Главные вкладки
Программа учебного предмета "Композиция" по Дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Школа дизайна»
Программа учебного предмета "Композиция" создана для освоения предмета "Композиция" в детской школе искусств для детей в возрасте от 7 до 9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
(МАУДО «ДШИ»)
«Челядьлы искусство школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение («ЧИШ» СТСМАУ)
РЕКОМЕНДОВАНА: МС МАУДО «ДШИ» От г. Протокол №2 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО «ДШИ» ___________________Уласевич Г.В. |
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУДО «ДШИ» От г. Протокол №2 |
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Школа дизайна»
Программа учебного предмета
«КОМПОЗИЦИЯ»
Направленность: художественная
Уровень сложности содержания – базовый
Возраст учащихся – 7-9 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Козлова П.Е.,
преподаватель
МАУДО «ДШИ»
Сыктывкар
2024
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы учебного предмета;
- сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- форма организации учебного процесса;
- цель и задачи программы учебного предмета.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- учебно-тематический план;
- содержание разделов и тем.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- планируемые результаты освоения программы по годам обучения.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- критерии оценки.
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- методические рекомендации преподавателям по организации учебной деятельности учащихся;
- методы и технологии обучения и воспитания;
- информация об используемых электронных образовательных ресурсах, информационных технологиях.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- описание материально-технических условий реализации программы.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- список нормативно-правовых документов;
- список учебно-методической литературы для преподавателя;
- список учебной литературы для учащихся;
- список электронных образовательных ресурсов;
- список средств обучения.
8. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция» является составляющим компонентом дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Школа дизайна», разработанной в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа ;
- Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от № 44/2019-619 "О внесении изменений в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от № 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39\06-ГИ» «О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
с учетом лучших традиций художественного образования, многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в ДХШ, ДШИ.
В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» одними из основных направлений социально-экономической политики Республики Коми являются: рост численности населения с высоким уровнем духовно-нравственного благополучия, направленность на высокий уровень культурного развития на основе традиций и единства многонационального народа Республики Коми.
Программа «Школа дизайна» способствует реализации указанных стратегических целей, т.к. занятия по программе направлены на раннюю профессиональную ориентацию, развитие художественных способностей детей через овладение основными базовыми профессиональными умениями и навыками, развитие творческого потенциала, социализации детей младшего школьного возраста на основе формирования общей культуры и доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Основное предназначение программы – формирование общей культуры, создание условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка, реализации позитивных духовных и культурных интересов личности; формирования основ духовно-нравственных и культурных ценностей с учетом традиций и образцов культурного наследия разных народов нашего государства, а так же мировой художественной культуры; формирование справедливых и доброжелательных взаимоотношений с окружающими; развитие эстетического вкуса, расширение кругозора и знаний в области изобразительного искусства с углублением знаний в области дизайна.
Актуальность программы по предмету «Композиция» заключается в ее направленности на приобщение детей к изобразительному искусству с углублением знаний в области дизайна, нацеленности на раннюю профессиональную ориентацию, всестороннее художественно-творческое развитие и социализацию детей младшего школьного возраста на основе лучших традиций художественного образования, многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства ДХШ, ДШИ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании комфортной образовательной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства. В основе программы заложен принцип развивающего и воспитывающего обучения. Развитие, воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится на основе приобретения знаний, овладения умениями и навыками при одновременном параллельном формировании мировоззрения, воспитания черт характера личности учащихся. Каждое занятие направлено на овладение основами художественного творчества через активную познавательную и творческую работу. Дети учатся аккуратно обращаться с художественными материалами, у них формируются умения и навыки культуры художественной деятельности: составление плана предстоящей работы, самодисциплина.
Программа по предмету «Композиция» является частью комплексной дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Основы дизайна». направлен на эстетическое воспитание, на приобщение учащихся к искусству Республики Коми, а также мировой художественной культуре, приобретению знаний и умений в различных областях дизайна.
Методически грамотно построенные занятия предмета «Композиция» совершенствуют художественные навыки мелкой моторики, внимательности, дают возможность овладеть техниками бумагопластики, элементарного проектирования из бумаги и картона, развивает сообразительность и фантазию.
Данная дисциплина ориентирована на развитие эстетического вкуса учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной художественной культуры. Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в художественном образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, навыков коллективного общения, развитию фантазии, раскрытию индивидуальности.
Направленность программы: художественная.
Вид программы по уровню освоения: базовый.
Адресат программы: программа учебного предмета «Композиция» адресована учащимся младшего школьного возраста от 7 до 9 лет. На обучение по программе принимаются все желающие.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Виды занятий по организационной структуре: аудиторные учебные занятия, контрольные занятия, открытые занятия в классах постоянного состава.
