Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Открытый урок по теме: "Изобразительная природа кино. Музыка в кино". Презентации по уроку, видеоролики, план-конспект занятия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Лицей № 28 имени Н. А. Рябова»

Открытый урок по искусству в 9 классе по теме:

«Изобразительная природа кино. Музыка в кино»

Учитель: Хабарова Елена Николаевна    

Урок № 26

Тема урока: «Изобразительная природа кино. Музыка в кино»

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе, познакомить с произведениями известных отечественных композиторов.

Учебные – расширение представление о функциях музыки в драматургии фильма; знакомство   с   миром экранного искусства, с профессиями  звукорежиссера, звукооператора.

Воспитательные – проявление  интереса к изучению отечественной киномузыки, патриотические и нравственные качества.

Развивающие – осмысление духовно-нравственного значения киномузыки.

Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, звуковые колонки, учебник

Тип урока: комбинированный урок / урок-собеседование

Умения и виды деятельности: специальные: 

  • Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. 
  • Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. 
  • На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Умения и виды деятельности: общеучебные: 

  • слушать, запоминать, 
  • владеть приемами рационального запоминания,
  • работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), 
  • владение способами самоконтроля, 
  • осуществления взаимоконтроля, самооценки.

Контрольно-оценочная деятельность: вид: текущий

Контрольно-оценочная деятельность: форма: устный опрос

Компетенции учащихся на уроке:

Основные понятия

Основные знания

Основные умения

Язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов

Жанры киноискусства

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Подобрать материал к выполнению творческого задания: презентации в PPT с наложением звуковой дорожки по теме «Музыка в отечественном кино»

Основные этапы урока:

Этап

Количество минут

I. Организационный момент.

2

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Изобразительная природа кино».

5

III. Изучение новой темы.

10

IV. Творческие задания учащихся

18

V. Закрепление изученного материала

8

VI. Итог урока

2

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент.

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Приветствие. Проверка готовности к уроку  учащихся.

Подготовка к уроку учебных принадлежностей.

Учитель: О чём шла речь на прошлом уроке?

Учащиеся: О изобразительной природе кино.

Учитель: Перед Вами листы со справочным материалом. Каждое искусство имеет свой язык и свои средства выразительности.

Этап 2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Изобразительная природа кино».

Что делает учитель

Что делают учащиеся

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  • Когда появилось одно из самых молодых искусств – кино?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

  • Появилось на рубеже XIX и XX вв.

  • Назовите главные художественные средства кино.
  • Изображение и звук.

  • Какие  элементы других видов искусств объединяет кино?
  • Литературу,  живопись, театр, музыку.

  • Какими выразительными средствами и художественными возможностями владеет кино?
  • Пространством, временем и движением.

  • Что такое монтаж фильма?

  • Монтаж — это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка.
  • Назовите три основных вида фильмов.

  • Художественные, документальные, научно-популярные.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор об изобразительной природе кино. Тема урока «Музыка в кино».  Цель: познакомиться с особенностями киномузыки, рассмотреть роль музыки в кинематографе, познакомиться с произведениями известных отечественных композиторов.

Этап 3. Изучение новой темы.

Рассказ учителя. Показ презентации.

Слайд 1   Музыка в кино

 (звучит музыка Андрея Петрова Утро из к/ф «Служебный роман»)

Слайд 2

Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.

Эльдар Рязанов 

Слайд 3

Фильм без музыки - все равно что самолет без горючего.  

Одри Хепберн

Слайд 4

     Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет:

  • Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение?
  • Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление?
  • Является ли композитор одним из авторов фильма, наряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

Слайд 5

В кино  объединены почти все виды искусства.

Музыка в кинокартине играет самые разнообразные роли – служит   музыкальной характеристикой героев, создает  атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, передает национальный колорит … Но бывает и наоборот. Музыка не повторяет зрительный ряд, а вступает с ним в более сложные связи.

Без музыки и музыкального произведения многие постановки бы стерлись из памяти, были бы серее, невзрачней. И вся прелесть киномузыки  в том, чтобы увлечь человека на время в свой мир и заставить взглянуть на окружающее его заново: глазами художника, ушами композитора, устами поэта и грацией танцора!

Музыка – великая сила в кино!

Она помогает зрителям заметить то, что без нее  бы не увидели.

Музыка в фильме способна опоэтизировать самые суровые события, раскрыть их героический смысл.

В  СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ  МУЗЫКА  И  КИНО  НЕРАЗДЕЛИМЫ.

