«Правополушарное рисование как метод развития творческих способностей дошкольного и младшего школьного возраста"
Детское творчество всегда идет на уровне с величайшими мастерами. Первые шаги в мир искусства – это необычно, загадочно, волнительно и интересно, как для преподавателя или родителя, так и для ребенка. Каждый, кто работает с детьми, обязан воспринимать их частью взрослого творческого мира, проводить маленькими, но уверенными шагами маленького человека в большой мир красивого (и одновременно сложного) искусства, во всех его проявлениях.
Нравственное воспитание ребенка и развитие культурной образованной личности является неотъемлемой частью преподавателей творческих предметов школьной программы, а так же преподавателей кружковой работы и учреждений дополнительного образования.
Современный мир меняется на глазах. Он дарит всем новые направления и течения искусства. Творчески развитый ребенок сможет без особых сложностей погрузиться в новое течение и стать его частью: создавать, сочинять, исполнять, реализовывать себя и свои творческие способности без страхов и замкнутости. Благодаря художественной деятельности, ребенок может опробовать себя в разных видах творчества, что позволит ему выбрать свое направление для развития и роста. Он развивает коммуникативные навыки, изучает основные понятия и знакомится с требованиями. Имея свое творческое направление, ребенок будет открыт миру и новым идеям. Пройдя путь рядом с активным и компетентным преподавателем, ребенок будет готов ставить более высокие цели и решать сложные задачи. Потребность в развитии творческих людей, адекватно подходящих к решению проблем, имеющих нестандартный взгляд на решение, активно растет.
Младший школьный возраст – это возраст, который активно изучается и находится под пристальным наблюдением педагогов и психологов. В младшем школьном возрасте развитие имеет активную возрастную динамику, зависящую от природы психических функций ребенка. Внутренняя позиция ребенка имеет важное значение. Зависит это от осознанности, развитости рефлексии и возрастных особенностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Дубровская «Детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Правополушарное рисование как метод развития творческих способностей дошкольного и младшего школьного возраста»
Отделение ИЗО
Выполнила:
Преподаватель 1 категории
Котикова Наталья Дмитриевна
Дуброво 2023-2024г.г.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития младшего школьника посредством художественной деятельности
Психолого-педагогические особенности развития младшего школьного возраста………………………………………………….…………………..…….6
Значение художественной деятельности в развитии способностей младшего школьника ……………………………………………..…………….12
Нетрадиционные техники рисования ……………………………………...21
Глава II. Практическая часть
. Метод правополушарного рисования, как средство развития творческих способностей…………………………………………………..…………………26
Упражнения правополушарного рисования………………….…………….29
Заключение ……………………………………………………………….30.
Введение
Актуальность методической работы заключается в том, что современный мир требует формирования активного, творческого и креативного поколения, способного принимать нестандартные, оригинальные решения и предлагать идеи. Художественная деятельность имеет тенденцию к активному развитию способностей младших школьников и внедрению в образовательный процесс различных форм и методов работы, направленных на развитие способностей учащихся, что позволяет формировать творческую личность с раннего возраста.
Детское творчество всегда идет на уровне с величайшими мастерами. Первые шаги в мир искусства – это необычно, загадочно, волнительно и интересно, как для преподавателя или родителя, так и для ребенка. Каждый, кто работает с детьми, обязан воспринимать их частью взрослого творческого мира, проводить маленькими, но уверенными шагами маленького человека в большой мир красивого (и одновременно сложного) искусства, во всех его проявлениях.
Нравственное воспитание ребенка и развитие культурной образованной личности является неотъемлемой частью преподавателей творческих предметов школьной программы, а так же преподавателей кружковой работы и учреждений дополнительного образования.
Современный мир меняется на глазах. Он дарит всем новые направления и течения искусства. Творчески развитый ребенок сможет без особых сложностей погрузиться в новое течение и стать его частью: создавать, сочинять, исполнять, реализовывать себя и свои творческие способности без страхов и замкнутости. Благодаря художественной деятельности, ребенок может опробовать себя в разных видах творчества, что позволит ему выбрать свое направление для развития и роста. Он развивает коммуникативные навыки, изучает основные понятия и знакомится с требованиями. Имея свое творческое направление, ребенок будет открыт миру и новым идеям. Пройдя путь рядом с активным и компетентным преподавателем, ребенок будет готов ставить более высокие цели и решать сложные задачи. Потребность в развитии творческих людей, адекватно подходящих к решению проблем, имеющих нестандартный взгляд на решение, активно растет.
Младший школьный возраст – это возраст, который активно изучается и находится под пристальным наблюдением педагогов и психологов. В младшем школьном возрасте развитие имеет активную возрастную динамику, зависящую от природы психических функций ребенка. Внутренняя позиция ребенка имеет важное значение. Зависит это от осознанности, развитости рефлексии и возрастных особенностей.
Личностно-ориентированная модель подрастающего поколения учитывается в современной концепции воспитания. Данная модель охватывает большой круг вопросов, касающихся воспитания и эстетических аспектов.
Младший школьный возраст – это благоприятный возраст для развития и актуализации творческих способностей учащихся. Но для их развития и формирования необходимо создание определенных условий: введение в творческую деятельность, благоприятная обстановка для социализации и взаимодействия, развитие отношений между семьей, преподавателем, коллективом и детьми. Данные условия проходят через учебную деятельность, воспитательную и внеурочную деятельность. Развитие творческих способностей является актуальной задачей, требующей решения уже в начальной школе.
