Методическое сообщение "Методы и приёмы обучения рисунку в ДШИ" (2021)

Колупанова Лариса Ивановна

методические рекомендации педагогам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_premy_obuchenya_risunku.docx19.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДШИ».

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. Учебное рисование имеет свои специфические особенности и свой систематический курс рисования.

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок, или академический рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением. Рисунок выполняется от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты.

Методы и приёмы обучения рисунку.

     Актуальной и приоритетной задачей образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. К числу ключевых характеристик творческой личности следует отнести интуицию, фантазию, оригинальность, инициативность, упорство, работоспособность и высокую самоорганизацию. Творческая личность, обладающая данными качествами, находит удовлетворение не столько в результатах, сколько в самом процессе творчества. В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся творческих способностей на занятиях рисунком в ДШИ. Обновление современной системы детского художественного образования, учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика. Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике.  С уверенностью можно сказать, что без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека способности не имеют возможности реализоваться в полной мере. Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

- личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;

 - деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;

 - социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования.

Отметим, что интегративное качество личности объединяет признаки, свойственные творческим способностям:

1) устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

2) изобразительная грамотность;

3) изобразительная культура;

4) создание художественного образа;

 5) эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств;

 6) зрительная память.

К ведущим свойствам художественно - творческих способностей относят:

 - свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

 - память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

 - эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; - волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, ритма, гармоничного тона, перспективных сокращений объёмных предметов, движения. К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят: - свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.;

- сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке. Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Это определяет ведущий характер данных свойств. Все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественнотворческие способности со знаниями, умениями и навыками. Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры. Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей.

Таким образом, рассматривая базовые принципы развития творческих способностей в процессе художественно-изобразительной деятельности, мы исходим из следующих общеизвестных положений:

- во всех сферах современной общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные;

- творческие способности определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;

 - в развитии творческого потенциала личности существенных положительных результатов можно достичь именно на начальном этапе обучения, в школьном возрасте совершенствуется воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества;

Методические рекомендации к проведению занятий по рисунку в ДХШ. Рисунок – ведущая дисциплина в детской художественной школе. Рисунок является основой изобразительного искусства, без него не может существовать ни один вид изображения. Цель – научить учащихся реалистически грамотно отображать окружающую действительность графическими средствами, создавать выразительное художественное изображение на картинной плоскости. Задача обучения рисунку состоит в усвоении метода построения объемной формы на плоскости, приобретении опыта изображения на основе индивидуального восприятия, анализа окружающей действительности и научных основ реалистического рисунка. Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного к общему, от простого к сложному.

 Процесс обучения проводится на основе изучения натуры. Основы грамотного рисунка - это:

 - гармоничная компоновка изображения на листе;

- точность пропорционального и перспективно го построения;

 - квалифицированная передача светотеневых отношений штриховой техникой.

Практические занятия рисунком должны развивать у учащихся детской художественной школы умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, способность видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги. Обучение рисунку дает не только графическую грамотность, но и воспитывает художественную культуру.