Срок реализации учебного предмета
При реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Школа дизайна» со сроком обучения 3 года срок реализации учебного предмета «Композиция» составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий в 1 – 3 классах составляет 35 учебных недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом учреждения
на реализацию учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Композиция» с 3-летним сроком обучения: аудиторные занятия с 1 по 3 классы – 1 час в неделю.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут (в соответствии с СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Композиция» со сроком обучения 3 года составляет 105 часов.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Композиция» со сроком обучения 3 года
(дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа дизайна» со сроком обучения 3 года)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1 год | 2 год | 3 год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | 105 |
Максимальная учебная нагрузка | 35 | 35 | 35 | 105 | |||
Промежуточная аттестация | Контрольное занятие | Контрольное занятие | Контрольное занятие | Контрольное занятие | Контрольное занятие | Контрольное занятие |
Форма организации учебного процесса
Учебные занятия по учебному предмету «Композиция» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету проводятся в групповой форме численностью до 15 человек.
Цель и задачи программы учебного предмета
Цель программы учебного предмета «Композиция»: развитие художественно-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области художественного творчества, раскрытие возможностей для социализации и формирования устойчивого интереса учащихся к занятиям художественной деятельностью (графика, живопись, лепка, бумажная пластика, элементы архитектуры и дизайна); выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- знания в области рисунка;
- знания в области живописи;
- знания в области цветоведения и колористики, принципов смешения цветов;
- знания бумагопластики;
- знания построения композиции;
- умения выполнять эскизы, поиски композиции;
- умения пользоваться различными материалами и техниками;
- умения чувствовать формат рабочей области листа или холста;
- знание и выполнение требования к безопасному использованию материалов и инструментов.
Развивающие:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, сохранению своего здоровья.
Задачи, решаемые на 1 году обучения:
Образовательные:
- обучить основной терминологии, элементарными художественным понятиям;
- обучить знаниям, позволяющим грамотно смешивать цвета для получения нужного оттенка;
- научить пользоваться художественными материалами и инструментами:
- научить различать понятия основных видов изобразительного искусства;
- научить делать предварительный рисунок карандашом.
Развивающие:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, сохранению своего здоровья.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Общий объем времени (в часах) | ||
Общее количество часов | Теоретических часов | Практических часов | ||
1 полугодие | ||||
Инструктаж ТБ. Вводная беседа. Кто такой художник? | 2 | 1 | 1 | |
Линия и графика. Растительный узор на цветном фоне. | 2 | 1 | 1 | |
Линия в композиции. Монотипия. | 2 | 1 | 1 | |
Осенний пейзаж. Рваная аппликация. | 2 | 1 | 1 | |
Геометрическая фигура и образ. Композиция из кругов, квадратов и треугольников. | 2 | 1 | 1 | |
Абстрактная композиция из геометрических фигур. Создание двух композиций: симметрия и асимметрия. | 3 | 1 | 2 | |
Рождественский венок. | 2 | 1 | 1 | |
1 | ИТОГО | 15 | 7 | 8 |
2 полугодие | ||||
Народный промысел: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, золотая хохлома, Мезенская роспись. Элементы росписи. | 4 | 1 | 3 | |
Доисторическое искусство. Рисунок на скале. | 2 | 1 | 1 | |
Человек. Пропорции. | 2 | 1 | 1 | |
Картины о жизни людей. Наброски. | 2 | 1 | 1 | |
Графика. Черное на белом и белое на черном. Сказка. | 2 | 1 | 1 | |
Авторский значок. Символика. Тушь, плакатные перья. | 2 | 1 | 1 | |
Ассоциации. Дом-буква. | 4 | 1 | 3 | |
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 19 | 8 | 11 | |
ИТОГО в учебном году | 35 | 15 | 20 |
Содержание разделов, тем
1 год обучения
1 год обучения | ||||
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Содержание учебного материала | Материалы и оборудования |
1 полугодие | ||||
Вводная беседа. Кто такой художник? | 1 | Теория: Роль художника в искусстве и обществе. Беседа о самых известных художниках и их картинах. | Гуашь. | |
Вводная беседа. Кто такой художник? | 1 | Практика: Нарисовать себя с атрибутами художника: палитра, кисти, берет, шарф. | ||
Линия и графика. Растительный узор на цветном фоне. | 1 | Теория: Знакомство с растительным узором, типами композиции, изобразить схемы растительного узора. | Гуашь, черный маркер. | |
1 | Практика: Составить цветочный орнамент в квадрате или полосе. | |||
Линия в композиции. Монотипия. | 1 | Теория: Что такое монотипия? Особенности работы с этой техникой. | Гуашь, черный маркер. | |
1 | Практика: Сделать оттиск гуаши из определенных цветов на бумаге и найти в нем сказочного персонажа. | |||
Осенний пейзаж. Рваная аппликация. | 1 | Теория: Беседа о временах года в изобразительном искусстве. Какие цвета характеризуют осень. | Цветная бумага, картон, клей. | |
