замыслом, рисующий придает изображению то спокойно уравновешенное построение, то сообщает ему асимметричное, диагональное движение и т. д. Вместе с тем, применяя ту или иную графическую схему построения композиции, художник придает ей черты жизненной убедительности.

Мы уже отметили один из важнейших моментов создания выразительной композиции — тщательный отбор предметов по смысловому признаку. К этому следует добавить еще один важный элемент композиции — колорит. Все они вместе взятые и составляют арсенал художественных средств, позволяющих художнику выражать свои замыслы. Часть из них решается уже на стадии создания натурной постановки, другие — в процессе работы над эскизом или оригиналом. Прежде чем перейти к рассмотрению методов работы над созданием натурной постановки и эскиза, кратко остановимся на характеристике некоторых наиболее существенных элементов композиции натюрморта.

Композиционный центр.

Устанавливая смысловые и пластические связи в композиции натюрморта, прежде всего, необходимо выделять в ней наиболее важную в тематическом отношении часть и стремиться подчинить ей второстепенные детали. Такая часть явится композиционным центром, который возьмет на себя основную смысловую нагрузку. Отсутствие отбора, наличие в работе нескольких смысловых или зрительных акцентов создает путаницу, лишает произведение цельности. В хорошо организованном изображении должны быть соблюдены нормы соответствия всех элементов композиции закону цельности, подчинения второстепенного главному.

Чаще    всего    тематический центр бывает сдвинут с центральной оси или же далеко отнесен в сторону. С размещением в натюрморте композиционного центра, когда последний сильно смещен в сторону от центральной оси, связана проблема равновесия, то есть создания в картинной плоскости определенного зрительного равенства левой и правой сторон картинного поля. Если композиционный центр сильно смещен влево, правая сторона должна быть уравновешена тональноцветовыми контрастами. Естественно, уравновешенной композицией можно считать симметрично построенную схему. Ассиметричная схема обязательно включает такой элемент, как зрительный противовес. Сдвиги композиционного центра могут происходить как в пределах фронтальной плоскости картины, так и в третьем измерении — вглубь. Классическая схема композиции отводит центральной части место на втором плане. Современная живопись внесла определенные поправки в эту схему и более свободно обращается с элементами композиции.

Композиционный центр может занимать различное положение в пространстве. От этого зависит линейная и цветовая схема произведения. Поставленный в центре группы, он заставит решать постановку по принципу геометрического равновесия, симметрии. В этом случае предметы разместятся строго симметрично, в схеме равнобедренного треугольника.

В зависимости от характера поставленных задач художник определяет и композиционную схему, каждый раз находя новые решения. Так, сосредоточив свое внимание на фактурной и пространственной проработке материала изображаемых предметов.

Существует несколько способов выделения композиционного центра. Он может быть выделен размерами, интересной с точки зрения изображения формой, цветом, тоном или представлять группу предметов, ярко выражающих тему натюрморта.

Другим часто применяемым приемом в творческой работе является использование тоновых и цветовых контрастов. Действие цветовых контрастов, направленных на выделение композиционного центра, можно проследить на многочисленных примерах натюрмортного искусства. Однако, рассматривая различные - способы и приемы выделения композиционного центра, мы лишь условно выделяем их в самостоятельные группы, поскольку на практике они используются в совокупности.

Говоря о значении композиционного центра и его месте в изображении, надо иметь в виду, что хотя он и является важным, но все же не универсальным элементом композиции. Можно назвать немало примеров, когда натюрморт создается и без ярко выраженного центра. Так, натюрморт М. Сарьяна «Ереванские цветы» был построен на основе равенства входящих в композицию

элементов.

                                                Размещение натюрморта в формате.

Специальные упражнения на развитие зрительной памяти, работа по представлению, целевые краткосрочные этюды, связанные с развитием творческих способностей, содействуют формированию композиционных навыков. Создание художественного произведения требует развития образных представлений, умения цельно видеть и передавать в изображении обобщенный на основе выделения главного образ.

Развитие образного мышления в учебном процессе занимает столь же важное значение, как и обучение методам изображения реалистической формы. Это сложная и ответственная часть программы обучения искусству.

