План конспект занятия "Виды света"

Цыбикова Светлана Евгеньевна

План-конспект занятия "Виды света" расскажет о том какие есть виды света.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_kontrolnogo_zanyatiya_29.11_tsybikova_s.e.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

краевое  государственное бюджетное  учреждение

 дополнительного образования

«Камчатский дворец детского творчества»

План-конспект контрольного занятия

«Виды света »

Объединение «Фотомастерская Фотокот».

                                                           Педагог дополнительного образования

                                                           Цыбикова Светлана Евгеньевна

г. Петропавловск-Камчатский

2022 г.

Дата проведения: 29.11.2022.

Продолжительность занятия – 45 минут, 10 минут перемена 45 минут занятия.

Группа: № 2, первого года обучения.

Тема: «Виды света».

Цель: Достичь понимания учащимися ключевой роли света и освещения для создания ярких, неповторимых фотографий, возможностей применения полученных знаний в будущей профессии. Воспитание важнейшего качества для фотографа-умение владеть светом.

Задачи:  

  • Закрепить знания об особенностях естественного освещения
  • Формировать знания об особенностях искусственного освещения
  •  Формировать умения пользоваться различными источниками искусственного света
  • Развивать видение явлений и процессов окружающего мира в контексте фотографического языка.

Материалы и оборудование:

  • Фотоаппараты
  • Фотостудия, где имеются основные приборы искусственного освещения
  • Телевизор, для демонстрации презентации.

Возраст:
Занятие составлено для детей  10-18 лет.



Организационная часть


5 мин


Повторение пройденного материала


20 мин


Изложение нового учебного материала


20 мин


Перемена

Выполнение практической работы


10 мин

20 мин


Подведение итогов. Домашнее задание


20 мин


ХОД УРОКА

I. Организационная часть. 5 мин.

Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части — создать рабочую обстановку на уроке, добиться дисциплинированности.

Объявление темы и цели занятия. Ответы на возникшие вопросы.

II. Повторение пройденного материала. 20 мин

Вступительное слово преподавателя.

Дорогие ребята! Свет — это главный инструмент фотографа. Ведь в слове «фотография» «фото» — это свет. Без света фотография невозможна. (Слайд № 1)

Свет приходит к нам во всевозможных формах и видах, начиная от домашней лампочки, освещающей вашу гостиную, и заканчивая солнцем, сияющим на небе. (Слайд № 2)

На этом уроке я продолжу рассказ, как управляться со всем этим богатством и научиться создавать фантастические снимки.

В настоящее время фотографии настолько вездесущи и их так много повсюду, что фотографам приходится прилагать гораздо больше усилий для создания снимков, выделяющихся среди прочих. Один из путей к этому - умело и тщательно выбирать и использовать освещение. Свет - один из важнейших элементов фотографии. Само слово "фотография” — производное от двух греческих корней: „фотос" (свет) и „графо" (пишу), то есть вместе получается нечто вроде „расписываю светом". Да, именно этими словами и можно описать суть фотографии.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о роли света в фотографии и видах освещения. Световые явления изучает такой раздел физики, как оптика (от древнегреч. появление, взгляд). Используя полученные знания, вы будете способны выигрышно использовать имеющиеся условия освещения или сознательно и творчески управлять ими.

На предыдущем занятии мы изучали с вами особенности естественного освещения. Что для нас такой тип освещения?

Правильно – это свет от солнца, от луны и их рефлексы (блики) на отражающих поверхностях. Бесконечно разнообразие природы. Также бесконечно разнообразие состояний естественного освещения.

Слайд №3,4

Внимательно рассмотрите фотографии (слайд № 4) и ответьте на вопросы:

Какие чувства хотели вызвать фотографы у зрителей? (Ответы детей)

С помощью каких средств выразительности фотохудожник передает настроение в своих работах? (С помощью света и цвета)

После просмотра данных слайдов я прошу учащихся перечислить основные моменты, определяющие особенности естественного освещения и ответить на вопрос к слайду № 5. Демонстрируется фотография Джона Хеджкоу «Жара»

Каковы параметры фотосъемки к этому слайду? ( Выдержка -1/500, Диафрагма – 11, ИSO – 64 ед. )

Вопросы к слайду № 6. Освещение при облачном небе.  