Слайд 6

Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен и Гайдн, Бетховен и Вивальди, гениальный Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов. Но в силу разных причин, для того, чтобы опередить конкурентов, сделать себе рекламный имидж, компании Голливуда начали создавать специальную музыку для своих фильмов – саундтреки (OST Саундтрек — от английского слова Soundtrack, означает «звуковая дорожка». Представляет собой музыкальное оформление какого-либо материала: фильма, мультфильма, игры).

Слайд 7

Дмитрий Шостакович

Факт! Великий Шостакович служил «тапером».

В конце двадцатых годов возникла новая тенденция: одновременно с плёнкой в кинотеатр присылалась партитура музыки, специально написанной для данного фильма. Одним из пионеров советской музыки для кино был Дмитрий Шостакович.

Шостакович написал музыку приблизительно к сорока фильмам. В частности композитор был неизменным автором всех партитур для фильмов Козинцева-Трауберга, от «Нового Вавилона» 1929 года вплоть до «Короля Лира» начала семидесятых.

Слайд 8

В 20-е годы таперами работали и такие известные в будущем композиторы, как                                                                                 Д. Шостакович, Г. Свиридов,  В. Соловьев – Седой.

Слайд 9

Самостоятельная жизнь киномузыки

Музыка некоторых фильмов после премьеры получила самостоятельную жизнь:

  • симфоническая поэма «Александр Невский» Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна,
  • музыка фильма «Адмирал Ушаков» Арама Ильича Хачатуряна,  
  • саундтрек к фильму «Свои» Дмитрия Месхиева
  • сюита к фильму Максима Ладыгина «Марк Аврелий» группы «Вермишель-оркестр».
  • Много песен из фильмов становятся поистине народными («Вечная любовь» Шарля Азнавура, цикл песен Микаэля Таривердиева из «Иронии судьбы»).

Слайд 10

Кинокомпозиторы

Многие выдающиеся режиссеры считали музыку в своих картинах важным выразительным средством, которое ничем нельзя заменить. Поэтому в разное время для кино писали многие композиторы, в некоторых случаях даже те, кого теперь принято называть «великими».

Слайд 11

Сергей Прокофьев

Прокофьев писал  музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год). Вместе с кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.

 В победном 1945 году увидели первую серию кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном.

Балеты Прокофьева –  «Любовь к трем апельсинам» и «Золушка», а также симфоническая сказка «Петя и волк»  получили свою вторую жизнь в кинематографе.

Слайд 12

Исаак Дунаевский

В 1932 началась деятельность Дунаевского как кинокомпозитора ("Первый взвод", Белгоскино). Создал музыку к фильмам: "Цирк", "Волга-Волга", "Кубанские казаки", "Дети капитана Гранта". Вместе с режиссером Г. В. Александровым и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом Дунаевский был создателем музыкальной комедии "Веселые ребята", а также музыка к  кинофильмам "Три товарища", "Светлый путь".

Дунаевский создал жанр песни-марша, обогатил жанр песни, внеся в нее элементы оперетты, джаза.

Слайд 13

Максим Дунаевский

Сын композитора Исаака Осиповича Дунаевского.

Получив прекрасное музыкальное образование Максим Дунаевский вполне мог стать "классическим" композитором. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ "Наш дом", которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями он стал писать музыку для театра, а позднее и для кино.

Широкий успех и известность ему принесла музыка к таким фильмам, как  "Д'Артаньян и три мушкетёра", "Ах, водевиль, водевиль...", "Карнавал", "Трест, который лопнул", "Зелёный фургон", "Мэри Поппинс, до свиданья!", "В поисках капитана Гранта", "Ловушка для одинокого мужчины", "Граница».

Последняя работа  Максима Дунаевского - музыку для фильма "Возвращение мушкетёров" на сей раз в сотрудничестве с поэтом  Кареном Кавалерьяном. В этом фильме 10 новых песен  исполняют снова Михаил Боярский и новый мушкетёр Антон Макарский.

Слайд 14

Александра Пахмутова

Песни Пахмутовой приобрели и мировую славу. «Песня о тревожной молодости», например, стала особенно популярной в Японии, «Нежность», в которой речь идет об Антуане де Сент-Экзюпери, вовсю пели и продолжают петь во Франции. Запомнились публике и подлинные шедевры песенного жанра— композиции «Белоруссия» и «Беловежская пуща», до сих пор популярные во многих странах.
      В 1980 году Александре Пахмутовой написала песню, которая закрывала Олимпийские игры в Москве, песня-прощание «До свидания» получилась  лаконичной, выразительной и бьющей точно в цель.  