Образное видение всегда отличало хорошего художника от ремесленника. Критерием этого отличия является способность выделять из большого многообразия форм и явлений наиболее яркие.

 Поскольку почти все окружающие нас предметы быта в схеме весьма близки, то стоит задача с определенной точки зрения как бы вычленить такую часть замкнутого пространства (картины), которое включало бы в себя не только все предметы, входящие в натурную постановку, но и определенную часть окружающей их среды. Таким образом, практической работе должна предшествовать мыслительная деятельность, связанная с выбором формата, когда обучающийся мысленно вписывает натюрморт в раму с соответствующими размерами сторон.

В процессе этой работы рисовальщику необходимо уяснить, что формат является неотъемлемой частью композиционного решения рисунка натюрморта, и каждая натурная постановка требует своего определенного формата. В одном случае это должен быть прямоугольник, в другом — квадрат, в третьем — формат, приближающийся к квадрату. Все зависит от того, как сгруппированы предметы натурной постановки, какую часть пространства занимает натюрморт в окружающей среде.

Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой весьма важной задачи со стороны ученика должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде, которая окружает их (фон, предметная плоскость). Изображаемые объекты должны закомпоновываться в плоскость формата так, чтобы им не было «тесно», своими крайними точками они не должны очень близко подступать к границам формата. Слишком крупное изображение создает впечатление разрушения плоскости листа, предметы как бы «вываливаются» из картинной плоскости. Слишком мелкое изображение натюрморта, теряясь в плоскости листа, становится как бы второстепенным и тем самым не отвечает основной учебной задаче.

Итак, формат и величину изображения следует рассматривать как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта, что, собственно говоря, и является первоначальной основой организации плоскости формата. Последующий этап организации плоскости формата связан с размещением предметов, входящих в натюрморт, относительно зрительного и геометрического центра. Предметы надо группировать таким образом, чтобы рисунок был уравновешен как по массам, так и тональным пятнам. Поиск формата и организация плоскости должны решаться через эскизы композиционного характера.

Часто можно наблюдать, когда этот вид работы обучающийся начинает не с определения границ формата, а с контурного изображения предметов и только потом приступает к решению формата, очерчивая набросок натюрморта рамкой того или иного размера. Такой путь кадрирования говорит о пассивном отношении к среде, окружающей предметы.

1.3. Возможности личного показа рисунка педагога

        Одно из важнейших средств наглядности обучения - педагогический рисунок. Рисование педагога одновременно с его обстоятельствами объяснениями, с одной стороны детальнее раскрывает и конкретизирует слово педагога, с другой – показывает приемы построения изображения, что так важно для обучающегося. Поэтому обучение педагогическому рисунку, будет ли оно проходить на занятиях академического рисунка или на специальных занятиях по методике преподавания, должно обязательно сопровождаться словом рисующего. Молчаливое рисование педагога не даст должного результата, здесь важно выработать координацию между движением руки рисовальщика и его словом.

        Соблюдая принцип наглядности, педагог должен вести обучение так, чтобы оно было ясным, понятным и убедительным. Обучающимся необходимо разъяснить и показать на примере, где это только возможно, как применять те или иные законы и правила рисования.

        Педагогический рисунок помогает не только восприятию и пониманию отдельных фактов, но и осознанию тех мыслительных и графических процессов, без которых не возможна работа рисовальщика.

Высоко оценивая педагогический рисунок,  широко применяя его, надо в то же время помнить, что педагогический рисунок является не самоцелью, а только вспомогательным средством для достижения основной цели – твердого усвоения теоретических и практических навыков обучающимися.

        В основном педагогический рисунок применяется для раскрытия закономерностей строения формы и сложных основ правильного, реалистического построения изображения. Поэтому все задания по педагогическому рисованию, предусмотренные программой, должны сопровождаться словесными пояснениями обучающихся, независимо от того, будут ли они работать дома самостоятельно или в присутствии педагога.

Рисунок для ребенка на классной доске или на бумаге по своему назначению – разъясняющий. Он должен быть четким и ясным по форме и грамотным.

