Методическая разработка киноурока «Формирование гражданской идентичности посредством эстетического восприятия киноискусства» (для работы в группах)

Игнатова Мария Юрьевна

Методическая разработка посвящена анализу короткометражного фильма «Возвращение домой», который содержит в себе ценностный потенциал гражданско-патриотического воспитания, направлена на формирование нравственных ценностей, развитие эмоционального восприятия искусства кино, умение анализировать фильм, выявлять смысловые акценты и оценивать художественное мастерство режиссера. Урок построен на примере короткого метража «Возвращение домой». Фильм длится всего три минуты, но содержит в себе глубокие образы-символы, которые раскрывают идейно-смысловое содержание. Методическая разработка адресована учителям литературы, истории, кинопедагогики, может быть использована на внеклассных и внеурочных мероприятиях. Методическая разработка соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kino_metod_r_-_kopiya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка киноурока

 «Формирование гражданской идентичности посредством эстетического восприятия киноискусства»
(для работы в группах)

Аннотация

 Методическая разработка посвящена анализу короткометражного фильма «Возвращение домой», который содержит в себе ценностный потенциал гражданско-патриотического воспитания, направлена на формирование нравственных ценностей, развитие эмоционального восприятия искусства кино, умение анализировать фильм, выявлять смысловые акценты и оценивать художественное мастерство режиссера. Урок построен на примере короткого метража «Возвращение домой». Фильм длится всего три минуты, но содержит в себе глубокие образы-символы, которые раскрывают идейно-смысловое содержание. Методическая разработка адресована учителям литературы, истории, кинопедагогики, может быть использована на внеклассных и внеурочных мероприятиях. Методическая разработка соответствует ФГОС.

Пояснительная записка

Данный материал предназначен для обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов гуманитарных специальностей. Фильм выбран ввиду своей небольшой продолжительности, выразительности образов и глубины проблематики. Работа с таким материалом позволяет эффективно решать образовательные задачи, способствуя развитию критического мышления учащихся и повышению уровня эстетической культуры.

Цель занятия

Формирование способности воспринимать и интерпретировать художественный замысел автора, развивать эмоциональную отзывчивость и способность рефлексии.

Задачи занятия

  1. Развитие умения видеть смыслы художественного произведения, выраженные средствами кинематографа.
  2. Формирование способностей анализа художественных произведений, выявление символизма и подтекстов.
  3. Воспитание чувства ответственности перед близкими людьми, понимание важности семейных связей.
  4. Расширение кругозора и повышение общей культурной грамотности учащихся.
  5. Воспитание эмоциональной отзывчивости и критического мышления через восприятие искусства;
  6. Стимулирование интереса к изучению истории кинематографа и культурного наследия России.
  7. Формирование гражданско-патриотической идентичности

При проведении киноурока применяется технология диалогового обучения. Большое внимание уделяется вопросам сотрудничества учителя и ученика, их межличностному взаимодействию. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Используются следующие методы и приемы работы:

Метод словесной зарисовки, метод постановки проблемных вопросов, объяснительно-иллюстративный метод, метод беседы, анализа эпизодов, сцен, работы в группах, прием ассоциаций.

Обоснование актуальности проблемы

Война, как явление, можно охарактеризовать как конфликт, который приводит к насилию, страданиям и утратам. Она затрагивает не только солдат, но и гражданское население, разрушая семьи и мечты. В этом контексте важно понимать, что восприятие войны может быть разным: для одних она — это долг и патриотизм, для других — горе и утрата. Короткометражный ролик «Возвращение домой» показывает, что восприятие войны — это не только страдания и утраты, но и надежда на восстановление и воссоединение. Такие произведения, как этот фильм, помогает нам лучше понять, как война влияет на человеческие судьбы и как важно ценить мир и семью.

Категория участников

Учащиеся школы, возраст – 11–13 лет.

Планируемые результаты

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Воспитание эстетической культуры: знакомство с шедеврами литературы и кинематографии развитие вкуса

Этико-нравственное воспитание: обсуждение ключевых этических проблем помогает сформировать представление о ценностях добра, сострадания, ответственности.

Патриотическое сознание: фильмы о героизме, жертвенности и подвигах пробуждает уважение к прошлому своей страны, воспитывает любовь к отечеству.

