литературно-музыкальная композиция "Я лиру посвятил народу своему.."

костенко галина акбаровна

Материал посвящён 195 -  летию со дня рождения Н.Некрасова. Звучали  стихи поэта в сопровождении классической музыки,  отрывки из поэм: "Мороз, Красный нос", "Русские женщины", романсы на  сихи поэта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 195 лет со дня рождения поэта Н.А.Некрасова.

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

Оборудование:портретпоэта,книги, рисунки к его произведениям,компьютер, медиапроектор.Во время проведения мероприятия показывается презентация.

1 ведущий - наизусть

Стихи мои! Свидетели живые

за мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

2 ведущий.10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов.Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,-говорил поэт.Стих. «Я рос, как многие, в глуши»

1 ведущий.И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.

2 ведущий.Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.

1 ведущий.Неподалеку от Волги, на равнине, средь бесконечных полей и лугов,раскинулось село Грешнево.Здесь провел свое детство Н.А.Некрасов. При усадьбе был старый, запущенный сад,обнесенный глухим забором.Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину,вишни.Конечно,господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но,улучив удобную минуту,мальчик убегал к своим деревенским друзьям,уходил с ними в лес,делал «грибные набеги».

2 ведущий.Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:

О милые плуты!Кто часто их видел,

Тот,верю я,любит крестьянских детей…

Инсценирование «Крестьянские дети» и отр. «Однажды в студёную зимнюю пору…»

3 класс

1 ведущий.Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного,оборванногомальчишку,в руках которого были книжки.Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова.

Чтец (стихотворение «Школьник»).  4 класс

2 ведущий. Трудная, тяжёлая  жизнь  была у крестьян. Когда  поэт приезжал из Петербурга в деревню, к родителям, он видел  эту жизнь. Много его произведений посвящено труду крестьянскому.

стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…»

1 ведущий. Отчаявшись найти правду у себя в деревне, крестьяне отправлялись в город просить справедливости,но, к сожалению, и  там их не желали слушать.

Стих. Размышления у парадного подъезда»

2 ведущий. По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники.Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька,деревенскиеторговцы.Это герои поэмы «Коробейники».

Звучит песня «Коробушка» в исполнении Н.Кадышевой

1 ведущий.В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины,гордой и величавой,красивой и статной, не сломленной.

(отрывок из поэмы «Русские женщины»)Княгиня Трубецкая. Глава 1. Княгиня Волконская. Глава 3.

2 ведущий. «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».  Звучит романс «Тройка».аудиозапись.

1 ведущий.О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России..

2 ведущий. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. 

«Вчерашний день часу в шестом» Аудиозапись

1 ведущий.В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.

2 ведущий. :Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому имел право говорить о ней, как о родной матери. Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве

1 ведущий:Природа бывает разной: ласковой и жестокой, но я люблю ее во всех проявлениях. Для меня природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую я сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

отрывок из стихотворения «На Волге» отр. из поэмы «Железная дорога»

О Волга,колыбель моя…»

Но главное в этом стихотворении-вера в великое будущее России,любовь к русскому народу.

отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»-

. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

2 ведущий. Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда.

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени – не был никогда.

1 ведущий.

Ты к нам приходишь через бездну лет.

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.

2 ведущийНастоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту.

1 ведущий. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.

Завтра встану и выбегу жадно
Встречу первому солнца лучу:
Вся душа встрепенется отрадно,
И мучительно жить захочу!

2 ведущий. Болезнь  оборвала жизнь поэта, и он скончался 27 декабря 1877г., прожив всего  56 лет.

1ведущий.Его хоронили в ясный морозный день. Газеты писали: « Петербург как будто проснулся раньше обычного, чтобы проводить поэта.

2 ведущий.Гроб всю дорогу несли на руках. За гробом шло множество людей, больше четырёх тысяч: студенты, писатели, трудящаяся молодёжь, крестьяне…»

1 ведущий.Русская земля, которую он так любил и которую воспел лишилась одного из величайших сыновей своих

2 ведущий – наизусть

Смолкли поэта уста благородные,

Но ты нам оставил  песни свободные,

Ты научил нас не падать в борьбе –

Вечная слава тебе.