Такое рисование заставит воспитанника сразу же подыскивать необходимые слова. Начинающему надо учесть очень важный педагогический и психологический момент. Начав объяснять. Рисовальщик заметит, что рука перестает его слушаться, и рисунок не получается; заострив все внимание на рисунке, он перестает говорить. Здесь важно поступить следующим образом: начните говорить очень медленно и не торопитесь делать свой рисунок, объясняйте каждую черту, каждую линию на своем рисунке. Тогда вы попадете в ритм движения руки и своего слова.

Глава II.  ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

2.1. Особенности преподавания рисования натюрморта в системе дополнительного образования

Для наилучшего результата необходимо выбрать правильный путь, то есть определить такую последовательность ведения рисунка, которая способствовала бы продвижению в работе. В ходе работы над рисунком натюрморта педагогу приходится решать целый комплекс задач — от размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики тоном с учетом освещения и среды. П. П. Чистяков, говоря о значении «порядка» в рисовании, указывал: «Каждое дело... требует неизменного порядка, требует, чтобы все начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания... нарушение порядка в делах приносит вред и ведет к совершенной неверности и путанице...».

«Порядок» в рисовании натюрморта заключается в соблюдении последовательности процесса работы от начальной стадии рисунка до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает воспитаннику возможность сознательно строить рисунок на каждой его стадии.

При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать:

предварительный анализ постановки;

1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2) конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;

3) светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений;

4) детальная проработка формы тоном;

5) обобщающий этап работы над завершением рисунка.

Остановимся на каждом из перечисленных этапов подробнее.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Обратить внимание на эффекты освещения — с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно формы предметов выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги — вертикально или горизонтально. Например, если бы в нашей постановке мы захотели включить в композицию край стола, его угол, то лист бумаги следовало бы положить вертикально, в данном случае лучше горизонтальная композиция.

В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. Руководствуясь эскизом, сначала находится общий абрис всей группы натурной постановки. Определив общее местоположение будущего изображения на листе, переходят к поиску места для каждого предмета и установлению основных пропорциональных величин между ними. Первый этап рекомендуется вести легкими линиями, без лишней загрузки бумаги.

Второй этап работы начинается с конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспективного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину.

После построения больших форм переходят к работе над более мелкими деталями с учетом их взаимосвязи с основной формой.

Третий этап работы над рисунком связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установлением основных тональных отношений, как между предметами, так и фоном. Определив на рисунке границы светотеневых градаций, вначале следует легким тоном проложить собственные тени на всех предметах. Причем прокладку тени надо начинать с самого темного объекта, что дает возможность правильно определить силу тона собственных теней на других предметах. Чтобы придать устойчивость предметам на плоскости и обозначить саму плоскость, вслед за прокладкой собственных теней надо проложить падающие тени.

Прокладка собственных теней дает возможность вести сравнение больших объемов рисунка с натурой и тем самым позволяет уточнить пропорции. После уточнения и, если необходимо, исправления допущенных ошибок в пропорциях следует проложить полутени и усилить по тону собственные и падающие тени. Основные светотеневые прокладки необходимо решать не к белой бумаге, а к фону, поэтому работа над фоном должна идти одновременно с выявлением объема.

Этому этапу работы над рисунком натюрморта должно быть уделено самое серьезное внимание. Ведь от того, насколько верно решена большая форма, насколько правильно найдены основные тональные отношения, зависит дальнейшая детальная проработка всей группы предметов.

Четвертый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, с выявлением светотеневых оттенков, материальных качеств всех элементов натюрморта. Однако, прорабатывая отдельные предметы или детали, не следует доводить их до полной завершенности сразу, надо все время вести сравнение их как между собой, так и с натурой, следя за тональными отношениями.

Рисующий не должен забывать о рисовании от целого к частям, и от части к целому. В ходе детальной проработки рисунка натюрморта может оказаться, что отдельные части будут переделаны, благодаря чему рисунок воспринимается дробно. Пестрота в рисунке может быть и за счет нарушения тональных отношений между предметами, первого и последующих планов. Поэтому пятый этап работы над рисунком натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, что достигается, с одной стороны, обобщением, как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой — конкретизацией предметов первого плана.