Эмоциональное обогащение: просмотр и обсуждение художественных фильмов способствуют формированию богатого внутреннего мира, развивают эмпатию

Метапредметные:

Способность аргументированно высказывать свое мнение: школьники научаются обосновывать свою позицию, приводить убедительные аргументы.

Критическое мышление: подростки приобретают навык самостоятельного анализа поступающей информации, выявления противоречий и несоответствий.

Коммуникативные способности: учащиеся эффективно взаимодействуют друг с другом, участвуют в диалогах, дискуссиях, вырабатывают умение договариваться и приходить к общему мнению.

Самостоятельность и рефлексивность: подростки получают опыт самооценки и самоконтроля, сравнивая свою интерпретацию фильма с мнением одноклассников и учителя.

Предметные:

Развитие восприятия: школьники учатся внимательно смотреть фильм, выделять ключевые эпизоды, понимать скрытые смыслы и символы.

Формирование навыков анализа фильма: ребята овладевают способностью самостоятельно интерпретировать художественные образы, мотивы, идеи режиссера.

Понимание особенностей жанра: учащиеся знакомятся с жанровыми особенностями фильма, выявляют характерные признаки.

Умение сопоставлять разные точки зрения: дети развивают способность сравнивать мнения критиков, формируя собственный взгляд на просмотренный фильм.

Владение терминологией: ребята осваивают специальные термины кинематографа активно используют их в речи.

Выявление мировоззрения режиссера: старшеклассники начинают видеть идейно-художественную концепцию

Система достижения оценки планируемых результатов

Оценка способности обучающихся к решению познавательных и практических задач, готовности к саморазвитию через творческие задания. Активность участия в групповых дискуссиях и выполнении заданий. Степень аналитической работы учащихся по внешним акцентам фильма. Способность аргументированно высказывать своё мнение, отражающее восприятие художественных особенностей и идей картины. Самостоятельность выводов относительно роли фильма в формировании мировоззрения.

Данная методическая разработка может быть использована, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, преподавателями исторических наук, учителями русского языка и литературы при проведении внеклассных мероприятий и на занятиях по истории, литературы.

Перечень используемого оборудования и материалов

Для проведения мероприятия необходим компьютер, проектор, экран для просмотра фильма «Возвращение домой». Для работы в группах потребуются карандаши (фломастеры), чистые листы формата А4.

Ссылка на выбранный фильм 

zeroplus.tv/film/vozvrashchenie-domoy

Структура работы с фильмом

Тема занятия: «Дорога домой сквозь огненные годы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формат: занятие, рассчитано на 2 урока по 40 минут, включающие в себя просмотр короткометражного фильма, работа в группах и дискуссия.

Основной этап

Этап  мотивация к учебной деятельности

Метод: словесное приветствие. Учитель приветствует учащихся, настраивает на активную работу.  Учащиеся здороваются с учителем.

Этап актуализация знаний

Метод словесной  зарисовки

Учитель начинает рассказ собственной короткой истории, случая, связанных с возвращением домой после некоторого отсутствия, приводит примеры, например, поездка в отпуск или в гости. Затем учитель просит детей описать свой идеальный дом. Учащиеся слушают, проявляют интерес, делятся впечатлениями и объясняют, почему именно такое жилище кажется идеальным

Метод постановки проблемных вопросов

Учитель задает проблемные вопросы:

-Где находится дом человека, который нигде не живет постоянно?

- Почему человеку важно возвращаться домой после долгого отсутствия?

- Как вы думаете, а в какой период нашей истории для человека Дом был главной ценностью?

- А какие художественные произведения, в т.ч. фильмы о возвращении домой вы знаете?

С помощью наводящих вопросов учителя, совместных размышлений учащиеся приходят к выводу, что  дом там, куда сердце стремится.

Учащиеся отвечают, что в период войн мысль о доме ассоциировалась с миром, стабильностью и тишиной, возможностью отдохнуть душой и телом после ужасов боя. Представляя себя снова рядом с родными стенами, многие обретали новые силы, решительность и волю продолжать борьбу, ведь защищать родину означало защищать своё жильё, свою семью и будущее поколение.

Предполагаемые ответы учащихся.

Художественные литературные произведения.

Михаил Шолохов. «Судьба человека». Рассказ, построенный вокруг монолога простого русского солдата, чья жизнь была навсегда сломана войной. Вернувшись домой, герой сталкивается с болью утраты семьи и поиском смысла дальнейшей жизни.

Борис Васильев. «В списках не значился». Роман, в центре которого — судьба младшего лейтенанта Николая Плужникова, погибшего, защищая Брестскую крепость, но сохранившего в душе надежду на возвращение домой.

Алексей Толстой. «Русский характер». Сборник рассказов, где остро выражено чувство дома, стремление сохранить национальную идентичность даже в самые тяжелые периоды жизни.

Сергей Алексеев. «Крепость Бадабер». Книга посвящена судьбам советских солдат, попавших в плен и сумевших вырваться на свободу. Герой мечтает вернуться домой, несмотря на тяжелейшие условия плена.

Художественные фильмы: «Возвращение с фронта», «Просто домой», «Двадцать дней без войны», «Баллада о солдате» и др.

Прием ассоциаций

Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, приводя ассоциативный ряд к слову «дом», обозначить цели и задачи.

Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы, формулируют тему и образовательные цели занятия. Примерные ответы: «Дорога домой сквозь огненные годы»,  «От побед до ворот отчего дома», «В поисках тепла и уюта»

 «Сквозь дым пожарищ к светлым окнам», «Вернуться туда, где тебя ждут», «Победивший страх и открывший дверь»

Этап первичного усвоения новых знаний

Метод иллюстративно-объяснительный: просмотр короткометражного фильма.

Учитель предлагает посмотреть короткометражный фильм «Возвращение домой» «ловить» детали: как герой движется, что он видит, какое у него лицо, какой звук окружающей среды (или тишина).

Учащиеся смотрят, обдумывают, эмоционально проникаются, погружаются в сюжет.

Этап первичной проверки понимания

Метод беседы, анализа эпизодов, сцен фильма активизирующий непосредственные впечатления учащихся

Учитель просит поделиться общими первичными впечатлениями о фильме:

Какое впечатление произвел фильм?

Что вызвало наибольшие эмоции у вас?

Какие чувства испытывал герой фильма перед возвращением домой?

Почему возвращение домой является важным событием для каждого ветерана?

Почему герой бежит вверх по лестнице? Что это может символизировать?

Что выражает его поза, взгляд, замедленное движение?

Какие ассоциации вызывает отсутствие слов, тишина?

Что означает «дом» для человека, пережившего войну? Какой смысл вкладывается в это слово?

Ваше впечатление: светлое будущее — надежда или ещё туман за окном?

Связь с темой геноцида: как фильм о возвращении может звучать в контексте, когда целый народ лишён дома, безопасности, памяти?

Что значит сохранять память, когда жертвы не могут больше рассказать о своей истории?

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся эмоциями, переживаниями, анализируют фрагменты, эпизоды, отдельные сцены фильма.

Этап первичного закрепления полученных знаний

Учитель предлагает нарисовать эту историю. Изобразите в виде символа какой-либо один этаж так, чтобы было понятно, что это другое историческое время. Объясните свой выбор. Учащиеся поясняют изображенный символ.

Этап самостоятельной работы

Метод работы в группах.

Учитель делит класс на 4 группы примерно 5 человек, каждой группе предлагает проанализировать свой акцент:

Группа 1 — Визуальные образы: стены, лестница, дверь, окружающая архитектура — что это говорит о войне и восстановлении?

Группа 2 — Звуковые акценты: тишина, шаги, звуки улицы — как они формируют настроение и выразительность фильма?

Группа 3 — Движения и жесты героя: бег, остановка, взгляды — как через них передаются эмоции и значение момента?

Группа 4 — Символика пространства: дом как символ, лестница как переход, открытая дверь как надежда — как они говорят о памяти и утрате?

Каждая группа в течение  7–10 минут обсуждает образы-символы,  затем презентует в течение 2-3 минут  и обозначает 3–4 ключевых наблюдения.

Этап включения нового знания в систему

Учитель предлагает учащимся написать постер к фильму. Ребята в течение 5 минут придумывают пост.

Информация о домашнем задании

Общее задание: порассуждать о том, что мы могли бы показать, сняв для фильма концовку-последнее десятилетие. Какие события произошли в этот промежуток времени.

Этап рефлексии

Учитель предлагает обсудить, как личное возвращение может отразить глобальную трагедию. Фильм напоминает, что даже если человек вернулся — это не всегда возвращение к прошлому миру. Особенно болезненно это осознавать тогда, когда миллионы не могли вернуться вовсе. Это и есть путь к памяти, к пониманию: память начинается с лица, с истории одного — и растёт до истории многих.