Самые популярные фильмы: 

1961 — «Девчата»

1967 — «Три тополя на Плющихе»

1976 — «Рождённая революцией»

1980 — «О спорт, ты — мир!» (документально-игровой)

1982 — «Полынь — трава горькая» 

2004 — «Великая Победа. Народная память» 

Слайд 15

Алексей Рыбников

За 30 лет Алексей Рыбников написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». В 1978-м году – премьера мюзикла «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Огромный успех выпал на долю первой советской рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось», написанной по поэме Андрея Вознесенского и поставленной режиссером Марком Захаровым. Последние его работы – музыка к фильмам  Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина – к  сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева – к  фильму «Волкодав».

Слайд 16

Андрей Петров

Его композиторский интерес распространяется на многие жанры – мюзикл и музыка к кинофильмам, пьесы для джаза и балет, симфонические и вокально-оркестровые сочинения... Песни из "Человека-амфибии" и "Я шагаю по Москве" признаны всенародно. Не менее популярными стали знаменитая мелодия из "Берегись автомобиля" и романсы из "Служебного романа", "Гаража", "Вокзала для двоих"...

Андрей Петров сделал симфонические транскрипции для филармонических оркестров своих наиболее известных мелодий из фильмов "Я шагаю по Москве", "Человек-амфибия", "Осенний марафон"...Получилась легкая симфоническая музыка в том же жанре, что вальсы Штрауса, музыка Гершвина и Берстайна. Программу назвал "Уличные мелодии в смокингах". Ее исполняет Петербургский оркестр филармонии, симфонический оркестр Новгородской филармонии, музыканты Петрозаводска...

Слайд 17

Евгений Дога

Лучше всего о композиторе говорит музыка из кинофильмов, которые несут на себе отпечаток вдохновения режиссеров, актеров, музыкантов, постоянных и верных его спутников на творческом пути»:

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Анна Павлова»

«Гонки по вертикали»

«Маэстро с ниточкой»

«Одиноким предоставляется общежитие»

«Восьмое чудо света»

«Табор уходит в небо»

«Портрет жены художника»

«Весенняя олимпиада»

 Слайд 18

Микаел Таривердиев

Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки.

Таривердиев говорил: «Я убежден, если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино».

Для кинематографа Микаэл Таривердиев оказался находкой – его мелодический дар, его способность говорить внятно, его поразительная способность реагировать на изображение и создавать полифонический текст, вскрывать или даже создавать внутренний смысл движущимся потоком звуков.

Слайд 19

Александр Зацепин

В активе Александра Сергеевича — музыка к 56 фильмам.

В том числе: «Земля Санникова», «31 июня», «Женщина, которая поёт», «Душа», «Не может быть», «Капитан Немо», «Спортлото – 82», «Где находится Нофелет», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди».

Сегодня его песни известны всем и каждому, он сочинил музыку к комедиям Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию».

Музыка к мультфильмам – «Фильм, фильм, фильм». «Ну, погоди!» (выпуск 2), «Тайна третьей планеты»

Его песни стали хитами пережившими своё время «Есть только миг», «Куда уходит детство», «Так же, как все».

В середине 1970-х произошло знакомство Зацепина и Алой Пугачёвой. Композитор  написал музыку к фильмам, которые озвучивала Пугачёва «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина», «Женщина, которая поёт» .

Слайд 20

Евгений Крылатов

Уже не одно поколение детей растёт на замечательных песнях композитора Е. Крылатова – таких, как:"Колыбельная медведицы", "Лесной олень", "Ласточка", "Крылатые качели", "Прекрасное далёко", "Три белых коня" и других замечательных песнях. Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого, не было бы произведений Е. Крылатова.

Особенно плодотворно творчество Е. Крылатова – в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120-ти фильмам и мультфильмам.

Среди них такие, как: "Умка", "Трилогия – Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего", и другие замечательные фильмы.

Слайд 21

Владимир Шаинский

Владимир Шаинский — автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов.

Среди них кинокартины «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории».

Мультфильмы «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям, здравствуйте!», музыкальные сказки «2х2=4», «Площадь картонных часов», многие, многие другие.

Слайд 22

Геннадий Гладков

Всесоюзную известность Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты».

С  Марком Захаровым Гладковым написана музыка к фильмам: «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).

Музыка Гладкова звучит и в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Ты — мне, я — тебе» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся — пока хорошие» (1991), «До первой крови» (1989).

Слайд 23

« Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает».                                                                        А. Гофман

Этап 4. Творческие задания учащихся

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Слушает. Оценивает работы учащихся

Защита презентаций об отечественных фильмах

Этап 5. Закрепление материала

Викторина (музыка из кинофильмов)

Показ презентации с наложением музыкальных треков (фрагментов)

Учитель:

  • Из какого кинофильма этот фрагмент? Назовите композитора.
  • Кто исполнитель?