2.2. Повышение качества выполнения рисунка натюрморта обучающимися

В ходе занятий в группах детской школы искусств было проведено исследование. На первом этапе исследования была проведена входная диагностика по выявлению уровня знаний обучающихся. Было дано следующее задание: выполнить рисование натюрморта с натуры. Результаты показали, что уровень знаний обучающихся группы 1 года обучения немного ниже, чем у группы 2 года обучения. В группе 1 года обучения возникли следующие сложности:

  • не владение основами композиции,
  • сложности в использовании метода визирования,
  • некачественное решение натюрморта в тоне.

Так как результативность группы 1 года обучения оказалась слабее, чем у группы 2 года, поэтому я решил группу 1 года обучения сделать экспериментальной. Следующим этапом исследования стало изучение степени влияния применения практических навыков при рисовании с натуры на общее мастерство изображения натюрмортов. Задача состояла в том, чтобы наиболее сильные обучающиеся 1 года, выбранные мною, принимали активное участие в ходе занятия. В данном случае обучающиеся не только принимали активное участие в обучении рисования натюрморта в графике с натуры, но и с интересом работали в практической деятельности, в данном случае осуществляли личный показ поэтапного выполнения натюрморта в графике, что имело очень большое значение для развития практических навыков обучающихся в данной деятельности.

Личный показ осуществлялся несколькими обучающимися под руководством педагога. Первые два этапа выполнял один обучающийся. Он осуществлял личный показ, который сопровождался речью педагога. Вторые два этапа выполнял педагог, а теорию сообщал следующий помощник. Последние два этапа аналогично первым двум этапам.

В ходе занятия были замечены следующие изменения, что группа 1 года обучения с большим интересом слушали своих товарищей, они старались выполнять работу аккуратно и качественно, следуя инструкциям своих товарищей, т.к. помощники педагога были хорошо подготовлены к занятию, четко и понятно излагали материал по данной теме, а так же очень ответственно отнеслись к этому заданию.

По окончанию занятия группа 1 года обучения хорошо справились с поставленной задачей занятия. Были замечены изменения в лучшую сторону, такие как: размещение изображения на листе, они научились правильно использовать метод визирования, усвоили навыки выполнения натюрморта в тоне. Так как группа 2 года обучения  не являлась экспериментальной, занятие прошло по традиционной методике. Результаты исследования показали следующее: группа 1 года обучения, которая являлась в начале моего исследования слабее группы 2 года обучения, то по окончанию исследования он поднялся по уровню развития практических навыков на одну ступень выше группы, которая обучается 2 год.

Исходя из этого, следует вывод, что выполнение натюрморта в графике с натуры действительно занимает важное место в обучении, он способствует развитию творческих способностей, практических навыков моторики руки, глазомера, логического мышления и формирует способы научного анализа, активизирует познавательную деятельность.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В процессе обучения изобразительному искусству мы убедились, что рисование натюрморта занимает весьма важное место. Прежде всего, следует отметить, что учебные постановки натюрморта помогают понять и практически усвоить такие основы изобразительной грамоте, как перспектива, линейно – конструктивное построение формы на плоскости, законы распределения светотени на форме в зависимости от ее конструкции.

      Натурные постановки, составленные из предметов различной окраски, являются наиболее подходящим материалом для изучения светосилы и диапазона тональных отношений. Кроме того, натюрморт, как многопредметная постановка, ставит  обучающихся перед проблемой обязательного решения поставленных задач.

       

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом» – М.: Просвещение, 1982. - 138 с.
  2. Стасевич В.Н.  «Изобразительное искусство в школе»- 47 с.
  3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты»  М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  4. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М.: Просвещение, 1977. - 242 с.,
  5. Костерин Н.П. «Учебное рисование.- М.: Просвещение» М 1984.- 240 с.
  6. Ростовцев Н.Н. «Методика обучения рисованию» - 253 с.
  7. Романенко В.Н. «Художественная школа» - 46 с.