1 | Практика: Из обрезков старых журналов и цветной бумаги составить пейзаж, используя цвета, характеризующие осень (красный, желтый, оранжевый и т.д.) | |||
Геометрическая фигура и образ. Композиция из кругов, квадратов и треугольников. | 1 | Теория: Основные геометрические фигуры, особенности их форм. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей. | |
1 | Практика: С помощью фигур из бумаги создать образ человека, попытаться передать его характер и настроение. Цвет любой. | |||
Абстрактная композиция из геометрических фигур. Создание двух композиций : симметрия и асимметрия. | 1 | Теория: понятие симметрии и асимметрии в композиции. Роль геометрических фигур в симметричных и асимметричных композициях. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей. | |
2 | Практика: Взять 2 альбомных листа. На одном симметрично расположить геометрические фигуры, на другом – асимметрично. Учитывать размер, цвет и расположение. Создать тематические композиции. | |||
Рождественский венок. | 1 | Теория: Беседа о празднике Рождества. Особенности декорирования, цветовой гаммы. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей. | |
1 | Практика: Создать объемную композицию с рождественским венком и свечами. Придумать украшения из цветной бумаги. | |||
Итого | 15 | |||
2 полугодие | ||||
Народный промысел: Дымковская игрушка, Филимоновкая игрушка, золотая хохлома, Мезенская роспись. Элементы росписи. | 1 | Теория: ознакомиться с особенностями росписей, узнать историю, технологию создания. Найти разницу в графическом исполнении каждой росписи. | Гуашь. | |
3 | Выполнить элементы росписи во всех стилях по образцам. В конце выполнить композицию с одним из понравившихся орнаментов. Задачи: знакомство с мировой художественной культурой (знакомство с дымковской игрушкой, элементами росписи); развитие навыков работы над орнаментом кончиком кисти, выполнение линий и пятен разной толщины и длины; развитие моторики руки. | |||
Доисторическое искусство. Рисунок на скале. | 1 | Теория: Узнать, что такое «доисторическое искусство», что и почему изображали древние люди, как положили начало изобразительному искусству. | Гуашь, тушь, цветные мелки. | |
1 | Практика: Составить композицию, имитирующую наскальную живопись (охота, животные, человеческие фигуры) | |||
Человек. Пропорции. | 1 | Теория: Познакомить с пропорциями фигуры человека, о длине и ширине конечностей и выполнить зарисовки фигуры человека с натуры. | Карандаш | |
1 | Практика: Выполнить зарисовки фигуры человека в сложных позах. | |||
Картины о жизни людей. Наброски. | 1 | Теория: Знакомство с бытовым жанром. Как художники изображают жизнь людей. | Карандаш, мягкий материал. | |
1 | Практика: Изображение бытовой сцены с людьми (мытье посуды, уборка квартиры, отдых на диване ит.п.). | |||
Графика. Черное на белом и белое на черном. Сказка. | 1 | Теория: Понятие «инверсия». Где применяется, как применить в композиции. | Тушь, перья плакатные, кисть. | |
1 | Практика: Нарисовать силуэтную композицию по сюжету любимой сказки. Фон сделать белым, фигуры черным, или наоборот. | |||
Авторский значок. Символика. | 1 | Теория: Понятие «Экслибрис». Процесс создания. | Карандаш. | |
1 | Практика: Нарисовать экслибрис. | Тушь, плакатные перья. | ||
Ассоциации. Дом-буква. | 1 | Теория: Беседы об ассоциациях в изобразительном искусстве, просмотр примеров. | Смешанная техника: карандаш, цветная бумага, клей, ножницы, цветные гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши. | |
3 | Практика: Выполнить букву по выбору и «обжить» ее, превратив в сооружение (дом произвольного назначения). Задачи: развитие образно-логического мышления; развитие фантазии и воображения; освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков работы в смешанной технике. | |||
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр. | 1 | Теория: Занятия проводятся совместно с преподавателем предмета «беседы об изобразительном искусстве». На теоретической части учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы по материалам прошедшего учебного года. На практической части учащиеся выполняют задания по предмету «основы изобразительной грамотности». | Материалы в зависимости от теоретических и практических заданий. | |
1 | Практика: Задачи: подведение итогов теоретических и практических занятий в игровой форме; проверка знаний учащихся, их интеллектуального и творческого уровня; сплочение класса как единого коллектива. | |||
Итого | 20 | |||
Итого в учебном году | 35 |
Планируемые результаты освоения 1 года обучения:
Предметные:
- владеют освоенной терминологией, элементарными понятиями;
- владеют знаниями, позволяющими грамотно смешивать цвета для получения нужного оттенка;
- умеют пользоваться художественными материалами и инструментами:
- различают понятия основных видов изобразительного искусства;
- умеют делать предварительный рисунок карандашом.
Метапредметные:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Личностные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, сохранению своего здоровья.
Задачи, решаемые на 2 году обучения:
Образовательные:
- обучить смешивать разные художественные материалы;
- обучить различным техникам, применяемых в рисунке и живописи;
- научить различать понятия разных направлений изобразительного искусства;
- научить делать эскизы и наброски;
- обучить переносить рисунок с эскиза на большой формат.