Ответы учащихся:

  • Песенка про медведей из к/ф «Кавказкая пленница» А. Зацепин
  • Если б я был султан из к/ф «Кавказкая пленница» А. Зацепин
  • Погоня из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» А. Зацепин
  • Вдруг как в сказке из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» А. Зацепин исполняет Валерий Золотухин
  • Остров невезения из к/ф «Бриллиантовая рука» А. Зацепин исполняет Андрей Миронов
  • Песенка про зайцев из к/ф «Бриллиантовая рука» А. Зацепин исполняет Юрий Никулин
  • Синема, синема из к/ф «Человек с бульвара Капуцинов»  Г. Гладков исполняет Андрей Миронов
  • Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» А. Петров
  • Увертюра к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»  Владимир Дашкевич
  • «Большая перемена» Э. Колмановский
  • «Мы выбираем, нас выбирают» из к/ф «Большая перемена» Э. Колмановский исполняет Светлана Крючкова
  • «Джентльмены удачи» Г. Гладков
  • Старый рояль из к/ф «Мы из джаза» Марк Минков
  • Лев и брадобрей
  • Ветер перемен
  • Цветные сны из к/ф «Мери Поппинс, до свидания» Максим Дунаевский
  • Сверчок
  • Не вешать нос, гардемарины из к/ф «Гардемарины, вперёд»
  • До чего дошёл прогресс
  • Крылатые качели из к/ф «Приключения Электроника»

Итог урока: Музыка необходима кино. Музыка помогает более глубоко сопереживать судьбе экранных героев в фильмах: и горевать, и смеяться вместе с ними, и чисто интуитивно чувствовать опасность.
Без музыки и музыкального произведения многие постановки бы стерлись из памяти.. И вся прелесть киномузыки  в том, чтобы увлечь человека на время в свой мир и заставить взглянуть на окружающее его заново: глазами художника, ушами композитора, устами поэта и грацией танцора!

И для нас – зрителей, живущих и смотрящих фильмы сейчас – это современность, а для будущих поколений – будет – Классика!

Домашнее задание: стр. 178-179, написать эссе «Роль музыки в моем любимом фильме».

Литература: 

Для учителя

Для учащихся

Сергеева Г П.

Уроки искусства. Поурочные разработки. 8—9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 177 с.

Сергеева Г. П. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.:Просвещение, 2014. — 191 с.: ил.

Список использованной литературы:

1 «Великие советские фильмы» Л.Соколова  Издательство « Центрполиграф» 2011год.

2 «Кино. Иллюстрированная энциклопедия» Р.Берган  Издательство АСТ 2008 год.

3 «Мировая художественная культура XX век. Кино. Театр. Музыка» Л. Баженова, Л.Некрасова. Издательство «Питер» 2008 год.

4 «Сделано в Голливуде» Е.Карцева  Издательство «Москва» 1964 год.

5 «Режиссеры настоящего» А.Плахов Издательство «Амфора» 2008 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинокомпозиторы

Слайд 2

Сергей Прокофьев

Слайд 3

Исаак Дунаевский

Слайд 4

Максим Дунаевский

Слайд 5

Александра Пахмутова

Слайд 6

Алексей Рыбников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Шаинский

Слайд 2

Геннадий Гладков

Слайд 3

« Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает». А.Гофман


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКА В КИНО

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 10

Жил да был брадобрей – На земле не найти добрей. Брадобрей стриг и брил зверей. После той чудесной стрижки Кошки были словно мышки, Даже глупые мартышки походили на людей. Припев: Это было прошлым летом В середине января, В тридесятом королевстве Там где нет в помине короля. Как-то раз, встретив льва, Брадобрей оробел сперва. И с трудом подобрав слова, Он сказал весьма учтиво, Чтобы быть всегда красивым, Надо стричь усы и гриву В год примерно раза два. Что же было потом Ясно всем, кто со львом знаком. Стричь его, что играть с огнем. Продолжать рассказ не будем, Лев остриженный как пудель, Съел беднягу словно пудинг, Съел со всем инвентарем.

Слайд 12

Все, что было много лет назад, Сны цветные бережно хранят. И порой тех снов волшебный хоровод Взрослых в детство за руку ведет. Детских снов чудесная страна Людям всем до старости нужна. Только жаль, что нам, когда взрослеем мы, Редко снятся те цветные сны. Сны, где сказка живет среди чудес, Сны, где можно достать звезду с небес, с небес. Счастлив тот, счастлив тот, в ком детство есть. Детство наше давно прошло, Прошлой жизни букварь прочло: Лето осень зима - и нет весны. Но хранят той весны тепло, Но хранят той весны тепло Наши детские сны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр: