Методический доклад - Утро в сосновом лесу -история одной картины

Утро в сосновом лесу - история одной картины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Курской области

Областное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования

«Беловская детская школа искусств»

Методический доклад:

 «Утро в сосновом лесу – история одной картины»

 

                                         Подготовила: преподаватель ИЗО Козлова Л.М.

Сл. Белая 2025 г.

1894889180.jpg

В 1889 году Павел Михайлович Третьяков приобрёл у Ивана Шишкина картину, известную сегодня как «Утро в сосновом лесу». Однако изначально она называлась «Медвежье семейство в лесу». Когда полотно доставили Третьякову, он с удивлением обнаружил, что на нём появилась вторая подпись — рядом с именем Шишкина теперь стояла фамилия Константина Савицкого. По воспоминаниям Н. А. Мудрогеля, Третьяков, будучи принципиальным человеком, сразу потребовал скипидар и собственноручно стёр подпись Савицкого. Он считал, что раз покупал картину у Шишкина, то и подписана она должна быть только им.

Эта история породила миф, будто Шишкин не умел рисовать животных и вынужден был просить Савицкого изобразить медведей, а после ссоры они вовсе перестали общаться. Однако это не более чем вымысел. На самом деле Шишкин и Савицкий были не только близкими друзьями, но и кумовьями: Савицкий стал крёстным отцом младшего сына Шишкина — Константина. К сожалению, судьба обоих художников была трагичной: они пережили потерю близких — умер сын Шишкина, а супруга Савицкого покончила с собой.

Художники состояли в Товариществе передвижных выставок, вместе работали и обсуждали творческие замыслы. Идея картины с медвежьим семейством, вероятно, возникла после того, как Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» (1888) или «Бурелом» (1888). Однажды он пригласил Савицкого в мастерскую показать новую работу — и тот, с разрешения Шишкина, добавил фигуры медведицы с медвежатами.

Это не значит, что Шишкин не мог сам изобразить животных. Он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера, а на многих его картинах («Болото, журавли», «Лесная глушь» и др.) присутствуют звери и птицы. Даже в эскизах к «Утру в сосновом лесу» медведи уже были. Почему же Шишкин позволил Савицкому доработать картину? Возможно, потому что идея с медведями принадлежала Савицкому. А может, Шишкин, будучи человеком добродушным, просто доверял другу, который часто рисовал животных для своего сына — будущего художника Георгия Савицкого.

Так что история этой картины — не о конфликте, а о творческом союзе двух талантливых мастеров, которых связывала не только живопись, но и крепкая дружба.

shishkin040114_2.jpg