Степень разработанности: данная тема остается мало изученной и практически не представлена на практике. В качестве литературных источников были использованы: педагогические журналы, анализ блогов и онлайн источников по теме «дошкольный возраст», «творческая и художественная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства». Книжная копилка по педагогике, теории и методике преподавания изобразительного искусства, Энциклопедии и словари для изучения понятий. Федеральные Государственные Стандарты и требования к предмету – изобразительное искусство. Были изучены и проанализированы учебники и учебные пособия по предмету «Изобразительное искусство» и «Рисование». Учебники по возрастной психологии: младший школьный возраст. Изучением вопросов творчества занимались И.П. Иванов, И.С. Бухарова, А.Н. Леонтьев, Е.В. Барышникова, Л.С. Выготский.
Проблема исследования: влияет ли художественная деятельность на развитие творческих способностей младших школьников?
Объект исследования: художественная деятельность в младшем школьном возрасте..
Предмет исследования: развитие младшего школьника посредством художественной деятельности на уроках рисования в технике правополушарного рисования.
Цель исследования: доказать, что художественная деятельность, путем применения правополушарного рисования, является фактором развития способностей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать методическую литературу и психолого-педагогическую базу по развитию творческих способностей;
- изучить основные особенности младшего школьного возраста, способности и умения;
- изучить нетрадиционные техники рисования;
- апробация на практике проектной деятельности и коллективного творческого дела с целью развития творческих способностей учащихся;
Глава I. Теоретические аспекты развития младшего школьника посредством художественной деятельности
Психолого-педагогические особенности развития младшего школьного возраста
Младший школьный возраст приходится своим развитием на время обучения в начальной школе. Знание психологического развития и особенностей данного возраста является важной компетенцией педагогов и психологов, образовательных учреждений, для реализации педагогических задач.
Я.А. Коменский первый из тех, кто обосновал и предложил принцип природосообразности. Данный принцип предполагает обучение и воспитание согласное возрастным особенностям учащихся. Ритм природной жизни идет сам по себе и все идет своим чередом, так и воспитание – все проходит в свое время.
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» – писал Я.А. Коменский[1].
Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился в 16 веке[2]. Предметом психологии являются психологические ситуации и явления, происходящие в группах или индивидуально у человека определенной возрастной группы.
Развитие ребенка строится на прохождении возрастных уровней, длительность которых имеет определенную продолжительность. Каждый уровень имеет свои психологические, физические и физиологические особенности.
В современной периодизации психологического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Рамки возраста могут изменяться, так как до сих пор не определены социальные задачи. Через период кризиса 7-ми лет ребенок переходит к школьному возрасту. А завершается период предподростковым кризисом[3].
Наиболее распространенной системой возрастных периодов является периодизация Льва Семеновича Выготского. Он считал, что понятие возраста – это круг развития ребенка со своей динамикой и структурой. Выготский разделяет весь цикл формирования взрослой личности на три периода:
1. Эпоха раннего детства (до 3 лет). Данный период включает в себя следующие возрастные периоды: младенчество, раннее детство и дошкольный возраст. Рассматривается развитие от эмоционального общения, между матерью и ребёнком. К раннему возрасту вид деятельности сменяется на формат ребенок-предмет (предметно-манипулятивный), что способствует основным навыкам важным для жизни, с их помощью ребенок может формировать контакт между другими людьми. К 3 году ребёнок начинает считать себя взрослым и идет формирование своего «Я сам».
2. Эпоха детства (3-11 лет), включает в себя дошкольный и младший школьный возраст. Переход к игровой деятельности, позволяющее имитировать взаимоотношения с социумом, ощутить себя в роли взрослого, примерить различные социальные роли. Получая мотивационный уровень, ребенок готов воспринимать новые уроки и знания. В младшем школьном возрасте идет смена игровой деятельности на учебную. Ребенок получает основные умения письма, чтения и счета. Взаимоотношение с миром формируется с учетом своего опыта через практику взаимодействий.
3. Эпоха подростничества (11-14 лет) показывает переход к чувству взрослости, формированию личностного общения, развития эмоционального спектра через взаимодействие со сверстниками, формируются группы, проявляются лидерские качества. В данном возрасте необходим чуткий контроль взрослого, чтобы ребенок развивался в правильной группе, без перехода к аморальному поведению, чтобы не вырабатывались плохие привычки. Формирование и развитие самопознания происходит в юношеском возрасте. Здесь идет самоопределение, где ребенок переходит к учебно-профессиональной деятельности. Идет развитие и формирование миропонимания, идеологии личности, интересы и примечание к выбору профессии[4].
По мимо внутренних, психологических изменениях, происходят изменения в антропометрических данных: замедляется рост, нарастает мышечная масса, увеличивается вес, мышцы костей укрепляются (что позволяет освоить навыки письма). Нервная система совершенствуется. Психика ребенка формируется активно: процессы возбуждения все так же присущи ребенку, но и процесс торможения становится сильнее[5].
В данный период у ребенка приходит понимание социальной позиции (Я – школьник), осознание своего места. Переоценка ценностей, игра сменяется учебой, поначалу, в формате игры. Ребенок обретает мотивы для своего поведения. В момент кризиса происходит изменение в манерах: поведение ребенка становится более капризным и конфликтным, подвергнут кривлянию и манерности, реакции на действия, имеющие аффектное состояние.
Данный период имеет благоприятные условия для развития творческих способностей. Дети любознательны, желают познавать мир. Получают знания, опыт и умения через наблюдение и творчество. Мышление детей младшего школьного возраста не обременяется рамками, стереотипами, мнениями, по сравнению с детьми, более старших, возрастных групп. Это позволяет в полной мере уделить внимание развитию творческих способностей и воображения.
Главным критерием любой деятельности носящей творческий характер является воображение. Давая свободу воображению, мы освобождаемся от мыслительных процессов, что помогает создавать новое независимо. Но создание нового ведется из опыта усвоенного ранее. Кроме опыта имеется важность эмоций, впечатлений полученных за период жизни.