Какая точка сьемки использовалась при фотографировании? (верхняя точка).

Как при этом приеме изменяется изображение неба? (Ограничивается площадь, занимаемая небом, при этом повышается контраст изображения ).

– Что происходит с контрастом? (Увеличивается).

– Что выявляется у предметов? (Объём, фактура, форма)

Проверка домашнего задания:

«Фотосъемка с одной и той же точки в разное время суток».

Школьники показывают свои фотографии отправляют свои работы в чат Телеграм. Происходит коллективное обсуждение. «Вы готовы к тому, что ваш фотоснимок когда-нибудь назовут фотошедевром? Тогда приготовьтесь и к критике, которая может встретиться в обсуждении вашего творения». Результаты проверки выражаются в условных баллах (разработана система оценивания фотографий), а также в оценочных суждениях педагога: похвала за инициативу, публикация работы, выставка. Для оценивания результатов разработаны специальные творческие тетради, где отмечаются достижения и успехи. Очень важно при обучении фотографии подходить к выполнению любых заданий нестандартно, творчески.

Выводы после просмотра снимков, выполненных учащимися.

В зависимости от положения солнца относительно земли направление солнечных лучей и характер света в течение суток постоянно меняются. И если фотограф знает, чего ждать и к чему готовиться в тот или иной час, шансы сделать очень хорошие фотографии стремительно вырастут. Света может быть много или мало, но плохого или хорошего света нет, особенно, если свет естественный. Свет может быть непонятным или неосвоенным, но это понятия субъективные. Внимательное отношение к естественному освещению и его «приручение» принесет не только профессиональную пользу, но и изменит наше восприятие окружающего мира.

Необходимо также напомнить учащимся основное техническое требование при выполнении практического домашнего задания: предварительный отбор снимков и показ их на занятии предварительно загрузив фото на облачное хранилище Яндекс.Диск.

III. Формирование новых знаний. 20 мин.

Введение в предлагаемый образовательный материал.

Фотография полностью зависит от освещения. Звучит довольно просто, конечно, но на самом деле фотографы склонны фокусироваться скорее на объекте, чем на свете. Когда мы видим что-нибудь необычное и интересное, мы начинаем снимать, даже если освещение и итоговое экспонирование видоизменяют объект. Освещение может улучшить или испортить изображение, и в зависимости от этого кадр будет восприниматься или как любительский, или как настоящая фотография.

– Как мы уже отметили с вами, выявлять объём, фактуру предметов помогает свет. А какие источники света вы знаете? (Естественные и искусственные)

Искусственными источниками света могут управлять люди. Примеры таких источников – пламя от сгорающих поленьев, языки пламени масляной или газовой горелки, электрические лампы, свет от фотохимических реакций, и других различных реакций, например свет от реакций со взрывчатыми веществами.

Из-за их очевидных преимуществ с точки зрения доступности, безопасности, чистоты, и возможности удаленного управления, электрические лампы вытеснили почти все другие искусственные источники освещения в жизни человека.

- Итак, какой же свет мы отнесем к искусственному? (Ответы детей)

Учитель называет термины, учащиеся записывают.

Таким образом, к искусственному свету мы отнесем тот свет, который частично или полностью создается и управляется человеком. Хотя природа света, его характеристики и закономерности едины как для естественного, так и для искусственного освещения, возможность более активного вмешательства в процесс освещения придает ему некоторую специфику. Фотограф освобождается от навязанного ему природой освещения. Порой нам мешает яркое полуденное солнце, а когда его нет, нас утомляет серость пасмурного дня. Низкое солнце создает непробиваемые тени, высокое – не позволяет выразить рельеф снимаемого предмета; и еще много-много всяких «неприятностей.

Сейчас я покажу вам два снимка с очень интересными, на мой взгляд, эффектами. Как правило, у учащихся сразу возникает ряд вопросов: (Слайды № 7.8)

- Как все это фотографировалось?

Какой свет использовался при съемке?

Показ этих снимков стимулирует интерес учащихся, способствует концентрации внимания, происходит актуализация субъектного опыта учащихся.

Основная часть.

На основе мультимедийной презентации идет объяснение

Правильное использование источников света в фотографии - один из решающих факторов получения качественного фотоснимка. Какие бывают виды освещения и как ими правильно пользоваться?