Развивающие:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, сохранению своего здоровья.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Общий объем времени (в часах) | ||
Общее количество часов | Теоретических часов | Практических часов | ||
1 полугодие | ||||
Композиция и ее основные законы. Композиционные схемы. Зрительный центр. | 2 | 1 | 1 | |
Смешение красок – гуашь. Основные и дополнительные цвета. | 2 | 1 | 1 | |
Мир вещей. Теплое и холодное. Значение фона. | 2 | 1 | 1 | |
Напряженность цвета. Выражение настроения цветом. | 2 | 1 | 1 | |
Линия в композиции. Животные. Скелет. | 2 | 1 | 1 | |
Зарисовки животных. От зарисовки к иллюстрации. | 2 | 1 | 1 | |
Силуэтная иллюстрация. Графика. | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 15 | 7 | 8 | |
2 полугодие | ||||
Перспектива, планы, загораживание. Тема «Праздник». | 2 | 1 | 1 | |
Портрет. Пропорции. | 2 | 1 | 1 | |
Люди и их лица. Приметы их возраста. Мимика. | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия. Маска-перевёртыш. Тушь. | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия. Фея дня и ночи. Гуашь. | 2 | 1 | 1 | |
Натюрморт из геометрических предметов. | 3 | 1 | 2 | |
Русское зодчество. Копирование архитектурных элементов. | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия-отражение. «Город». | 3 | 1 | 2 | |
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 20 | 9 | 11 | |
ИТОГО в учебном году | 35 | 16 | 19 |
Содержание разделов, тем
2 год обучения
2 год обучения | ||||
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Содержание учебного материала | Материалы и оборудования |
1 полугодие | ||||
Композиция и ее основные законы. Композиционные схемы. Зрительный центр. | 1 | Теория: Беседа об основных законах композиции, их краткая иллюстрация. | Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. | |
1 | Практика: Показать на примере картин наличие зрительного центра, объяснить его значение. Составить композицию из геометрических фигур с наличием зрительного центра. | |||
Смешение красок – гуашь. Основные и дополнительные цвета. | 1 | Теория: Основы цветоведения. Их каких цветов состоит цветовой круг. | Гуашь, карандаш. | |
1 | Практика: Нарисовать в центре листа основные цвета, расположит вокруг дополнительные. Задачи: аккуратность и работа чистыми красками. | |||
Мир вещей. Теплое и холодное. Значение фона. | 1 | Теория: Понятие теплохолодности в живописи. Сравнение теплых и холодных цветов на примере. | Гуашь, карандаш. | |
1 | Практика: Написать теплые фрукты на холодном фоне. | |||
Напряженность цвета. Выражение настроения цветом. | 1 | Теория: Беседы о том, как цвет влияет на состояние человека. Как передать настроение с помощью цвета. | Гуашь, карандаш. | |
1 | Практика: Выполнить портрет эмоционально настроенного человека. Подобрать цвет к настроению (грусть, страх, радость). | |||
Линия в композиции. Животные. Скелет. | 1 | Теория: Посмотреть документальный фильм про динозавров. Изучить их строение тела. | Карандаш, цветные графические материалы. | |
1 | Практика: Нарисовать скелет динозавра в цвете. | |||
Зарисовки животных. От зарисовки к иллюстрации. | 1 | Теория: Беседы о животных, обитающих в наших краях. | Тушь, плакатные перья. | |
1 | Практика: Нарисовать кошку или птиц с натуры и по памяти. Составить сюжетную композицию с животными. | |||
Силуэтная иллюстрация. Графика. | 1 | Теория: Прослушать стихотворение А.С. Пушкина. Обсудить сюжет, продумать, как можно проиллюстрировать произведение. | Тушь, плакатные перья, карандаш. | |
2 | Практика: Проиллюстрировать стихотворение А.С. Пушкина. | |||
Итого | 7 | |||
2 полугодие | ||||
Перспектива, планы, загораживание. Тема «Праздник». | 1 | Теория: Понятие перспективы. Расположение предметов, особенности их изображения. | Смешанная техника. | |
1 | Практика: Выполнить композицию на заданную тему, передавая пространство посредством планов и загораживания. Задачи: знакомство с основами композиции - понятием «перспектива», решение задачи передачи пространства посредством понятий «дальше-ниже-меньше, ближе-больше-выше»; освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков работы гуашью; расширение цветовой палитры, эмоциональная подача работы. | |||
Портрет. Пропорции. | 1 | Теория: Особенности лица человека, изучение пропорций. | Карандаш, гуашь. | |
1 | Практика: Составить из фруктов портрет человека, используя формы и пропорции. | |||
Люди и их лица. Приметы их возраста. Мимика. | 1 | Теория: Изучение особенностей мимики. Примеры в изобразительном искусстве. | Карандаш, гуашь. | |
1 | Практика: Нарисовать старого человека (бабушку или дедушку). | |||
Симметрия. Маска-перевёртыш. Тушь. | 1 | Теория: Повторение понятия «симметрия». Изучение основ композиции, расположение рисунка на формате. | Фломастеры. | |
1 | Практика: Выполнить рисунок маски-перевертыша, основываясь на понятии симметрии. Задачи: изучение основ композиции и изобразительной грамотности (повторение понятия симметрии); развитие проектного мышления, фантазии. | |||
Симметрия. Фея дня и ночи. | 1 | Теория: Повторение понятия «симметрия». Изучение основ композиции, расположение рисунка на формате. | Гуашь. | |
1 | Практика: Разделить лист на две половины, нарисовать фею, одна половина которой – день, другая – ночь, нарисовать атрибуты для феи, характерные дню и ночи. Задачи: изучение основ композиции и изобразительной грамотности (повторение понятия «симметрия», контрасты цвета и тона – день и ночь); освоение художественных материалов, средств и технологий (активная работа с палитрой – поиск оттенков, нюансов цвета). | |||
Натюрморт из геометрических предметов. | 1 | Теория: Изучение жанра изобразительного искусства «Натюрморт». Из чего состоит натюрморт? | Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. | |
2 | Практика: Выполнить упрощенный натюрморт из предметов строгой формы. | |||
Русское зодчество. Копирование архитектурных элементов. | 1 | Теория: Просмотр примеров русской архитектуры. Беседы об особенностях архитектурных элементов. | Акварель. | |
1 | Практика: Нарисовать запоминающееся архитектурное сооружение (кремль и т.п.). | |||
Симметрия-отражение. «Город». | 1 | Теория: Повторение понятия «симметрия». Изучение основ композиции, расположение рисунка на формате. | Смешанная техника | |
2 | Практика: Выполнить изображение сказочного города, используя прием симметрии - отражения. Задачи: изучение основ композиции и изобразительной грамотности (знакомство с понятием симметрия- отражение); освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков и поэтапной работы в смешанной технике, развитие фантазии и воображения. | |||
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр. | 1 | Теория: Занятия проводятся совместно с преподавателем предмета «беседы об изобразительном искусстве». На теоретической части учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы по материалам прошедшего учебного года. На практической части учащиеся выполняют задания по предмету «основы изобразительной грамотности». | Материал по выбору преподавателя. | |
1 | Практика: Задачи: подведение итогов теоретических и практических занятий в игровой форме; проверка знаний учащихся, их интеллектуального и творческого уровня; сплочение класса как единого коллектива. | |||
Итого | 20 | |||
Итого в учебном году | 35 |
Планируемые результаты освоения 2 года обучения:
Предметные:
- умеют смешивать разные художественные материалы;
- знают различные техники, применяемые в рисунке и живописи;
- умеют различать понятия разных направлений изобразительного искусства;
- умеют делать эскизы и наброски;
- умеют переносить рисунок с эскиза на большой формат.
Метапредметные:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Личностные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи, решаемые на 3 году обучения:
Образовательные:
- обучить рисовать собственные композиции по заданной теме;
- обучить знаниям композиции;
- научить пользоваться художественными материалами и инструментами:
- научить понимать разницу в стилях и направлениях в искусстве;
- научить самостоятельно подбирать цветовую гамму для композиции.
Развивающие:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, сохранению своего здоровья.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Общий объем времени (в часах) | ||
Общее количество часов | Теоретических часов | Практических часов | ||
1 полугодие | ||||
Монументальная живопись: фрески, мозаики, витражи. | 2 | 1 | 1 | |
Пейзаж. Мозаика. Гуашь. | 2 | 1 | 1 | |
Прозрачность акварели. Работа лессировками. | 2 | 1 | 1 | |
Натюрморт. Техника акварели «по-сырому» | 2 | 1 | 1 | |
Фантастическая птица. | 2 | 1 | 1 | |
Зоопарк. Смежные силуэты. | 2 | 1 | 1 | |
Пуантилизм. Животные севера. | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 15 | 7 | 8 | |
2 полугодие | ||||
Буквица. Украшение Кириллицы. | 2 | 1 | 1 | |
Контраст цветовой и тоновой. | 2 | 1 | 1 | |
Фигура человека. Пропорции. | 2 | 1 | 1 | |
Этапы работы над тематической композицией. Иллюстрирование сказок. | 2 | 1 | 1 | |
Образ сказочного героя. Иллюстрация. | 2 | 1 | 1 | |
Палитра штрихов. | 2 | 1 | 1 | |
Этапы изображения натюрморта. | 2 | 1 | 1 | |
Габариты и пропорции. | 2 | 1 | 1 | |
Графика. Декоративный натюрморт. | 2 | 1 | 1 | |
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 20 | 10 | 10 | |
ИТОГО в учебном году | 35 | 17 | 18 |
Содержание разделов, тем
3 год обучения
3 год обучения | ||||
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Содержание учебного материала | Материалы и оборудования |
I полугодие | ||||
Монументальная живопись: фрески, мозаики, витражи. | 1 | Теория: Познакомить с монументальной живописью, рассказать о различиях фрески, мозаики и витража. | Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей | |
1 | Практика: Выполнить витражную композицию из бумаги. | |||
Пейзаж. Мозаика. Гуашь. | 1 | Теория: Мозаика в пейзаже в изобразительном искусстве. | Гуашь. | |
Практика: Составить мозаичный пейзаж с контуром любого цвета. | ||||
Прозрачность акварели. Работа лессировками. | 1 | Теория: Ознакомить с понятием «лессировка». Показать технику выполнения и примеры. | Акварель. | |
Практика: Выполнить ряд упражнений на смешение красок на палитре: мазочная техника, локальное закрашивание пятна, тональная растяжка цветового пятна. Задачи: освоение художественных материалов, средств и технологий: работа акварелью; развитие навыков работы с палитрой; развитие координации руки (мазок, отрывистая линия). | ||||
Натюрморт. Техника акварели «по-сырому» | 1 | Теория: Показать примеры натюрмортов «по-сырому», объяснить этапы выполнения, технику выполнения. | Акварель. | |