Л.С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека»[6].
Психология детей младшего школьного возраста – это раздел возрастной психологии, изучающий условия, движущие силы, возрастные особенности и закономерности психического развития детей младшего школьного возраста[7].
Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является – учение. Основной целью учения является приобретение знаний, умений и навыков, которые подготовят его к жизни. Происходит это, основываясь на знаниях накопленных предыдущими поколениями.
Главным компонентом учебной деятельности является – мотивация, которая включает в себя мотив учебы. Сюда относятся стремление к изучению нового, ранее не знакомого. Формирование самосовершенствования и определения, формирование ответственности.
Ситуации, связанные с переживаниями и пережитыми в процессе обучения эмоциями и чувствами, тоже формируют личные мотивы учащегося: стремление быть первым, или одним из лучших в классе, быть лучшим в глазах родителей. Кроме положительно влияющих мотивов имеет место и отрицательный компонент: неприятности с родителями, учителями, одноклассниками (конфликты, недопонимания).
С учебной деятельностью формируется и самоконтроль, который берет начало с учителя. Беря пример, основываясь на опыте старшего, ребенок старается подражать. Это сложный момент не только для ребенка, но и для решения данной педагогической задачи учителю.
Оценка – является главным критерием учебной и познавательной деятельности ребенка. Для саморегуляции необходимо объяснение, почему была поставлена именно эта оценка, что необходимо для достижения другого результата. Сюда же относится оценка не только при решении учебных задач, но и оценка результата поведения, принятых решений и действий со стороны учителя и родителей. Ребенок уже начинает давать отчет в своих действиях и принятых решениях. Он способен адекватно оценивать последствия поступка.
Активное развитие получает психика. Интеллект развивается параллельно с речью. Речь используется как процесс мышления, формируется словесно-образное мышление, анализ условий для решения поставленных задач, составление и действие согласно плану и рефлексия. В данном возрасте идет активное формирование словарного запаса. Параллельно с речью происходит развитие мышления, оно переходит от эмоционально-образного к логическому[8].
Познавательная сфера младшего школьника так же переживает новообразования. Память имеет яркий познавательный характер, это связано с тем, что ребенок осознает мнемическую задачу. Он умеет ее определять и разграничивать из ряда других задач, не смотря на сложности ее распознавания. Быстрее запоминается интересный материал, интерактивные задания, конкретный и яркий материал. Но, так как дети не до конца дают отчет процессу запоминания, учителю нужно приложить немало усилий для выработки умения самоконтроля[9].
Приемы запоминания имеют путь интенсивного развития. Происходит это через появление, благодаря учебной деятельности, таких приемов в работе как: повторение, наблюдение, составление логических цепочек, осмысление и переосмысление материала. У ребенка складывается словесно-логическое мышление с опорой на наглядность (пересказ по картинке), составление сочинений по картинам.
Педагогика и педагогическая психология имеют тесную связь с психологий младшего школьника. Данный симбиоз позволяет выбрать на практике правильные методы и приемы в работе с детьми данного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, позволяют разработать методы и технологии обучения и воспитания с учетом всех особенностей.
Каждый возрастной период заканчивается появлением и укоренением новообразований. Основными новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
- произвольность и осознанность психических развитий;
- осознание своих изменений благодаря учебной деятельности;
- развитие самосознания;
- самоопределение в обществе (я – ученик);
- способность к планированию и выполнению действий;
- рефлексия (способность к анализу действий)[10].
Итак, подводя итоги, стоит отметить, что развитие ребенка и формирование его как личности – является сложным и неравномерно протекающим процессом. Развитие ребёнка состоит из активной самостоятельной деятельности ребёнка под контролем и наблюдением взрослого, который занимается реализацией процесса обучения и воспитания.
Обучение ребёнка в школе – это важная часть социального и психологического формирования личности. Школа ставит перед ребёнком задачу в эффективном и грамотном формировании и усвоении знаний. Для решения данной задачи, требуются совершенно другие условия, и структура познавательных процессов и эмоциональной среды.
Таким образом, знания психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста позволяют педагогам и психологам, другим педагогическим работникам, ведущим педагогическую деятельность в начальной школе, лучше понять психологическое состояние ученика начальных классов. Это, в свою очередь, позволит организовать педагогический процесс с учетом особенностей развития младших школьников.
Значение художественной деятельности в развитии способностей младшего школьника
Художественная деятельность – прямое взаимодействие человека с предметами искусства, что способствует эстетическому познанию окружающей действительности, созиданию и созданию произведений искусства.
Взаимодействие детей и искусства формирует отражение ценностей окружающего мира, через творческое взаимодействие ребёнка с интересующим его видом творчества (музыка, рисование). Искусство имеет долгий путь развития и может отражать в себе действительность разных времён и этносов, что позволяет познавать ценности отдельных народов, формировать на их основе свои теории, которые ведут к созданию произведений искусства.
Самым доступным приемом вовлечения учащегося младшего школьного возраста – это творческая-художественная деятельность[11].
Творческая художественная деятельность – это организованный процесс взаимодействия учащихся с разнообразными материалами для творчества, который позволяет создавать произведения искусства, с целью познания мира и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Данный возраст имеет активную творческую позицию, что способствует вовлечению учащихся в процесс творчества. В данном процессе ребёнок проявляет свое «Я», фантазию, можно понять его мировосприятие в целом. Тем самым, творческая художественная деятельность, является для младшего школьного возраста – естественным процессом и видом деятельности.
Активное проявление, интерес и открытость в творчестве – являются важными показателем вовлеченности ребёнка в данный вид творчества.