Учитель выявляет опорные знания, сформированные на предыдущих занятиях по темам:

  1. Установка баланса белого.
  2. Основы естественного освещения.


К искусственному свету мы отнесем тот свет, который частично или полностью создается и управляется человеком. (Слайд № 9)

Большинство съемок изделий или людей для коммерческих или рекламных целей, с одной стороны, а также семейные портреты- с другой, производятся в фотостудии. (Слайд № 10)

Установленные на фотоаппарате источники искусственного света могут быть использованы и вне студии, непосредственно на месте съемки. (Слайд № 11)

Чувство свободы от возможности самому ставить свет в студии часто сопровождается чувством растерянности. Если в условиях естественного освещения мы полностью полагались на всемогущее Солнце, на которое можно свалить свои огрехи, то в условиях студии за все приходится отвечать самому. И чем больше возможностей у студийного фотографа, тем больше возможности сфальшивить.

Поэтому прежде чем начать работу с искусственным освещением, полезно познать азы светотехники и проследить за «работой» Солнца. Нужно принять как аксиому, что Солнце светит так, как нужно, и столько, сколько нужно, когда бы то ни было и где-бы то ни было.

Искусственный свет обманчив. Когда вы входите вечером в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз слабее, чем в солнечный день под открытым небом. Для того, чтобы в небольшом помещении, площадь пола которого составляет 40 кв.м, а высота 4,5 м, создать такую же освещенность предметов, как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой (считая расстояние между колбами) на ширину спичечной коробки (3,5 см).

Прежде, чем говорить о различных лампах, используемых при освещении. вспомним, что такое цветовая температура? (Ответы детей - Цветовая температура определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете. Измеряется в кельвинах ) .

В арсенале современного фотографа имеется огромное количество всевозможных светильников и приспособлений для управления качеством и количеством света. По большому счету, это светильники, формирователи светового потока (по-другому- рефлекторы) и вспомогательные принадлежности,(слайды 12,13,14)

К искусственным источникам света, которые активно применяются в фотографии, относятся:

  1. электрические лампы накаливания (нормальные осветительные лампы и предназначенные для съемок фотолампы),
  2. галогенные лампы
  3. люминесцентные лампы (используются редко),
  4. вспышки. О них разговор на следующем уроке.


Действие электрических ламп накаливания

(слайд № 15 )основано на том, что вольфрамовая нить, помещенная в безвоздушную или наполненную инертным газом стеклянную колбу, под действием электрического тока раскаляется и излучает свет. Однако цветовая температура нити накаливания ниже цветовой температуры дневного света, что затрудняет их использование в цветной фотографии. Так, лампы накаливания имеют цветовую температуру 2 700-2 900 К.

Светоотдача повышается с увеличением мощности ламп. Также надо не забывать, что по мере эксплуатации лампы ее светоотдача постепенно уменьшается, иногда на четверть от первоначальной величины. Колебания напряжения электрической сети влияет на спектральный состав светового потока.

Учитель задает вопрос учащимся:

Вы фотографируете при свете ламп накаливания. О какой важной настройке фотоаппарата нельзя забывать? ( Установка баланса белого)

Галогенная лампа- лампа накаливания, наполненная небольшим количеством галогена, обычно йода или брома. (слайд № 16). Галогены- это химические элементы. Кроме повышенного ресурса галогенные лампы имеют большую светоотдачу. Цветовая температура таких ламп 3000К-3200 К. Однако даже галогенные лампы имеют цветовую температуру, которая значительно меньше солнечной. Вопрос учащимся.

- Какова же цветовая температура естественного дневного освещения? (5 600-6 000 К),

- Какими лучами насыщен свет галогенных ламп? (красной и инфракрасной части спектра). Как от этого избавиться? (поставить на фотоаппарате правильные настройки баланса белого).

В настоящее время широко используются так называемые металлогалогенные лампы.

Металлогалогенные источники освещения имеют температуру 5600 К, и характеризуются как «белый» свет. Именно эта характеристика, а также высокая светоотдача, то есть создание очень мощного светового потока, обусловила большую популярность и широкое распространение таких приборов в кино- и видеосъемке. Эти приборы уверенно завоевали сердца фотографов, позволяя им использовать мощные металлогалогенные осветители как в студийной, так и в натурной фотографии. (слайд № 17).

