Занятие № 2 Основы цифровой фотографии

Основы цифровой фотографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatieno2_osnovy_tsifrovoy_fotografii.docx392.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Основы цифровой фотографии

Оглавление

Эволюция фотографа от новичка до профессионала

Умение видеть приходит с опытом, этому сложно научить, а в итоге все люди видят один и тот же кадр по-разному. А вот законы физики и базовые принципы фотографии для всех одинаковы, так что  творческий путь стоит начать с них изучения.

1. Что такое экспозиция?

Грубо говоря, экспозиция – это количество света, которое получает матрица фотоаппарата. Или пленка, которой вы вряд ли вообще будете пользоваться. А экспонирование – это сам процесс экспозиции. А количество света зависит от времени экспонирования и уровня освещенности, который регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы. Для того, чтобы вам проще было понимать разницу в экспозиции – запомните понятие «ступень».

2. Что такое выдержка?

Выдержка в фотографии не имеет ничего общего со спокойствием и терпимостью. Это отрезок времени, в течение которого затвор открыт и свет попадает на матрицу. В большинстве случаев выдержка очень короткая и измеряется в секундах и долях секунды. На экране фотоаппарата значение 60 соответствует 1/60 доли секунды. А вообще существует стандартный ряд выдержек с шагом в одну ступень: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Каждая следующая ступень уменьшает количество света, попадающего на матрицу в два раза. В четыре раза – это две ступени. В восемь раз – три ступени, и так далее.

https://www.ferra.ru/thumb/860x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484754/a9c007af09167a2010e52815c4d796fd0c26187c.jpg

Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой

Каждая камера характеризуется диапазоном выдержек. В общем случае самая короткая выдержка составляет 1/4000 секунды, а самая длинная – 30 секунд. Снимать с рук можно на достаточно коротких выдержках (порядка 1/100, 1/200 секунды и короче), а для выдержек, измеряемых секундами (или даже для 1/10 секунды) уже нужен штатив. Без штатива естественное дрожание рук, характерное для всех людей без исключений сделает кадр смазанным, нерезким. Однако не стоит думать, что короткая выдержка – это однозначно хорошо, а длинная – непременно плохо. Нет, разные значения выдержки нужны для разных целей. Все зависит от конкретных условий и жанра съемки.

Реклама 193. Что такое диафрагма?

Диафрагма – это отверстие, диаметр которого можно регулировать и изменять тем самым количество света, попадающего на матрицу. Выдержка и диафрагма – основные параметры экспозиции. А вместе значения выдержки и диафрагмы вместе называют экспопарой. Для диафрагмы также существует стандартный ряд значений с шагом в одну ступень: 1.4, 2, 2.8, 4, 5,6, 8, 11, 16. Как и в случае с выдержкой, каждая ступень означает уменьшение количества света вдвое. Обозначается диафрагма  дробью с маленькой f (f/2.8) или произведением с большой F (F2.8). Оба варианта правильны.

https://www.ferra.ru/thumb/860x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484756/e092c03fb508aeef6cf6f1a88759180defa17ed1.jpg

Вот как меняется диаметр отверстия при его закрытии с шагом в одну ступень

Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма. А ее максимальное значение называют светосилой объектива. Собственно, максимальная диафрагма – одна из важнейших характеристик объектива, обуславливающая конечную стоимость. Кроме того, диафрагма определяет глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), но об этом – в отдельном материале.

https://www.ferra.ru/thumb/800x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484757/08ecbcfa88447c28a90b14a8b66fedc330f9f624.jpg

А вот как лепестки диафрагмы выглядят в объективе

Если вы сделаете кадр с выдержкой 1/100 с и диафрагмой F2.8, а затем поменяете значения на 1/50 и F4 соответственно, то экспозиция останется прежней, а фотографии будут выглядеть одинаково. В обоих случаях на матрицу попадет одинаковое количество света. Есть и еще один параметр, который стал актуальным именно в эру цифровой фотографии – чувствительность матрицы.

4. Что такое ISO?

Чувствительность и ISO – одно и то же. Если все упростить, то это величина восприимчивости матрицы фотоаппарата к свету. Так же, как выдержка, и диафрагма, чувствительность описывается стандартным рядом значений с шагом в одну ступень: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 и так далее. Аналогично, вы можете сделать два кадра: один с выдержкой 1/200 с, диафрагмой F2.8 и ISO 200, а во втором закрыть диафрагму до значения F4, а чувствительность увеличить до 400 единиц. Экспозиция будет одинаковой.

https://www.ferra.ru/thumb/860x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484762/4c9235abaa0d437c2f71fd839f5403d84e6fb9c0.jpg

Качество картинки на ISO 200 (слева) и ISO25600

Увеличение чувствительности происходит очень болезненно, особенно на старых камерах. Чем выше ISO, тем больше так называемого шума появляется на фотографии и тем хуже в итоге ее качество. Повышать чувствительность стоит только при съемке в темное время суток. А уровень шума на высоких значениях ISO является одной из важнейших характеристик матрицы (и фотоаппарата в целом), поэтому съемка одной и то же сцены с разной чувствительностью приводится почти в каждом обзоре.

5. Чем отличаются режимы P, A, S и M?

Почти во всех фотоаппаратах (во всех зеркальных, беззеркальных и топовых компактных) есть несколько режимов работы. Самый очевидный из них – автоматический, которым пользуется большинство людей. Он позволяет не разбираться в том, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность, а просто снимать и в половине случаев получать приемлемый результат. Взрывной рост популярности фотографии в 90-х был спровоцирован именно массовым внедрением авторежимов. Но увы, даже самая совершенная автоматика не работает со стопроцентным результатом.

https://www.ferra.ru/thumb/860x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484766/23226a64b13bb0974f72f51f8076e91651ecf4d9.jpg

Селектор режимов съемки на типичной зеркальной или беззеркальной камере

Самыми востребованными режимами у продвинутых и профессиональных фотографов становятся полуавтоматические режимы – A и S (или Av и Tv в камерах Canon). В режиме A (англ. A perture – отверстие, диафрагма) вы вручную устанавливаете значение диафрагмы, а оптимальную выдержку камера подбирает автоматически, опираясь на данные встроенных датчиков. Поэтому он и называется режимом приоритета диафрагмы. Режим приоритета выдержки называется S (англ. S hutter – затвор), он работает по такому же принципу. Вы вручную задаете значение выдержки, а оптимальное значение диафрагмы камера подбирает сама. Этот режим часто используется репортажными фотографами, в следующей статье я подробно расскажу почему.

С режимом М (англ. M anual – ручной) все просто – это полностью ручной режим. Значение выдержки и диафрагмы вы устанавливаете вручную. Камера же может только подсказывать вам, что с выбранными значениями кадр будет недоэкспонирован либо пересвечен (переэкспонирован).

https://www.ferra.ru/thumb/860x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2018/11/26/00/2484769/f7013ffdc9379ba97953996d05bbebfd9b2f5929.png

Режим программной автоматической экспозиции как лучшая альтернатива полностью автоматическому режиму

Ну и, наконец, режим P (англ. P rogram AE – программная автоэкспозиция) – это альтернативная версия полностью автоматического режима. Оба параметра экспозиции (выдержка и диафрагма) устанавливаются автоматически. Во всех этих режимах вы самостоятельно устанавливаете ISO, в то время как в режиме Auto (полный автомат) ручное управление чувствительностью недоступно.