Творческая деятельность на уроках изобразительно искусства включает в себя работу с различными материалами, а так же интеграцию с различными учебными предметами и сферами жизни деятельности.
Программы по предмету изобразительное искусство включают в себя разделы по работе с такими материалами как: пластилин, цветная бумага и различными материалами для рисования.
Основной целью процесса обучения изобразительному искусству является формирование и развитие разносторонне-творческой личности, в основе которой лежит художественно-творческое развитие и нравственный характер[12].
Обучение изобразительному искусству имеет следующие ориентиры:
- личностное и общекультурное развитие; формирование основ изобразительной грамотности, способствующих успешному восприятию содержания предмета, проявление умений на практике;
- духовно-нравственное воспитание, основанное на возрастных особенностях учащихся; расширение познавательной деятельности учащегося через изучение разнообразных видов изобразительного искусства;
- формирование желания к активности в творчестве и знакомству с искусством через различные формы творческой деятельности;
- воспитание и развитие национально-культурных традиций, патриотическое воспитание, желание создавать и делиться;
- воспитание толерантной личности к культуре и народным традициям других народов и этносов;
- развитие индивидуальных способностей учащегося;
- формирование и воспитание умения вести деятельность пошагово, соблюдая культура труда; расширение кругозора, эстетического восприятия предметов мира искусства;
- умение давать оценку произведениям искусства, выявлять их художественную сторону используя эмоционально-образное мышление.
Благодаря ориентирам формируются учебные задачи:
Образовательные: формирование эстетического вкуса по отношению к памятникам культуры; рост опыта художественно-практической деятельности с помощью разнообразных художественных форм самовыражения[13].
Развивающие: развитие аппарата эмоционально-образного восприятия, направленного на художественное познание учащимися окружающего мира; развитие памяти, мышления и фантазии, чувства вкуса, творческих способностей и художественных умений;
Воспитательные: культура восприятия произведений: декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, дизайна, скульптуры и архитектуры;
Для более эффективного развития творческих способностей и внедрения разнообразных видов деятельности, в решении учебных задач предмета и реализации цели, можно использовать интеграции с актуальными проблемами искусства и общества в целом.
Типы интеграции:
- интеграция изобразительного искусства и экологического подхода в обучении;
- реализация регионального подхода через знакомство, изучение, сохранение и распространение культурно-художественных ценностей этноса (своего города, региона, страны), с целью изучения мирового искусства;
- разносторонний подход в деятельности.
Художественная деятельность многогранна.
Виды художественной деятельности:
- плоскостная работа (умение владения разными материалами для детского творчества: гуашь, акварель, цветные и чернографитные карандаши, тушь, пастель, мелки восковые);
- декоративно-прикладная деятельность (работа над орнаментальными композициями, декоративными композициями, основы дизайна, работа с природными материалами и формами; использование разнообразных материалов и техник для творчества: коллаж, мозаика, аппликация, открытка, разворот, скрапбукинг);
- работа с объемными формами (предполагается работа с пластилином, глиной, соленым тестом, бумагой; создание объемных фигур и форм, с применением природного материала и подручных предметов – коробочки, баночки)[14].
В процессе творческой художественной деятельности у младшего школьника формируются такие способности как:
- Изобразительность (способность генерировать образы, сюжеты и изображать их);
- Эстетическое восприятие (принимать, обрабатывать и извлекать важность мира искусства, воспринимать произведения живописи, скульптуры, графики; различать красивое от безобразного, трагедию и комичность; переживать положительные и сопереживающие эмоции от искусства)
- Чувство цвета, гармонии, ритма (закономерности сочетания цвета, формы и их комбинация в зависимости от потребностей, идеи, цели);
- Мелкая моторика и глазомер (координация движений рук, пальцев и определение пространственных изменений предметов и явлений с помощью зрительных анализаторов);
- Пространственное и образное мышление (ориентация в трехмерном пространстве, запоминать положение предметов и их распределение в пространстве; воссоздание образов по памяти и фантазируя);
- Наблюдательность (умения замечать детали, отличия, схожесть, качества);
- Фантазия (импровизация отражающая мысли, чувства и эмоции на заданную тематику);
- Креативность (проявление нестандартности в момент решения задачи: методы, приемы, подходы);
- Эмпатия (сопереживание).
Для более глубокого художественного и творческого восприятия произведений искусства, применяются такие технологии обучения, как проектная деятельность, исследовательская деятельность, коллективные творческие дела. Формы уроков для закрепления материала могут иметь форму экскурсий, кейсов, онлайн-путешествия, круглые столы, урок-игра, мастер-классы.
Особой формой творческой деятельности учащихся, которой отводится большое внимание в современной школе, это проектная деятельность.
Проект – это доступная модель творческой деятельности, где показывается отражение всех способностей учащихся, процесс протекания развития личности учащегося, его творческий взгляд и анализ своей деятельности.
В своих трудах Антоненко В.У. говорит о том, что метод проектов прошел эволюцию. В момент формирования, он носил название метода проблемы имеющего гуманистическую направленность. Разработан метод был американским педагогом Джоном Дьюи. Он предложил вести образование, через активно-развивающуюся деятельность ребенка, через те интересы, которые ему сейчас важны. На данный момент, данный метод занимает важное место в современной системе образования, дает положительные результаты в обучении и воспитании личности учащегося. Это позволяет мотивировать детей, так как обучение сочетает интересы педагога и ребенка.[15]
Более глубоко изучил метод проектов последователь Дьюи, его ученик У.Х. Килпатрик. Он заменил традиционную систему обучения (классно-урочную), на проектную систему, где главную роль играют мотивы, интересы и склонности учащегося. По мнению У.Х. Килпатрика, проектом считается любая деятельность, которая отражается в свободном выборе учащимися, зависимо от их интересов здесь и сейчас. Это может быть любая деятельность: творческая, организаторская, исследовательская. Особым критерием выступала самостоятельность, отражающаяся во всех частях реализации проекта, без участия наставника.