Люминисцентные лампы. (Слайд № 18)

Источником света люминисцентных ламп является люминофор, представляющий собой покрытие, нанесенное на стенки стеклянной колбы лампы.

Эти лампы отличаются большой светоотдачей и спектром, визуально близким к спектру дневного света. Но только визуально. Данные лампы постоянно пульсируют, и поэтому их спектр характеризуется наличием черных полос (слайд № 19,20). Все это относится и к современным энергосберегающим лампочкам.

Применительно к цветной фотографии это означает, что если две различные пленки одинаково воспроизводят цвета при дневном свете или при лампах накаливания, то это не означает, что они будут одинаково воспроизводить цвета предметов, освещенных люминисцентными лампами.

Ртутные лампы. (Слайд № 21)

Такие лампы используются в основном для научных целей. Фотограф может встретиться с ними на дискотеках и различных шоу , где эти лампы будут усиливать флюоресцентные краски в костюмах и декорациях.

Заканчивается объяснение этого раздела информацией об энергосберегающих и светодиодных лампах. (слайды № 22.23 )

Вопрос учащимся.

- Почему фотосъемка с использованием люминисцентных ламп не очень удобна?

У люминисцентных ламп есть проблемы с балансом белого с переходом от кадра к кадру. (Получаются разные по цвету).
II. Рефлекторы.

Для освещения также используют разнообразные рефлекторы. Они сами по себе не являются источниками света, а лишь отражают в нужном направлении уже имеющийся свет, создавая рефлекс.

Вопрос учащимся.

- Что такое рефлекс? (Рефлекс — это градации светотени отраженного света.)
Рефлекторы существенно повышают освещенность объекта съемки (в лучших случаях примерно вдвое), защищают объектив и глаза фотографа от прямых лучей, предохраняют лампы от повреждений.
Рефлектор может представлять собой любую плоскую белую поверхность: листы белой жести, алюминия, ватмана, газеты, светлые стены зданий, снег, песок… Для рассеивания света и смягчения применяются так называемые «зонтики», которые создают направленные потоки мягкого света на объект съемки. (слайд № 24).

Как работают отражатели? Вы направляете на них свет и он отражается под тем же углом в противоположном направлении. Угол падения равен углу отражения.

Рефлекторы также составляют наиболее значимую часть любого осветительного прибора, представляющую собой отражающую или зеркальную поверхность, окружающую лампу с боков, сверху, снизу, сзади и отражающую световой поток в одном направлении. Они применяются практически везде, начиная от карманных фонариков и кончая вспышками. (слайд № 25)

При цветной съемке для подсвечивания объекта можно использовать цветной рефлектор.

Необходимыми приспособлениями для стационарных осветителей являются штативы. Они имеют регулировку высоты и направления светильников.

Не все фотографы - любители имеют возможность приобрести дорогое студийное осветительное оборудование и потому производят фотосъемки при свете обычных лампах накаливания, галогенных и т. д., используют имеющееся световое оборудование в доме : настольные лампы, торшеры, бра, фонарики. Но не страдает ли от этого качество ФОТОГРАФИИ? Давайте посмотрим фотографии.

Очень часто начинающие жалуются на то, что нельзя ничего интересного снимать дома, поскольку расстояния не те, источник света не тот и прочее. Отражатели находятся повсюду вокруг нас, например: стены и потолок, белая простыня, маленькое зеркальце, настенное зеркало, кухонная фольга, белая рубашка, белый картон или бумага. (Слайд № 26).

И отсюда уже возникает следующий вопрос: что лучше фотовспышка или лампы накаливания?

Преимуществом ламп накаливания перед фотовспышкой является то, что фотограф видит светотеневой рисунок, получающийся на объекте. Недостатком – то, что для хорошего освещения объекта требуется большая мощность ламп накаливания и достаточно сложно сохранить цветовой баланс и в светах и тенях.

Считается, что при фотосъемке следует избегать смешивания света от источников света, имеющих различную цветовую температуру, например света от окна и света ламп накаливания, так как результат может быть непредсказуемым, хотя бывают исключения. (слайд № 27,28, 29)

Слайд № 29. Эта фотография была сделана с помощью двух источников света с разной цветовой температурой. Желтый цвет символизирует костер, который согревает двух молодых людей, а голубой – луну, освещающую их путь.
Особенности съемки при искусственном освещении

Съемке в условиях искусственного освещения присущи свои особенности.

