Сценарий к литературной викторине «Герой своего времени» (жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова)

Воркунова Ольга Михайловна

Этот сценарий поможет провести учителю увлекательную викторину по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. В сжатой форме (сценарий рассчитан на 45 мин.) вы сможете проверить знания учащихся по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_stsenariy_lermontov_.docx39.31 КБ
Файл viktorina_lermontov.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий к литературной викторине

«Герой своего времени»

Слайд №1 «Герой своего времени»

Музыкальная заставка.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители сегодняшней литературной викторины! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Слайд №2 «Нет, я не Байрон…»

Ведущий 2:        Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит.

Ведущий 1: В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны?

Кто Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!

Ведущий 2: Сегодня в нашем интеллектуальном состязании примут участие сборные команды 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классов. Поприветствуем наших участников!

Оценивать ваши знания, дорогие участники, будет внимательное и компетентное жюри.

Ведущий 1 объясняет правила викторины.

Ведущий 1: Ребята, обратите внимание на ваших столах лежат листочки и ручки. После того как вопрос задан, командам даётся время на обдумывание. Свой ответ вы должны написать на листочке и отнести к столику жюри. Не забудьте подписать ответ номером своей команды.

Слайд №3. Конкурс 1 «Путешествие по лермонтовским местам»

Ведущий 2: Лермонтов прожил короткую (неполных 27 лет), но очень яркую жизнь. Ему прочили такую же славу, как Александру Сергеевичу Пушкину, настолько талант его был могуч. Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится понятно, что перед нами гений. В 10 он сочинял пьесы для домашнего театра, в подлиннике читал французских, немецких и английских классиков, прекрасно рисовал, в 15 написал первую поэму. Давайте совершим виртуальное путешествие по лермонтовским местам.

Ведущий 1: Внимание – конкурс! Подпишите листочки. Сейчас на слайдах вы увидите изображение мест, которые связаны с именем поэта и заслушаете краткий комментарий ведущих. Ваша задача - узнать и верно записать название этого места. На обсуждение отводится 30 секунд. Жюри будет оценивать правильность, точность написания, отсутствие фактических ошибок.

Слайд №4 (без подписи)

Ведущий 2: Место №1. Здесь он прожил половину своей жизни. Здесь провёл детство, и здесь же покоится его прах: «Положите камень; и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». (30 секунд для обсуждения)

Слайд №5(без подписи)

Ведущий 1: Место №2. Это красивый город-курорт на Северном Кавказе, где Лермонтов впервые побывал в 10 лет. Здесь же происходят основные события повести «Княжна Мери». (30 секунд для обсуждения)

Слайд №6(без подписи)

Ведущий 2: Место №3. Об этом месте один из героев Лермонтова оставил нелестные отзывы – «самый скверный из всех приморских городишек». Происшествие, случившееся с Лермонтовым во время квартирования в этой станице в 1837 году у местной казачки, легло в основу одного из его произведений. (30 секунд для обсуждения)

Слайд №7(без подписи)

Ведущий 1: Место №4. У подножия этой горы 15 июля 1841 года состоялась дуэль армейского поручика Лермонтова с майором Мартыновым, на которой поэт был смертельно ранен. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 1 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайды с правильным ответом. Слайд №8 «Тарханы»; Слайд №9 «Пятигорск»; Слайд №10 «Тамань»; Слайд №11 «Машук».

Слайд №12. Конкурс 2 «Стихами можно рисовать,

как будто красками»

Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Стихами можно рисовать,

как будто красками…» Перелистывая томики сочинений Лермонтова, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так красочно. Он умел одухотворять, оживлять природу. Небо и море, деревья и цветы наделены у него человеческими страстями. Им знакомы радости и горести, грусть и одиночество.

Ведущий 2: Внимание – конкурс! Подпишите листочки. Сейчас на слайдах вы увидите отрывки из известных произведений Лермонтова. Узнайте их и напишите названия. На обсуждение отводится по 30 секунд.

Ведущий 1. Слайд №13.         Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных…» (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2. Слайд №14.         Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сОрвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

(30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1. Слайд №15.         Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине…

(30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2. Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 2 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайд с правильными ответами. Слайд №16. Первое стихотворение «Листок», второе – «Три пальмы», третье – Утёс».