1 | Практика: Выполнить изображение натюрморта с фруктами, предварительно сделав эскизы; используя прием загораживания. Задачи: освоение художественных материалов, средств и технологий: работа акварелью «по-сырому»; развитие навыков работы с палитрой. | |||
Фантастическая птица. | 1 | Теория: Объяснить поэтапность работы над композицией от эскиза до готовой работы | Смешанная техника. | |
1 | Практика: Выполнить изображение фантастической птицы. Задачи: развитие комбинаторных способностей; освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков и поэтапной работы в смешанной технике, развитие навыков работы с эскизами; развитие навыков работы с натурным материалом; развитие творческой инициативы, фантазии. | |||
Зоопарк. Смежные силуэты. | 1 | Теория: Изучить понятие «силуэт». Принципы рисования силуэта животного. | Гуашь | |
Практика: Создать силуэты животных, плотно прилегающих друг к другу | ||||
Пуантилизм. Животные севера. | 1 | Теория: Изучить новую технику «пуантилизм». | Гуашь | |
2 | Практика: Создать образ медведя в технике «пуантилизм» | |||
Итого | 15 | |||
2 полугодие | ||||
Буквица. Украшение Кириллицы. | 1 | Теория: Объяснить, что такое буквица, где ее можно встретить. Чем буквица отличается от других букв. | Гуашь | |
1 | Практика: Создать буквицу, используя контур и яркие цвета. | |||
Контраст цветовой и тоновой. | 1 | Теория: Объяснить, что такое контраст. Показать примеры контрастных композиций | Гуашь | |
1 | Практика: Создать сюжетную композицию (игры детей, урок в школе), используя яркие и контрастные цвета. | |||
Фигура человека. Пропорции. | 1 | Теория: Объяснить и показать, пропорции человека и как их изобразить. | Карандаш
| |
1 | Практика: Создать композицию – «Олимпийские игры», используя фигуры не менее 3-4 человек. | |||
Этапы работы над тематической композицией. Иллюстрирование сказок. | 1 | Теория: Вспомнить популярные зарубежные сказки и их сюжет. Обсудить главных героев сказок. Выбрать сюжет для композиции. | Материал по выбору преподавателя. | |
1 | Практика: Проиллюстрировать зарубежную сказку. Подобрать правильный колорит. | |||
Образ сказочного героя. Иллюстрация. | 1 | Теория: Обсудить характер персонажей в произведениях, как с помощью формы и цвета передать особенности каждого персонажа. | Материал по выбору преподавателя. | |
1 | Практика: Выбрать сказочного героя. Выполнить его в цвете, учитывая его роль в сказке. | |||
Палитра штрихов. | 1 | Теория: | Гелевая ручка | |
1 | Практика: Выполнить ряд упражнений на развитие навыка штрихования: локальное закрашивание пятна, тональная растяжка пятна; ритмическое расположение тональных пятен. Задачи: подготовка к основам академического рисования; знакомство с понятием тона; освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков штрихования. | |||
Этапы изображения натюрморта. | 1 | Теория: Объяснить, как рисовать натюрморт с натуры. Передача объема предметов. | Графические материалы | |
1 | Практика: Выполнить изображение натюрморта с натуры, передать объем и форму предметов и пространство (на доступном возрасту уровне). Задачи: знакомство с основами композиции: знакомство с последовательностью работы над натюрмортом - компоновка(гармоничное расположение предметов в листе), рисование предметов с натуры (добиться максимальной похожести предметов по форме на натуру) , передача тоном объема предметов (понятия «собственная» и «падающая» тени); освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков штрихования. | |||
Габариты и пропорции. | 1 | Теория: Объяснить, что такое метод визирования и как его применять на практике. Пропорции предметов. | Карандаш.
| |
1 | Практика: Выполнить изображение предметов с натуры, с соблюдением габаритов и пропорций. Задачи: изучение основ композиции и изобразительной грамотности; знакомство с основами композиции и изобразительной грамотности, освоение художественных материалов, средств, технологий: развитие технических навыков штрихования. | |||
Графика. Декоративный натюрморт. | 1 | Теория: Декоративный натюрморт в изобразительном искусстве, примеры. | Гелевая ручка. | |
1 | Практика: Создать декоративный натюрморт с фруктами или цветами, используя чистые локальные цвета. | |||
Подведение итогов. Контрольное занятие – просмотр. | 1 | Теория: Занятия проводятся совместно с преподавателем предмета «беседы об изобразительном искусстве». На теоретической части учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы по материалам прошедшего учебного года. На практической части учащиеся выполняют задания по предмету «основы изобразительной грамотности». | Материалы на усмотрение преподавателя | |
1 | Практика: Задачи: подведение итогов теоретических и практических занятий в игровой форме; проверка знаний учащихся, их интеллектуального и творческого уровня; сплочение класса как единого коллектива. | |||
Итого | 20 | |||
Итого в учебном году | 35 |
Планируемые результаты освоения 3 года обучения:
Предметные:
- умеют рисовать собственные композиции по заданной теме;
- знают изученные законы композиции;
- умеют пользоваться художественными материалами и инструментами:
- понимают разницу в стилях и направлениях в искусстве;
- умеют самостоятельно подбирать цветовую гамму для композиции.