На предыдущем занятии мы говорили с вами о двух понятиях, которые описывают качество света. Назовите мне эти термины. ( Жесткий и мягкий свет).

При искусственном освещении данные свойства света также являются основополагающими. Слайд № 30

Большое значение имеет расстояние между объектом съемки и источником света, которое чаще всего ограничено несколькими метрами.

Важное свойство света — направленность светового потока, непосредственно связано как с линейными размерами источника света, так и с расстоянием от него до объекта съемки. Ориентировочно эту зависимость можно представить следующим образом: если линейные размеры излучающего свет тела близки или равны расстоянию от источника до объекта съемки, то освещение объекта носит мягкий, светотональный характер; если же линейные размеры источника света в десятки раз меньше расстояния от него до объекта съемки, такое освещение можно считать направленным. Характеристики освещения при различных соотношениях этих размеров приведены в следующей таблице: (слайд № 31) (слайд № 32)


Характер освещения


Соотношение размеров источника света и расстояния от источника до объекта съемки


Мягкое светотональное освещение без четко выраженных теней :


1:1


Мягкое освещение с едва выраженными размытыми тенями


От 1:1 до 1:3


Мягкое освещение с плавными переходами от света к теням


От 1:3 до 1:6


Достаточно контрастное освещение с нечеткими контурами теней


От 1:6 до 1:10


Контрастное освещение с четкими границами тени 1:10


1:10




На следующем занятии мы поговорим об импульсном свете ( вспышках), продолжим изучение различных видов и закономерностей искусственного освещения.

В завершении этой части нашего урока, позвольте задать вам несколько вопросов.

  1. Перечислите лампы, используемые при фотографической съемке?
  2. Какие вы теперь знаете формирователи светового потока?
  3. В каких помещениях при фотографировании удобно сочетать имеющееся освещение со светом ламп накаливания? (в неспециализированных помещениях: предприятиях, музеях и т.п.)
  4. А теперь посмотрите на фотографии и попытайтесь оценить, при каком освещении сфотографированы объекты съемки? Слайды № 33,34,35,36.


Обобщение.

Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению.

Обычно учащиеся говорят о том, что теперь они будут больше обращать внимание на то, почему при данном освещении объект съемки выглядит столь интересно. И где бы они не находились, они будут чаще оглядываться вокруг и пытаться оценивать качество света понравившегося объекта. Вижу ли я четко очерченные тени? Или их нет вообще? Или что-то среднее?

Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации?

Фотографы видят и «чувствуют» свет лучше всех других людей. Но при этом мало просто знать, что вам больше нравится освещение определенного качества, нужно четко понимать, почему. Знание качеств света поможет вам принимать более грамотное решение при проведении студийных фотосъемок, выбирая наиболее приемлемые варианты освещения.

IV Перемена. 10 мин.


V. Практическая часть

Перед началом практической работы разделить учеников на 3 группы (3мин) (если есть возможность, лучше поделить на группы заранее). Помещения фотошколы ( 3 комнаты) позволяют производить учебную фотосъемку в каждой из них.

Кроме того, при работе с постоянными источниками света особое внимание следует уделить технике безопасности ( школьники , получив вводный и текущий инструктаж по работе с электрическими приборами, расписываются в специальном журнале).

Получение заданий. (слайд № 37)

Задание № 1.

Произвести фотосъемку объекта (предмета или человека) поочередно при трех разных видах света, который находится в трех разных комнатах: а). электрические лампы накаливания б). галогенные лампы в). люминисцентные лампы.

А. Фотосъемка производится при автоматическом балансе белого

Б. Фотосъемка производится с коррекцией баланса белого ( в настройках фотоаппарата учитывается различное освещение). Минимум 12 кадров

Вывести изображение на компьютеры и проанализировать полученные фотоснимки.

Задание № 2. Произвести фотосъемку одного и того же объекта, добиваясь жесткого и мягкого освещения. Съемка производится поочередно двумя источниками освещения ( с мягким и жестким светом.) Вывести изображение на компьютеры и проанализировать полученные фотоснимки. Минимум 4 кадра.