В советской педагогике данный метод изучался и реализовывался на практике ученым-педагогом С.Т. Шацким. Он считал, что школа должна готовить и воспитывать самостоятельную, инициативную образованную личность в выполнении творческой деятельности. Это привело к изучению народных ремесел, помимо изучения школьных предметов. Со временем, метод проектов стал реализовываться в связи с государственными праздниками, где дети готовили и представляли проект, отражающий нравственно-политическую направленность[16].
Применение данного метода способствует формированию социально адаптированной личности. Они учатся пониманию и взаимоуважению к участникам проекта. Учатся сотрудничать и принимать мнение другой стороны. Отстаивать и выражать свою точку зрения.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией[17].
Данное определение дает понять, что проект имеет разные временные интервалы для реализации. Проекты делятся на краткосрочные и долгосрочные. Технология проектного метода заключается в решении поставленной проблемы по определенному плану поиска решения (решение исследовательских, практических и поисковых задач).
Используя в своей педагогической практике метод проектов, преподаватель формирует у учащихся следующие умения:
- умение четко ставить цели, составлять путь к цели, концентрироваться на результате и его достижении;
- умение собирать и обрабатывать информацию, наглядные материалы, отбор информации;
- формирование умения анализировать, обобщать и систематизировать по признакам. Составлять практические ответы на поставленную задачу: таблицы, схемы, текстовое оформление, продукт;
- познавательная активность и интерес.
Проекты делятся на информационные, практические, игровые, творческие и исследовательские[18].
Проект реализуется по строго составленному плану, с которым учащихся знакомят заранее, объясняя, как ведется работа на каждом этапе. Но, проекты, имеющие творческую направленность – не имеют четко поставленной структуры. Творческие проекты более самостоятельны и подчиняются интересу, логике и мотивации учащихся.
Данный метод помогает развитию и формированию, во всех сферах жизни ребенка, самостоятельности. Помогает понять свое место в образовательном процессе. Так же помогает развить продуктивность творческой деятельности, познавательной деятельности, мотивация и качество учебно-воспитательного процесса. Внедрение образовательных проектов, на уроках изобразительным искусством, помогает ученику понять свою значимость.
И.П. Иванов писал: «Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них»[19].
Коллективная работа включает в себя заботу. Заботу о себе, окружающих и близких людях, о коллективе. Такие дела включают коллективное взаимодействие, что и дает понимание определения. Дело имеет творческий характер, потому что сообща идет поиск решения задач, который ведется сообща, в коллективе. Решение идет через предложения и различные вариации идей по решению ситуаций, решение может быть принято по шаблонному приему, либо интуитивно.
КТД включает в себя разнообразную, яркую жизнь внутри коллектива, оно включает в себя игровую деятельность, трудовую деятельность, учебно-воспитательную деятельность. Включает в себя аспекты счастливых и радостных моментов: мечты, радость жизни, желания и фантазия. Что направленно на улучшение жизни всех.
Задачами коллективного творческого дела, которые реализуются через воспитательную деятельность педагога, являются:
- Создание условий для реализации и самореализации, проявления и взаимодействия между собой каждого участника коллектива (воспитанника), как индивидуально, так и в коллективе;
- Формирование благоприятного и разнообразного нравственно-психологического климата. Данная задача, поможет решить вопросы с защищенностью ребенка, где он сможет почувствовать себя в безопасности как эмоционально, так и физически;
- Социализация воспитанника;
Обобщив все задачи педагога для реализации КТД, можно сделать вывод, что педагог делает упор на создание и поддержание эмоционального климата в коллективе. В таких условиях, реализация способностей, идей, действий будет проходить более продуктивно, активно и выстраивание отношений будет более благоприятными.
Коллективные творческие дела позволяют каждому расти нравственно и духовно, проявлять свои организаторские способности, искать творческие пути решения поставленных задач, развивать личностные качества. Улучшать задатки, взаимоотношения и формировать новые.
Метод проектов и коллективная творческая деятельность, имеют положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся и на развитие сознательной личности в целом. Педагогу, для реализации данных приемов работы, необходимо приложить усилия по организации учащихся, созданию условий, поддержание эмоционального климата в коллективе, поддерживать учащихся во всех вариантах решения поставленной задачи. Данные методы будут использованы при организации опытно-экспериментальной работы.
Выводы по первой главе. В первой главе были изучены методическая и психолого-педагогическая литература, на основе которой была сформирована теоретическая база.
Основным объектом изучения стал младший школьный возраст, который приходится на период начальных классов. Было выявлено, что развитие ребенка строится на прохождении возрастных периодов, которые характеризовались определенными физическими, психологическими и антропометрическими изменениями. Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 9 лет, начиная с периода кризиса 7 лет.
Для определения места и значимости данного возраста в жизни человека, была рассмотрена и проанализирована возрастная периодизация Л.С. Выготского. Было выявлено, что в цикл формирования взрослой личности делится на три этапа: раннее детство, детство, подростничество. Это характеризуется сменой ведущей деятельности.
Ведущей деятельностью является – учебная, а ее компонентом является мотивация, включающая в себя стремление к изучению нового и познанию мира.
Определение «способности» – выявило его неоднозначное определение, которое не имеет конкретной формулировки. Мне ближе определение, которое описано в психолого-педагогическом словаре:
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Развитие творческих способностей имеет важное значение и место в становлении и развитии личности в младшем школьном возрасте.
Рассмотрены две большие группы видов деятельности, которые вносят большой вклад в развитие творческих способностей, посредством различных видов деятельности, что позволяет развить способности учащихся в младшем школьном возрасте и других возрастных периодах. С условием реализации на уроках изобразительного искусства (не исключено применение данных методов и в сферах других предметов и при интеграции).
Проект – занимает важное место в начальной школе, сейчас прослеживается тенденция к активному внедрению метода проектов в образовательный процесс. Данный метод развивает коммуникативные навыки, раскрывает эстетические и нравственные качества личности, формирует и развивает организаторские способности, повышает мотивацию, способствует развитию навыка анализа, обобщения, планирования.
Методология коллективного творческого дела – это метод, включающий в себя заботу о себе и окружающих. Основной задачей преподавателя, в данной системе, занимает место создания условий для развития качеств учащихся. Работа происходит в коллективе и обществе, решение задач и поиск путей осуществляется коллективно.
Таким образом, мы можем сказать, что в младшем школьном возрасте преобладает творческая деятельность с целью развития и формирования взрослой, интеллектуально и творчески развитой личности, что позволяет сформированной личности решать задачи через творческий подход, креативно и преподносить продукт (результат) качественно и осознанно. Метод проектов и коллективное творческое дело являются яркими «представителями» художественной деятельности, для реализации данных запросов к современному человеку (ученику), как фактор развития способностей в младшем школьном возрасте.
Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения. Нетрадиционные техники рисования отличаются от традиционных, скоростью достижения конечного результата, набором инструментов и методикой выполнения.
В данной методической разработке рассмотрим методики рисования для взрослых и детей старшего возраста.
Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.
Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.
Суми-э означает «картина, написанная тушью». Суми-э — это искусство импровизации, художественная форма, которой свойственна высочайшая степень свободы. Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью. Не стоит думать, что это исключительно монохромное изображение в оттенках серого. Картины рисуются тушью, выразительные возможности которой очень многообразны и увлекательны. Тушь может быть «старой» и «новой»; «влажной» и «сухой»; «тонкой» и «толстой»; «блестящей» и «тусклой»… Различные пигментные добавки придают туши те или иные оттенки.
Рисование губкой и ватными палочками: поролоновая губка опускается в краску, потом ею наносят отпечатки, создающие фактурность предметов: кроны деревьев, животные, облака. Ватными палочками хорошо получаются мелкие круглые предметы: одуванчики, ромашки, снежинки. Или как вариант краска набирается на связку ватных палочек, и точечно рисуются изображения.
Отпечатки пальцев: название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером — и готово!
Граттаж еще один способ нанесения рисунка на поверхность, методом царапанья бумаги или картона, предварительно залитых тушью, пером или острым инструментом. Второе название техники это воскография.
Берем лист плотной бумаги и в хаотичном порядке обозначаем кривыми области для последующего заполнения их разными цветами. Они могут принимать любую форму: полосок, облаков, пятен и т.д.
Закрашиваем выделенные области красками разных цветов. Выбираем светлую цветовую гамму, она будет лучше контрастировать с черным цветом. Ждем, пока бумага высохнет. Берем свечку и наносим на бумагу толстый слой воска. Покрываем бумагу, натертую воском, слоем черной гуаши. Можно использовать черную тушь, но ее предварительно следует растворить с мылом, что обеспечит лучшее ее сцепление с восковой поверхностью. Пока гуашь будет сохнуть, набросаем эскиз нашего рисунка. Накладываем эскиз на основу, покрытую черной краской. Прорисовываем рисунок непишущей ручкой. Берем все ту же ручку или острую палочку и начинаем процарапывать рисунок по намеченным линиям.
Техника рисования на воде – эбру. Принцип создания рисунков с применением технологии эбру заключается в том, что краски, наносимые на водную гладь, не опускаются на дно и не растворяются в воде, сохраняя целостность изображений.
Достигается это благодаря использованию специальных загустителей для воды, которые, в Турции, изготавливаются из местных растений.
В домашних условиях, особенно на даче, таким компонентом может выступать обычный густой клейстер на крахмальной основе, а жидкость, на которую будут наноситься красители, должна иметь консистенцию густого киселя.
Ею нужно заполнить широкую емкость. Это может быть глубокий поднос, пластиковый ящик или таз. Главным является обеспечение большой площади поверхности, которая позволит наилучшим образом изготавливать оттиски.
В качестве красок, используемых для создания рисунков, может выступать нежная акварель или ярко насыщенная гуашь. Ее наносят на поверхность каплями или путем легкого разбрызгивания кистью.
Для придания образующимся пятнам определенной формы можно использовать шило или спицы, а также гребни, с широкими зубьями или обычные мочалки.
Рыбки, цветы, растения, облака, животные, или абстракции быстро оживут на поверхности водной глади, а перенести рисунки на ткань, акварельную бумагу, плитку или деревянную поверхность не составит особого труда. Для этого материал нужно аккуратно положить на рисунок, подождать пару секунд и поднять за края, дав стечь воде. Просушить готовые изображения можно с помощью фена.
Рисунки с солью
Способ №1 — рисование по соли:
- Нанесите клей ПВА на заготовленный узор, рисунок,
- Посыпьте все солью и даем немного подсохнуть. Затем стряхиваем излишки над тарелкой и оставляем до полного высыхания.
- И в завершении, берем акварельные краски или разведенную гуашь и наносим ее на солевые разводы, делаем это аккуратно.
Техника набрызг: еще одна интересная нетрадиционная техника рисования, правда, требующая много дополнительных материалов. Чтобы капли краски не испачкали все вокруг, застелите окружающие поверхности клеенкой.