Слайд №17 Конкурс 3 «Любите живопись, поэты!..»

Ведущий 1: «Любите живопись, поэты!..» - призывал когда-то Николай Заболоцкий. Художники порой помогают нам лучше понять замысел автора. И в этом книжная иллюстрация уникальна. В ней изобразительное искусство и литература сливаются воедино, открывая новые грани друг друга.

Ведущий 2. Внимание конкурс! Ребята, сейчас вы увидите иллюстрации к произведениям Лермонтова. Ваша задача – узнать это произведение и назвать его. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер иллюстрации. На обсуждение каждой иллюстрации 30 секунд. (Слайды № 18 - 20 без подписей и показываются с промежутком в 30 секунд) Слайды №18 – 20

Ведущий 1: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 3 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайды с правильным ответом. Слайд №21 «Мцыри»; Слайд №22 «Герой нашего времени»; Слайд №23 «Песнь про купца Калашникова».

Слайд №24. Конкурс 4 «Созвучье слов живых»

Ведущий 2: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»- писал когда-то Лермонтов. Слово действительно вызывает у нас живой отклик, рождает в нашем сознании множество ассоциаций. Ассоциация довольно часто употребляется в литературе.

Ведущий 1: Внимание, конкурс! Сейчас вы услышите слова-ассоциации с какими-то литературным произведением Лермонтова. Ваша задача – узнать это произведение. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер ассоциации. На обсуждение каждой отводится 30 секунд.

Ведущие называют ассоциации. Слайд №25

Ведущий 1: Ассоциация №1. Осень, пушка, кивер, солдат. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Ассоциация №2. Белый, море, одиночество, лазурь. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1:Ассоциация №3. Барс, монастырь, грузинка, горы. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 4 конкурса, но результаты не оглашаются) Теперь давайте вместе попробуем проверить, правильно ли вы ответили. (Во время проверки появляются слайды с названиями и иллюстрациями к данным произведениям). Слайды №26 – 28.

Слайд №29 Конкурс 5 «Рассыпанный текст»

Ведущий 1: Русский язык! Тысячелетия создавал народ один из богатейших языков мира. «Одаренный чудесной сжатостью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы», - так сказал о русском языке современник Лермонтова французский писатель Проспер Мериме. Высшая форма литературного языка – поэзия.

Ведущий 2: Внимание, конкурс! Ребята, перед вами «рассыпанный» текст, т.е. строчки в нём идут не по порядку. Ваша задача – восстановить текст, пронумеруйте правильно строчки, так, как они были у автора. У вас три минуты.                         Слайд №30

И леса синие верхушки —

Построили редут.

И вот нашли большое поле:
Французы тут как тут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

Есть разгуляться где на воле!

Ведущий 1: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 6 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайды с правильным ответом. Слайды №31

1. И вот нашли большое поле:
2. Есть разгуляться где на воле!

3. Построили редут.
4. У наших ушки на макушке!
5. Чуть утро осветило пушки
6. И леса синие верхушки —
7. Французы тут как тут.

Слайд №32 Конкурс 6 «Литературная шкатулка»

Ведущий 2: Каждое непрочитанное произведение можно сравнить с тайной, секретом, с загадочной шкатулкой, которую хочется открыть. «Есть тайна в каждой простоте…»

Ведущий 1: Внимание, наш финальный конкурс! Сейчас ведущие будут доставать из «тайного» ящика предмет, который должен будет вызвать у вас ассоциацию с литературным произведением Лермонтова. Ваша задача - узнать его. Записать название. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер предмета. На обсуждение  каждого лота - 30 секунд.

Ведущий 2: Лот 1. Кинжал. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1. Лот 2. Бюстик Пушкина. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2. Лот 3. Фата. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1. Лот 4. Маска. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 6 конкурса и в целом всего конкурса)

Ведущий 1: Теперь давайте вместе попробуем проверить, правильно ли вы ответили. (Ведущие и ребята ещё раз возвращаются к «тайному ящику» и называют произведение).

Слайд №33 «О, этот Лермонтов опальный…»

Ведущий 2: О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям.

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.

Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,

Серебряными шпорами звеня.

Ведущий 1: О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли,

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча,

По небу русскому прошёл.

Если результаты у жюри не готовы. Ведущий 2: Лермонтов… Одним он кажется холодным и язвительным, другим – живым и весёлым. «Гордо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы,» - говорил критик Дружинин.

Если результаты у жюри не готовы. Ведущий 2: Знаете ли вы, что…

  • Предком Михаила Юрьевича был пленный шотландец, дворянин Георг Лермонт, который, попав в XVIII веке в Россию, принял православие и остался в стране.
  • Если верить воспоминаниям Лермонтова, он впервые влюбился, когда ему было всего 9 лет, а его избраннице с кавказского курорта – 10 лет.
  • В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.
  • Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.
  • Михаил Юрьевич всю свою сознательную жизнь увлекался различными гаданиями и предсказаниями. Перед последним отъездом на Кавказ Лермонтов посетил известную Петербургскую гадалку Александру Киргхоф. Женщина предсказала гибель Пушкина, а также то, что Михаил Юрьевич больше не вернется в северную столицу.
  • Самый роковой факт из биографии Лермонтова – то, что судьбу поэта решила подброшенная монетка. Михаил Юрьевич не мог определиться, остаться ему в Пятигорске или уехать на службу. Лермонтов подбросил монетку, ему выпала поездка Пятигорск. Именно там, всего через несколько дней, поэт погиб на дуэли с Мартыновым.
  • За свои краткие 27 лет Лермонтов успел принять участие в трех дуэлях, еще четыре были отменены в последний момент.
  • Гроб с телом Лермонтова во время похорон несли на плечах офицеры всех полков, в которых ему довелось служить за свою жизнь.
  • Тело поэта покоилось в Пятигорске 250 дней. Затем бабушке Лермонтова удалось получить императорское разрешение на перезахоронение литератора в фамильном склепе.

Если результаты у жюри готовы. Подведение итогов.

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Оглашаются итоги конкурса, награждение участников грамотами и сладкими призами.

Ведущий 2: Благодарим участников за интересную игру, жюри за кропотливую работу и зрителей за поддержку. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герой своего времени

Слайд 2

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой…

Слайд 3

Конкурс №1 Путешествие по лермонтовским местам

Слайд 8

Тарханы

Слайд 9

Пятигорск

Слайд 10

Тамань

Слайд 11

г. Машук

Слайд 12

Конкурс №2 Стихами можно рисовать, Как будто красками…

Слайд 13

Первое стихотворение Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных…

Слайд 14

Второе стихотворение Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем.

Слайд 15

Третье стихотворение Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине...

Слайд 16

Первое стихотворение – «Листок» Второе стихотворение – «Три пальмы» Третье стихотворение – «Утес»

Слайд 17

Конкурс №3 Любите живопись , поэты !..

Слайд 21

«Мцыри»

Слайд 22

«Герой нашего времени»

Слайд 23

«Песнь про купца Калашникова»

Слайд 24

Созвучье слов живых... Конкурс №4

Слайд 25

Ассоциация №3. Барс, грузинка, монастырь, горы. Ассоциация №2. Белый, море, одиночество, лазурь. Ассоциация №1 . Осень, пушка, кивер, солдат.

Слайд 26

«Бородино»

Слайд 27

«Парус»

Слайд 28

«Мцыри»

Слайд 29

Конкурс №5 «Рассыпанный» текст

Слайд 30

И леса синие верхушки- Построили редут. И вот нашли большое поле: Французы тут как тут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки Есть разгуляться где на воле!

Слайд 31

1. И вот нашли большое поле: 2. Есть разгуляться где на воле! 3. Построили редут. 4. У наших ушки на макушке! 5. Чуть утро осветило пушки 6. И леса синие верхушки- 7. Французы тут как тут.

Слайд 32

Конкурс №6 Литературная шкатулка

Слайд 33

О, этот Лермонтов спальный… О, Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям и страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям. Туман…Тамань… Пустыня внемлет Богу. Как далеко до завтрашнего дня!.. И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня.