Главные вкладки
Методический доклад - Особенности работы с одаренными детьми
Рекомендации по работе с одаренными детьми
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Беловская детская школа искусств»
Методический доклад:
«Особенности работы с одарёнными детьми»
Подготовила: преподаватель ИЗО Козлова Л.М.
Сл. Белая 2025 г.
Изобразительное искусство в школе: воспитание и развитие личности
Изобразительное искусство как школьный предмет играет важную роль в воспитании учащихся. Оно решает следующие задачи:
- способствует идейному и эстетическому воспитанию;
- формирует навыки реалистического рисования с натуры, по памяти и воображению;
- знакомит с основами декоративно-прикладного искусства;
- развивает художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие;
- прививает любовь к искусству.
Занятия искусством развивают творческую активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и целеустремлённость. Учащиеся осваивают графические и живописные техники, учатся анализировать окружающий мир, развивают зрительное восприятие, пространственное мышление и память. Эти навыки находят применение на других уроках и в профессиональной деятельности, где умение рисовать и визуализировать объекты востребовано.
С помощью линий, красок и композиции школьники выражают свои мысли и эмоции. Рисование, по словам В.А. Сухомлинского, — это часть духовной жизни ребёнка, воспитывающая доброту, сопереживание и радость от встречи с прекрасным.
Одаренные дети: выявление и развитие
Современные социально-экономические изменения подчёркивают потребность в творческих, нестандартно мыслящих людях, способных решать задачи и предлагать новые идеи. Выявление и обучение одарённых детей — приоритетная задача образования, от которой зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества.
Одарённость — это развивающееся качество психики, позволяющее достигать высоких результатов в определённой деятельности. Одарённый ребёнок выделяется яркими достижениями или имеет потенциал для них.
На уроках изобразительного искусства работа с одарёнными детьми направлена на создание условий для развития их интеллектуальных, творческих и физических способностей. Основные принципы:
- разнообразие возможностей для развития личности;
- акцент на внеурочную деятельность;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- поддержка совместной работы учащихся с минимальным вмешательством учителя;
- свобода выбора дополнительных образовательных услуг.
Методы и формы работы
Творческий потенциал детей раскрывается через художественную деятельность. Учебная и внеучебная работа должна позволять учащимся проявлять себя в разных сферах, обогащая знания и опыт. Для этого применяются:
- нетрадиционные художественные техники;
- проектное обучение, при котором школьники самостоятельно создают проекты (рисунки, рефераты, творческие работы);
- участие в конкурсах и выставках.
Проектное обучение ориентировано на личность: учащиеся учатся на собственном опыте, развивают познавательный интерес и осознают свой успех. Учитель в работе с одарёнными детьми выступает в роли наставника, поддерживая их способности, принимая критику и стремясь к саморазвитию. Формы работы включают:
- творческие мастерские (оформление праздников, экспозиций);
- кружки, факультативы, олимпиады;
- индивидуальные планы и профильные классы;
- конкурсы и интеллектуальные марафоны.
Создание условий для творчества
Все дети в той или иной степени талантливы. Для развития их способностей необходимы подходящие материалы, но главное — это атмосфера увлечённости, создаваемая учителем. Одарённые ученики проявляют любопытство, предлагают множество идей, обладают богатым воображением и стремятся к самовыражению. Их важно выявлять с начальной школы и поддерживать их развитие.
На уроках используются творческие задания, игры, упражнения и индивидуальные карточки, стимулирующие поиск и раскрывающие потенциал. Учащиеся самостоятельно выбирают техники и способы работы, что способствует индивидуальному подходу. Использование ИКТ расширяет возможности: дети могут виртуально посещать галереи, работать в графических редакторах, моделировать ситуации.
Роль конкурсов и выставок
Конкурсы выявляют талантливых детей, развивают их образовательные потребности и готовят к творческой деятельности. Выставки и презентации повышают самооценку, позволяя школьникам видеть результаты своего труда и получать признание. Уроки изобразительного искусства подчёркивают практическую ценность знаний для будущей жизни.
Заключение
Современное образование открывает новые возможности для развития личности, особенно одаренной. Работа с талантливыми детьми начинается в начальной школе и продолжается до выбора жизненного пути. Создание условий для творчества, поддержка учителя и увлеченность предметом помогают раскрыть потенциал каждого ребенка, формируя активных, креативных личностей, готовых к вызовам будущего.