Метапредметные:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Личностные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОМПОЗИЦИЯ»
Результатом освоения программы учебного предмета «Композиция» является приобретение учащихся следующих знаний, умений и навыков по предмету:
Предметные:
- владеют знаниями в области рисунка;
- владеют знаниями в области живописи;
- владеют знаниями в области цветоведения и колористики, принципов смешения цветов;
- владеют знаниями бумагопластики;
- владеют знаниями построения композиции;
- умеют выполнять эскизы, поиски композиции;
- умеют пользоваться различными материалами и техниками;
- умеют чувствовать формат рабочей области листа или холста;
- знают и соблюдают требования к безопасному использованию материалов и инструментов.
Метапредметные:
- развитие воображения;
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемно-пространственного мышления;
- развитие интеллекта и творческого потенциала;
- развитие моторики руки, глазомера, чувство ритма, тона, пропорций;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие способности видеть проявление художественной; культуры в реальной жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование художественного мастерства;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала учащихся, способности к самовыражению;
- развитие познавательного интереса к рисованию, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
Личностные:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру и умения ценить красоту;
- воспитание интереса к художественному творчеству;
- воспитание личностных качеств ребенка: развитие творческой инициативы и самостоятельности; аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей;
- формирование основ эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование основ чувства коллективизма и взаимовыручки; доброжелательного отношения к окружающим.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Композиция» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль направлен на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер; осуществляет его преподаватель, отражая в оценках достижений учащегося, темпах его продвижения в освоении материала, качества выполнения заданий. Текущий контроль успеваемости проводится на всём протяжении обучения.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет по окончании полугодий учебного года, в форме контрольного занятия с выставлением оценки. Контрольно-оценочным средством является просмотр.
Основной формой учета успеваемости является выставление оценок. Оценки выставляются по 5-балльной системе по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся по полугодиям.
По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением её в электронный журнал, дневник учащегося.
Виды и формы промежуточной аттестации:
– контрольное занятие – просмотр по полугодиям (проводится в счет аудиторного времени);
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
- 5 (отлично) – учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом;
- 4 (хорошо) – учащийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки;
- 3 (удовлетворительно) – учащийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя;
- 2 (неудовлетворительно) – невыполнение учащимся поставленных перед ним учебных задач;
- 1 (неудовлетворительно) – полное незнание изученного материала учащимся; неумение применить полученный материал на практике.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие:
- фантазия;
- композиция;
- технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
- 5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задач;
- 4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
- 3 (удовлетворительно) – использование готового решения (срисовывание с образца);
- 2 (неудовлетворительно) – невыполнение учащимся поставленных перед ним учебных задач;
- 1 (неудовлетворительно) – полное незнание изученного материала учащимся; неумение применить полученный материал на практике.
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
- 5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
- 4 («хорошо») – имеются незначительные ошибки;
- 3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов;
- 2 (неудовлетворительно) – невыполнение учащимся поставленных перед ним учебных задач;
- 1 (неудовлетворительно) – полное незнание изученного материала учащимся; неумение применить полученный материал на практике.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения»). Предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
- 5 («отлично») – учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
- 4 («хорошо») – работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
- 3 («удовлетворительно») – работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося;
- 2 (неудовлетворительно) – невыполнение учащимся поставленных перед ним учебных задач;
- 1 (неудовлетворительно) – полное незнание изученного материала учащимся; неумение применить полученный материал на практике.
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям по организации учебной деятельности учащихся
Предложенные в программе учебного предмета «Композиция» темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность преподавателю творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции прикладной:
- Обзорная беседа о предлагаемых темах.
- Выбор сюжета и техники исполнения.
- Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
- Тональные форэскизы.
- Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
- Варианты тонально-композиционных эскизов.
- Варианты цветотональных эскизов.
- Выполнение работы.
Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учащимся.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая или работа, выполненная в различных техниках. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Преподаватель должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данным учащимся.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым учащимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, элементы в разных фактурах и в техниках исполнения.
Методы и технологии обучения и воспитания
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы учебного предмета «Композиция» предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация на примере - педпоказ; просмотр видеоматериалов, посещение выставок для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (выполнение творческих практических упражнений);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- игровой (для развития интереса и мотивации учащихся к обучению);
- проблемный (постановка проблемы с целью ее решения посредством ответов на вопросы преподавателя);
- метод повторения (систематическое повторение пройденного материала позволяет лучше усвоить учебный материал);
- метод контроля и самоконтроля (помогает своевременно проконтролировать уровень усвоения учащимися учебного материала, при необходимости внести коррективы; может быть использован в качестве уточняющих пояснений, а также как оценка преподавателем работы учащихся; контроль может затрагивать как учащихся всего класса, так и отдельных учащихся);
- метод развития творческих способностей учащихся (направлен на развитие творческого потенциала и самовыражения учащихся).
Технология «Создание ситуации успеха» (путем организации ситуации преподавателем, а в дальнейшем ее решении учащимся, создается результат, который вызывает чувство самодостаточности, психологического комфорта).
При реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Основы дизайна» основной ведущей педагогической технологией является традиционная педагогическая технология с преобладанием информационного, объяснительно-иллюстративного и практического методов обучения. В основе организации традиционной технологии обучения лежит классно-урочный принцип. Основным видом организации учебной деятельности учащихся является учебное занятие. Ведущая роль на занятии принадлежит преподавателю: преподаватель является источником получения информации, руководит работой учащихся на занятии, оценивает результаты обучения по предмету.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Основы дизайна» предполагает использование в образовательном процессе элементов группового, дифференцированного обучения. На занятиях особое внимание уделяется использованию элементов здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение здоровья учащихся.
Используемые методы обучения, элементы педагогических технологий в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Основы дизайна» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета «Композиция» и основаны на лучших традициях художественного образования, проверенных методиках многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства ДХШ, ДШИ.
Ежегодно в течение всего периода обучения по программе проводятся открытые занятия для родителей. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс способствует повышению его эффективности.
Результатом образовательной деятельности учащихся по программе является участие всего коллектива класса в ежегодной творческой Отчетной выставке обучающихся платных образовательных услуг, на которой можно увидеть результаты обучения и творческого развития детей за год.
В целях формирования опыта творческой деятельности, социальной активности, сплочения детского коллектива программой предусмотрено вовлечение учащихся во внутришкольные тематические мероприятия, посвященные общепринятым праздничным и знаменательным датам: День знаний, «Посвящение в первоклассники», День матери, Международный женский день, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Весны и Труда, День Победы в Вов, Международный день защиты детей. На внеклассные творческие мероприятия приглашаются родители (законные представители) учащихся, что способствует формированию тесных доверительных позитивных взаимоотношений между родителями и Школой.
Информация об используемых электронных образовательных ресурсах, информационных технологиях
При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Основы дизайна» используются электронные ресурсы:
- Вконтакте (ведение группы сообщества, размещение важной информации для учащихся и родителей);
- GISEO (использование электронного журнала, отправка важных сообщений, касающихся учебного процесса).
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Описание материально-технических условий реализации программы
Материально-технические условия МАУДО «ДШИ» должны обеспечивать возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой «Основы дизайна».
Перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения МАУДО «ДШИ» включает в себя:
- обеспечение учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами занятий, аудио и видео материалами по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами);
- укомплектование библиотечного фонда МАУДО «ДШИ» печатными и/или электронными изданиями учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам;
- наличие в библиотечном фонде помимо учебной литературы официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 2 экземпляра на каждые 100 учащихся;
- наличие залов (выставочных, просмотровых) со специальным оборудованием согласно профильной направленности дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой «Основы дизайна».
- наличие учебных аудиторий для групповых занятий со специальным учебным оборудованием (натурными столами, стульями, табуретами, шкафами, стеллажами, звуковой и видеоаппаратурой, компьютером, мультимедийным оборудованием, интерактивной доской, мольбертами, предметами натурного фонда, софитами);
- мастерские должны быть просторными, светлыми, оснащены необходимым оборудованием (проектор, компьютер), удобной мебелью (письменные столы, мольберты, раковины, табуретки), наглядными пособиями.
Материально-техническая база МАУДО «ДШИ» должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В МАУДО «ДШИ» должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта учебного оборудования.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список нормативно-правовых документов
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от №273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»: ;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Приказ Минкультуры России от г. №754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Приказ Минпросвещения России от г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39\06-ГИ» «О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Приказ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа ;
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от года №214-п [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от № 44/2019-619 "О внесении изменений в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от № 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
- Устав учреждения.
Список учебно-методической литературы для преподавателя
- Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
- Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
- Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009.
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011.
- Ватагин В. Изображение животных. - М., 1957.
- Готфрид Баммес. Изображение животных. Учебник по пластической анатомии. М.: Дитон, 2011.
- Дейнека А. Учитесь рисовать. - М., 1961.
- Джек Хамм. Как рисовать животных. - М.: Попурри, 2013.
- Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010.
- Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.
- Сергеева И., Борисова И. Лучшие уроки. Пейзаж. - М.:АСТ, 2014.
- Степанова Л.Н. Перспектива и композиция. - М.: АСТ, 2014.
- Рисунок: учебное пособие. / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
Список литературы для учащихся
1. Сокольникова, Н. М. Основы композиции: учебник для учащихся 5-8 классов, часть 3 [Текст] /Н.М. Сокольникова; Обнинск, Титул, 1996 - 98 с.
- Сокольникова, Н.М. Словарь художественных терминов: учебник для учащихся 5-8 классов, часть 4 [Текст] /Н.М. Сокольникова; Обнинск, Титул, 1996 – 136 с.
- Сокольникова, Н.М. Словарь художественных терминов: учебник для учащихся 5-8 классов, часть 4 [Текст] /Н.М. Сокольникова; Обнинск, Титул, 1996 – 136 с.
- Художественная мастерская для детей. / Сьюзан Швейк. – Спб.: Питер, 2015. – 144 с. – илл.
Список электронных образовательных ресурсов
Список средств обучения.
- Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом.
- Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
- Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных.
- Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебные пособия, учебные видеофильмы, ссылки в сети Интернет на источники информации, сетевые образовательные ресурсы.
- Аудиовизуальные: слайд-фильмы, кинофильмы, аудиозаписи.