Дополнительное задание для наиболее способных фотолюбителей: найти в коридорах и вестибюлях ЦДТ места с нестандартными условиями освещения и сфотографировать там. Можно использовать фонарик.

Педагог раздаёт инструктивные карточки с заданиями. Перед работой учитель показывает, на что именно из практической работы ученикам необходимо обратить внимание, на какие вопросы найти ответ, каким образом достигнуть успеха выполнения рабочих заданий. В то же время акцентируется внимание на результатах, которые ученики должны достичь во время выполнения заданий

Условия фотошколы позволяют соединить непосредственное выполнение практической работы и быстрый компьютерный просмотр полученных изображений.

Советы и рекомендации по практическому применению материала:

а. Правильно установить светочувствительность (ISO)

б. Фотографировать следует в режиме P (автоматический режим)

в. При необходимости делать экспокоррекцию.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

VI. Подведение итогов уроков. Домашнее задание.

Обсуждаются результаты проведённой работы, после чего учителем даётся задание на дом

Общие выводы.

Свет лежит в основе фотографии. Не зная основ света и освещения, нельзя сознательно создать качественную фотографию. В условиях фотостудии свет находится в полном распоряжении фотографа. Искусственное освещение - это еще одна степень свободы, предоставляемая фотографу. Но свободой нужно уметь пользоваться. Неумелое обращение со свободой идет только во вред. И примеров тому множество.

Сегодня мы с вами работали с одним источником света. Работа с одиночным источником света является хорошим упражнением при изучении эффектов освещения не только применительно к условиям студии, но и для лучшего понимания естественного освещения.

Одиночный источник, конечно, может служить не только учебным целям, это настоящий инструмент, с помощью которого можно решать многие серьезные задачи.

Сколько было источников света у старых мастеров живописи? Одна из наиболее распространенных и красивых схем - "рембрандтовская" - когда единственный источник направлен сверху. Почему? Да потому что он использовал самое обычное окно в потолке. Что не помешало ему написать много картин, которыми восхищаются потомки и по сей день. (Слайд № 38)

Задание на дом. Рекомендации к его выполнению. (Слайд № 39)

  1. Повторить практические задания, выполненные на занятии.
  1. Сфотографировать предмет на подоконнике, используя свет от окна. Сфотографировать этот же предмет, используя другой свет, например, настольной лампы вечером.
  1. Проанализировать полученные снимки и показать их на следующем занятии.


Рефлексия. Цель - выявить результативность урока на основе оценки самими учащимися. Преподаватель вместе со школьниками дает общую оценку занятия, работы всей группы. Обсуждаются удачные и неудачные моменты, поощряет занимающихся словесно с обещаниями разместить все удачные фото на будущих выставках и конкурсах. Преподаватель всех благодарит за участие и сообщает о завершении занятия.

Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимое оборудование, инструкционные карточки. У учащихся на рабочих местах имеются фотоаппараты, тетради. Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то, чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка школьников к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности к восприятию нового материала.
Были сообщены цели урока, для организации внимания использовались слайды презентации, восстанавливались технологические ситуации прошлого занятия в ходе повторения.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа.


Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил т/б, рабочее место организованно. Практическая работа выполнялась под наблюдением педагога. замечания при неправильном выполнении точения и нарушении правил т/б делались своевременно.


Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало усвоение уч-ся изученного материала.


Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися . При проведении итога занятия все учащиеся ся получили домашние задания ( с пояснениями выполнения). Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.

Особенно интересным и поучительным получился разбор домашнего задания. Ребята постепенно обучаются конструктивной критике. Фотограф выбирает дважды: один раз при съемке, второй - после, по отснятым кадрам. И это самый ответственный его поступок. Поэтому фотография - это больше чем наполовину осмысление и отбор, а хороший фотограф - больше чем наполовину безупречный вкус.

Анализ и отбор - наиболее творческий процесс в работе фотографа. Именно

здесь проявляется его личность.

Что касается практической работы, то здесь необходим постоянный контроль.

Обычно учащиеся хорошо справляются с заданиями, тем более параметры съемки им могут подсказать товарищи. Но они легко отвлекаются на свободную тему.

При повторном проведении этого урока необходимо дополнительное техническое оснащение всех кабинетов системами затемнения.

Практической части урока можно уделять несколько больше времени.