Краска смешивается с водой до консистенции густой сметаны. Кисть или зубная щетка смачивается в воде, лишняя влага стряхивается. Брызгами покрываются отдельные участки полотна. По необходимости положение руки меняется, и краска разбрызгивается горизонтально, вертикально и т.д. Если нужно увеличить (уменьшить) величину капель, щетину приближают (отдаляют) от бумаги.
Ниткография: для работы нарезать нить на небольшие, сантиметров по 30-40, отрезки. Для начала это идеальный размер. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше.
Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык, ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок. Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами – как сработает воображение.
Сухие кончики вывести вниз листа. Другой стороной листа прикрыть часть, на которой разложена нить с краской. Плотно прижать лист, к примеру, книжкой, аккуратно вытянуть за сухие кончики нитку наружу. В зависимости от того, как будет вытянута нить, получится разный рисунок. Можно тянуть сразу за оба кончика, можно только за один, дергать плавно или резко по очереди. Разложить лист и внимательно посмотреть на то, что получилось. А получается зеркальное отражение фантастических линий.
Правополушарное рисование — это подход к искусству и обучению рисованию, который акцентирует внимание на работе правого полушария мозга.
Правое полушарие отвечает за творчество, интуицию, восприятие целостности изображения и пространственные отношения. В то время как левое полушарие больше связано с логикой, анализом и последовательностью.
Глава II. Практическая часть.
Метод правополушарного рисования, как средство развития творческих способностей
В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри проводил опыты с животными и пришел к предположению, что разные полушария мозга млекопитающих отвечают за разные функции. В 1961 году в авторитетном журнале Science вышла его знаменитая статья на эту тему - «Церебральная организация и поведение», а в 1981 году Сперри даже получил за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В исследованиях и выступлениях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга, по Сперри, ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая - за творчество и воображение.
В 1970-е годы идеи Сперри широко обсуждались в разных дисциплинах - и в том числе среди художников. Тогда о его концепции узнала Бетти Эдвардс - художница и учительница живописи из Калифорнии. Эдвадс получила художественное образование, а потом защитила диссертацию по искусству, педагогике, психологии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса.
Эдвардс заинтересовали идеи Сперри: она давно искала научно обоснованный метод развития творческих способностей. Художница предположила, что высвобождению творческого потенциала (она связывала его с работой правого полушария мозга) может мешать активность левого полушария, которое излишне рационально, все время все анализирует и сдерживает воображение.
В 1979 году Эдвардс выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга» (в русском переводе — «Художник внутри вас»), где описала метод, который, по ее словам, позволял «отключить» левое и активизировать правое полушарие, открывая дорогу к безграничному творческому самовыражению. Эту технику она и назвала «правополушарным рисованием» (техникой «правополушарной живописи»), или «рисованием в П-режиме», и рекомендовала всем, кто хочет учиться рисовать.
Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых - и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.
По мнению Эдвардс, любой рисунок включает в себя пять элементов:
- Края и линии
- Отрицательное пространство (пространство между элементами)
- Отношения (т. е. перспектива и пропорции между объектами)
- Свет и тени
- Целое (возникает из сочетания первых четырех)
Чтобы научиться применять каждый из этих элементов, не нужны уроки академической живописи, считала Бетти Эдвардс. Необходимы упражнения, развивающие интуитивное мышление, занятия интуитивным творчеством.
Например, творчеству помогает:
- «Перевернутое рисование»
- Рисование попеременно левой и правой рукой
- Копирование с натуры и произведений в разных техниках
- Эксперименты с линиями
- Зарисовка ощущений
- «Штормовое рисование»
Результат правополушарного рисования обычно представляет собой необычные изображения, глядя на которые невозможно однозначно сказать, что на них нарисовано. Одним из преимуществ занятий таким видом изобразительного искусства является то, что интерпретации визуального восприятия переносятся на бумагу за непродолжительное время.
Из перечисленных техник, наверное, самыми непонятными выглядят первая и последняя. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Эдвардс считала, что такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве - линиях, светотени, колорите. Рисовать перевернутое изображение нужно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Закончив копирование, можно перевернуть рисунок и оценить его.
«Штормовое рисование» - это очень быстрое набрасывание с натуры, когда художник выполняет один рисунок за другим, например делает пятнадцать рисунков за пятнадцать минут. Такое скоростное рисование, согласно идеям Эдвардс, позволяет не дать левому полушария мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать).
Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль - методика позволяет достичь творческого режима. Во время «штормового рисования» ни в коем случае нельзя останавливаться (даже если получается, по вашим ощущением, совсем плохо) и использовать ластик.
Упражнения правополушарного рисования
Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета. Есть и другие упражнения, посложнее.
№1. Двусторонняя работа:
Людям, чьей ведущей рукой является правая, следует в дальнейшем использовать только левую часть картинки, а тем, кто в основном использует левую руку - правую сторону изображения. Картинку необходимо положить в центре листа белой бумаги, после чего, обводя контур простым карандашом, проговаривать вслух части лица, расположенного в профиль. Далее нужно дорисовать вторую часть картинки, повторяя части лица в первичной последовательности. На этом этапе у новичка возникнут трудности, так как рисовать вразрез с произносимыми словами, ориентируясь только на зрительную память, может не каждый. Если, несмотря на трудности создания зеркального изображения, художнику удалось нарисовать зеркальную картинку, можно считать, что ведущим в данной работе стало правое полушарие. Если абстрагироваться от указаний мозга, произносимых вслух, не удалось - сработало левое полушарие
№2. Создание рисунка вверх ногами:
Распечатать любой рисунок, объекты на котором обозначены исключительно контурами. Внимательно изучить картинку, обращая внимания на каждый изгиб и плавность перехода линий. Далее необходимо перевернуть изображение вверх ногами, после чего перерисовать его на рабочую плоскость, сделав это последовательно. Копировать необходимо каждую линию, как бы приставляя последующую черту к предыдущей, как если бы художник собирал мозайку. Важно в данном случае не столько скопировать изображение, сколько сделать это поэтапно, отзеркаливая его. Не рекомендуется срисовывать сначала контур, после чего переходить к прорисовке мелких деталей. Чтобы облегчить задание, начинающий художник может прикрыть нижнюю часть изображения рукой или другим предметом. Это поможет избежать бесконтрольного рассеивания внимания при срисовывании картинки. Цель выполнения этого упражнения - научиться срисовывать объекты, осознавая при этом, что каждая из линий контура является частью общего изображения.
Перестав разграничивать детали картинки на основные и второстепенные, художник сможет создавать сложные рисунки за небольшое количество времени (40-60 мин).
№3. Контурное рисование:
Контурное рисование - это самое популярное упражнение для тренировки правого полушария, выполнять которое можно в домашних условиях.
Техника этой методики выглядит так: Закрепить лист бумаги на рабочем столе, приклеив его углы скотчем. Повернуться к столу боком так, чтобы ведущая рука располагалась на рабочей плоскости. Вторую руку положить на колени, повернув к себе тыльной стороной ладони. Пальцы сложить вместе, чтобы на кисти образовалось как можно больше морщин и складок. Не перемещая взгляд на рабочую плоскость, глазами медленно обводить каждый участок руки, лежащей на коленях. Параллельно с визуальным восприятием, второй рукой следует воспроизводить увиденное на листе бумаги. Скорость перемещения взгляда должна быть не более 1 мм/сек. Сохранять положение, воссоздавая увиденное, в течение 5 мин. Для удобства перед началом практики рекомендуется установить таймер, который оповестит художника о необходимости завершить упражнение. Точность воссоздания изображения в данном упражнении неважна, так как целью здесь является тренировка способности прислушиваться к собственной интуиции и возможность копировать образы из головы, ориентируясь при этом на деятельность правого полушария
№4. Видоискатель:
Поэтапно создать рисунок, в соответствие с методикой правополушарного рисования, удастся также с помощью второстепенного инструмента - видоискателя. Сделать его можно самостоятельно, вставив в небольшой лист картона стекло или кусок прозрачной пластмассы. Когда инструмент будет готов, можно приступать к выполнению упражнения: Нацелить видоискатель на любой находящийся вблизи художника объект, после чего зафиксировать его с помощью скотча. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения подвижной оставалась только кисть ведущей руки конкретного человека. Закрыть одни глаз, а затем маркером обвести по поверхности стекла или пластмассы контур объекта, видимого в видоискателе. Далее прорисованный контур необходимо скопировать на белый лист бумаги, делая это последовательно, вне зависимости от того, в каком порядке переносятся второстепенные и основные линии.
Упражнение с видоискателем позволяет художнику научиться воспринимать визуально сам предмет, а не откладывать в памяти штрихи и линии, из которых он состоит. Такая практика может также помочь человеку стать более целеустремленным в жизни, перестав зацикливаться на второстепенных обстоятельствах.
Принцип правополушарного рисования используется не только на общеобразовательных занятиях, но и активно применяется психологами для вывода своих пациентов из состояния, пограничного с депрессивным.
Методика рассматриваемого вида практик предполагает то, что человек, поэтапно следуя указаниям своего наставника, учится контролировать работу полушарий своего головного мозга, в зависимости от ситуаций, переключаясь между ними.
Заключение
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, например, катания на велосипеде. Те кто пробовал данный метод рисования, начинают любить сам процесс и дети дошкольного и младшего школьного возраста не исключение.
Метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает при жизненных ситуациях и обстоятельствах, как прием терапии.
Цель была мною достигнута, задачи выполнены.
Моя методическая разработка имеет большую практическую значимость, данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства в школе, ДОУ, ДШИ/ДХШ/ДМШ, при проведении внеурочной деятельности и викторин, при выполнении подарков.
[1] Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. Пед. Соч. – М., 1982 – 329 с.
[2] Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский – Москва: Издательство Юрайт, 2017 – 199 с.
[3] Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Е. В. Барышникова. – Челябинск : Издательство Южно-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2018 – 174 с.
[4] Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов/ И. Ю. Кулагина. – Москва : Издательство Юрайт, 2023 – 291 с.
[5] Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – Москва : Издательство Смысл, 2019 – 243 с.
[6] Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023 – 512 с.
[7] Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е. В. Барышникова. – Челябинск : Издательство Южно-Уральского гос. гуман. – пед. ун-та, 2018 – 174 с.
[8] Симанский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симанский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018 – 188 с.
[9] Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / О. В. Хухлаева, Е. В. Зырков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023 – 367 с.
[10] Волков Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 – Психология) / Б. С. Волков. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 514 с.
[11] Методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт. 2023 – 188 с.
[12] Павлова Л. Н. Теория и методика изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие/ Л.Н. Павлова, Е. В. Фролова. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021 – 72 с.
[13] Федеральная рабочая программа начального общего образования. Изобразительное искусство (для 1-4 классов образовательных организаций). – Москва, 2023 – 90 с.
[14] Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы : учебное пособие для общеобразоват. организаций. – 3-е изд. – Москва : Посвещение, 2020 – 304 с.
[15] Антоненко В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция методов проектов / Вестник КГУ, номер 9, 2016 – 21 – 27 с.
[16] Бурмистрова Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022 – 115 с.
[17] Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – Москва : «Эгвес», 2004 – 120 с.
[18] Бурмистрова Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023 – 115 с.
[19] Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Москва : Издательство «Педагогика», 1989 – 206 с.
